Применение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере труда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
Advertisements

Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Новое в российском международном рыболовном праве А.И. Глубоков.
Экономика безопасности труда Доцент, к.т.н Киселева Л.М.
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
Охрана труда в Пермском крае 9 месяцев 2015 г.. Количество несчастных случаев на производстве, происшедших за 9 месяцев 2015 года.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2011г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ 2011 год 2Слайд.
Целями трудового законодательства являются: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; создание благоприятных условий труда;
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Охрана труда и производственный травматизм в Магаданской области в 2012 году.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Современные подходы к системному управлению охраной труда и профессиональными рисками Директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального.
День охраны труда. Система «Охрана труда» в организации Охрана труда - (ст.209 ТК РФ) определяется как система сохранения жизни и здоровья работников.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Права работников в области охраны труда Каждый работник имеет право на: Рабочее место, соответствующее требованиям ОТ. Обязательное социальное страхование.
Транксрипт:

Применение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного надзора в сфере труда

2 Применение риск-ориентированного подхода к организации федерального государственного надзора в сфере труда Применение риск-ориентированного подхода к организации федерального государственного надзора в сфере труда Условно постоянные критерии хозяйствующих субъектов Порядок определения категории риска причинения непосредственного вреда жизни и здоровью работников Порядок определения категории риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников Порядок определения категории риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников Условно переменные критерии хозяйствующих субъектов Глоссарий Приложение слайды 3-7 слайды 8-26 слайды слайды слайды слайд 33 Оглавление

1. Применение риск-ориентированного подхода к организации федерального государственного надзора в сфере труда 3

Основания для внедрения Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 г п. 2 раздела IV протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от г. 141 (утв. перечень «пилотных» контрольно-надзорных органов, в деятельности которых с 2015 года будет внедряться риск-ориентированный подход) Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ( годы), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от г р Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (введена статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) Ведомственный план Роструда реализации мероприятий по «пилотному» внедрению риск-ориентированных подходов в надзорной деятельности, утв. приказом Роструда от План мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на годы, утв. поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7011 п – П12 4 Основания для внедрения Стимулирование устойчивого добросовестного поведения работодателей по обеспечению соблюдения ими обязательных требований трудового законодательства, применению конкретных мер по улучшению условий труда работников, проведению специальной оценки условий труда и внедрению системы внутреннего контроля Цель внедрения

Принципы внедрения Наличие правовых и методических основ внедрения риск-ориентированного подхода к организации федерального государственного надзора в сфере труда Прозрачность подходов и критериив отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска Эффективность надзорной деятельности в сфере труда за счет внедрения дифференцированного подхода к интенсивности проведения надзорных мероприятий пропорционально степени риска причинения вреда охраняемым законом ценностям Оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда Снижение издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда, сокращение избыточного административного давления на них Возможность обоснованного изменения ранее присвоенной хозяйствующим субъектам категории риска 5

6 Внедрение системы риск-ориентированного планирования при осуществлении надзорной деятельности в сфере труда предполагает переход к системе планирования надзорной деятельности, основанной на результатах оценки рисков причинения вреда в случае нарушений трудового законодательства, категорировании рисков, определении дифференцированных критериив для организации и проведения контрольных проверок хозяйствующих субъектов Основные положения риск-ориентированного подхода Оптимизация планирования надзорной деятельности Роструда предполагает проведение ранжирования объектов надзора по категориям риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда от низкого до чрезвычайно высокого риска. Необходимость включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план плановых проверок определяется присвоенной ему категорией риска* чрезвычайно высокий риск причинения вреда ( проведение плановых проверок 1 раз в год) высокий риск причинения вреда (проведение плановых проверок 1 раз в 2 года) средний риск причинения вреда (проведение плановых проверок 1 раз в 4 года) умеренный риск причинения вреда (проведение плановых проверок 1 раз в 5 лет) значительный риск причинения вреда (проведение плановых проверок 1 раз в 3 года) низкий риск причинения вреда (освобождение от плановых проверок) * риск - вероятность причинения вреда охраняемым ценностям, в результате которого могут возникнуть потенциальные негативные последствия различной степени тяжести категория риска - степень тяжести потенциальных негативных последствий, обусловленных причинением вреда охраняемым ценностям

