Арсланов Ш.Д. ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе по теме: Анализ методов формирования и реализации инвестиционной политики региона в условиях инновационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Advertisements

Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Эффективное региональное инвестиционное законодательство как наиболее действенный способ нормализации инвестиционного климата в регионе Чухланцев Дмитрий.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
«Инвестиционная карта Белгородской области как инструмент привлечения инвестиций в регион » Выполнил Ершов Е.Г. Аспирант 2 курса МЭСИ Проект на тему:
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Подходы к построению регрессионных моделей инвестиционной активности и привлекательности российских регионов Теплых Г.В.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Транксрипт:

Арсланов Ш.Д. ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе по теме: Анализ методов формирования и реализации инвестиционной политики региона в условиях инновационной экономики (на примере регионов СКФО) МАХАЧКАЛА 2015 ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Отдел социально-экономической политики региона

Объект исследования: инвестиционная политика регионов СКФО. Предмет исследования: процессы формирования и реализации государственной инвестиционной политики в регионах СКФО. Цель исследования: выявить влияние государственной инвестиционной политики на инвестиционную привлекательность регионов СКФО. Задачи исследования: 1)провести анализ существующей системы показателей, оценивающих инвестиционную политику региона; 2)проанализировать современное состояние инвестиционной привлекательности регионов СКФО. Гипотеза: Государственная инвестиционная политика является основным фактором определяющим инвестиционную привлекательность региона. Методы исследования: корреляционно-регрессионный анализ, сравнительный анализ, статистическое наблюдение. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Полученные результаты: 1. Определены и уточнены показатели оценки инвестиционной политики региона, исходя из факторов формирования благоприятного инвестиционного климата и качества управления инвестиционной сферой; 2. Обоснованы исходные предпосылки и ключевые факторы формирования и развития инвестиционной политики с учетом специфики регионов СКФО, а также определены основные направления активного участия государства в поддержке инвестиционной привлекательности региона. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона На привлечение инвестиционных ресурсов в регион влияют следующие факторы: 1. Высокий инвестиционный потенциал. 2. Инвестиционные риски. 3. Уровень социально-экономического развития. 4. Гармоничное инвестиционное законодательство. Все перечисленные факторы являются компонентами создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Наиболее значимым на сегодняшний день является формирование адекватного нормативно- правового поля, способствующего развитию инвестиционной деятельности в регионе. Поскольку именно региональное инвестиционное законодательство призвано учитывать особенности территориальной динамики всех инвестиционных процессов и формировать гармоничную инвестиционную политику, основанную на специфике конкретной территории.

Регион Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. Инв-ное закон-во Отнесение региона к группе (Эксперт РА) 2012 г По-ал Риск СКФО Республика Дагестан Зе ПпРв Республика Ингушетия Зе ПнРэ Кабардино- Балкарская Республика Зе ПнРу Карачаево- Черкесская Республика Зе ПнРв Республика Северная Осетия- Алания Зе ПнРв Чеченская Республика Зе ПнРэ Ставропольский край Зе ПпРу Таблица 1 - Объемы инвестиций и рейтинги инвестиционной привлекательности регионов СКФО Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Таблица 2 - Данные о корреляции между объемом инвестиций в регионах СКФО и социально- экономическими показателями ( гг.) Регион Показатель Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино- Балкарская Республика Карачаево- Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Алания Чеченская Республика Ставропольский край Численность населения (оценка на конец года), тыс. человек 0,990,900,700,47-0,720,550,92 Численность безработных, тыс. человек -0,490,77-0,93-0,56-0,99-0,04-0,96 Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 1,000,770,960,750,840,970,98 Стоимость основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости), млн. руб. 1,000,95 0,850,590,620,99 Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации) 1,00-0,580,810,290,84-0,020,58 Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 0,860,680,970,900,590,720,89 Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 1,000,840,950,730,800,570,98 Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

