НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Филиппов А.П. член Президиума ЦС Профсоюза работников РАН д. ф.-м.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рощин С. Ю. 31 октября 2014 Развитие академического рынка труда : задачи и возможности российских университетов.
Advertisements

Механизмы реализации мероприятия «Проведение научных исследований с привлечением начинающих исследователей высшей квалификации» ФЦП «Научные и научно-
Вузовская наука. Взгляд молодого профессора. Дмитрий Н. Кожевников Уральский государственный технический университет Институт органического синтеза УрО.
Институт системного анализа Российской академии наук Влияние программы КАДРЫ на результативность научной деятельности и возрастной состав исполнителей.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Участие ведущих ученых - победителей конкурсов на получение.
О научной политике вообще, и о молодёжной в частности Круглый стол «Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности» М.С.Гельфанд, д.б.н.,
СТУДЕНЧЕСКИЙ ФАНДРАЙЗИНГ Борисова Е.В. руководитель центра фандрайзинговой деятельности ФГБОУ ВПО «НГПУ»
2 Под центром коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) понимается научно-организационная структура, обладающая сложным высокоточным научным.
О функционировании системы менеджмента качества на отделении ТСХП.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Высшая школа экономики, Москва, Реализация эффективного контракта с ППС в форме академических надбавок В. В. Радаев, первый проректор НИУ.
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Собрание научно-педагогической общественности Заместитель директора департамента Минобрнауки России Лебедев Сергей Викторович 26 ноября 2008 года, г. Белгород.
Проблемы подготовки научных кадров в современных условиях Докладчик к. э. н., профессор, заведующая кафедрой « Маркетинг и менеджмент » руководитель НОЦ.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Татьяна Долинина, зав. каф. статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита Белорусского государственного технологического университета, к.э.н., доц.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Транксрипт:

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Филиппов А.П. член Президиума ЦС Профсоюза работников РАН д. ф.-м. н., зав. лаб. (ИВС РАН, Санкт-Петербург)

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ История вопроса. Зарубежный опыт. Последствия кризиса 90-х. Перемены двухтысячных, подходы к преодолению демографического кризиса в российской науке. Подводные камни и что дальше?

ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Молодые исследователи всегда получали и получают низкую заработную плату (во всех странах мира она заметно ниже средней заработной платы по стране). Один из способов смягчения ситуации – выделение молодым исследователям дополнительных средств в виде грантов, призов или стипендий (данная форма используется в ряде стран).

ИСТОРИЯ ВОПРОСА ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СССР: повышенные стипендии студенты разных уровней (Ленинская стипендия) за успехи в учебе, но с учетом достижений в исследовательской работе; конкурсы и олимпиады научно-исследовательских работ; призы – грамоты, дипломы и медали + денежные премии (размер – до полугодовой зарплаты молодого ученого); уровни – от ВУЗа или НИИ до общесоюзного министерства, от города или региона до союзной республики и страны в целом.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х Глобальный – политический, экономический, социальный – кризис и распад СССР кардинальное изменение ситуации в научной сфере: финансирование научных исследований упало в разы; резко снижение реальной заработной платы научных сотрудников; задержки выплаты заработной платы; нехватка денег на проведение исследований; нехватка денег на поддержание нормального уровня функционирования институтов (административные отпуска, работа по форме неполной занятости).

Массовый отток сотрудников из НИИ. «Исход» был неравномерным по возрастным группам: основная масса ушедших и сменивших область деятельности – молодые сотрудники. На «молодых» давило полное отсутствие долгосрочных перспектив – возможностей социального обеспечения, возможностей проведения исследований на высоком уровне, осложнение карьерного роста (нарушилась система «омоложения» научных кадров). Усугубление кадровой ситуации из-за резкого сокращения притока молодых специалистов, выпускников ВУЗов и техникумов. ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х

Сокращение доли молодых исследователей: в СССР доля молодых исследователей (до 28 лет ) – 30%. в РФ в середине девяностых доля молодых исследователей (до 35 лет) – 10%. Резкое сокращение доли научных работников в возрасте от 35 до 55 лет – 15% ; основная масса сотрудников – пенсионеры (в некоторых институтах РАН – до 75% ). ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х

Трагичность ситуации видели все, но первыми реальные действия по ее исправлению предпринимали руководители среднего и низкого уровня (министерства и руководство РАН продолжали «советскую» практику точечной и разовой поддержки молодых исследователей). Руководители лабораторий поддерживали молодежь из средств договоров и грантов (часто в ущерб более опытным и возрастным сотрудникам, нарушая принципы одинаковой оплаты за равный труд). Администрации НИИ – надбавки за «молодость» (всем) и «стипендии» (лучшим). Эти меры лишь приостановили исход молодежи (дополнительные доходы ниже 50% нищенского оклада мнс). ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х

Важное обстоятельство (продолжает действовать и в настоящее время): в девяностые наибольшими финансовыми возможностями располагали лидеры: широко известные за рубежом (инвалютные гранты, зарубежные стажировки для молодых ученых); имеющие выход на административный ресурс (дополнительное финансирование под «конкретные» задачи). Положение «молодого» было приемлемым, если он имел счастье работать у такого лидера. Проблемы : Всегда ли в этих группах получали более качественные научные результаты, по сравнению с тем, чего добивались в других командах? Насколько важны эти исследования для России? ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА 90-Х