Категория риска (Kr) 7 Основные положения риск-ориентированного подхода. Определение категории риска Максимальное суммарное значение условно постоянных и условно переменных критериив Минимально суммарное значение условно постоянных и условно переменных критерии Принцип присвоения категории риска Условно перемененные критерии 0,55 0,45 Условно постоянные критерии низкий риск умеренный риск высокий риск чрезвычайно высокий риск средний риск 1,006,001,842,683,514,345,17 значительный риск Присвоение хозяйствующему субъекту категории риска осуществляется на основе условно постоянных и условно переменных критериив хозяйствующих субъектов Значения условно постоянных критериив хозяйствующих субъектов определяются на основе данных о соблюдении трудового законодательства в конкретных отраслях, субъектах Российской Федерации, а также на основе условно постоянных характеристик предприятий и актуализируются 1 раз в 5 лет Значения условно переменных критериив хозяйствующих субъектов определяются на основе данных о частоте и тяжести несчастных случаев, нарушении трудового законодательства, подтвержденных жалобах, реализации мероприятий по улучшению условий труда, наличию системы внутреннего контроля на конкретном предприятии и подлежат актуализации 1 раз в год

2. Условно постоянные критерии хозяйствующих субъектов 8

Критерии отнесения к категории риска уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда уровень тяжести последствий причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда масштабность 9 Отнесение хозяйствующего субъекта к категории риска осуществляется на основе следующих критериив В качестве исходной информации для отнесения хозяйствующего субъекта к категории риска используются статистические данные о значениях показателей по следующим подкритериям вид экономической деятельности условия труда на рабочем месте заработная плата Виды рисков риск причинения вреда иным правам и законным интересам работников риск причинения вреда жизни и здоровья работников

Принципиальная модель отнесения хозяйствующих субъектов к категории риска уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда уровень тяжести последствий причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда масштабность 10 критерии отнесения к категории риска подкритерий «вид экономической деятельности» подкритерий «условия труда на рабочем месте» подкритерий «заработная плата» в модели используется единый перечень показателей для риска причинения вреда жизни и здоровью работников и риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников в модели используются индивидуальные перечни показателей для риска причинения вреда жизни и здоровью работников и риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников в модели используется единый показатель для риска причинения вреда жизни и здоровью работников и риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников Категория риска

2.1. Порядок определения категории риска причинения непосредственного вреда жизни и здоровью работников 11

Категория риска Принципиальная модель отнесения хозяйствующих субъектов к категории риска причинения непосредственного вреда жизни и здоровью работников уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда уровень тяжести последствий причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда масштабность частота нарушений трудового законодательства по виду правонарушений по вопросам охраны труда в расчете на 1 проверку в разрезе видов экономической деятельности (%) численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли (чел.) численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев с тяжелым исходом, на 1000 работающих в отрасли (чел.) количество несчастных случаев с тяжелым исходом на 1000 работающих в отрасли (ед.) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в субъекте РФ (руб.) минимальная заработная плата в субъекте РФ (руб.) среднесписочная численность работающих (чел.) количество рабочих мест с вредным или опасным классом условий труда (ед.) общее количество рабочих мест (ед.) весовой коэффициент 0,30 весовой коэффициент 0,50 весовой коэффициент 0,20 пересчет категории риска проводится 1 раз в 5 лет 12 критерии отнесения к категории риска подкритерий «вид экономической деятельности» подкритерий «условия труда на рабочем месте» подкритерий «заработная плата» весовой коэффициент 0,50 весовой коэффициент 0,35 весовой коэффициент 0,15 весовые коэффициенты критериив отнесения к категории риска установлены с учетом результатов анализа чувствительности влияния балльных оценок по критериям на категорию риска

