Методическая разработка Открытого урока Чтения - 2015 Сагина А.В., учитель литературы, Пашкова Е.Ю., учитель МХК, МАОУ СОШ 67 с углубленным изучением отдельных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Advertisements

расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы « Демон ».
« Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М.А.Врубеля» Выполнила ученица 8 «А» класса МКОУ Рамонской СОШ 2 Рамонского района Воронежской области Вязовая.
М.Ю. Лермонтов «Демон». Демон Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицанья появится в средневековых.
Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея 100 Авдониной Анастасии.
Заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Лермонтова и Врубеля. Трагические жизненные пути Лермонтова и Врубеля постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной.
Поэма «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова в творчестве Михаила Александровича Врубеля.
Образ Демона в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и иллюстрациях М.А.Врубеля.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Духовная и творческая взаимосвязь М.Лермонтова и М.Врубеля Подготовила Васильева Валентина Михайловна, учительница русского языка и литературы МОУ «Среднекибечская.
Интеграция художественного образа в искусстве (на примере образа Демона)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14 с углублённым изучением отдельных предметов» Ученица 9 «А» класса Сергиенко Кристина.
Тема любви в творчестве А.И. Куприна (Рассказ «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое» Учитель МАОУ СОШ 18 г. Великий Новгород Любчикова Марина Владимировна.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени». И скучно и грустно И скучно и грустно, и некому руку подать В минуты душевной невзгоды… Желанья!... что.
Транксрипт:

Методическая разработка Открытого урока Чтения Сагина А.В., учитель литературы, Пашкова Е.Ю., учитель МХК, МАОУ СОШ 67 с углубленным изучением отдельных предметов Орджоникидзевский район г. Екатеринбург

Тема урока Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля

Цель : сопоставление образов Демона в литературе и живописи с целью выявления общего и различного Задачи: 1) Проанализировать образы Демона в поэзии М.Ю.Лермонтова и картинах М.А.Врубеля; 2) Найти сходное и различное в этих образах; 3) Определить актуальность этих образов для современников

Звезды и небо! – А я человек! М.Ю.Лермонтов М.А. Врубель

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова 1. В древнегреческой мифологии - божество, существо, среднее между богом и человеком 2. В христианской мифологии - дьявол, Злой дух (церк.) 3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-н. недоброму, злому (книжн., поэт.)

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой 1. Добрый или злой дух, оказывающий влияние на жизнь и судьбы людей (в античной мифологии) 2. Злой дух (по христианским представлениям)

Большой Энциклопедический словарь ДЕМОН, в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. Термин для обозначения духов, обычно злых, в других религиях.

Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Демон, -а, мужской род В религии: сатана, злой дух. прилагательное демонский, -ая, -ое.

Демон Сатана Черт Дьявол Мефистофель Воланд ЗавулонЛюцифер Вельзевул Асмодей

Свои ассоциации Образ демона у М.Ю.Лермонтова Образ демона у М.А.Врубеля

Свои ассоциации Образ демона у М.Ю.Лермонтова Образ демона у М.А.Врубеля Коварный Хиртый Мрачный Кровожадный Искуситель Страшный Бесчеловечный Жестокий

Демон в творчестве М.Ю.Лермонтова «Мой Демон» «Молитва» «Пир асмодея» Поэма «Демон»

Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел…

Упала на постель свою, Рыдает бедная Тамара; Слеза катится за слезой, Грудь высоко и трудно дышит; И вот она как будто слышит Волшебный голос над собой: «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Он входит, смотрит перед ним Посланник рая, херувим, Хранитель грешницы прекрасной, Стоит с блистающим челом И от врага с улыбкой ясной Приосенил ее крылом; И луч божественного света Вдруг ослепил нечистый взор…

Тамара Но молви, кто ты? отвечай... Демон Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, я у ног твоих!

Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо! не сказал, Что взор под ними лишь дремал И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль денницы?