1. Объем инвестиций больше зависит от инвестиционного потенциала региона, нежели от степени риска, что подтверждается наличием достоверной корреляции между объемами инвестируемых средств и такими показателями как, стоимость основных фондов отраслей экономики, валовой региональный продукт, среднедушевые денежные доходы, густота автомобильных дорог и объем платных услуг населению. 2. Практически все регионы СКФО имеют специальные законы, регулирующие отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности. Однако эти законы не отличаются разнообразием и имеют своей целью установление дополнительных гарантий и льгот инвесторам. Для инвесторов более важным является не размер льгот, а сам факт принятия закона «Об инвестициях», который демонстрирует готовность региональной администрации оказывать поддержку инвесторам и возможность получения гарантий. Соответственно доминирует ориентация на крупных инвесторов, включая иностранных, и на «вписывание» в максимально возможное число инвестиционных программ, финансируемых федеральными властями. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Таблица 3 - Показатели оценки качества управления инвестициями Показатели организации планирования инвестиционных процессов Планирование Среднесрочные и краткосрочные инвестиционные программы региона 1. Наличие законодательной базы, закрепляющей основные направления развития инвестиционной политики. Наличие стратегии социально экономического развития региона; 2. Информационная поддержка со стороны региональных СМИ приоритетным направлениям развития инвестиционной политики; 3. Одобрение стратегии развития региона и, в частности, инвестиционной политики со стороны предпринимательской среды; 4. Наличие программы по проведению различных мероприятий направленных на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в регион. Комплексный подход к инвестиционной деятельности 1. Включение всех объектов государственных инвестиций в комплексную региональную программу развития инвестиционной деятельности в регионе; 2. Создание «бюджета развития» в региональном бюджете; 3. Включение в региональный бюджет инвестиционные расходы. Показатели текущего управления инвестиционными процессами Организация 1. Создание специализированного консультативно-совещательного органа по развитию инвестиционной сферы; 2. Соблюдение и развитие принципов и подходов единства органа управления инвестициями; 3. Деятельность центрального органа управления инвестициями направлена на привлечение дополнительных инвестиций. Исследование 1. Проводится работа по анализу основных проблем развития малого и среднего предпринимательства, и их участия при реализации различных инвестиционных проектов; 2. Основные критерии развития инвестиционной деятельности в регионе разработаны и соответствуют приоритетам социально- экономического развития региона; 3. Анализ внутренних резервов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона. Регулирование (стимулирование) 1. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности в регионе; 2. Актуальность и достоверность информации о порядке представления государственной помощи при реализации инвестиционных проектов; 3. Наличие готовых инвестиционных площадок. Координация 1. Координация инвестиционной деятельности на территории региона в целях выполнения стратегии социально-экономического развития; 2. Центральный орган управления инвестиционной деятельностью региона координирует деятельность местного самоуправления по вопросам инвестиционной деятельности; 3. Центральный орган управления инвестиционной деятельностью региона координирует деятельность иных структурных подразделений. Показатели эффективности организации контроля реализации инвестиционной политики в регионе Мониторинг и контроль 1. Мониторинг хода реализации приоритетных инвестиционных проектов; 2. Оценка эффективности региональных расходов; 3. Контроль хода реализации приоритетных инвестиционных проектов и бюджета развития. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Вычисление суммарного балла региона определяется по формуле: С = (Б)/(В) Расчет суммарного балла для Республики Дагестан будет выглядеть следующим образом: Б - максимальная оценка показателей в баллах – 9, В - возможные баллы – 22, итог С=0,41. Согласно предложенной методике мы имеем: «Стратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управления, при котором пассивное использование методов прямого участия не компенсируется повышением эффективности проводимых мероприятий. В управлении инвестициями не используются все принципы и инструменты управления. Наблюдается несогласованность нормативных актов между собой и со стратегией развития, а также несогласованность в организационной структуре органов власти, занятых управлением инвестициями» Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

Год Ранг потенциал а Доля в общероссийском потенциале, % Трудовой ранг Потребительс кий ранг Производствен ный ранг Фина нсов ый ранг Институ циональ ный ранг Инноваци онный ранг Инфрастру ктурный ранг Природно- ресурсный ранг Туристиче ский ранг Республика Дагестан Инвестиционный рейтинг региона - 3C1 (Пониженный потенциал - высокий риск) , , , Республика Ингушетия Инвестиционный рейтинг региона - 3D (Низкий потенциал - экстремальный риск) , , , Чеченская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3D (Низкий потенциал - экстремальный риск) , , , Кабардино-балкарская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Карачаево-Черкесская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Республика Северная Осетия-Алания Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Ставропольский край Инвестиционный рейтинг региона - 3B1 (Пониженный потенциал - умеренный риск) , , , Таблица 4. - Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала регионов СКФО (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»)

Год Ранг риска Средне взвешенный индекс риска (РФ=1) Законодате льный ранг Экономически й ранг Финансовый ранг Социальный ранг Криминальн ый ранг Экологическ ий ранг Управленче ский ранг Республика Дагестан Инвестиционный рейтинг региона - 3C1 (Пониженный потенциал - высокий риск) , , , Республика Ингушетия Инвестиционный рейтинг региона - 3D (Низкий потенциал - экстремальный риск) , , , Чеченская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3D (Низкий потенциал - экстремальный риск) , , , Кабардино-балкарская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Карачаево-Черкесская республика Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Республика Северная Осетия-Алания Инвестиционный рейтинг региона - 3C2 (Незначительный потенциал - высокий риск) , , , Ставропольский край Инвестиционный рейтинг региона - 3B1 (Пониженный потенциал - умеренный риск) , , , Таблица 5 - Составляющие рейтинга инвестиционного риска регионов СКФО (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»

При столь неоднозначности ситуации сложившейся в инвестиционной сфере республики стратегически важно ориентировать государственную инвестиционную политику на: 1. Обеспечение безопасности и стабильности в инвестиционной сфере. Необходимость развития этого направления непосредственно связано с высоким уровнем криминогенности в регионе. Невозможность сегодня обеспечить безопасность приводит к значительному снижению предпринимательской и инвестиционной привлекательности региона, не говоря уже о невозможности развивать потенциальные сферы деятельности, к примеру, туризм. 2. Децентрализацию инвестиционной сферы, т.е. уход от жесткого государственного управления и усиление роли рыночных механизмов в формировании и развитии инвестиционной сферы. Работа в этом направлении позволит снизить риски создания административных барьеров на всех уровнях реализации инвестиционного проекта, снизит возможность негативного влияния на решения инвесторов, снизит должностную коррупцию. 3. Информационная открытость, т.е. переход от рекламных буклетов и информационных паспортов на открытость и доступность информации в режиме он-лайн. Существующий тотальный государственный контроль за инвестиционной сферой в республике никак не предусматривает наличия исчерпывающего объема информации о предстоящих и уже реализуемых инвестиционных проектах. 4. Усиление роли общественной оценки планируемых и реализуемых инвестпроектов, определение их социальной значимости и необходимости для конкретных территорий. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН Отдел социально-экономической политики региона

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Махачкала 2015 ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