Категория риска по условно постоянным критериям хозяйствующих субъектов определяется с учетом уровня вероятности причинения вреда жизни и здоровью работников, уровня тяжести последствий причинения вреда жизни и здоровью работников, масштабности (численности работников предприятий). При этом наибольший вес имеет критерий уровня тяжести, наименьший – критерий масштабности Вероятность причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда зависит от частоты правонарушений по вопросам охраны труда в разрезе видов экономической деятельности, доли рабочих мест с вредным и опасным классом условий труда и уровня заработной платы Категория риска по условно постоянным критериям (Kr) Максимально возможное количественное значение показателя категории риска (значение показателя Kr) Модель риск-ориентированного подхода. Определение категории риска 13 низкий риск умеренный риск высокий риск чрезвычайно высокий риск Минимально возможное количественное значение показателя категории риска (значение показателя Kr) Принцип перевода количественного значения показателя Kr в категорию риска средний риск 1,006,001,842,683,514,345,17 значительный риск Индикатор уровня тяжести 0,30 0,50 Индикатор уровня вероятности Индикатор масштабности 0,20 Доля рабочих мест с вредным и опасным классом условий труда 0,50 0,35 Частота правонарушений по вопросам охраны труда по видам экономической деятельности Уровень заработной платы 0,15

1 балл K M N R T U * 14 Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: частота нарушений трудового законодательства по видам экономической деятельности 6 баллов 2 балла 4 балла A F H J G L O A – сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство В – добыча полезных ископаемых С – обрабатывающие производства D – обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха Е – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений F – строительство G – торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов H – транспортировка и хранение I – деятельность гостиниц и предприятий общественного питания J – деятельность в области информации и связи K – деятельность финансовая и страховая L – деятельность по операциям с недвижимым имуществом M – деятельность профессиональная, научная и техническая N – деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги O – государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение P – образование Q – деятельность в области здравоохранения и социальных услуг R – деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений S – предоставление прочих видов услуг T – деятельность домашних хозяйств как работодателей U – деятельность экстерриториальных организаций и органов по видам экономической деятельности E, M, N, R, T, U в системе ведомственного статистического учета Роструда отсутствует информация о частоте нарушений трудового законодательства по вопросам охраны труда. Указанным видам экономической деятельности (за исключением вида экономической деятельности Е) присвоен низкий уровень вероятности ввиду отсутствия потенциальной опасности для жизни и здоровья работников. Виду экономической деятельности Е присвоен средний уровень вероятности ввиду наличия потенциальной опасности причинения вреда жизни и здоровью работников. Наличие или отсутствие потенциальной опасности оценено экспертно по результатам анализа ОКВЭД. После того, как в системе ведомственного статистического учета Роструда будет накоплен достаточный массив данных, позволяющих определить частоту нарушений трудового законодательства по вопросам охраны труда, по указанным видам экономической деятельности, присвоенный им уровень вероятности может быть пересмотрен частота нарушений трудового законодательства по вопросам охраны труда KLOGSQPIDFHJCB A 5 баллов B C 3 балла D E * I P Q S

۷ Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: класс условий труда 15 6 баллов 5 баллов 3 балла 2 балла 4 балла 1 балл доля рабочих мест, прошедших спец. оценку 100% менее 100% или 100% при наличии рабочих мест 4 класса опасности класс условий труда Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда выше 2. При этом к 1 классу условий труда относится не менее 10% рабочих мест Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда выше 2. При этом к 1 классу условий труда относится менее 10% рабочих мест Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 3.3, 3.4 и 4 Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 3.4 и 4. При этом доля рабочих мест с классом условий труда 3.3 не превышает 75% Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 4. При этом доля рабочих мест с классом условий труда 3.3 превышает 75% или имеются рабочие места с классом условий труда 3.4 Имеются рабочие места с классом условий труда 4 или не проведена спец. оценка для 100% рабочих мест ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ -- - ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ допускается наличие рабочих мест соответствующего класса условий труда - не допускается наличие рабочих мест соответствующего класса условий труда

16 Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: уровень заработной платы 5 баллов 6 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл на примере данных по Новосибирской области

