УПРАЖНЕНИЕ 1. Узнайте стили по их характеристикам. 1.Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
Advertisements

Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
МОУ «СОШ им.К.Н.Новикова» 2016 год Практическое занятие Подготовка к написанию эссе.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Транксрипт:

УПРАЖНЕНИЕ 1. Узнайте стили по их характеристикам. 1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. 2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общеприня­тому стандарту, в виде документа излагается что-либо. 3.Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. 4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем- либо. 5.Опосредованно, через систему художественных образов в отшли­фованной форме речевого произведения как вида словесного ис­кусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской по­этической мыслью на читателя.

УПРАЖНЕНИЕ 2. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. научный Официа льно- деловой публицистический разговорный художественный тезисыпротоколочеркрепликаповесть

Заполните таблицу по образцу (см. предыдущий слайд) Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление). Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

УПРАЖНЕНИЕ 3. Для каких стилей приведённые языковые средства являются характерными? Научный стиль Деловой стиль Публици стически й стиль Разговор ный стиль Художес твенный стиль

Заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трёх стилей. Слова и сочетания слов: Слова и сочетания слов: Разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлечённые, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные слова- сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: Восклицательные, с обращением, с однородными членами, с ввод­ными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, опреде­лённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, слова-предложения, реплики, ци­ таты, сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи. Восклицательные, с обращением, с однородными членами, с ввод­ными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, опреде­лённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, слова-предложения, реплики, ци­ таты, сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Упражнение 4 Проанализируйте стилистические особенности газетной рецензии. Какими языковыми средствами достигается её выразительность? Проанализируйте стилистические особенности газетной рецензии. Какими языковыми средствами достигается её выразительность? Укажите общие стилистические черты жанра и индивидуальные особенности произведения. Укажите общие стилистические черты жанра и индивидуальные особенности произведения. Определите, какой способ изложения (повествование, описание, рассуждение) преобладает в рецензии; определите его характерные речевые признаки. Определите, какой способ изложения (повествование, описание, рассуждение) преобладает в рецензии; определите его характерные речевые признаки. Проанализируйте композицию рецензии. Проанализируйте композицию рецензии. Определите основную мысль, проследите ход её развития. Укажите слова, словосочетания, предложения, с помощью которых акцентируется внимание на главном в рецензии. Определите основную мысль, проследите ход её развития. Укажите слова, словосочетания, предложения, с помощью которых акцентируется внимание на главном в рецензии. Выделите оценочные средства, выражающие авторское отношение к писателю или поэту. Выделите оценочные средства, выражающие авторское отношение к писателю или поэту. Проанализируйте стилистические особенности нескольких рецензий в газетах; дайте их сопоставительный анализ. Проанализируйте стилистические особенности нескольких рецензий в газетах; дайте их сопоставительный анализ.

Аналитический жанр - рецензия Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино. Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино. Предметом рецензии на литературное произведение является как отдельное произведение, так и сборник произведений. Предметом рецензии на литературное произведение является как отдельное произведение, так и сборник произведений. Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению. Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

«Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению». «Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению». Жанры русской литературной критики 70–80-х гг. XIX в. – Казань, С. 9–10. Жанры русской литературной критики 70–80-х гг. XIX в. – Казань, С. 9–10.

