1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И АКТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ДЛЯ РОССИИ 10 ноября 2015 г. Дмитрий Колобов, Директор Стратегическое развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Тбилиси, апреля 2012 г. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Тбилиси, апреля 2012 г. Евгений Сесицкий, Беларусь.
С истемный подход в решении вопросов производства нефтяных дорожных битумов и обеспечении ими предприятий дорожной отрасли НП «РОСБИТУМ» 2014 г.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Транксрипт:

1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И АКТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ДЛЯ РОССИИ 10 ноября 2015 г. Дмитрий Колобов, Директор Стратегическое развитие Губернаторские Чтения, Тюмень

2 1. Международный опыт локализации – кейсы стран 2.1. Сингапур 2.2. Индия 2. Основные выводы СОДЕРЖАНИЕ

3 1. Международный опыт локализации – кейсы стран 2.1. Сингапур 2.2. Индия 2. Основные выводы СОДЕРЖАНИЕ

4 2 СИБУР СЕГОДНЯ (1)Валюта отчетности СИБУРа российский рубль. Показатели в долларах США рассчитываются по валютному курсу, среднему за соответствующий период и на конец периода. Все финансовые показатели СИБУРа за гг. в презентации основаны на данных аудированной комбинированной финансовой информации по МСФО, откуда исключены результаты деятельности предприятий по производству и продаже минеральных удобрений и шин, проданных СИБУРом в декабре 2011 г., за все отчетные периоды. (2)Расчетное значение маржи по EBITDA без учета трейдинговых операций через терминал в Усть-Луге. 4 Трейдинговые операции по нафте через морской терминал в Усть-Луге, прекращены в 2015 г. Финансовые показатели (1) 1,6x0,7x 1,0x1,1x Чистый долг/ EBITDA (дол. США) 1,2x СИБУР является уникальной вертикально-интегрированной газоперерабатывающей и нефтехимической компанией. Вертикально-интегрированная бизнес-модель основа финансовой стабильности Надежный доступ к источникам сырья Высокая диверсификация продуктового портфеля Лидирующие позиции на растущем нефтехимическом рынке России Уникальные возможности роста Компания с одним из самых высоких рейтингов в России: Ba1/Moodys (подтвержден в марте 2015 года) и BB+/Fitch (подтвержден в феврале 2015 года); без понижений в течение кризиса 2008/09 гг. Конкурентные преимущества СИБУРа Ba2 Ba1 BB BB+ Ключевые факты 26 производственных площадок в России Более 25 тысяч сотрудников Более крупных клиентов в 77 странах в разнообразных потребляющих отраслях Выручка по продуктам (2014)Выручка по регионам (2014) Топливно- сырьевые продукты Прочая выручка Продукты нефтехимии % Прочие Азия СНГ Европа Россия % 37 3

5 СИБУР ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ГЛОБАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ИНВЕСТОРОВ Инвестиции по группам Совокупные инвестиции рассмотренных компаний в 2014 г. остались на уровне прошлого года В 2014 г. среди рассмотренных компаний инвестиции свыше $2 млрд совершили SABIC, Sinopec, Braskem, Dow, BASF, ExxonMobil, EPP, MarkWest. Инвестиции СИБУР составили $1,8 млрд В 2014 г. доля инвестиций в выручке максимальна у СИБУР – 19%, у остальных она в среднем составляет 7% (без учета midstream) -15% -1% -19% +26% Крупные specialties и нишевые производители Крупные specialties и нишевые производители Крупные specialties и нишевые производители Диверсифицированные глобальные н/х компании Мидстрим США Национальные чемпионы на развивающихся рынках Национальные чемпионы на развивающихся рынках Национальные чемпионы на развивающихся рынках Национальные чемпионы на развивающихся рынках INEOS LG ChemExxonMobilBASFDow Инвестиции по компаниям -21% 2,6 3,3 Крупнейшие компании в РФ Petronas RelianceBraskemSinopecSABIC 2 Kumho VersalisLanxess Atlas TargaOneokMarkWestEPP 3 СИБУР Инвестиции конкурентов 1 СИБУРа, млрд $ 1)Рассмотрены инвестиции в нефтехимический бизнес; 2) В целом по компании (не только н/х) 3) Enterprise Products Partners Источники: CapitalIQ, отчетность компаний Диверсифицированные глобальные н/х компании Крупные specialties и нишевые Нац. чемпионы на развивающихся рынкахMidstream США

