Приемы дифференциации на уроке : организатор Вторая Санкт-Петербургская Гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ МБОУ «Гимназия г. Болхова» Татьяна Владимировна Леньшина, Учитель музыки.
Advertisements

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Совместный проект Фонда поддержки образования образовательного центра «Участие» и «Школьной лиги Роснано» Технологии успешного обучения Образовательная.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Автор проекта : Перькова Нина Александровна Воспитатель МДОУ д / с 7 « Солнышко » г. Ершов Саратовская область 2010 год.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Метод проектов в воспитательной работе ГОУ ЦО 825 Е.А. Кудрявцева, учитель английского языка.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Транксрипт:

Приемы дифференциации на уроке : организатор Вторая Санкт-Петербургская Гимназия

Реализация индивидуального образовательного маршрута ученика Программа духовно- нравственного развития и воспитания Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы ученика, элективы, спецкурсы, профилизация с 10 класса Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы ученика, элективы, спецкурсы, профилизация с 10 класса Программы коррекционной работы: Социально- психологические программы: Тренинги, арт терапия, погружения в бесстрессовую среду Программы коррекционной работы: Социально- психологические программы: Тренинги, арт терапия, погружения в бесстрессовую среду Циклы занятий в соответствии с познавательными интересами ученика: ОДОД, Программа «Одаренные дети», внеурочная деятельность Циклы занятий в соответствии с познавательными интересами ученика: ОДОД, Программа «Одаренные дети», внеурочная деятельность Привлечение ресурсов образовательной среды Гимназии для реализации индивидуального образовательного маршрута ученика Неформальные Развивающие программы Тьютор – классный руководитель Социальные практики, развивающие проекты, Система внеклассных мероприятий Неформальные Развивающие программы Тьютор – классный руководитель Социальные практики, развивающие проекты, Система внеклассных мероприятий Ресурсы образовательной среды Гимназии Сопровождение талантливых детей в программе «Одаренные дети»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ СПОРТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ Задача гимназической программы «Одаренные дети»: - создание условий для самореализации и развития творческого потенциала учащихся через различные виды деятельности Циклы занятий в соответствии с познавательными интересами ученика: ОДОД, Программа «Одаренные дети», внеурочная деятельность Циклы занятий в соответствии с познавательными интересами ученика: ОДОД, Программа «Одаренные дети», внеурочная деятельность

Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы ученика Элективные курсы Дифференциация на основе Диагностики по предметам Психологического тестирования Запросов семьи лингвистический экономический информационный Физико- математический Естественно- научный Проектная деятельность Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы ученика, элективы, спецкурсы, профилизация с 10 класса Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы ученика, элективы, спецкурсы, профилизация с 10 класса Реализация индивидуального образовательного маршрута ученика

Основания для дифференциации обучения в контексте ФГОС. Психолого-педагогический подход. Формы и методы дифференциации. Практический опыт Голунова Ольга Гавриловна, психолог Второй Санкт-Петербургской Гимназии

Какие основания выбрать для дифференцированного обучения? Психолого-педагогический подход Учет общей социальной ситуации в классе Учет личностных особенностей ребенка Учет уровня владения предметным содержанием Возрастные особенности Мотивация самоотношение Слайд 3 Учет уровня владения мета предметными умениями

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ 5 «Г» КЛАССА Психолого- педагогические параметры Актуальная ситуация развития Возможные риски Зона ближайшего развития 1. Социальная ситуация в классе 1Социометрический статус Среди девочек есть несколько ярких интеллектуальных и социальных лидеров. В классе сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся активно участвуют в общественной жизни школы. Ограниченная возможность для проявления одаренности учащихся, склонных к индивидуальной деятельности. Содействовать развитию эмоционального интеллекта сильных учеников. Максимально подчеркивать в педагогических комментариях сильные стороны каждого ученика. Совместно с классным руководителем содействовать становлению социальных лидеров.

Психолого-педагогические параметры Актуальная ситуация развития Возможные риски Зона ближайшего развития 2. Личностное развитие 2 Мотивация Самоотношение Соответствие психологическому возрасту 3. Особенности развития универсальных учебных действий 3 Уровень интеллектуального развития учащихся Работоспособность Коммуникативное развитие

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 1. Какое основание для дифференциации Вы считаете наиболее интересным, с точки зрения возможного использования в вашем ОУ? - психологические особенности учащихся (мотивы, интересы, возрастные особенности, самоотношение); - социальную ситуацию в классе (гендерный состав, наличие скрытых или явных конфликтов среди учащихся, степень сплоченности детского коллектива и т.д.); - уровень развития метапредметных умений учащихся (особенности работы с информацией, стиль учебной деятельности); - уровень освоения образовательной программы (отличники, хорошисты и т.д.)

