Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте формирования ключевых компетенций у учащихся. Материалы разработаны Рыхловой Н.Н.
Возникли и набирают силы тенденции: принципиальные изменения почти во всех профессиях; появление новых профессий, «демаркация» прежних; возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни;
профессионализация высшего образования (стирание граней между классическими, академическими и прикладными профессиями); появление феномена массового и «всеобщего» высшего образования; нарастание в системах ПО конвергентных процессов;
децентрализация экономической ответственности; децентрализация ответственности за качество работы; усиление горизонтальной иерархии организаций; развитие адекватной системы ВПО (ПО) (гибкость; прозрачность; сравнимость/сопоставимость; расширение «образования в течение всей жизни»);
усиление роли и усложнение задач «личностного развития» («умения на всю жизнь»); внедрение «рыночных механизмов»; активизация малого предпринимательства; усиление фактора динамизма и неопределенности.
Международное исследование образовательных достижений 2003 год - приняли участие более 265 тыс. учащихся из 41 страны, в том числе 5974 российских школьника из 46 регионов России.
Ключевой вопрос исследования обладают ли 15-летние школьники, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе?
Оценивались чтение и восприятие текста, математическая и естественнонаучная грамотность учащихся.
Результаты исследования: Россия заняла 25 ( из 41) общее место, в том числе 27 место по чтению, 22 место по математике, 26 место по естественным наукам. Только 43% российских школьников обладают умениями, которые отвечают требованиям XXI века.
В чем причина отставания наших учащихся?
Российские школьники испытывали затруднения с заданиями, составленными на материале разных предметных областей, с заданиями, где надо привлечь дополнительную информацию или убрать избыточную, наши учащиеся не умеют работать с инструкциями, не умеют распознавать практические проблемы в повседневной жизни, не умеют переводить их в формат задачи.
В Санкт-Петербурге было проведено социально-педагогическое исследование «Портрет выпускника петербургской школы», где анализировалось, какое место в оценке готовности молодых людей к взрослой жизни занимает школа.
На первых позициях знания (78%), приобретение друзей (71%), намного ниже оценивается вклад школы в развитие умения критически мыслить (31%), самостоятельно мыслить (31%), общаться с людьми (33%).
Вывод: Система общего среднего образования не эффективна, и это ощущается участниками образовательного процесса.
Компетентностный подход своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании. это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В документах по модернизации российского образования записано: «Основным результатом деятельности ОУ должна стать не система ЗУН сама по себе, а набор ключевых компетенций: в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и других сферах».
Компетентностный подход позволяет наметить изменения в практике работы ОУ (механизмы): усиление практической направленности школьного образования, построение курсов в форме практикумов; увеличение доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
разработка критериев и контрольно- измерительных материалов для оценки учебных достижений учащихся в деятельной форме с учетом ключевых компетенций; изменение системы оценивания (рейтинговая, портфолио); изменение позиции участников образовательного проекта: учитель- консультант, организатор, ученик-субъект собственного развития.
Проблемы - противоречия Первое противоречие - это противоречие между оценкой значимости учебной деятельности и внеучебной деятельности.
Сложившаяся система аттестации и учителей и образовательных учреждений построена на оценке результатов только учебной деятельности.
Необходимость иного подхода к организации образования это изменение источников общего образования, через изучение учебных предметов в школе; дополнительное образование детей,
самообразование, понимаемое достаточно широко (а сегодня важнейшим компонентном самообразования становится образовательный туризм, например); опыт социально-творческой деятельности.
Проблемы целей что меняется в постановке целей, что меняется в оценке результатов, что меняется в отборе содержания
Первая группа целей - это цели, которые определяют возможные результаты, к достижению которых школа стремится, но достижение которых не гарантирует.
Вторая группа целей Это - те результаты, которые могут быть объектом контроля и могут быть объектом формальной оценки.
Изменения в самом подходе к постановке целей общего образования заключаются в том, что делается попытка определить ожидаемые результаты через описание новых возможностей обучаемого - что он сможет сделать в результате того, что он получает вот это образование?
принцип в подходе к определению целей : "Чему научился?".
Чему научился: какие проблемы решать, какие задачи решать, как действовать
Задача реализации компетентностного подхода как сделать так, чтобы каждый участник образовательного процесса мог бы ответить на вопрос, чему научился ребенок. Чему научился в рамках предмета, в рамках класса, ступени образования и так далее.
Следующий вопрос - это проблема расписания (возможность отказа от стабильного недельного расписания).
Таким образом, необходимо рассматривать возможность более гибкой организации образовательного процесса.
СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ВЫРАБОТКУ КОМПЕТЕНЦИЙ, И ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Использование компетентностного подхода предполагает иной тип Учебного плана (Curriculum) CURRICULUM (Cur): «бегущая дорожка» Cur: не как унифицированный проект, а его разработка не как дискретный процесс CURRENT: динамичный проект решающие критерии: релевантность целей и содержания будущим ситуациям (но не традиционная предметная систематика) Каждый раз: не слепое использование Cur, но его новая разработка. Отсюда: важность единых подходов к разработке, а не планирование унифицированных результатов на основе унифицированных учебных планов