Характеристика рецензии Назначение рецензии – дать характеристику и оценку рассматриваемого произведения. «Под характеристикой следует понимать описание произведения, раскрытие его сути, идейного содержания и художественной формы. Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики». Назначение рецензии – дать характеристику и оценку рассматриваемого произведения. «Под характеристикой следует понимать описание произведения, раскрытие его сути, идейного содержания и художественной формы. Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики». Предмет – «изученный и отражённый в произведениях искусства материал». Предмет – «изученный и отражённый в произведениях искусства материал». Рецензия – локальный жанр, она рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких задач. Рецензия – локальный жанр, она рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких задач. Рецензия – жанр синтетический по драматургии и стилистике, она является аналитическим жанром, т.к. исследует, анализирует, оценивает и 2) обладает признаками информационных жанров, ибо посвящена обычно локальной теме и отвечает на вопросы: когда, где, что и зачем? Рецензия – жанр синтетический по драматургии и стилистике, она является аналитическим жанром, т.к. исследует, анализирует, оценивает и 2) обладает признаками информационных жанров, ибо посвящена обычно локальной теме и отвечает на вопросы: когда, где, что и зачем? «Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно- аналитическую суть жанра, являются: «Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно- аналитическую суть жанра, являются: 1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания; 1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания; 2) анализ темы и идеи – содержания произведения искусства; 2) анализ темы и идеи – содержания произведения искусства; 3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы» 3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы» 4) определение места произведения в творчестве автора, в совокупности других произведений данной тематики. 4) определение места произведения в творчестве автора, в совокупности других произведений данной тематики. Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии//Филологические этюды. Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии//Филологические этюды. Серия «Журналистика». Вып. 1. Ростов-на-Дону, С

жанровые признаки рецензии: информация об отдельном произведении; информация об отдельном произведении; характеристика и оценка произведения; характеристика и оценка произведения; анализ содержания и формы; анализ содержания и формы; определение места произведения в литературном процессе; определение места произведения в литературном процессе; привлечение внимания читателя к произведению. привлечение внимания читателя к произведению.

структурно необходимые компоненты рецензии: информация о произведении; информация о произведении; интерпретация художественного явления; интерпретация художественного явления; общая оценка произведения; общая оценка произведения; анализ содержания и формы произведения; анализ содержания и формы произведения; оценка-характеристика; оценка-характеристика; представление произведения читателю. представление произведения читателю. компоненты рецензии можно разделить на 2 группы: компоненты рецензии можно разделить на 2 группы: –коммуникативные; –содержательные.

Образ автора рецензии, как правило, «скрывается» за местоимением МЫ и глаголами совместного действия, но, тем не менее, это автор индивидуальный. как правило, «скрывается» за местоимением МЫ и глаголами совместного действия, но, тем не менее, это автор индивидуальный. Он представляется как лицо, имеющее право на оценку чужого труда, т.к. обладает высоким уровнем профессиональной компетенции, успешное общение журналиста-рецензента и читателя зависит в первую очередь от авторитетности критика в определённой области знаний. Он представляется как лицо, имеющее право на оценку чужого труда, т.к. обладает высоким уровнем профессиональной компетенции, успешное общение журналиста-рецензента и читателя зависит в первую очередь от авторитетности критика в определённой области знаний. Рецензия – жанр полиадресатный. Адресатом является и читатель, и автор-писатель. В связи с этим рецензенту приходится учитывать различные интересы адресатов. Рецензия – жанр полиадресатный. Адресатом является и читатель, и автор-писатель. В связи с этим рецензенту приходится учитывать различные интересы адресатов.

Рецензии могут быть написаны на литературное произведение; на литературное произведение; на театральную постановку; на театральную постановку; на кинофильм; на кинофильм; на музыкальное произведение; на музыкальное произведение; на произведение живописи; на произведение живописи; на научную работу. на научную работу.

Речевой жанр рецензию характеризуют оценочность, аргументативность, оценочность, аргументативность, индивидуальность, личностность характера общения, индивидуальность, личностность характера общения, полиадресатность, реактивность, полиадресатность, реактивность, возможность ответной реакции, возможность ответной реакции, информативность, аналитичность, информативность, аналитичность, нежесткая структурированность, нежесткая структурированность, стилистическая гибридность. стилистическая гибридность.