Обсуждение наиболее интересных и актуальных оснований для дифференциации на основе опыта школ-участниц сеанса

Приемы дифференциации на уроке. Практический опыт учителей Гимназии

РАЗРАБОТКИ Янковской Любови Михайловны, учителя начальной школы Основание: Дифференциация в обучении на основе самооценки ученика

Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить. На примере задачи на нахождение площади закрашенной фигуры демонстрируем шаги алгоритма самооценки. 5 см 2 см 4 см 7 см

Первый шаг - Что нужно было сделать в этом задании? - (Решить задачу). - Какая была цель? - (Научиться вычислять площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.) - Что надо было получить в результате? - (Вычислить площадь фигуры, состоящей из двух прямоугольников.) Второй шаг - Удалось ли получить результат? - (Удалось получить результат: 43 см 2.) - Найдено ли решение? - ( Решение: 5 · · 2 = 43 (см 2 )). - Ответ? - (Ответ: 43 см 2 – площадь закрашенной фигуры.)

Четвёртый шаг - Справился полностью самостоятельно или с чьей – либо помощью? - (Справился самостоятельно.) Пятый шаг - Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? - (Я отрабатывал умение находить площадь прямоугольника, и мне это удалось. Я – молодец. Оформил решение задачи по образцу, аккуратно.) Третий шаг - Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём?) - (Решил задачу полностью верно.)

Выбор задания на основе проведенной самооценки РАЗРАБОТКИ Янковской Любови Михайловны, учителя начальной школы Дифференциация в обучении на основе самооценки на примере темы «Деление в столбик» Учитель-консультант. Помогает ученику только тогда, когда ученик сформулирует свое затруднение Контроль идет по эталону, предложенному учителем На этапе самооценки: a.Справился сам b.Получал консультацию c.Не смог сформулировать затруднение – помогал учитель При работе над ошибками выполняется классификация ошибок по правилам Примеры на деление в столбик Деление в столбик при решении задач Деление в столбик в решении уравнений

Таблица требований Работа с таблицей требований помогает учителю быстро определять, какое именно программное умение усвоено учащимися при решении конкретных учебных задач. РАЗРАБОТКИ Янковской Любови Михайловны, учителя начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии

Таблица требований. Русский язык. Тема: «Безударные падежные окончания имён существительных трёх склонений» Знание правил и алгоритмов Вид требований Само- оценка Отметка 1Правило о трёх склонениях имён существительных 2 Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных 3Умение обозначать изучаемую орфограмму 4 Умение ставить имена существительные в указанный падеж

Проверочная работа Вид требований Само- оценка Отметка 1 Знание постоянных признаков имён существительных. 2 Знание непостоянных признаков имён существительных. 3 Что называется начальной формой имени существительного? 4 Что называется склонением? 5 Примеры имён существительных 1, 2, 3 склонений. а) 1 скл. б) 2 скл. в) 3 скл. 6 Определение склонения имён существительных. 7 Определение падежа имён существительных. 8 Разбор имени существительного как части речи. 9 Умение писать безударные окончания имён существительных. Работа над ошибками

РАЗРАБОТКА Янковской Любови Михайловны, учителя начальной школы Таблица требований по литературному чтению к разделу «Чудесный мир классики», 4 класс Вид требований Отметка 1. Прочитай краткую биографию Л.Н.Толстого. 2. В повести «Детство» Л.Н.Толстой делится с читателями самыми сокровенными переживаниями А что запомнили вы из своего детства? Напишите небольшое сочинение о своих переживаниях, поступках, мечтах. ________________________ 3. Из Википедии Басня – дается определение …….. Как ты думаешь, в чем заключается главная мысль басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»? Запиши __________________________________

Таблица требований по литературному чтению к разделу «Чудесный мир классики» Вид требований Отметка 4. Подготовь выразительное чтение басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Попроси товарища оценить свое чтение. Отметка____ 5. Прочитай пословицы. Какая мысль заключена в каждой из них? Если затрудняешься ответить, найди информацию в «Словаре русских пословиц и поговорок». Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни? Дано 8 пословиц Правиль- ность Выразительность (интонация) Громкость Логические паузы Логическое ударение Темп чтения

