О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков К заседанию Экспертно-аналитического совета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов А.Г. Мельников, Заместитель Генерального директора государственной.
Advertisements

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
РАБОТА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ОПЫТ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ А.В. Турбанов, Генеральный директор государственной корпорации «Агентство.
Роль системы страхования вкладов в обеспечении стабильности банковской системы Ю.О. Исаев Генеральный директор государственной корпорации «Агентство по.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Б.Л.Рудник, проректор НИУ ВШЭ 21 мая 2012 года, г. Москва.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Банкротство финансовых организаций. Под финансовыми организациями понимаются: кредитные организации; кредитные организации; страховые организации; страховые.
Кредитные продукты для корпоративных клиентов ОАО «Банк Москвы», исполнителей государственного и муниципального заказа.
Подходы к разработке Стандарта качества управления риском ликвидности в кредитных организациях Заседание Координационного комитета Ассоциации российских.
Совершенствование организационного механизма лизинговой деятельности в РБ Белорусский государственный университет Экономический факультет Кафедра теоретической.
Участие Банка России в совершенствовании регулирования и контроля за рынком производных финансовых инструментов Селютина Л.К., Заместитель директора –
Анатолий Аксаков, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Ассоциация региональных банков России 18 мая 2007 года, ММВБ.
1 Частный акционерный капитал как катализатор экономического развития: нормативно-правовое регулирование.
УВЕЛИЧЕНИЕ КАПИТАЛА БАНКА С ПОМОЩЬЮ IPO ИЛИ СУБОРДИНИРОВАННОГО КРЕДИТА АЛЕКСАНДР АРТЕМЬЕВ Июнь 2010.
МСФО в банках Магистерская диссертация Шалима Ольга Викторовна.
Партнер Horwath Business Alliance Реструктуризация активов Холдинговой компании.
Транксрипт:

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков К заседанию Экспертно-аналитического совета АСВ 16 марта 2015 г. Н.Н. Евстратенко Директор по международному сотрудничеству

О Совете по финансовой стабильности (СФС) Создан в апреле 2009 г. лидерами стран Группы двадцати Вырабатывает рекомендации для повышения стабильности глобальной финансовой системы Осуществляет мониторинг выполнения международных стандартов в трёх областях: Макроэкономическая политика и транспарентность данных (4 стандарта) Финансовое регулирование и надзор (3 стандарта) Институциональная и рыночная инфраструктура (7 стандартов) О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 2

Обзор систем страхования депозитов стран G20 (2011) Обзор режимов санации банков стран G20 (2013) Тематические обзоры, в т.ч.: 2010Мексика 2011Италия, Испания, Австралия 2012Канада, Швейцария, 2013ЮАР, США, Великобритания 2014 Индонезия, Германия, Нидерланды 2015Россия (опубликован), Китай, Саудовская Аравия, Турция, Индия (готовятся) 2016Япония, Бразилия, Франция, Аргентина, Сингапур (планируются) 2017Корея, Гонконг (планируются) Страновые обзоры, в т.ч.: СФС: Мониторинг выполнения международных стандартов 3 О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков

Обзор СФС по России Опубликован 2 февраля 2015 г. Посвящён двум темам: Механизмы и инструменты макропруденциальной политики Механизмы урегулирования несостоятельности (санации) банков Оценивается выполнение Россией рекомендаций последней FSAP (МВФ, 2011) Оценивается выполнение Россией Ключевых атрибутов эффективных режимов урегулирования несостоятельности финансовых институтов (СФС, 2011) О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 4

Созданный в 2008 г. режим санации банков помог поддержать финансовую стабильность Начата разработка системно значимыми банками планов восстановления финансовой устойчивости Подготовлены предложения по планированию урегулирования несостоятельности банков, улучшению обмена информацией между Банком России и АСВ Консолидированы в едином законе нормы о санации и ликвидации банков Расширены полномочия АСВ по привлечению к ответственности руководителей банков-банкротов Достижения: Обзор СФС по России: Механизмы урегулирования несостоятельности банков 5

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков Нет единого для всех банков набора критериев для инициирования санации или ликвидации (рекомендация FSAP) Не внедрены механизмы, предусмотренные Ключевыми атрибутами: Бридж-банк Конвертация или списание необеспеченных обязательств (bail-in) Возмещение государству средств, направленных на санацию банков, за счёт банковского сектора в целом Полномочие требовать изменения бизнеса для облегчения урегулирования несостоятельности Урегулирование несостоятельности банков инициируется с запозданием, когда капитал банка уже исчерпан или близок к исчерпанию Санация ведётся, в основном, за счёт средств государства без действенных стимулов для инвесторов к быстрому и эффективному завершению процедуры санации Режим санации не предусматривает списания активов санируемого банка Недостаточный объём информации, предоставляемой потенциальным инвесторам У инвесторов недостаточно стимулов эффективно работать с проблемными активами санируемого банка Недостатки: Обзор СФС по России: Механизмы урегулирования несостоятельности банков 6

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков Урегулирование несостоятельности холдинговых компаний Использование бридж-банков Механизм bail-in Полномочие требовать изменения бизнес-модели, оргструктуры для облегчения санации Механизм возврата средств государства за счёт финансовой отрасли Расширение круга полномочий, предусмотренных действующим режимом санации банков, посредством включения в него дополнительных элементов, содержащихся в Ключевых атрибутах FSB: Рекомендации СФС: Внесение изменений в законодательство 7