Выводы: Рецензия – это жанр: Рецензия – это жанр: –полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа); –аргументативный (обязательна обоснованность, объективность авторской оценки); –эмоциональный (допустима субъективность, личные вкусы и пристрастия критика); –полиадресатный (предназначен для широкой публики); –преимущественно письменный; –индивидуальный (автор – конкретный человек); –стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного). Структурные элементы Структурные элементы Обязательными структурными элементами рецензии являются: Обязательными структурными элементами рецензии являются: сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации); сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации); общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и др. приёмов); общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и др. приёмов); анализ содержания и формы произведения; анализ содержания и формы произведения; определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом; определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом; привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению. привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

речевые конструкторы, характерные для каждого элемента Информация об отдельном произведении Информация об отдельном произведении Данный компонент имеет самое чёткое речевое воплощение. Это смысловая модель «что? где? когда?». Данный компонент имеет самое чёткое речевое воплощение. Это смысловая модель «что? где? когда?». В начале рецензии мелким шрифтом (либо в сноске после заглавия рецензии) обязательно указываются автор и название книги («что?»), место и время опубликования («где?» и «когда?»). Факультативно указание количества страниц и тиража, имя иллюстратора. В начале рецензии мелким шрифтом (либо в сноске после заглавия рецензии) обязательно указываются автор и название книги («что?»), место и время опубликования («где?» и «когда?»). Факультативно указание количества страниц и тиража, имя иллюстратора.

Определение места произведения в литературном процессе или в творчестве автора Определение места произведения в литературном процессе или в творчестве автора либо вступление, либо заключение либо вступление, либо заключение определяет угол зрения рецензента определяет угол зрения рецензента Например, «Исследование опыта одоления демонов сегодня является жизненно необходимым». Например, «Исследование опыта одоления демонов сегодня является жизненно необходимым».

Характеристика и оценка произведения Характеристика и оценка произведения Можно выделить группу глаголов (в т.ч. причастия), выражающих только характеристику произведения: представляет собой, являет собой (является), показано, прослежено, предстаёт (что?). Можно выделить группу глаголов (в т.ч. причастия), выражающих только характеристику произведения: представляет собой, являет собой (является), показано, прослежено, предстаёт (что?). Как правило, эти глаголы используются в конструкциях типа: Книга (произведение) автора представляет собой исследование (монографию, роман, мемуары и т.п.)... В книге показаны пути решения данной проблемы. Как правило, эти глаголы используются в конструкциях типа: Книга (произведение) автора представляет собой исследование (монографию, роман, мемуары и т.п.)... В книге показаны пути решения данной проблемы. Например: «И всё же он [конфликт] рассмотрен недостаточно полно». Например: «И всё же он [конфликт] рассмотрен недостаточно полно». Некоторые глаголы, используемые при характеристике произведения, уже в своей семантике содержат оценочные значения: поражает, удивляет, восхищает, радует (чем?) и другие. Некоторые глаголы, используемые при характеристике произведения, уже в своей семантике содержат оценочные значения: поражает, удивляет, восхищает, радует (чем?) и другие. «Она [книга] прежде всего, поражает обилием фактического материала, впервые вводимого в научный оборот». «Она [книга] прежде всего, поражает обилием фактического материала, впервые вводимого в научный оборот». Иногда встречаются цельные словосочетания (режет слух, оказалось вне поля зрения и т.п.) и афористичные выражения: «Живи сто лет – лучше не напишешь!» Иногда встречаются цельные словосочетания (режет слух, оказалось вне поля зрения и т.п.) и афористичные выражения: «Живи сто лет – лучше не напишешь!» Следует отметить, что характеристика произведения может быть разной по объёму и чаще всего предваряет анализ, который можно рассматривать как способ убеждения в правоте выдвинутых общих оценок. Следует отметить, что характеристика произведения может быть разной по объёму и чаще всего предваряет анализ, который можно рассматривать как способ убеждения в правоте выдвинутых общих оценок.