Таблица требований по литературному чтению к разделу «Чудесный мир классики» Вид требований Отметка 6. Составь и напиши нравоучительный рассказ, выбрав любую из тем (о глупости, безделье, жадности, лживости, зависти, обиде, торопливости,, неряшливости, зазнайстве). 1). Выбери героя. Дается пример 2). Придумай предложение, которым начнешь рассказ. Дается пример 3). Что могло случиться? Дается пример 4).Что из-за этого могло случиться? Дается пример 5). Закончи рассказ поучением-выводом 7. Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу

Дифференциация * по владению речевыми навыками, * по скорости усвоения учебного материала, * по предрасположенности к разным видам деятельности Разработка Абрамовой Ирины Николаевны, учителя английского языка

Разработка Абрамовой Ирины Николаевны, учителя английского языка Урок английского языка Чтение. 1 группа – использование англо-русского словаря 2 группа – использование русско-английского словаря Презентация Работают наиболее подготовленные и предрасположенные к этому виду деятельности учащиеся Аудирование 1 группа – услышать и зафиксировать информацию без зрительной опоры 2 группа – даны зрительные опоры с указанием с кем и о чем разговор (основная тема) Работа над речевыми оборотами Интонационный рисунок – сначала выполняют учащиеся с лучшим музыкальным слухом

Разработка Абрамовой Ирины Николаевны, учителя английского языка Составление диалогов 1 группа – подстановка слов/фраз в диалог-образец 2 группа – составление диалога по схеме (управляемый диалог) 3 группа – самостоятельное составление диалога по данной теме с использованием изучаемых фраз

Дифференцированный подход на уроках географии (учет уровня темпа усвоения материала и общего темпа работы ученика) разработка Шуваловой Натальи Викторовны, учителя географии

Дифференцированный подход на уроках географии 1. На уроке, 6 класс, Географические координаты. - Объяснение нового материала - Определение координат по карте ( на доске – 48 с.ш.2 в.д.- ? 23 ю.ш.44 з.д. - ? Москва - ? ) - Для тех, кто выполнил предыдущее задание выдаётся карточка с заданием: Определить координаты города, который составится по первым буквам найденных объектов: 60 с.ш.11 в.д. – город ? ( Осло ) 19 ю.ш.99 з.д. – город ? ( Мехико ) 37 с.ш 123 з.д. – город ? ( Сан-Франциско ) 33 ю.ш.117 в.д. – город ? ( Кейптаун ) Омск - ? - Учащиеся, которые справились с заданием – становятся консультантами ( помогают другим ребятам ) или придумывают по карте своё занимательное задание с координатами.

Дифференцированный подход на уроках географии 2. Домашнее задание, 7 класс, заключительный урок по теме Африка - Нарисовать Африку - Составить рассказ или стихи об Африке - Найти интересные факты - Сделать презентацию - Сделать кроссворд - Непутёвые заметки - А может что-то ещё …..

Разработка Федоровой Ирины Николаевны, учителя математики Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Разработка Федоровой Ирины Николаевны, учителя математики Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Разработка Федоровой Ирины Николаевны, учителя математики Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Разработка Федоровой Ирины Николаевны, учителя математики Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Разработка Федоровой Ирины Николаевны, учителя математики Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Дифференциация по владению предметным содержанием и информационными умениями Разработка Бахир Елены Юрьевны, учителя словесности

Разработка Бахир Елены Юрьевны, учителя словесности Правописание безударных гласных в корне слова * 1 уровень. Задание: спишите слова, вставьте пропущенные буквы, * Зап..х, н..чной, н..винка, м..нута, в..зить, к..мандир, д..леко, р..совать, к..ртошка, з..нты, сп..шите, г..мнаст. * 2 уровень. Задание: спишите слова, выделите корень, подчеркните орфограмму в корне одной чертой, подберите, где возможно, проверочное слово. * 3 уровень. Задание: распределите данные слова в два столбика по указанным видам орфограмм, обозначьте орфограмму в корне слова и графически объясните её. Укажите слово, в котором написание гласной зависит от контекста. Проверяемая гласная в корне слова Непроверяемая гласная в корне слова

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 2. Какие формы и методы дифференциации Вы считаете наиболее эффективными, исходя из опыта работы вашего ОУ? -Модель гибкого состава класса. (Некоторые пары вместе) -Интерактивная модель. (Разнородные группы, учитель делит на группы и отслеживает индивидуально прогресс каждого ребёнка) -внутренняя дифференциации: дифференциация на уроке, когда учитель может делить детей на группы. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся Лицей-интернат для одаренных детей" (Курганская область, с. Лесниково)