6 баллов 5 баллов 3 балла 2 балла 4 балла 1 балл Модель риск-ориентированного подхода. Критерий отнесения к категории риска: уровень тяжести последствий 17 Принцип определения количественного значения Индикатора уровня тяжести последствий причинения вреда численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев с тяжелым исходом, на 1000 работающих в отрасли (чел.) количество несчастных случаев с тяжелым исходом на 1000 работающих в отрасли (ед.) Q I G L S C D H J BFA численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли (чел.) IGD L QH JSBFCA PI KGO QSLH JDCAFB Группировка хозяйствующих субъектов по схожести значений следующих показателей A B F C D H J E ** L* G I Q K M N O P T U S** A – сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство В – добыча полезных ископаемых С – обрабатывающие производства D – обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха Е – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений F – строительство G – торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов H – транспортировка и хранение I – деятельность гостиниц и предприятий общественного питания J – деятельность в области информации и связи K – деятельность финансовая и страховая L – деятельность по операциям с недвижимым имуществом M – деятельность профессиональная, научная и техническая N – деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги O – государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение P – образование Q – деятельность в области здравоохранения и социальных услуг R – деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений S – предоставление прочих видов услуг T – деятельность домашних хозяйств как работодателей U – деятельность экстерриториальных организаций и органов * по итогам статистического анализа данных, представленных в системе ведомственной статистической отчетности Роструда и формах государственной статистической отчетности Росстата, виду экономической деятельности L присвоен средний уровень тяжести причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Полученный результат является обоснованным: в соответствии с ОКВЭД вид экономической деятельности L включает в том числе деятельность по строительству зданий для собственного пользования, которая потенциально несет риск причинения вреда жизни и здоровью работников **по видам экономической деятельности K, M, N, O, P, T, U, Е в системе ведомственного статистического учета Роструда и в формах государственной статистической отчетности Росстата отсутствует информация о численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев с тяжелым исходом, а также о количестве несчастных случаев с тяжелым исходом. Указанным видам экономической деятельности (за исключением вида экономической деятельности Е) присвоен низкий уровень тяжести ввиду отсутствия возможности получения работниками тяжелых травм. Виду экономической деятельности Е присвоен значительный уровень тяжести ввиду возможности получения работниками тяжелых травм, например, в процессе сбора и обработки сточных вод, обработки и утилизации отходов, ликвидации последствий загрязнений и.д. Наличие или отсутствие потенциальной опасности оценено экспертно по результатам анализа ОКВЭД. После того, как в системе ведомственного статистического учета Роструда будет накоплен достаточный массив необходимых данных по указанным видам экономической деятельности, присвоенный им уровень тяжести может быть пересмотрен

Модель риск-ориентированного подхода. Критерий отнесения к категории риска: масштабность 18 Среднесписочная численность работников Значение Индикатора масштабности от 1 до 250 человек 1 балл от 251 до 500 человек 2 балла от 501 до 700 человек 3 балла от 701 до 1350 человек 4 балла от 1351 до 2500 человек 5 баллов от 2501 человека и более 6 баллов Принцип определения количественного значения индикатора масштабности для субъектов РФ, в которых отсутствует большое количество крупных производственных (промышленных) предприятий (например, Белгородская, Рязанская области) применяется иной подход к делению предприятий на категории риска

2.2. Порядок определения категории риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников 19

Принципиальная модель отнесения хозяйствующих субъектов к категории риска причинения вреда иным правам и законным интересам работников подкритерий «вид экономической деятельности» подкритерий «условия труда на рабочем месте» подкритерий «заработная плата» частота нарушений трудового законодательства по вопросам, не связанным с охраной труда, в расчете на 1 проверку в разрезе видов экономической деятельности (%) количество работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, глубина и сумма задолженности по заработной плате в разрезе видов экономической деятельности (чел.; мес.; руб.) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в субъекте РФ (руб.) минимальная заработная плата в субъекте РФ (руб.) среднесписочная численность работающих (чел.) количество рабочих мест с вредным или опасным классом условий труда (ед.) общее количество рабочих мест (ед.) весовой коэффициент 0,50 весовой коэффициент 0,20 весовой коэффициент 0,30 количество акций протестов и численность их участников в разрезе видов экономической деятельности (ед.; чел.) * * в условиях введения в систему показателей ведомственного учета Роструда показателя «количество подтвержденных жалоб в разрезе видов экономической деятельности» данный показатель также будет учитываться в модели 20 критерии отнесения к категории риска уровень вероятности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда уровень тяжести последствий причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда масштабность весовой коэффициент 0,30 весовой коэффициент 0,50 весовой коэффициент 0,20 Категория риска пересчет категории риска проводится 1 раз в 5 лет