6 МЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ ОПЫТ ПРОГРАММ ПРОМЫШЛЕННОГО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (ИЗ/ЛП) В РЯДЕ КРУПНЕЙШИХ ПО ТЕМПАМ РОСТА СТРАНАХ МИРА Бразилия Автопром Нефтедобыча Судостроение Тринидад и Тобаго Алюминиевая промышленность Норвегия Машиностроение для нефтяной и газовой отраслей Китай Автопром Нефтехимия Индия Нефтехимия Пром. политика «Делай в Индии» Саудовская Аравия Нефтехимия Оман Нефтяная и газовая промышленность Гана Обувная промышленность Нигерия Нефтедобыча Иран Нефтехимия Россия Автопром BASF в РФ Казахстан Нефтедобыча Ю. Корея Судостроение Сингапур Общая пром. политика Нефтехимия

7 1. Международный опыт локализации – кейсы стран 2.1. Сингапур 2.2. Индия 2. Основные выводы СОДЕРЖАНИЕ Все, что у нас было – это трудолюбивые люди, хорошая базовая инфраструктура и правительство, которое решило быть честным и компетентным. (Ли Куан Ю)

8 Динамика структуры ВВП Сингапура гг. СИНГАПУР. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Цель: создание рабочих мест и ликвидация зависимости от транзитной торговли за счет создания большого количества взаимодополняющих отраслей экономики Меры: Реализация инфраструктурных проектов Создание и развитие трудоемких отраслей (обувная, текстильная пр-ть и т.д.) Защита внутреннего рынка за счет увеличения количества импортных квот Ограничения для иностранных компаний Но! Для поддержания международной торговли создана зона свободной торговли Цель: реструктуризация экономики с переходом к капиталоемким и высокотехнологичным отраслям, развитие сферы услуг и внешней торговли Меры: Привлечение ПИИ – предоставление налоговых льгот в обмен на обязательства по объему инвестиций и вводу современных мощностей Прямое финансирование собственной промышленности Создание особых промышленных зон Цель: наращивание объемов производства в наукоемких отраслях и услугах с высокой добавленной стоимостью Меры: Перевод трудоемких отраслей местных производителей в страны с более низкой стоимостью труда Поддержка малого и среднего бизнеса (прямые инвестиции, льготное кредитование Приватизация части гос. компаний Инвестиции в НИОКР Стимулирование сингапурских инвестиций за рубеж Цель: поддержание экономического роста, дальнейшее инновационное развитие Меры: Государственные программы по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере инновационного развития Развитие кадрового потенциала Поддержка промышленности с целью не допустить перекос в структуре экономике в сторону услуг Источники: Модели Процветания. Л.Ф. Пахомова – 2007, Институт Востоковедения РАН; Проблемы национальной стратегии; Singapore Success Story, UN ECLAC прочие услуги транспорт и коммуникациитранспорт и коммуникациитранспорт и коммуникациитранспорт и коммуникации финансовые и деловые услугифинансовые и деловые услугифинансовые и деловые услугифинансовые и деловые услуги торговля ЖКХ строительство обрабатывающая пр-ть с\х и добывающая пр-ть н.в

9 МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СИНГАПУРА Институциональные Фискальные Финансовые Совет по экономическому развитию – привлечение ПИИ, сотрудничество с международными компаниями Агентство по международному предпринимательству – продвижение сингапурских компаний за рубежом и поддержка зарубежных инвестиций Агентство по науке, технологиям и исследованиям – реализация стратегий в области научно-технической политики (обеспечение экономики квалифицированными научными кадрами, поддержка исследовательских программ в университетах и научных институтах) Государственные предприятия в стратегических отраслях Создание инфраструктурных и промышленных зон на кластерной основе (Джуронг, Пулау Буком, портовые и логистические кластеры) Создание целевых фондов для финансирования развития отраслей (фонд повышения квалификации, 1970-е гг., Национальный фонд производительности, 2011 г., Фонд развития предприятий, 2011 г. и пр.) Льготное кредитование крупного, среднего и малого бизнеса Налоговые льготы и скидки, отсрочка налоговых платежей Возврат НДС Ускоренная амортизация Источники: Модели Процветания. Л.Ф. Пахомова – 2007, Институт Востоковедения РАН; Проблемы национальной стратегии; Singapore Success Story, UN ECLAC Правовые Законы, регулирующие правовые отношения работодателя и работников