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 3. Какими приемами организации дифференцированного подхода к обучению вы хотели бы поделиться в ходе работы нашей видеоконференции? 1.Ускорение. Позитивным примером такого обучения в лицее-интернате могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности. 2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В лицее-интернате введено углубленное изучение математики, химии. 3.Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. 4.Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании ориги-нальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания. Лицей-интернат для одаренных детей" (Курганская область, с. Лесниково)

Какие основания выбрать для дифференцированного обучения? Информационно-коммуникативная сторона вопроса. Психолого-педагогический подход Многообразие стилей восприятия информации (особенности интеллекта) Теория функционирования правого и левого полушарий Теория трех каналов восприятия Типы обучающихся в соответствии с циклом Д.Колба Предметно-действенный Абстрактно-символический Словесно-логический Наглядно-образный Тип мышления Активисты Мыслители Теоретики Прагматики Слайд 6

Вербально- лингвистический Логико- математический Визуально- пространственный Телесно- кинестетический Естественно-научный Аудио- музыкальный Межличностный. Экзистенциальный Внутриличностный ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТОВ ПО ТЕОРИИИ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА ГОВАРДА ГАРДНЕРА Слайд 7

прочитать Понять структуруувидеть услышать Попробовать на ощупь Наблюдать исследовать Обсудить со специалистом Понять как я к этому отношусь Познать сущность

анализ текста, словарная работа, лингвистические игры, использование различных текстовых редакторов, чтение наизусть, художественное чтение и т.п. Вербально- лингвистический Логико- математический 1. Я легко подбираю слова, когда надо выразить мысль 2. Мне нравится работать с текстами 3. Люблю писать письма и сочинения 4. Много и с удовольствием читаю 5. Всегда обращаю внимание на то, как человек говорит, правильность его речи узнавание образцов, использование: шаблонов, взаимосвязей, временных интервалов, числового порядка; классификация и установка последовательности действий, числовые и логические игры, логико-структурный анализ текста, создание графиков, схем, таблиц, вычислений. 1. Мне нравится использовать графики, таблицы, карты, чертежи и диаграммы. 2. Я хорошо решаю проблемы связанные с математикой и использованием чисел. 3. Самым убедительным доказательством для меня являются цифры 4. Мне нравится строить логические рассуждения 5. Люблю, когда сложные вещи можно выразить в простой формуле

ручной труд, конструирование, танец, различные виды спорта и подвижные игры, пантомима использование различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения. Визуально- пространственный Создание визуальных образов использование образного восприятия слайд-шоу коллаж, комикс, фотоистория Телесно- кинестетический 1. Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят 2. При объяснении мне важно видеть плакаты, наглядность, иллюстрации 3. Чтобы понять условие задачи мне надо это изобразить, нарисовать 4. Я согласна с пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? 5. Когда я о чем-то мечтаю, то сразу представляю, как это будет выглядеть. 1. Я люблю работать руками 2. У меня лучше получается думать, когда я двигаюсь 3. Я не люблю заниматься сидя за партой и по возможности избегаю этого 4. Я люблю проявлять физическую активность 5. Мне важно ощутить вещь руками

Аудио- музыкальный Слушание музыки, включение в различные ритмические игры, пение, танец или игра на различных музыкальных инструментах. выразительное чтение вслух, по ролям, работа с аудио-книгами аудио-запись по теме, Выбор музыкального сопровождения темы, Естественно-научный Исследование природы, составление различных коллекций, гербариев, классификация, изучение и группирование природных объектов. Проведение опытов, наблюдений, разработку и проведение анкетирования, диагностики и т.п. 1. Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят 2. При объяснении мне важно видеть плакаты, наглядность, иллюстрации 3. Чтобы понять условие задачи мне надо это изобразить, нарисовать 4. Я согласна с пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? 5. Когда я о чем-то мечтаю, то сразу представляю, как это будет выглядеть. 1. Я наблюдательный. Я часто вижу вещи, которые другие упускают 2. Я люблю сравнивать разные явления 3. Мне интересно экспериментировать 4. Природные процессы вызывают у меня интерес и любопытство 5. Люблю проводить различные опыты