Анализ содержания и формы произведения Анализ содержания и формы произведения Выделяют несколько основных приёмов, с помощью которых создаётся образ персонажа и одновременно выражается авторское отношение к нему: Выделяют несколько основных приёмов, с помощью которых создаётся образ персонажа и одновременно выражается авторское отношение к нему:

–характеристика героя через его действия и поступки; –прямая авторская характеристика; –портрет героя; –описание «среды обитания» героя, вещей, которые его окружают, комнат, в которых он живёт, и т.п.; –психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п.; –характеристика героя другими действующими лицами произведения; –фантастика, т.е. нечто заведомо неправдоподобное, невозможное в реальной жизни; –пейзаж; –художественная деталь.

Аналитическая часть рецензии, занимая большую площадь, строится, как правило, как текст-рассуждение. Предложение, содержащее новое положение, оформляется часто либо как тезис (и является первым предложением нового абзаца), либо как выводное суждение (и является последним предложением абзаца): Аналитическая часть рецензии, занимая большую площадь, строится, как правило, как текст-рассуждение. Предложение, содержащее новое положение, оформляется часто либо как тезис (и является первым предложением нового абзаца), либо как выводное суждение (и является последним предложением абзаца):

Примеры: «Начнём с основной мысли автора, высказанной им в предисловии...» (тезис рассуждения об идее произведения). «Начнём с основной мысли автора, высказанной им в предисловии...» (тезис рассуждения об идее произведения). «Попробуем прежде всего разобраться в строении...» (тезис рассуждения о композиции). «Попробуем прежде всего разобраться в строении...» (тезис рассуждения о композиции). «Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа» (тезис рассуждения о жанре). «Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа» (тезис рассуждения о жанре). «Такова общая сюжетная схема рассказов» (выводное суждение о сюжете). «Такова общая сюжетная схема рассказов» (выводное суждение о сюжете). «Преобладание диалогов, вообще прямой речи, стилистическая акцентированность и виртуозность этой речи – всё напоминает атмосферу игры одарённых актёров в декорациях чужого спектакля» (выводное суждение о речи персонажей). «Преобладание диалогов, вообще прямой речи, стилистическая акцентированность и виртуозность этой речи – всё напоминает атмосферу игры одарённых актёров в декорациях чужого спектакля» (выводное суждение о речи персонажей). Как видно из приведённых примеров, анализ того или иного элемента часто сопровождается оценкой, явной или скрытой.

Привлечение внимания читателя к произведению Привлечение внимания читателя к произведению «К кабаковской прозе можно относиться по-разному, можно её любить, можно ненавидеть, но отрицать то, что она существует, невозможно». «К кабаковской прозе можно относиться по-разному, можно её любить, можно ненавидеть, но отрицать то, что она существует, невозможно». «...Книга...поэта, известного ценителям и знатокам русской поэзии». «...Книга...поэта, известного ценителям и знатокам русской поэзии».

Средства выражения оценки Эмоциональность (по отношению к высказыванию) – выражение душевного переживания, волнения говорящего. Она создаётся: Эмоциональность (по отношению к высказыванию) – выражение душевного переживания, волнения говорящего. Она создаётся: интонацией (на письме – знаками препинания и порядком слов); интонацией (на письме – знаками препинания и порядком слов); некоторыми грамматическими конструкциями (например, восклицательными и вопросительными предложениями); некоторыми грамматическими конструкциями (например, восклицательными и вопросительными предложениями); такими разрядами слов, как эмоциональные междометия и эмоциональные частицы. такими разрядами слов, как эмоциональные междометия и эмоциональные частицы.