10 СИНГАПУР. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Конец 1970-х гг. Сингапур – один из крупнейших в мире центров переработки нефти (1,2 млн барр./день) Большое количество нафты дало возможность развивать Химию и нефтехимию) г. Строительство и ввод в эксплуатацию первого нефтехимического производства как в консорциуме с японскими, американскими и европейскими партнерами под лидерством Sumitomo Chemical LTd. Комплекс состоит из нафтового пиролиза и производств ПЭ, ПП, гликолей и пр г. Создание Совета экономического развития Сингапура (EDB) и привлечения иностранных инвесторов 1995 г. Для дальнейшего развития нефтехимии одобрено создание кластера на о. Джуронг гг. «Создание острова»: насыпка земли и объединение 7 небольших островов в один остров г. Построены и введены в эксплуатацию 4 крупных НПЗ – Dutch Shell, Esso, Mobil и Singapore Refinery Company (СП BP и Caltex) гг. Сдача острова в эксплуатацию 2010 г. Сингапур входит в тройку мировых центров нефтепереработки. Доля химической отрасли в промышленном производстве – 37% гг. Создание инфра- структуры кластера: строительство дорог, коммуникаций Примечание: 1 – с учетом фармацевтической промышленности, по итогам 2010 г. Источники: McKinsey&Company, Singapores Economic Development Board, American Institute of Chemical Engineers, материалы СИБУР

11 СИНГАПУР. ГОСУДАРСТВО ВЫСТУПИЛО ОСНОВНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЧЕРЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКУ ИНВЕСТОРОВ Предпосылки Выгодное для международной торговли геополитическое положение страны в центре АТР Ограниченный внутренний рынок, экспортоориентированная экономика Государственный курс на развитие капиталоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности в е гг. и курс на поддержание экономического роста страны в е гг. Наличие НПЗ – источников сырья для нефтехимии Институциональная поддержка (создание ответственных гос. органов и компаний по содействию инвесторам, система «единого окна» для инвесторов, предоставление территории для производства) Льготный налоговый режим для инвесторов Предоставление необходимого объема кредитования инвесторам Прямые инвестиции в создание кластера на о. Джуронг (инвестиции в насыпку земли инфраструктуру ~8 млрд. долл. США) Инвестиции в образование и науку Правовая поддержка - регулирования законодательства по труду, окружающей среде и безопасности для создание оптимального инвестиционного климата Сингапур входит в тройку мировых центров нефтепереработки Один из трех крупнейших мировых центров торговли нефтепродуктами Центр ценообразования для Азиатского рынка Один из трех крупнейших центров по производству и обслуживанию оборудования для нефтегазовой отрасли Доля химической отрасли в промышленном производстве 42,3% 1 в 2012 г. против 15% в 1995 г. Количество занятых в отрасли – более 40 тыс. чел., средняя заработная плата в отрасли почти в два раза выше средней заработной платы в промышленности Сингапура Меры господдержки отрасли Результаты Примечание: 1 – с учетом фармацевтической промышленности Источники: McKinsey&Company, Singapores Economic Development Board, American Institute of Chemical Engineers, материалы СИБУР

12 ПРАВИТЕЛЬСТВО СИНГАПУРА ИГРАЛО ВАЖНУЮ РОЛЬ КАК НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРА НА О. ДЖУРОНГ, ТАК И ПОСЛЕ ЕГО ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ Создание государственной организации (гос. Компания JTC 1) для управления проектом Действует как землевладелец, владелец инфраструктуры Подотчетна Министерству Торговли и Промышленности Максимальное обеспечение инвесторов инфраструктурой со стороны государства Строительство базовой инфраструктуры (дороги, терминалы, логистические центры) Создание капиталоемких объектов (газопроводы, хранилища, морские нефтебазы) Поддержка в научно-исследовательских работах Обеспечение равного доступа к инфраструктуре для всех участников Тесное взаимодействие с инвесторами Строительство инфраструктуры принимает во внимание пожелания потенциальных инвесторов Правительство не вмешивается в операционное планирование и ценообразование между резидентами Примечания: 1 - Jurong Town Corporation, создана в 1968 г. для развития индустриальной площадки Ключевые действия Правительства Площадь о. Джуронг– 45 км 2 Инвестиции государства: $4 млрд – отсыпка территории; $4 млрд – базовая инфраструктура; Инвестиции 94 компаний-резидентов с 2000 г. составили $31 млрд Совокупная выручка резидентов – $70 млрд в год Крупнейшие якорные инвесторы: BASF, Exxonmobil, Dupont, Mitsui Chemicals, Shell, Singapore Petroleum, Sumitomo Chemical и прочие Один из 10 крупнейших мировых нефтехимических хабов Производство полиолефинов – 2 млн т/год, полистирола – 0,3 млн т/год Один из 5 крупнейших наливных портов Крупнейший азиатский хаб по смазочным маслам Штаб-квартиры 8 из 9 крупнейших компаний по производству ароматизаторов и вкусовых добавок Характеристики кластера Источники: McKinsey&Company, Singapores Economic Development Board, American Institute of Chemical Engineers, материалы СИБУР