Внутриличностный Межличностный. учебные задания с ориентацией на личный опыт ученика, его интересы и склонности, выполнение самостоятельных проектов, индивидуальная творческая деятельность различные способы рефлексии. Учебные задания, предполагающие коллективные способы обучения, взаимодействие, кооперацию, объединение усилий, участие в коллективных играх, групповых проектах, дискуссиях, в процессе межкультурного взаимодействия, в инсценировках и ролевых играх. 1. Мне нравится думать и работать одному 2. В любом деле для меня главное – это независимость и самостоятельность действий 3. Всегда полагаюсь на свой собственный опыт 4. Мой личный интерес и отношение определяют большинство поступков 5. Самооценка мне более важна, чем мнение окружающих 1. Люблю работать в команде. 2. Могу доступно объяснить что-то товарищу 3. Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию с кем-то 4. Я согласен с пословицей «Один в поле не воин» 5. Мне нравится выполнять коллективные задания

ОПРОСЫ УЧЕНИКОВ Электронная опросная форма «Я и мое отражение» hKugyXx414AQ/viewform

ФИО вербально – лингвистически й логико- математический визуально – пространственн ый аудио – музыкальный телесно – кинестический Естествоиспыт ательный межличностный или социальный Внутриличност ный Экзистенциаль ный не определился 1 Ученик-1 2 Ученик-2 виз- прост соц 3 Ученик-3 Естестсоц Экз 4 Ученик-4 5 Ученик-5 Естестсоц Экз 6 Ученик-6 лог- мат Естест Экз 7 Ученик-7 вер– линг виз- прост Естестсоц Внутр илич Экз 8 Ученик-8 виз- прост 3 в класс Критерий отбора: 4 предпочтения Слайд 17

ФИО вербально – лингвистически й логико- математический визуально – пространственн ый аудио – музыкальный телесно – кинестический Естествоиспыта тельный межличностный или социальный Внутриличностн ый Экзистенциальн ый 1 Ученик-1 Есте ст 2 Ученик-2 лог- мат аудио – муз тел– кин Есте ст 3 Ученик-3 виз – прост Есте стсоц 4 Ученик-4 аудио – муз 5 Ученик-5 лог- мат Есте стсоц Экз 6 Ученик-6 виз – прост аудио – муз соц 7 Ученик-7 лог- мат виз – прост аудио – муз Есте стсоц Внутр ил Экз 11 класс Критерий отбора: 4 предпочтения Слайд 19

Слайд 20

Подведем итоги исследования своего стиля мышления Слайд 21

Учет характера деятельности для разных типов интеллекта Отбор содержания: Подготовка материалов, ориентированных на разные типы интеллекта учащихся; Организация самостоятельной работы учащихся: подбор разных видов заданий для самостоятельной работы (в т.ч. домашнее задание); Оценочная деятельность Слайд 22

Примеры дифференциации из педагогической практики, основанные на теории множественности типов интеллекта

Типы интеллекта Формы предъявления учебного содержания Иллюстрации Слайд 23

ДВА БОГАЧА И.С. Тургенев Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. Возьмем мы Катьку, говорила баба, последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить... А мы ее... и не соленую, ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Прочитайте текст и передайте его смысл через разные способы сопоставления героев произведения Иллюстрация 1. автор Елена Леопольдовна Королева, учитель словесности Второй Санкт-Петербургской Гимназии Учебное задание: наглядно отразить основную идею произведения Слайд 24

Вопросы по тексту Ротшильд Мужик Кому помогает? Богат ли герой в прямом смысле этого слова? Чем помогает? Каково отношение автора к герою? Осмысление содержания произведения в виде таблицы Слайд 25

Сопоставление героев произведения (сходства и различия) «Два богача», условно-графическая форма Богач Ротшильд Мужик-бедняк Оба героя помогают другим Племяннице-сироте Людям Отдает последнее Тысячи «из громадных своих доходов» Отдают свое Слайд 26

Осмысление содержания через символы. Образно-символическая форма Мужик и племянница Ротшильд и те люди, которым он помог Слайд 27

Два богача Мужик Ротшильд Богач - бедняк Знаковая форма Слайд 28

Весы авторского отношения к героям Ротшильд мужик Слайд 29

Символы произведения - копейка и сердце. (ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ) Слайд 30

Лингвистический проект «Заимствованные слова» ВОЗРАСТ: 12 лет (6 класс) ГЛАВНЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Как приходят в родной язык заимствованные слова? Как меняется языковая среда с использованием заимствованных слов? Как использовать заимствованные слова в своей речи? Иллюстрация 2. Учебный интернет-проект Автор Елена Леонидовна Иванова, учитель словесности Второй Санкт-Петербургской Гимназии Слайд 35