Современная журнально-газетная практика публикаций рецензий свидетельствует о том, что преобладают объективность и информативность, сугубо публицистические признаки, а в содержательном плане, как правило, вычленяют 1–2 аспекта. Тенденция к преобладанию информативности в ущерб жанрам художественно-публицистическим отразилась и на рецензии: эстетические критерии оценки произведения исчезают из рецензии. Современная журнально-газетная практика публикаций рецензий свидетельствует о том, что преобладают объективность и информативность, сугубо публицистические признаки, а в содержательном плане, как правило, вычленяют 1–2 аспекта. Тенденция к преобладанию информативности в ущерб жанрам художественно-публицистическим отразилась и на рецензии: эстетические критерии оценки произведения исчезают из рецензии.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Перечислите компоненты рецензии. Расскажите об особенностях языкового воплощения одного из них. Перечислите компоненты рецензии. Расскажите об особенностях языкового воплощения одного из них. По каким признакам рецензия похожа на статью? Какие жанровые признаки характерны только для рецензии? По каким признакам рецензия похожа на статью? Какие жанровые признаки характерны только для рецензии? Обратитесь к рецензии на недавно прочитанную книгу. Подберите свои варианты предложений, представляющих содержание оценки. Обратитесь к рецензии на недавно прочитанную книгу. Подберите свои варианты предложений, представляющих содержание оценки. Напишите свою рецензию на новый альбом современной группы. Попытайтесь дать аналитическое обоснование своим оценкам. Напишите свою рецензию на новый альбом современной группы. Попытайтесь дать аналитическое обоснование своим оценкам. Найдите в каком-либо журнале рецензию на книгу, альбом, кинофильм, театральную постановку. Выделите компоненты рецензии. Дайте свою оценку рецензируемому произведению. Найдите в каком-либо журнале рецензию на книгу, альбом, кинофильм, театральную постановку. Выделите компоненты рецензии. Дайте свою оценку рецензируемому произведению.

Структура рецензии на спектакль 1. Название спектакля. 1. Название спектакля. 2. Автор драматического произведения или литературной основы спектакля. 2. Автор драматического произведения или литературной основы спектакля. 3. Автор (или группа авторов) музыкальной основы спектакля. 3. Автор (или группа авторов) музыкальной основы спектакля. 4. Главная тема спектакля. 4. Главная тема спектакля. 5. Ведущая идея (сверхзадача) спектакля. 5. Ведущая идея (сверхзадача) спектакля. 6. Основной драматический конфликт сценического действия. 6. Основной драматический конфликт сценического действия. 7. Согласен или не согласен с режиссерским решением художественного воплощения драматического произведения на сцене и почему? 7. Согласен или не согласен с режиссерским решением художественного воплощения драматического произведения на сцене и почему? 8. Самая интересная сцена спектакля. Объясните свой выбор. 8. Самая интересная сцена спектакля. Объясните свой выбор. 9. Художественно-эстетическая доминанта спектакля: трагическая, комическая, драматическая, мелодраматическая. 9. Художественно-эстетическая доминанта спектакля: трагическая, комическая, драматическая, мелодраматическая. 10. Кто из героев спектакля в исполнении какого актера наиболее выразительно воплощает художественно- эстетическую доминанту спектакля? Объясните свой выбор. 10. Кто из героев спектакля в исполнении какого актера наиболее выразительно воплощает художественно- эстетическую доминанту спектакля? Объясните свой выбор. 11. Кто из актеров является эмпатийным соединяющим духовным центром сценического коллектива исполнителей? 11. Кто из актеров является эмпатийным соединяющим духовным центром сценического коллектива исполнителей? 12. Согласны ли Вы с декорациями спектакля, что бы Вы могли предложить? 12. Согласны ли Вы с декорациями спектакля, что бы Вы могли предложить? 13. У кого из исполнителей самые интересные грим и костюм в спектакле? 13. У кого из исполнителей самые интересные грим и костюм в спектакле? 14. Зрительское восприятие спектакля. 14. Зрительское восприятие спектакля. 15. Мои критические реплики и пожелания художественно-творческому исполнительскому коллективу (режиссеру, актерам, художнику, пошивочному и гримерному цехам). 15. Мои критические реплики и пожелания художественно-творческому исполнительскому коллективу (режиссеру, актерам, художнику, пошивочному и гримерному цехам). 16. Мое главное «спасибо», кому и за что. 16. Мое главное «спасибо», кому и за что.