13 1. Международный опыт локализации – кейсы стран 2.1. Сингапур 2.2. Индия 2. Основные выводы СОДЕРЖАНИЕ

14 ИНДИЯ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ е гг. Начало государственных экономических реформ, либерализация торговли, снижение налоговых пошлин гг. Высококонцентрированная отрасль со значительными барьерами входа, отсутствие доступа к иностранным инвестициям, ограничительная государственная политика и плановая экономика 1991 г. Запуск второго государственного плана по реструктуризации экономики: снятие лицензионных ограничений на производство в нефтехимии, снижение государственного влияния в принятии корпоративных решений, стимулирование увеличения потока иностранных инвестиций Инвестиции в разработку технологий и развитие кадрового потенциала Проведение программ модернизации и внедрения новейших технологий, повышения эффективности произ- водства, внедрение "зеленых" технологий, улучшение инфраструктуры страны 2007 г. Создание инвестиционных регионов- кластеров PCPIR и развитие вокруг них промышленных парков (основными инвесторами являются индийские нефтегазовые и химические компании) Несмотря на проведение политики развития национальной нефтехимии, отрасль остается импортозависимой, особенно в секторе технологий и оборудования (например производство полистирола в Индии базируется на импортируемом стироле) Создание нефтехимических компаний (Indian Oil Corporation, Reliance, ONGC и др.) Нефтехимическая отрасль Индии является 6-ой в мире и 3-ей в Азии 192 млрд долл. ПИИ в период с гг.

15 НАИБОЛЕЕ АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ НАЧАЛОСЬ В Х ГГ. Растущий внутренний спрос на продукты нефтехимии наряду с низким уровнем потребления Индия – нетто-импортер нефтехимической продукции Предпосылки 5-летний план развития отрасли ( гг.) подразумевал активное развитие нефтехимии Рост спроса на крупнотоннажные полимеры с 5,3 млн т в 2007 г. до 12,5 млн т к 2012 г., на синтетические волокна с 2,4 млн т в 2007 г. до 5,8 млн т к 2012 г. Цели Финансовая поддержка: льготная налоговая и тарифная политика, государственные инвестиции в развитие технологий и развитие кадрового потенциала Административная поддержка: снятие лицензионных ограничений, устранение барьеров для прямых иностранных инвестиций Развитие инфраструктуры: создание инвестиционных регионов-кластеров (PCPIR) и развитие вокруг них промышленных парков по переработке пластиков Развитие внутреннего спроса с целью увеличения внутреннего потребления пластиков и синтетических волокон почти в 3 раза путем стимулирования потребления в индустриях-локомотивах роста Проведение программ модернизации для внедрения новейших технологий, повышения эффективности производства, обеспечения условий внедрения "зеленых" технологий Меры господдержки отрасли Источник: McKinsey&Company, TATA Strategic Marketig Group, Chemistry World