Поэтапная организация проектной деятельности Формулировка проблемы Поиск информации, отбор Анализ информации, систематизация Обсуждение Оформление и представление материалов Рефлексия Слайд 36

Сайт этапов проекта Этап работы Что делаем Инструменты для работы Результат работы Слайд 37

Лингвистический проект «Заимствованные слова» 1 этап. Поиск заимствованных слов ИНСТРУМЕНТЫ Интернет-ссылки ИНСТРУМЕНТЫ Интернет-ссылки « Tarina»(«старина») Финское слово «tarina» имеет русские корни. По- фински «tarina»- это предание, рассказ. Как тут провести аналогию? Очень просто! Финское слово «tarina» не только похоже на русское слово «старина», но и находится с ним в прямом родстве. Слово «старина»(с ударением на первый слог) означало «былины», «исторические песни». « Tarina»(«старина») Финское слово «tarina» имеет русские корни. По- фински «tarina»- это предание, рассказ. Как тут провести аналогию? Очень просто! Финское слово «tarina» не только похоже на русское слово «старина», но и находится с ним в прямом родстве. Слово «старина»(с ударением на первый слог) означало «былины», «исторические песни». ЧТО ДЕТИ ДЕЛАЮТИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ Создание банка заимствованных слов Интернет-ссылки Страница общего доступа на сайте проекта Слайд 38

К ЧЕМУ ПРИДТИ ГОТОВЫЙ ПРОДУКТ Статья Презентация Игра Аудио файл Видео … Форма предъявления результатов работы Слайд 39

5 этап. Оформление статьи Пельмени Значение: Пельмени- блюдо в виде отваренных изделий из пресного теста с мясной или рыбной начинкой Этимология: Пельмени были заимствованы северно-русским населением в середине 2 тысячелетия н. э. у летописной Перми предков коми-пермяков (Пермь Великая) и зырян (Пермь Вычегодская). Русское слово пельме́ни является заимствованием из языка коми пельня́нь «хлебное ухо»: пель «ухо» + нянь «хлеб». Слово пельмени (также пельняни и др.) попало сначала в вятские, уральские и в целом в северно-русские говоры, и уже оттуда перешло в литературный русский язык. Именно у коми (финнов): крестьян, охотников, оленеводов, торговцев, чрезвычайно активно действовавших на Русском Севере и за Уралом были все исторические возможности передать русским свой термин для обозначения кулинарных изделий. Тундра Значение: это вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Главная черта тундры заболоченные низменности в условиях сурового климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты. Растения в тундре прижимаются к поверхности почвы, образуя переплетающиеся побеги в виде подушки. Этимология: Происходит от финно-угорск.( tunturi «высокая безлесная гора, сопка»). В памятниках тундра засвидетельствована с 1631 гсеверно-русскимкоми-пермяков Пермь Великая зырян Пермь Вычегодская Русскоекомивятскиеуральскиесеверно-русские говорырусский язык ЧТО ДЕТИ ДЕЛАЮТИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ Составление словарной статьи Google Docs: текстовый документ общего доступа с заданной схемой Слайд 40

Лингвистический проект «Заимствованные слова» 5 этап. Составление слогана ЧТО ДЕТИ ДЕЛАЮТИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ Творческое задание: создание слогана Google Docs: презентация общего доступа с заданной структурой Слайд 41

Оноре де Бальзак Гобсек Разработка Светланы Геннадьевны Маханьковой, учителя словесности Второй Санкт-Петербургской Гимназии Иллюстрация 3. Урок литературы

Власть 1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей-н. властью быть, находиться. Власть употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. над собой Словарь Шведовой и Ожегова

Значение слова «власть» 1.ж. Право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-л. 2. Могущественное влияние чего-л., неодолимая сила чего-л. 3. Инструмент поддержания определенного порядка в обществе, государстве, его организации и управлении; форма управления страной. 1. Право и возможность управления государством. 2. Права и полномочия органов государственного управления. 4.см. также власти.власти 5. власти Органы государственного и местного управления. Должностные лицавласти

Гобсек Незыблемо лишь одно чувство, вложенное в нас природой : инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми…Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Теория «разумного эгоизма»? Теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварей дрожащих»?