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков Банк России и АСВ должны вмешиваться в деятельность любых проблемных банков (не только системно значимых) на ранней стадии, чтобы: сократить затраты на санацию/ликвидацию иметь возможность использовать более широкий круг инструментов финансового оздоровления повысить вероятность успешного восстановления финансовой устойчивости Пересмотр триггеров для своевременного применения мер по урегулированию несостоятельности в отношении не системно значимых банков – до того, как банк окажется несостоятельным по балансу: Рекомендации СФС: Механизмы оперативных корректирующих мер 8

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков Принятие мер, которые позволят часть расходов на урегулирование несостоятельности возмещать за счёт частного сектора, в том числе: Кредиторов банка (bail-in) Банковского сектора (через дополнительные взносы в АСВ или иные сборы/взносы) Уменьшение размеров и улучшение условий кредитов инвесторам за счёт: Списания активов терпящего крах банка до его продажи инвестору Расширения круга потенциальных инвесторов и предоставления им большего объёма информации о проблемном банке Создание стимулов для улучшения работы инвесторов с проблемными активами Пересмотр процесса санации системно значимых банков для дальнейшего повышения его эффективности: Рекомендации СФС: Пересмотр процесса санации банков 9

Преимущества и недостатки механизма переходного банка («бридж-банк») О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 10 Преимущества: Недостатки: Банк приобретатель Активы Пассивы Работающие активы Проблемные активы Страховая часть Иные вклады (часть передачи) Банки Бридж Банк 1. Временная администрация Схема механизма Бридж-банк Денежные средства 3. Компенсация первой очереди 2. Передача работающих активов и обязательств банка 4. Передача общего пула работающих активов и обязательств банка/продажа банка Имеется значительный положительный опыт использования (США, Япония, Корея, Аргентина и др.) Сохраняется жизнеспособный бизнес банка Обеспечивается непрерывность банковского обслуживания клиентов Способствует повышению доверия общества к банкам, государству Нет необходимости продавать активы по ликвидационной стоимости Наличие у сенатора времени на то, чтобы найти потенциального покупателя/инвестора Наличие у потенциальных инвесторов времени на проведение оценки бизнеса банка и подготовку предложений по цене его покупки Необходимо управлять деятельностью двух банков (ликвидируемого и бридж-банка) вместо одного – необходимы кадры, технологии и пр. Возможен отток хороших клиентов в «нормальный» банк Может требовать поддержки капитала и ликвидности со стороны государства/АСВ Может превратиться из «моста» в «дорогу», потребовав значительного времени на поиск покупателя бридж-банка 10

Вариант использования механизма bail-in в ходе санации банка О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 11

О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков Преимущества: Наличие в капитале кредитной организации доли миноритариев (тех чьи обязательства были конвертированы в капитал Банка); в некоторых случаях необходимость конвертации всего объёма обязательств 3-ей очереди в виду отсутствия достаточного объёма активов; невозможность применения к обязательствам перед физическими лицами и ИП в части суммы страхового возмещения Недостатки: Преимущества и недостатки механизма «Bail-in» 12 снижение объёмов использования бюджетных средств в рамках санации кредитных организаций; обеспечение больших возможностей при принятии решений о санации; увеличение уровня удовлетворения требований кредиторов 3-ей очереди; экономия ФОМС; обеспечение большего уровня защищённости физических лиц ЗА конвертация обязательств 3-ей очереди является принудительной (не желание становится акционером), при этом юр. лица более защищены и финансово грамотны, т.к. имеют штат юристов и оценивают риски открытия счетов в банках; наличие нежелательных акционеров в некоторых случаях может осложнить процесс поиска инвестора ПРОТИВ Экономия бюджетных средств, докапитализация Банка проводится за счет конвертации его обязательств; экономия фонда страхования вкладов, Банк продолжает свою работу необходимость в оплате страхового возмещения отсутствует; возможность передачи большего объема обязательств Банка с помощью конвертации части его обязательств в капитал; гибкость в применении, возможность применения данного инструмента в условиях передачи активов и обязательств Банка; удовлетворение обязательств перед кредиторами 3-ей очереди в полном объёме с отсрочкой платежа или в большем объёме чем при банкротстве

Предложения Агентства по внесению изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Введение института бридж-банка Введение принудительной конвертации требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или в уставный капитал (bail-in) Раннее уведомление АСВ Банком России о проблемных банках и их финансовом положении Расширение полномочий конкурсного управляющего, в т.ч. связанных с получением от третьих лиц информации об имуществе руководителей банков-банкротов О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 13

Вопросы для обсуждения Какие финансовые и правовые риски могут препятствовать внедрению механизмов «бридж- банк» и «bail-in»? Какие необеспеченные требования кредиторов должны быть исключены из числа подпадающих под списание или конверсию в капитал? требования вкладчиков и Агентства (по выплаченному возмещению) обязательства перед работниками, налоговыми органами и органами социального обеспечения (как предусмотрено в Директиве ЕС о санации банков) обязательства перед другими банками со сроком до погашения менее 7 дней (там же) Следует ли требования третьей очереди разделить на под-очереди для целей применения механизма «bail-in»? (для применения разных коэффициентов конвертации) в ЕС очерёдность требований физических лиц, малого и среднего бизнеса выше очерёдности требований других необеспеченных кредиторов в ЕС очерёдность требований ССВ выше очерёдности требований незастрахованных вкладчиков (сверх лимита страхового возмещения) Каким образом банковский сектор в целом мог бы участвовать в возмещении государству расходов на санацию банков? специальный фонд, как в Банковском союзе Еврозоны? сборы постфактум, как в США? иное? О рекомендациях Совета по финансовой стабильности в части совершенствования российской системы санации банков 14