16 ПЛАН СОЗДАНИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ ПРЕДПОЛАГАЛ КООРДИНАЦИЮ ДЕЙСТВИЙ ВЛАСТЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ 2007 г. – принятие решения о целенаправленном создании инвестиционных регионов для нефтехимического производства (PCPIR 1 ) на базе существующих и новых производств Роль государства: – Выбор мест для размещения зон – Развитие базовой инфраструктуры (за счет государственных средств и государственно-частного партнерства) – Создание условий для привлечения инвестиций Государственные компании (IOCL, ONGC, HPCL) выступают "якорными" заказчиками для развития зон и строительства новых предприятий Минимум 40% территории должно быть отдано производству, остальное – коммерческая, обслуживающая, жилая инфраструктура В зонах действует режим свободной торговли Роль центрального правительства: – Координация действий между министерствами центрального правительства и властями штата – Мониторинг прогресса открытия зон, обеспечение соблюдения экологических и других требований – Обеспечение доступа к внешней по отношению к выделенной зоне инфраструктуре (ж/д, дороги, порты, аэропорты, связь) Роль правительства штата: – Получение разрешения у центрального правительства на открытие выделенных зон и приобретения земли – Предоставление доступа к инфра- структуре внутри выделенной зоны (э/энергия, вода, дороги, система стоков и канализации), создание условий для обеспечения условий соблюдения требований по промыш. и эколог. безопасности – Предоставление дополнительных льгот для инвесторов – Развитие и управление выделенной зоной (через Управляющий совет) Примечания: 1 – Petroleum, Chemicals and Petrochemical Investment Regions Источник: McKinsey&Company, TATA Strategic Marketig Group, Chemistry World Утверждение официальной правительственной программы в марте 2007 г. В 6 штатах удалось привлечь "якорные" компании для размещения нефтехими- ческих производств Общий объем заявленных инвестиций чуть менее 300 млрд долл. США В данный момент 5 штатов получили официальное разрешение на создание PCPIR на своей территории, еще 1 штат находится в процессе получения разрешений К началу 2015 г. единственный реализо- ванный проект – зона Дахей в штате Гуджарат, таким образом, освоено всего около 10% заявленных инвестиций Отсутствие временных целей по открытию PCPIR Отсутствие концепции "одного окна" для получения разре- шений и предоставления информации от государ- ственных органов Размытая позиция государ- ства по поводу получения налоговых льгот для производителей, инвестирую- щих в открытие предприятий на территории выделенных зон Недостаточно проработанная концептуальная документация по кластерам и отсутствие ТЭО Проблемы с инфраструк- турой и возможный дефицит ресурсов (электроэнергия, вода) в случае реализации проектов Основные проблемы Роли центральных и местных властей Описание плана Основные результаты

17 ОДНА ИЗ МЕР ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ– СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА ПОТРЕБЛЯЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ Изменения регуляторной поддержки обеспечивают рост в отраслях потребителях нефтехимии и, в результате, косвенно увеличивают спрос на нефтехимию Требуется тесное взаимодействие правительственных структур для эффективного стимулирования спроса на нефтехимическую продукцию Отрасль Факторы роста спроса на нефтехимию Пример господдержки Упаковка Переход на полностью полимерную упаковку пищи Замена традиционной упаковки на изделия из пластиков Власти законодательно запрещают продажу продуктов питания в открытой таре, т.е. все продукты должны быть полностью упакованы Авто-промыш- ленность Низкий уровень применения пластиков (6-10%), который, как ожидается, удвоится в ближайшие 5 лет за счет требований по снижению потребления топлива и повышения эффективности Регуляторные требования выходят на уровень международных требований (например, существенное снижение акцизов и импортных пошлин) Ужесточение норм по выбросам, что в результате приведет к более эффективным по топливу автомобилям Строительство Увеличение потребления пластиков в строительстве жилой и коммерческой недвижимости Рост инфраструктурных проектов с высоким потреблением пластиков (например, трубопроводы, ирригация) Правительство объявило о существенных инвестициях в инфраструктуру – например 500 млрд долл. США с 2007 до 2012 гг.; 1 трлн долл. США между 2012 и 2017 гг. Источник: McKinsey&Company

18 СТАРТОВАВШАЯ В 2015 Г. ГОСПРОГРАММА «ДЕЛАЙ В ИНДИИ» МОЖЕТ ДАТЬ НОВЫЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ Замедление темпов экономического роста Снижение объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Перекос в структуре ВВП в сторону сектора услуг Демография: большое количество работоспособного населения с низкой квалификацией Предпосылки Цели программы Увеличение темпов роста экономики Увеличение годовых темпов роста промышленности до 12-14% Рост доли производства в ВВП с 16% до 26% к 2026 г. Стимулирование инвестиций и инноваций Рост добавленной стоимости и доли высокотехнологичных отраслей и промышленной инфраструктуры Развитие человеческих ресурсов, создание новых рабочих мест (100 млн раб. мест в промышленности к 2020 г.) Защита интеллектуальной собственности Повышение конкурентоспособности индийской промышленности Основные инструменты Новые инициативы программы Существующая политика Упрощение регистрации бизнеса, получения лицензий и разрешений Создание новых городов и индустриальных зон Программы и институты развития молодёжи Для иностранных инвестиций открыты оборонпром, строительство и железнодорожный сектора Политика развития производства Создание национальных инвестиционных и производственных зон (вдоль основных ж/д коридоров страны) Упрощение регуляторной среды Поглощение технологий Льготы и поощрения Развитие прямых иностранных инвестиций Снятие запрета/ограничений на ПИИ в некоторые сектора промышленности Новые инициативы программы Программа защиты интеллектуальной собственности Участник международных договоров и конвенций в сфере защиты интеллектуальной собственности и др. Источник: Сайт программы Make in India, BRICS Magazine, Economic Times India, БРИКС Special Report (материалы саммита БРИКС в Уфе)