Счастье Сильные волнения, подтачивающие нашу жизнь Искусство страсть Размеренные занятия, которые превращают ее в некое подобие механизма Наука Спокойствие

Гобсек Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною никакой власти.

Комната Гобсека В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью. Я чуть не задохся от смрада, в котором слились всякие зловонные запахи. Все кишело червями и насекомыми. Подношения, полученные недавно, лежали вперемешку с ящиками различных размеров, с цибиками чаю и мешками кофе…

Позиция автора Власть денег – порочная власть, она делает человека рабом, а не властелином

Нужна ли власть и какая? Власть Добра Власть Справедливости Власть Закона Власть Любви ?

Какую власть я готов признать над собой? Власть любви Власть закона Власть разума…

Тема урока Золото: власть человека или власть над человеком? На пути к власти ВЛАСТЬ: путь наверх или вниз? ?

Иллюстрация 4. Энциклопедический словарь шестиклассника Проект «Успешное чтение». Автор Т.Г.Галактионова, изд-во «Просвещение» Вселенная энциклопедий Слайд 31

Иллюстрация 4 Энциклопедический словарь шестиклассника Проект «Успешное чтение». Автор Т.Г.Галактионова БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Кудряшов, Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой Петрановская, Л. В. Что делать если… БИОЛОГИЯ Вильчек, Г. Биология Большая детская энциклопедия Григорьев, Д комнатных и садовых растений. Цингер, А.В. Занимательная ботаника ГЕОГРАФИЯ Блон, Ж. Великие тайны океана: энциклопедия Томилин, А.Н. Открыватели Земли Энциклопедия для детей Т.3. География ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Живопись: детская энциклопедия Запаренко, В. Большая энциклопедия рисования ИСТОРИЯ Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история Энциклопедия для детей Т. 5 : История России и ее ближайших соседей : в 3 ч., Энциклопедия для детей Т.13 : Страны. Народы. Цивилизации ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫКИ Пасхалов, А.П. Удивительная этимология Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Энциклопедия для детей. Языки МАТЕМАТИКА Генденштейн, Л.Э. Математика Перельман, Я.И. Живая математика Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика МУЗЫКА Рыцарева, М.Г. Музыка и я Энциклопедия для детей [Текст ]. Т. 7. Искусство. ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИКА Большая энциклопедия рукоделия Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика Энциклопедия для детей. Т.39. Компьютер ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ Всё о спорте (Для мальчиков). Малов, В. И. Я познаю мир. Спорт Энциклопедия для детей Т.20: Спорт ПРЕДЛОЖИ САМ Слайд 32

Иллюстрация 4 Энциклопедический словарь шестиклассника Проект «Успешное чтение». Автор Т.Г.Галактионова, изд-во «Просвещение» Создай портрет Слова описания, факты синонимы антонимы однокоренные слова цифры, схемыиллюстрации, фото видеоролик Аудиозапись Реальный предмет Информация о происхождении, значении этого слова Ответ на вопрос, почему тебя заинтересовало это слово Собственная загадка Проблемные вопросы для обсуждения Примеры использования этого слова в различных текстах (предложениях, фразах, песнях, стихах, загадках, пословицах). Слайд 33

Иллюстрация 2 Энциклопедический словарь шестиклассника Примеры работ учеников Слайд 34

РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ Второй Санкт-Петербургской Гимназии Коллективный кейс: (по теме)……………………………………………. Задание на группу. Эпиграф «…………………………………………………………..» 1. Притча 2. Научное определение. Теория. 3.Схема, график, таблица Статистика (цифры) 4.Персоналии. Исторические Портреты 5. Собственный жизненный опыт, встречи, наблюдения 6. Материалы газет, журналов, сайтов 7. Диагностика (цель, вопросы, результаты, не менее 10 чел) 8. Образы искусства (худ. литература, поэзия, музыка, кино) 9. Подборка фотографий, картинок, рисунков, карикатур, символов 10.Библиография