Категория риска по условно переменным критериям (Kr) Максимально возможное количественное значение показателя категории риска (значение показателя Kr) Модель риск-ориентированного подхода. Определение категории риска 21 низкий риск умеренный риск высокий риск чрезвычайно высокий риск Минимально возможное количественное значение показателя категории риска (значение показателя Kr) Принцип перевода количественного значения показателя Kr в категорию риска средний риск 1,006,001,842,683,514,345,17 значительный риск Индикатор уровня тяжести 0,30 0,50 Индикатор уровня вероятности Индикатор масштабности 0,20 Доля рабочих мест с вредным и опасным классом условий труда 0,50 0,20 Частота правонарушений по вопросам, не связанным с охраной труда по видам экономической деятельности Уровень заработной платы 0,30 Категория риска по условно переменным критериям хозяйствующих субъектов определяется с учетом уровня вероятности причинения вреда иным правам и законным интересам работников, уровня тяжести последствий причинения вреда иным правам и законным интересам работников, масштабности (численности работников предприятий). При этом наибольший вес имеет критерий уровня тяжести, наименьший – критерий масштабности Вероятность причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда зависит от частоты правонарушений по вопросам охраны труда в разрезе видов экономической деятельности, доли рабочих мест с вредным и опасным классом условий труда и уровня заработной платы

по видам экономической деятельности E, K, M, N, R, T, U в системе ведомственного статистического учета Роструда отсутствует информация о частоте нарушений трудового законодательства по вопросам, не связанным с охраной труда. Указанным видам экономической деятельности присвоен низкий уровень вероятности ввиду отсутствия потенциальной опасности нарушения иных прав и законных интересов работников. Отсутствие потенциальной опасности оценено экспертно по результатам анализа ОКВЭД. После того, как в системе ведомственного статистического учета Роструда будет накоплен достаточный массив данных, позволяющих определить частоту нарушений трудового законодательства по вопросам, не связанным с охраной труда по указанным видам экономической деятельности, присвоенный им уровень вероятности может быть пересмотрен 6 баллов 2 балла 4 балла 22 Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: частота нарушений трудового законодательства по видам экономической деятельности A I Q L S H J A – сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство В – добыча полезных ископаемых С – обрабатывающие производства D – обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха Е – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений F – строительство G – торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов H – транспортировка и хранение I – деятельность гостиниц и предприятий общественного питания J – деятельность в области информации и связи K – деятельность финансовая и страховая L – деятельность по операциям с недвижимым имуществом M – деятельность профессиональная, научная и техническая N – деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги O – государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение P – образование Q – деятельность в области здравоохранения и социальных услуг R – деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений S – предоставление прочих видов услуг T – деятельность домашних хозяйств как работодателей U – деятельность экстерриториальных организаций и органов частота нарушений трудового законодательства по вопросам охраны труда OH JKCSLD BGFP Q IA 1 балл E K M N O R T U * 5 баллов B D F G P 3 балла C K

۷ Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: класс условий труда 23 6 баллов 5 баллов 3 балла 2 балла 4 балла 1 балл доля рабочих мест, прошедших спец. оценку 100% менее 100% или 100% при наличии рабочих мест 4 класса опасности класс условий труда Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда выше 2. При этом к 1 классу условий труда относится не менее 10% рабочих мест Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда выше 2. При этом к 1 классу условий труда относится менее 10% рабочих мест Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 3.3, 3.4 и 4 Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 3.4 и 4. При этом доля рабочих мест с классом условий труда 3.3 не превышает 75% Отсутствуют рабочие места с классом опасности условий труда 4. При этом доля рабочих мест с классом условий труда 3.3 превышает 75% или имеются рабочие места с классом условий труда 3.4 Имеются рабочие места с классом условий труда 4 или не проведена спец. оценка для 100% рабочих мест ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ -- - ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ допускается наличие рабочих мест соответствующего класса условий труда - не допускается наличие рабочих мест соответствующего класса условий труда