К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглушка, Тамары грешная душа. Судьба грядущего решалась, Пред нею снова он стоял, Но, боже! кто б его узнал? Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца, И веяло могильным хладом От неподвижного лица. «Исчезни, мрачный дух сомненья! Посланник неба отвечал: Довольно ты торжествовал; Но час суда теперь настал …

Образ Демона Лермонтова Положительные черты Отрицательные черты Страдает от своей гордыни Тоска, жажда любви Устал совершать зло Самоуничижение Желание измениться Осуждение бога: «он занят небом, не землей» Гордыня Индивидуализм Дух сомнения и разрушения Отвержение всех и всяческих идеалов Приносит всем смерть и горе (погибают жених, Тамара)

Свои ассоциации Образ Демона у М.Ю.Лермонтова Образ Демона у М.А.Врубеля Коварный Хиртый Мрачный Кровожадный Искуситель Страшный Бесчеловечный Жестокий Гордый Жестокий Разочарованный Влюбленный Страдающий Желание измениться Несчастный

Демон М.А.Врубеля

Демон сидящий

- Что вы видите такого, что позволяет вам думать, что это Демон, а не человек? - Какова его фигура? Это сильный или слабый герой? - Что позволяет вам так думать? - Куда смотрит Демон? - Какова его поза? - Его настроение? - О чём он думает? - Способен ли он на глубокие чувства? - Найдите в поэме Лермонтова строки, которые подходили бы к этой картине? - Что представляет собой пейзаж? Обычный? - Какие чувства вызывает демон, изображенный на картине?

Демон поверженный

- Какого Демона мы видим на этой картине? - Его тело? Оно такое же сильное и мощное, как на 1 картине? - Какие чувства вызывает он у зрителей? - Обратите внимание на фон картины, её пейзаж, цвет. Какие они? - Найдите строчки у Лермонтова, перекликающиеся с этой картиной?

М.А. Врубель

- А теперь давайте вглядимся в его лицо. Что мы видим? - Куда устремлён взгляд? Какой он? (во взгляде непримиримость и отчаяние) - А сами глаза? (на потемневшем, как старинная икона, лике светятся удивительно ясные, горящие глаза, в них невыразимая мука) - О чём нам говорит это противоречие между безжизненным телом и горящим взглядом? (Непобедимость духа даже в падении. Всё в этом существе дышит вызовом и бунтом. Демон не принимает действительности, потому что она бесчеловечна)

Свои ассоциации Образ Демона у М.Ю.Лермонтова Образ Демона у М.А.Врубеля Коварный Хиртый Мрачный Кровожадный Искуситель Страшный Бесчеловечный Жестокий Гордый Жестокий Разочарованный Влюбленный Страдающий Желание измениться Несчастный Печальный Гордый Сильный Непримиримый Задумчивый Чувствующий Одинокий Непокорный

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме одного существительного

Демон Одинокий, неудовлетворенный Мечется, губит, страдает Невозможно найти гармонию в этом мире Тоска

Домашнее задание Написать эссе на тему «Мой Демон» Основные требования для написания эссе: -представить читательский опыт -дополнить личными наблюдениями -выразить собственное мнение

Литература 1. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд. - М.: Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. - Таганрог: Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. – М.: Дрофа, Дмитриева Н.А. Врубель. – М.: Детская литература, Мережковский Д.С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. РМ: 1909, 3. С Петрова Н.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. 2001, 8. С. 9–13 7. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Мировая художественная культура. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Международный союз книголюбов, Художественная галерея. Врубель, De Agostini: 48, 2005

jpg ru.yandex.net/i?id=44c33b7e2216d1b270830e1ec2df8f43&n=33&h=190&w=285https://im3-tub- ru.yandex.net/i?id=44c33b7e2216d1b270830e1ec2df8f43&n=33&h=190&w=285 ru.yandex.net/i?id=fd f237aad81f24e6c4421&n=33&h=190&w=480https://im3-tub- ru.yandex.net/i?id=fd f237aad81f24e6c4421&n=33&h=190&w= ru.yandex.net/i?id= a1e0750cade4edf0903ee6af&n=33&h=190&w=143https://im1-tub- ru.yandex.net/i?id= a1e0750cade4edf0903ee6af&n=33&h=190&w=143 jpg jpg jpg jpg jpg