Финансовый план предприятия. 1 вопрос Основные задачи и порядок разработки финансового плана предприятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
План продаж предприятия, бюджет продаж. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии 1.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Тема 13. Стратегическое финансовое планирование на предприятии.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Инвестиционное планирование. Что такое инвестиции? Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных.
СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ Финансы предприятий (организаций) – хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
Тема 14. Текущее финансовое планирование на предприятии.
Тема 9 Анализ, планирование и прогнозирование денежных потоков.
Тема 3. Бюджетирование в производственной сфере Лектор Д.э.н.,профессор Маняева В.А.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Финансы и кредит Финансы предприятий. Сущность финансов предприятий Финансы предприятий - это система денежных отношений, охватывающая широкий круг денежных.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Тема 1. Понятие бюджета и бюджетирования. Бюджетирование как механизм реализации стратегии организации. Бюджет – финансовый план, охватывающий все стороны.
Транксрипт:

Финансовый план предприятия

1 вопрос Основные задачи и порядок разработки финансового плана предприятия

Финансовый план это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.

В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно- материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость. Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.

В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение: доходы и поступления средств; расходы и отчисления денежных средств; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом. Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

К основным задачам финансового планирования можно отнести: определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования; определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов; создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов; определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также маневрировать ресурсами.

Состав финансового плана Финансовый план включает три документа: 1) отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период); 2) план-баланс; 3) отчет о движении денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках С помощью этого отчета определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли - в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: а) реализация; б) себестоимость реализованной продукции или услуг; в) операционные затраты; г) получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что получается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия.

План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике. Проектировка потоков денежных средств наиболее важный финансовый прогноз в бизнес- плане. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее прибыль.

В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, включая выручку от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов. В отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат.

В финансовом плане учитываются 2 группы показателей: 1) показатели финансового состояния фирмы; 2) показатели эффективности инвестиций.

Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного - прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты - сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта; чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности нового производства или новой услуги; индекс прибыльности фирмы вообще и норму прибыльности инвестиций. Последний показатель является главным оценочным показателем эффективности инвестиционных проектов.

В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои Денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

Порядок разработки финансового плана В соответствии с Законом о предприятии хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели своей деятельности – прибыль, объем реализации, план финансирования капитальных вложений, формы и системы оплаты труда, самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в его распоряжении. В соответствии с этим положением финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. Порядок разработки плана определяется предприятием самостоятельно. В зависимости от форм собственности план утверждается собранием трудового коллектива, собранием акционеров, учредителем, советом директоров и т.д.

Для составления финансового плана используется следующая информация: 1) Бухгалтерский баланс за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета; 2) Данные об объеме производства; 3) Смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

4) Сметы затрат на содержание объектов социально – культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.); 5) Данные об объемах капитальных вложений; 6) Сведения о движении основных фондов и оборотных средств; 7) Проекты отпускных цен; 8) Анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год; 9) Лимиты расходов по отдельным статьям затрат природных ресурсов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на фирменную одежду, представительские расходы, командировочные и др.;

10) Нормы амортизационных отчислений; 11) Нормативы собственных оборотных средств; 12) Нормативы платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

Виды финансовых планов Стратегические планы это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы: 1. Инвестиционная политика предприятия: o политика финансирования основных средств; o политика финансирования нематериальных активов; o политика в области долгосрочных финансовых вложений.

В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы: 2. Управление оборотным капиталом: o управление денежными средствами; o управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия); o управление запасами. 3. Дивидендная политика предприятия. 4. Финансовые прогнозы: o прогноз доходов предприятия; o прогноз расходов; o общая потребность в капитале; o бюджет денежных средств.

В наиболее общем виде стратегический финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы: 5. Учетная политика предприятия. 6. Система управленческого контроля.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия.

2 вопрос Баланс доходов и расходов – основная часть финансового плана

Баланс доходов и расходов предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств; расходы и отчисления; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.

Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса. В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников.

В разделе «Расходы и отчисления средств» отражаются: 1. централизованные капитальные вложения, 2. затраты на капитальный ремонт, 3. расходы на прирост норматива собственных оборотных средств, 4. убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, 5. расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование фондов экономического стимулирования расходы на НИОКР, 6. подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, 7. для оказания финансовой помощи, 8. другие расходы и отчисления.

3 вопрос Бюджеты – форма планирования финансов предприятия

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее: обеспечение текущего планирования; обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия; обоснование затрат предприятия; создание базы для оценки и контроля планов предприятия; исполнение требований законов и контрактов.

Виды бюджета предприятия Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления генерального бюджета создаются: прогнозируемый баланс; план прибылей и убытков; план движения денежных средств. Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как: 1. бюджеты движения товарно-материальных ресурсов; 2. бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности; 3. бюджет развития; 4. инвестиционный бюджет.

Гибкий, или переменный, бюджет это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации в релевантном диапазоне.

Составление бюджета Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов-планов): o по методу сверху вниз o по методу снизу вверх.

По первому методу работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия форме включаются в планы подразделений. По второму методу поступают наоборот.

Существуют методы, направленные на повышение гибкости плана: Первый метод - дополнение тактического плана системой бюджетов; Второй метод - разработка нескольких вариантов плана; Третий метод - гибкий подход к оценке результатов; Четвертый метод - сочетание планирования с созданием заинтересованности; Пятый метод - переменные расходы плана.

Факторы, влияющие на бюджетную модель 1.ограничения, влияющие на деятельность компании (объем сбыта, производственные мощности и т. д.); 2. вид деятельности; 3. стратегические цели; 4. информационные потребности менеджмента компании; 5. размер предприятия и система управления.

5 вопрос Операционный бюджет

Операционный бюджет Фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия. К ним относятся бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов готовой продукции, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат труда, бюджет общепроизводственных расходов и др.)

Бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании. Бюджет продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении на год с разбивкой по месяцам. Натуральные показатели объёмов продаж необходимо указывать с учетом сезонности, а цены на товары определяются с учетом инфляции или изменения валютных курсов.

Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях). Бюджет прямых затрат на материалы - это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Бюджет прямых затрат на оплату труда - это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

Бюджет управленческих расходов - это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции. К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).