24 Модель риск-ориентированного подхода. Подкритерий отнесения к категории риска: уровень заработной платы 5 баллов 6 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл на примере данных по Новосибирской области

Модель риск-ориентированного подхода. Критерий отнесения к категории риска: уровень тяжести последствий 25 B D N G P Q A L H S A – сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство В – добыча полезных ископаемых С – обрабатывающие производства D – обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха Е – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений F – строительство G – торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов H – транспортировка и хранение I – деятельность гостиниц и предприятий общественного питания J – деятельность в области информации и связи K – деятельность финансовая и страховая L – деятельность по операциям с недвижимым имуществом M – деятельность профессиональная, научная и техническая N – деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги O – государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение P – образование Q – деятельность в области здравоохранения и социальных услуг R – деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений S – предоставление прочих видов услуг T – деятельность домашних хозяйств как работодателей U – деятельность экстерриториальных организаций и органов на графиках представлен фрагмент подхода к кластеризации видов экономической деятельности по критерию «уровень тяжести последствий» **по предприятиям, осуществляющим виды экономической деятельности E, I, J, K, M, O отсутствуют данные по акциям протеста, в связи с чем указанные виды экономической деятельности отнесены к категории низкого риска C F - 6 баллов 5 баллов 3 балла 2 балла 4 балла E I J K M O R 1 балл 6 баллов 5 баллов 3 балла сумма задолженности по заработной плате в разрезе видов экономической деятельности* (руб.) количество работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате* (чел.) глубина задолженности по заработной плате в разрезе видов экономической деятельности (мес.) I N O J R P Q E K G LMDH BAS N J O I R KPG Q E LMBHSD количество акций протестов и численность их участников** (ед.; чел.) Количество акций протеста Количество участников акций H F S P B G L D Q A R Q L D E G I J M O Q S 0-15% предприятий свыше 85% предприятий более 2 мес. от 0,5 мес. до 2 мес. 0-15% предприятий до 85% предприятий 15-40% предприятий любое количество 40-50% предприятий до 55% предприятий свыше 55% предприятий более 50% предприятий любое количество 1 балл R 2 балла P 4 балла A B C F H K и и и и и и

Модель риск-ориентированного подхода. Критерий отнесения к категории риска: масштабность 26 Среднесписочная численность работников Значение Индикатора масштабности от 1 до 250 человек 1 балл от 251 до 500 человек 2 балла от 501 до 700 человек 3 балла от 701 до 1350 человек 4 балла от 1351 до 2500 человек 5 баллов от 2501 человека и более 6 баллов Принцип определения количественного значения индикатора масштабности для субъектов РФ, в которых отсутствует большое количество крупных производственных (промышленных) предприятий (например, Белгородская, Рязанская области) применяется иной подход к делению предприятий на категории риска

3. Условно переменные критерии хозяйствующих субъектов 27

нарушение порядка специальной оценки (ст КоАП) неповиновение распоряжению должностного лица (ст КоАП) невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания должностного лица (ч. 23 ст КоАП) уклонение от исполнения административного наказания (ст КоАП) нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст КоАП)* фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст КоАП) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора (гражданско-правового договора) (ч. 3 ст КоАП) совершение административного правонарушения (ч. 4 ст КоАП) нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ст КоАП) нарушение порядка специальной оценки (ст КоАП) неповиновение распоряжению должностного лица (ст КоАП) невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания должностного лица (ч. 23 ст КоАП) уклонение от исполнения административного наказания (ст КоАП) нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст КоАП)* фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст КоАП) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора (гражданско-правового договора) (ч. 3 ст КоАП) совершение административного правонарушения (ч. 4 ст КоАП) нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ст КоАП) Условно переменные критерии хозяйствующих субъектов 28 наличие (отсутствие) подтвержденных жалоб в предыдущих периодах реализация мероприятий по улучшению условий труда наличие (отсутствие) системы внутреннего контроля наличие (отсутствие) существенных нарушений действующего федерального законодательства в предыдущих периодах коэффициент тяжести и частоты несчастных случаев данные по конкретным хозяйствующим субъектам только в отношении заработной платы