19 1. Международный опыт локализации – кейсы стран 2.1. Сингапур 2.2. Индия 2. Основные выводы СОДЕРЖАНИЕ

20 ПРОМЫШЛЕННОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Критические факторы успеха Детализация Критические факторы успеха Детализация Цели и роль национального государства Политические цели (оборона, безопасность, жизнеобеспечение) Социальные цели (здравоохранение, образование, пенсионная система) Экономические цели (темпы роста, благосостояние/доходы, инфляция) Отраслевые и региональные приоритеты ИЗ/ЛП («дорожные карты») Стратегия, ресурсы и механизмы для ИЗ/ЛП (в т.ч. механизмы контроля успеха) Долгосрочный спрос на локализованную продукцию Внутренний государственный спрос (госзаказ) Внутренний частный спрос (промышленный и бытовой) Экспортный потенциал Фактор времени для программ ИЗ/ЛП Политический / нормативный / организационный цикл (от простого – к сложному) Временной цикл НИОКР Временной цикл промышленного проектирования / ОПЭ Временной цикл строительства / ПНР Временной цикл создания / доводки промышленной инфраструктуры Временной цикл подготовки кадров Стартовые условия в целевых отраслях Состояние производственных активов Состояние научно-технического и проектного потенциала, патенты и ИС Кадровая ситуация Промышленная инфраструктура Глобальные и региональные конкуренты / партнеры Экспертиза и компетенции регуляторов Научно-техническая экспертиза Строительная и производственная экспертиза Финансово-экономическая экспертиза Международный опыт Развитие национальных компаний Фильтры и критерии для господдержки (создание «короткого списка» национальных лидеров на базе существующего потенциала) Дифференцированные программы развития для госкомпаний, крупного частного бизнеса и МСБ Жесткий конкурентный подход («победители и проигравшие») Трансфер доступных международных технологий Точный баланс / учет политических и конкурентных факторов (НДТ) Прагматичный подход (отдача на ПИИ / рост объемов бизнеса vs рост уровня локализации) Фильтры и критерии приоритетного привлечения международных компаний Международная кооперация и производственные цепочки в «дружественных географиях» «Цена вопроса» и целевые ресурсы Оценка и гарантия доступных ресурсов государства для программ ИЗ/ЛП Оценка и «контрактование» частных инвестиций (национальных, международных) для программ ИЗ/ЛП

21 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИЗ/ЛП – НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ УРОКИ ДЛЯ РОССИИ Международ- ный опыт УСПЕШНЫХ программ промышлен- ного ИЗ/ЛП объединяет ряд общих элементов и подходов: Четкая и последовательная государственная политика и администрирование ИЗ/ЛП Детализация политических и социально-экономических целей, и соответственные отраслевые и региональные приоритеты Законодательные и нормативные акты + четкая административная организация + материальные ресурсы Критерии господдержки и метрики / цели ИЗ/ЛП «Марафонский подход» Достаточная и наращиваемая экспертиза государства и корпораций, и учет стартовых условий в приоритетных отраслях Научно-техническая экспертиза Инвестиционно-экономическая экспертиза Понимание стартовых условий и позиций глобальных конкурентов и партнеров Решения на базе прагматичного экспертного фундамента Понятный, предсказуемый и прозрачный долгосрочный спрос на локализуемую продукцию Государственный спрос (конкурентный государственный заказ) Директивная и стимулирующая поддержка внутреннего частного спроса Последовательная поддержка экспортных каналов для локализуемого производства Интеграция цепочек отраслевых и межотраслевых цепочек «спрос-предложение» Детализированные долгосрочные отраслевые «дорожные карты» Обязательства государства Обязательства частного бизнеса Вехи и контрольные точки Последовательные долгосрочные инвестиции в человеческий капитал (национальные кадры, международные сотрудники) Образовательные программы (гос-во), «заточенные» под отрасли приоритетного развития Материально стимулирование «кадровых» инвестиций частных компаний со стороны гос-ва Жесткий конкурентный процесс, где выживают наиболее эффективные национальные (лидеры), и наиболее адаптивные международные компании Опережающее развитие наиболее конкурентных национальных компаний, как в сегменте крупного бизнеса, так и МСБ Локализация и трансфер наиболее конкурентных (НДТ) международных технологий, диверсификация международных партнерств