Примерный план рецензии на литературное произведение. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв- впечатление). Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв- впечатление). Критический разбор или комплексный анализ текста: - смысл названия - анализ его формы и содержания - особенности композиции - мастерство автора в изображении героев - индивидуальный стиль писателя Критический разбор или комплексный анализ текста: - смысл названия - анализ его формы и содержания - особенности композиции - мастерство автора в изображении героев - индивидуальный стиль писателя Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: - основная мысль рецензии - актуальность тематики произведения Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: - основная мысль рецензии - актуальность тематики произведения В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной. В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Структура научной рецензии на статью, представленную для публикации в электронном периодическом издании Общая характеристика статьи (название, авторы, объем). Общая характеристика статьи (название, авторы, объем). Общая характеристика проблематики статьи (тематика, направлен-ность). Общая характеристика проблематики статьи (тематика, направлен-ность). Соответствие проблематики статьи проблематике раздела журнала. Соответствие проблематики статьи проблематике раздела журнала. Актуальность проблематики статьи. Актуальность проблематики статьи. Характеристика и оценка содержания статьи, в том числе: - изложенные в статье научные положения и результаты; - новизна научных положений и результатов; - обоснованность научных положений и результатов; - значимость научных положений и результатов (с точки зрения развития науки и техники, перспектив практического применения). Характеристика и оценка содержания статьи, в том числе: - изложенные в статье научные положения и результаты; - новизна научных положений и результатов; - обоснованность научных положений и результатов; - значимость научных положений и результатов (с точки зрения развития науки и техники, перспектив практического применения). Замечания по изложению и оформлению материала статьи (в том числе в отношении возможности сокращения объема статьи без ущерба для понимания представленных научных положений и результатов). Замечания по изложению и оформлению материала статьи (в том числе в отношении возможности сокращения объема статьи без ущерба для понимания представленных научных положений и результатов). Рекомендации: - публикация статьи в представленном виде; - доработка статьи с учетом замечаний (общих или конкретных); - нецелесообразность (невозможность) публикации представленной статьи. Рекомендации: - публикация статьи в представленном виде; - доработка статьи с учетом замечаний (общих или конкретных); - нецелесообразность (невозможность) публикации представленной статьи. Ф. И. О., должность, ученая степень, ученое звание рецензента. Ф. И. О., должность, ученая степень, ученое звание рецензента. Дата подписания рецензии. Дата подписания рецензии.

Упражнение 5 Прочитайте рецензию на спектакль. Проанализируйте ее композицию. Определите основную мысль, проследите ход её развития. Укажите слова, словосочетания, предложения, с помощью которых акцентируется внимание на главном в рецензии. Выделите оценочные средства, выражающие авторское отношение. Прочитайте рецензию на спектакль. Проанализируйте ее композицию. Определите основную мысль, проследите ход её развития. Укажите слова, словосочетания, предложения, с помощью которых акцентируется внимание на главном в рецензии. Выделите оценочные средства, выражающие авторское отношение. Смотрите рецензии (приложение 1) Смотрите рецензии (приложение 1)

эссе Виды по З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой и др. «Индивидуальность восприятия и оценки факта, явления, личности (биографические и автобиографические эссе – очень распространенная разновидность жанра), использование художественных и публицистических приемов самовыражения – это несомненные приметы эссе». Виды по З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой и др. «Индивидуальность восприятия и оценки факта, явления, личности (биографические и автобиографические эссе – очень распространенная разновидность жанра), использование художественных и публицистических приемов самовыражения – это несомненные приметы эссе».

Для эссе характерно преимущественное использование двух основных типов речи – описания (зарисовка) и размышления в различных жанрово-стилистических формах: эссе-рецензия (мнение заинтересованного читателя, не претендующего на обоснованную оценку), эссе-рецензия (мнение заинтересованного читателя, не претендующего на обоснованную оценку), эссе – художественная зарисовка (лирическая миниатюра), эссе – художественная зарисовка (лирическая миниатюра), эссе-заметки («узелки на память», «осколки», «дребезги» и др. варианты названий, придуманные писателями), эссе-заметки («узелки на память», «осколки», «дребезги» и др. варианты названий, придуманные писателями), эссе – дневниковая запись, эссе – дневниковая запись, эссе-письмо (во всех функциональных разновидностях эссе-письмо (во всех функциональных разновидностях