высокий риск (5 баллов) высокий риск (5 баллов) Категория риска Принципы определения категории риска по условно переменным критериям хозяйствующих субъектов (риск причинения непосредственного вреда жизни и здоровью работников) 29 Наличие (отсутствие) системы внутреннего контроля Реализация мероприятий по улучшению условий труда Наличие (отсутствие) подтвержденных жалоб в прошлых периодах Наличие (отсутствие) в предыдущих периодах нарушений действующего федерального законодательства по ст КоАП Коэффициент тяжести и частоты несчастных случаев* Повышающий категорию риска чрезвычайно высокий риск (6 баллов) Нейтральный Наличие нарушений по ст КоАП Отсутствие нарушений по ст КоАП Понижающий категорию риска Наличие нарушений по ст КоАП Отсутствие нарушений по ст КоАП Наличие подтвержденных жалоб Отсутствие подтвержденных жалоб Отсутствие факторов улучшения условий труда Наличие 1 или более факторов улучшения условий труда Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие 1 или более факторов улучшения условий труда Отсутствие факторов улучшения условий труда чрезвычайно высокий риск (6 баллов) значительный риск (4 балла) значительный риск (4 балла) высокий риск (5 баллов) высокий риск (5 баллов) значительный риск (4 балла) значительный риск (4 балла) высокий риск (5 баллов) высокий риск (5 баллов) умеренный риск (2 балла) умеренный риск (2 балла) средний риск (3 балла) средний риск (3 балла) средний риск (3 балла) средний риск (3 балла) значительный риск (4 балла) значительный риск (4 балла) низкий риск (1 балл) низкий риск (1 балл) умеренный риск (2 балла) умеренный риск (2 балла) умеренный риск (2 балла) умеренный риск (2 балла) средний риск (3 балла) средний риск (3 балла) Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля * принцип определения коэффициента тяжести и частоты несчастных случаев представлен на слайде 31

чрезвычайно высокий риск (6 баллов) значительный риск (4 балла) высокий риск (5 баллов) умеренный риск (2 балла) высокий риск (5 баллов) высокий риск (5 баллов) Принципы определения категории риска по условно переменным критериям хозяйствующих субъектов (риск причинения вреда иным правам и законным интересам работников) 30 Наличие существенных нарушений Отсутствие существенных нарушений Наличие подтвержденных жалоб Отсутствие подтвержденных жалоб низкий риск (1 балл) умеренный риск (2 балла) Наличие 1 или более факторов улучшения условий труда средний риск (3 балла) Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие факторов улучшения условий труда Категория риска Наличие (отсутствие) системы внутреннего контроля Реализация мероприятий по улучшению условий труда Наличие (отсутствие) подтвержденных жалоб в прошлых периодах Наличие (отсутствие) в предыдущих периодах действующего федерального законодательства средний риск (3 балла) Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие 1 или более факторов улучшения условий труда Отсутствие факторов улучшения условий труда Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля Наличие системы внутреннего контроля Отсутствие системы внутреннего контроля

Принцип определения коэффициента тяжести несчастных случаев Понижающий коэффициент 31 Нейтральный коэффициент Повышающий коэффициент Понижающий коэффициент Повышающий коэффициент Нейтральный коэффициент Количество пострадавших со смертельным исходом в результате несчастного случая на 1000 работающих Количество тяжелых несчастных случаев на 1000 работающих

Реализация мероприятий по улучшению условий труда наличие заключенных коллективных договоров и соглашений наличие первичной профсоюзной организации членство работодателя в объединениях работодателей наличие комиссии по трудовым спорам К факторам, улучшающим условия труда работников, относятся: 32

объект надзора Приложение. Глоссарий соблюдение обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении деятельности хозяйствующего субъекта охраняемые ценности жизнь, здоровье, конституционные права и законные интересы работников рискриск вероятность причинения вреда охраняемым ценностям, в результате которого могут возникнуть потенциальные негативные последствия различной степени тяжести категория риска степень тяжести потенциальных негативных последствий, обусловленных причинением вреда охраняемым ценностям 33

Спасибо за внимание! 34