Технологическая карта. Уважаемые коллеги, по ходу урока отмечайте, пожалуйста, галочками в графе «Виды заданий», увиденные вами типовые задания на уроке. При необходимости добавьте задания учителя в соответствующую графу Виды интеллекта.виды заданий Вербально-лингвистический Умения: Чтение, письмо, говорение, общение на родном и иностранных языках. анализ текста, словарная работа, лингвистические игры, использование различных текстовых редакторов, чтение наизусть, художественное чтение и т.п. Логико-математический включает умения: делать логические построения, вычисления. узнавание образцов, использование: шаблонов, взаимосвязей, временных интервалов, числового порядка; классификация и установка последовательности действий, числовые и логические игры, логико-структурный анализ текста, создание графиков, схем, таблиц, вычислений. Визуально-пространственный включает умения: создавать и использовать воображаемые образы; визуальное восприятие окружающей действительности; ориентация в пространстве. Создание визуальных образов (иллюстрации, презентации, видео, дизайн использование образного восприятия и воображения слайд-шоу по теме, коллаж, комикс, фотоистория и пр. Телесно-кинестетический включает физическую координацию и ловкость, использование мелкой и крупной моторики, самовыражение и обучение посредством двигательной, физической активности, прикладного творчества ручной труд, конструирование, танец, различные виды спорта и подвижные игры, пантомима использование различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения. Аудио- музыкальный включает понимание и выражение себя посредством музыки и ритма; проявляется в композиторской, исполнительской и дирижерской деятельности. Слушание музыки, включение в различные ритмические игры, пение, танец или игра на различных музыкальных инструментах. выразительное чтение вслух, по ролям, работа с аудио-книгами аудио-запись по теме, Выбор музыкального сопровождения темы, Естественно-научный (исследовательскией,, «природный»), включает понимание мира природы (растений, животных). Это проявляется в умении замечать их характерные особенности и распределять по категориям; предполагает наличие острой наблюдательности, любопытства, потребности в исследовании. Исследование природы, составление различных коллекций, гербариев, классификация, изучение и группирование природных объектов. Проведение опытов, наблюдений, экспериментов различного характера, включая гуманитарные и естественнонаучные области; разработку и проведение анкетирования, диагностики и т.п. Внутриличностный включает понимание собственного внутреннего мира, мыслей, эмоций, чувств; предполагает самоконтроль, самооценку, совершенствование собственных способностей. учебные задания с ориентацией на личный опыт ученика, его интересы и склонности, выполнение самостоятельных проектов, индивидуальная творческая деятельность (: эссе, рассказ, случай из жизни), различные способы рефлексии. Межличностный. включает эмпатию, понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать сообща. Учебные задания, предполагающие коллективные способы обучения, взаимодействие, кооперацию, объединение усилий, участие в коллективных играх, групповых проектах, дискуссиях, в процессе межкультурного взаимодействия, в инсценировках и ролевых играх. Экзистенциальный включает философские размышления, глобальные выводы, заключения, определение этичекских позиций. Актуализируется при выполнении учебных заданий, предполагающих нравственный выбор, ценностное осмысление, определение приоритетов. Обращение к темам нравственного характера, обсуждение смыслов и ценностей (цитаты, афоризмы, притчи), решение воспитательных задач, формирование системы отношений.

Карта анализа/самоанализа дифференциации/индивидуализации на уроке NКРИТЕРИЙПОКАЗАТЕЛИ 1Осуществлялся ли дифференцированный подход? Данет 2Основанием для дифференцированного подхода являлись Отметьте галочкой a.Уровень владения предметным содержанием b.Уровень метапредметных УУД c.Типы (каналы) восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики) d.Темп учебной работы e.Психологические особенности f.Другое: Не очевидные характеристики 3Дифференцированный подход учитывает результаты (Отметьте галочкой): a.диагностик b.контрольных, административных работ c.психологические исследований d.наблюдений e.другое: Не был ориентирован к особенностям данного класса (группы) 4 Для представления учебного содержания использовались разные источники и носители информации однообразные источники и носители информации 5 При организации самостоятельной деятельности предлагался выбор различных заданий Отметьте галочкой a.по сложности b. объему c.форме d.другое: Вариативности в выборе задания не было 6В домашнем задании предлагался a.Выбор заданий (укажите, на основании чего): b.Выбор заданий для разных типов интеллекта домашнее задание одинаково для всех 7В системе оценивания учитывались Отметьте галочкой a. знания по предмету; b.метапредметные умения; c.самооценка ученика; d.возможности наполнения тематического портфолио (метапредметность) e.другое: Только отметка, оценивания как процесса не было Слайд 42

Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особенности – с одними нужно обращаться так, с другими иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, так существуют подобные же природные способности и у людей. …………………………….. Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело... Ян Амос Коменский Слайд 43

/Инновационная_деятельность Информация представлена на официальном сайте Второй Санкт-Петербургской Гимназии В презентации использовались материалы из книги «Педагогика текста: опыт семиотического решения» Автор Татьяна Гелиевна Галактионова