примеры ТОЛСТОЙ И ПИМЕН ТОЛСТОЙ И ПИМЕН В Святогорском монастыре показали мне келью старца – маленькую узкую келейку, низкую, с сизым слепым оконцем... В Святогорском монастыре показали мне келью старца – маленькую узкую келейку, низкую, с сизым слепым оконцем... И вдруг еще раз так зримо увидел я знакомого по Пушкину летописца: в низкой, холодной, сводчатой келье работает он всю ночь, не вставая из-за стола, забывается коротким сном, а утром опять творит труд бесценный свой, свой труд прилежный, завещанный от Бога. И вдруг еще раз так зримо увидел я знакомого по Пушкину летописца: в низкой, холодной, сводчатой келье работает он всю ночь, не вставая из-за стола, забывается коротким сном, а утром опять творит труд бесценный свой, свой труд прилежный, завещанный от Бога. И я вспомнил еще одну комнату со сводами и еще одного старика, одиноко вершащего свой подвиг в такой же невысокой каменной келье. И я вспомнил еще одну комнату со сводами и еще одного старика, одиноко вершащего свой подвиг в такой же невысокой каменной келье. И эти два образа давно соединились для меня в один. И эти два образа давно соединились для меня в один. (Василий Субботин, «Силуэты») (Василий Субботин, «Силуэты»)

Жанрообразующие признаки эссе могут быть охарактеризованы следующим образом: личностный характер восприятия и освещения предмета речи, позволяющий увидеть новое в знакомом; личностный характер восприятия и освещения предмета речи, позволяющий увидеть новое в знакомом; особый способ представления предмета речи: структурная основа – ассоциативно-эмоциональная; особый способ представления предмета речи: структурная основа – ассоциативно-эмоциональная; возможность выхода в общекультурный контекст фоновых знаний адресата; возможность выхода в общекультурный контекст фоновых знаний адресата; непринужденность потока речи – свободная композиция; непринужденность потока речи – свободная композиция; повышенная модальность текста как отражение субъективности тех или иных авторских характеристик. повышенная модальность текста как отражение субъективности тех или иных авторских характеристик.

Смысловая основа эссе была представлена «прецедентным текстом» А. Солженицына: «В толпе исчезает ощущение личной свободы, свободы совести, мысли. Это заменяется вседозволенностью силы и активностью массы. Безликость массы и вседозволенность, свобода от ответственности: Я как все...»