Выход из кризиса 1998 года, устойчивый рост российской экономики, стабилизировался финансовый рынок. Этому способствовали реформы начала двухтысячных и высокие цены на нефть (50 – 60 долларов за баррель в гг. и около 100 долларов за баррель в гг.). У правительства РФ появились возможности для улучшения положения в научной сфере. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ Руководство страны видело трагическое положение с кадрами в науке (к началу «пилотного» проекта в РАН средний возраст научных сотрудников приближался к 60 годам) одной из задач повышения окладов сотрудников РАН в ходе «пилотного» проекта – исправление демографической ситуации, удержание и привлечение «молодежи». В первые годы после введения новой системы оплаты труда в РАН старение академических институтов остановилось. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Изменение в политике распределения научных грантов, упор на поддержку молодых специалистов. Два пути. «Взрослые» гранты Включение в состав исследовательской группы молодых специалистов (в заявках РФФИ и РГНФ – специальный пункт, учитывающий количество молодых исследователей). Однако, включать молодежь в состав команды не означает, что нужно платить ей. Приняты соответствующие меры (одно из требований РНФ – выплата молодым специалистам строго определенной доли фонда оплаты труда). ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Резкое увеличение количества стипендий, грантов и программ для молодых исследователей ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Санкт-Петербург Академические институты – стипендии, надбавки, премии и т.п. (до 1/2 оклада мнс, 6000 руб. в мес.). Правительство Санкт-Петербурга – конкурс научных работ студентов (грант в размере руб. в год), аспирантов (50000 руб.) и молодых специалистов ( и руб.). ВУЗы – при определении повышенных «именных» стипендий обязательно учитывается наличие у претендента научных работ. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Санкт-Петербург Фонд поддержки малых форм предпринимательства в научной сфере проводит – персональные гранты по программе У.М.Н.И.К ( руб. на два года) и конкурс проектов по программе «СТАРТ» с обязательным участием молодого специалиста (на три года с финансированием первого года руб.). ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

Санкт-Петербург РФФИ – работа молодого специалиста в ведущих лабораториях РФ (70000 руб. в мес.), «Мой первый грант» ( руб. в год), гранты для поддержки ведущих молодежных коллективов (до руб. в год, размер «взрослого» гранта – руб. в год) Президентский молодежный грант ( руб. в год). Президентские стипендии для молодых кандидатов (и докторов) наук. И.т.д., и т.п. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

На мой взгляд, количество грантов и стипендий для научной молодежи достаточное, даже большое. У специалиста в возрасте 36 лет возможности гораздо меньше. Современные молодежные гранты направлены не только на повышении заработной платы, но обеспечивают и проведение исследований. ПЕРЕМЕНЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ, ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА

К чему приводит такая направленность грантовой политики в российской науки? Что ждет нынешнюю научную молодежь? Положительные факторы – повышение заработной платы и некоторая финансовая независимость от руководства лабораторий и институтов, возможность проведения самостоятельных исследований накапливание опыта как написания заявок, так и руководства научными исследованиями и научными группами. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Отрицательные стороны (наиболее существенные на мой взгляд) Всегда ли это конкурсы молодых ученых? Не являются ли они конкурсами научных руководителей? 1. непосредственная помощь при подготовки заявки (ничего плохого в этой помощи не вижу); 2. решение экспертных советов. Учет индексов цитирования журналов и индивидуальных индексов. Это – оценки руководителям, т.к. они выбирают журналы, «формируют» индекс Хирша молодого специалиста (блестящий аспирант средненького руководителя будет иметь более низкий индекс Хирша, чем средненький аспирант блестящего руководителя). ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Точечность поддержки. «Серийность» получения грантов - один и тот же исследователь получает все возможные гранты (и часто некоторые из них неоднократно). Вроде бы хорошо, поддерживаются лучшие. Но… при определении победителя конкурса почти всегда учитываются прошлые заслуги. А это могут быть заслуги руководителя. Попавшему в обойму (скажем, будучи еще студентом) много легче побеждать. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Нарушение социальной справедливости (за одинаковую работу работники получают разную зарплату). Один человек работает по шести-восьми грантам. Когда успевает? Такой исследователь перерабатывает непропорционально получаемому вознаграждению, ущемляя права соседних молодых специалистов. Иногда нарушается и закон – за одну и ту же работу работник получает две и более зарплат. Что делать по достижении 36 лет. У «взрослых» грантов другие правила игры. Кризис перехода из «юниоров»? Куда бывшему молодому ученому податься? ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Самое главное. Поддержка молодежи за счет грантов – это хорошо. В значительной степени, это – наш особый путь. В развитых странах ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ грантовая поддержка любых возрастных групп ученых ОГРАНИЧЕНА. Они получают невысокую, но достойную зарплату. «Там» зарплата выпускника ВУЗа близка к средней по стране, а в Санкт- Петербурге оклад молодого ученого составляет 1/3 от средне городской. ПРИТОК МОЛОДЕЖИ ОПЯТЬ СНИЖАЕТСЯ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Самое главное ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ЧТО ДАЛЬШЕ? ЗАРПЛАТУ НАДО ПОВЫШАТЬ гранты прикладывать (средства на проведение исследований).