эссе «В толпе исчезает ощущение личной свободы...» – слова эти принадлежат Солженицыну, но их мог бы сказать и любой другой человек, ощущающий себя Личностью, дорожащий своей нравственной и физической свободой, потому что каждая личность, часто почти инстинктивно чувствует опасность, исходящую от толпы. «В толпе исчезает ощущение личной свободы...» – слова эти принадлежат Солженицыну, но их мог бы сказать и любой другой человек, ощущающий себя Личностью, дорожащий своей нравственной и физической свободой, потому что каждая личность, часто почти инстинктивно чувствует опасность, исходящую от толпы. Толпа страшна для мыслящего человека; страшно выступить против нее, но не менее страшно быть поглощенным ею, самому стать человеком толпы. В чем же заключается зло толпы? Толпа страшна для мыслящего человека; страшно выступить против нее, но не менее страшно быть поглощенным ею, самому стать человеком толпы. В чем же заключается зло толпы? Толпа – это не обязательно реальная масса людей, потерявших контроль над собой и опасных только физически. Эта толпа – лишь грубая сила, легко управляемая, быстро меняющая свои настроения и обычно трусящая перед большей силой. Такая толпа – постоянная героиня тех страниц истории, которые называют «смутными временами». Но редко такая толпа творит историю, она скорее учиняет беспорядки. Толпа – это не обязательно реальная масса людей, потерявших контроль над собой и опасных только физически. Эта толпа – лишь грубая сила, легко управляемая, быстро меняющая свои настроения и обычно трусящая перед большей силой. Такая толпа – постоянная героиня тех страниц истории, которые называют «смутными временами». Но редко такая толпа творит историю, она скорее учиняет беспорядки. Историю творит гораздо более обширная толпа – пассивная, которая в решающие моменты жизни государства складывает с себя всякую ответственность за его судьбу и идет туда, куда ей укажут. Страшно для государства, если его народ превращается в толпу. Историю творит гораздо более обширная толпа – пассивная, которая в решающие моменты жизни государства складывает с себя всякую ответственность за его судьбу и идет туда, куда ей укажут. Страшно для государства, если его народ превращается в толпу. Сознание толпы незаметно проникает в мысли человека, человек перестает мыслить о себе «я», он начинает мыслить категориями «мы», «нас». И тогда, даже если он в данный момент совершенно один, он неминуемо оказывается в толпе. Сознание толпы незаметно проникает в мысли человека, человек перестает мыслить о себе «я», он начинает мыслить категориями «мы», «нас». И тогда, даже если он в данный момент совершенно один, он неминуемо оказывается в толпе. Толпа всегда несет зло, потому что в ее основе уже зло – обезличивание человека. А все остальные злодеяния – от сплетен до кровавых переворотов – только последствия этого главного зла. Толпа всегда несет зло, потому что в ее основе уже зло – обезличивание человека. А все остальные злодеяния – от сплетен до кровавых переворотов – только последствия этого главного зла. В толпе много стихийного: агрессивная, как разлившаяся река, она уничтожает все на своем пути; равнодушная, она засасывает, как болото. В толпе много стихийного: агрессивная, как разлившаяся река, она уничтожает все на своем пути; равнодушная, она засасывает, как болото. Думается, тактику своих взаимоотношений с толпой каждый должен обдумывать самостоятельно. Одно несомненно: нужно всегда бороться со всяким проявлением «сознания толпы» в себе. И еще одно: как будущие учителя, мы должны уметь увидеть личность в наших учениках, даже если им самим нравится чувствовать себя толпой. Мы должны вызвать у личности желание на самом деле быть личностью, ведь нам самим работать с личностями будет значительно интереснее». (Ольга Серебрякова) Думается, тактику своих взаимоотношений с толпой каждый должен обдумывать самостоятельно. Одно несомненно: нужно всегда бороться со всяким проявлением «сознания толпы» в себе. И еще одно: как будущие учителя, мы должны уметь увидеть личность в наших учениках, даже если им самим нравится чувствовать себя толпой. Мы должны вызвать у личности желание на самом деле быть личностью, ведь нам самим работать с личностями будет значительно интереснее». (Ольга Серебрякова)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что может стать темой публицистического эссе? Назовите предмет, факт, явление современной жизни, размышление о котором (субъективное) может вызвать активный интерес читателя молодежной газеты. Что может стать темой публицистического эссе? Назовите предмет, факт, явление современной жизни, размышление о котором (субъективное) может вызвать активный интерес читателя молодежной газеты. Используйте прецедентный текст – афоризм В.А. Сухомлинского – для индивидуально-авторской интерпретации: «Воспитание невозможно, если нет стремления к самовоспитанию». Используйте прецедентный текст – афоризм В.А. Сухомлинского – для индивидуально-авторской интерпретации: «Воспитание невозможно, если нет стремления к самовоспитанию». Сформулируйте тему эссе, подчеркнув своеобразие, личностный характер избранного вами подхода к решению темы. Попробуйте найти риторическую фигуру (подобие, противопоставление), которая может стать художественно-смысловым центром эссе. Сформулируйте тему эссе, подчеркнув своеобразие, личностный характер избранного вами подхода к решению темы. Попробуйте найти риторическую фигуру (подобие, противопоставление), которая может стать художественно-смысловым центром эссе.