И НСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ д.э.н., PhD. Осипов В.С., зав. сектором институтов государственного управления ИЭ РАН vs.ossipov@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительный анализ по проекту Федерального закона « О территориях опережающего социально - экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РОСАТОМ» Федеральное государственное унитарное предприятие «Приборостроительный завод «ПСЗ» Администрация.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к промышленным кластерам в целях применения к ним мер поддержки,
1 Новосибирск, 2012 НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРОМЫШЛЕННО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Промышленно-логистический.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Анализ стратегии социально- экономического развития Челябинской области.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
. Февраль 2015 Предложения по подготовке проекта закона «О дополнительных гарантиях инвесторам, реализующим промышленные и (или) высокотехнологичные проекты.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
ТОСЭР –территории опережающего экономического развития Вносится Правительством Российской Федерации Проект Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й ЗА К О Н О территориях.
На самом деле нет. Дальний Восток РФ В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов федерации: 1. Амурская область 2. Еврейская автономная.
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА Центр психолого- экономических исследований СНЦ РАН Саратов 2015 Круглый стол по общественному обсуждению.
Транксрипт:

И НСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ д.э.н., PhD. Осипов В.С., зав. сектором институтов государственного управления ИЭ РАН Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РАН Москва

Анализ ситуации

В. М АУ : «… Десять лет назад я говорил, что лучшая промышленная политика – ее отсутствие» (Эксперт (900). С. 53.)

Д ОБЫЧА ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ, ПРОИЗВОДСТВО ЧУГУНА И СТАЛИ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

П РОИЗВОДСТВО ПРОКАТА ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ, ЛИСТОВОГО ПРОКАТА И ТРУБ СТАЛЬНЫХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

П РОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

Л ЕСОЗАГОТОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО ПИЛОМАТЕРИАЛОВ, СТУЛЬЕВ И КРЕСЕЛ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

Л ЕСОЗАГОТОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО ЦЕЛЛЮЛОЗЫ И БУМАГИ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

П РОИЗВОДСТВО ТКАНЕЙ, ПЛАТЬЕ И СОРОЧЕК ВЕРХНИХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

П РОИЗВОДСТВО МОЛОКА, ЦЕЛЬНОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ, МАСЛА ЖИВОТНОГО И СЫРОВ ЖИРНЫХ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ В ГГ.

Теория вопроса

В ВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ : А ЗАЧЕМ, СОБСТВЕННО ? Промышленное производство до сих пор остается главным локомотивом экономики, в том числе для сферы услуг Развитие промышленности оказывает многократный эффект на экономику: стимулирует технологические инновации, улучшает торговое сальдо и создает рабочие места, в том числе в сфере услуг По мере спада производственной активности будут утрачиваться компетенции, которые очень трудно восстановить

М ЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА : М АСКИН ПРОТИВ РИКАРДО Рикардо: обмен однородными товарами Самуэльсон: выравнивание по доходам в связи с открытием рынков Маскин: интернационализация производства будет способствовать увеличению разрыва в оплате труда между двумя категориями специалистов в бедных странах и соответственно повышению уровня неравенства

Н ИЗКОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ «… главная причина бедности в очень многих странах мира – неэффективность государственного управления. Основной причиной низких темпов роста является некомпетентный и коррумпированный государственный аппарат, не создающий условий, в которых частный бизнес был бы заинтересован в повышении собственной эффективности» * _____________________________________________ *Андерсон Р. Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в бедных странах. М.: ИРИСЭН, С

Ф. ФОН Х АЙЕК : «…как бы странно ни выглядело это на первый взгляд, высокий темп роста свидетельствует порой не столько о хорошей политике в настоящем, сколько о дурной политике в прошлом. Следовательно, в странах, уже достигнувших высокого уровня развития, нет оснований ожидать столь же значительных темпов роста, каких на известное время достигают страны, где прежде эффективное использование ресурсов долго сдерживалось законодательными и институциональными барьерами»*. ________________________ * Ф. фон Хайек. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО С.13.

Н ОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Развитие технологий привело к тому, что компании легко меняют место дислокации производства, поэтому в новых условиях между странами возникает конкуренция за качество институциональной среды ведения бизнеса: администрирование, налоги, уровень коррупции, качество судебной системы, качество образования, медицины, культуры и т.д.

17

Э.Р АЙНЕРТ «политика промышленно развитых стран - специализация на отраслях с возрастающей отдачей, а политика стран третьего мира – специализация на отраслях с убывающей отдачей»* ______________________________ * Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.

П ОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ : РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ Отрасли с убывающей отдачей Отрасли с возрастающей отдачей

В ОЗРАСТАЮЩАЯ И УБЫВАЮЩАЯ ДОХОДНОСТЬ

Ж ИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА

Ж ИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ

М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМЕЮЩИХСЯ ОБЪЕМОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СССР В ПЕРИОД СТАЛИНСКОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

М АТРИЦА СТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ

И НСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ это институционализированная территориально локализованная площадка взаимодействия, на которой хозяйствующие субъекты с различными организационными возможностями согласованно выстраивают свое поведение по отношению друг к другу и к потребителю с наибольшим экономическим эффектом

Практика реализации

А КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА Р ОССИИ *: * разработка к.э.н., доцента Скрыль Т.В. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)

ТОР – это часть территории субъекта Федерации, на которой, в соответствии с решением Правительства, установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель – формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОР: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Согласно п. 1 новой статьи НК РФ резидентом территории (далее – резидент) признается российская организация, которая получила данный статус в установленном законом порядке и которая одновременно отвечает следующим требованиям: государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития; организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории опережающего социально-экономического развития; организация не применяет специальных налоговых режимов; организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков; организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа; организация не является участником региональных инвестиционных проектов.

К РИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ К ТОР локализация на Дальнем Востоке наихудшие социально-экономические показатели развития по сравнению с иными федеральными округами малая численность населения по сравнению с иными регионами наличие инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение, транспортные магистрали, включая железнодорожное сообщение) экономический потенциал развития (в условиях Дальнего Востока, это земельные ресурсы, природные ресурсы, морские ресурсы, логистический потенциал в связи с близостью к странам АТР) введение режима ТОР в этих районах необременительно для бюджета с точки зрения сбора налогов перспективы регионального экономического роста создают высоко вероятностные условия для увеличения налогооблагаемых баз Вывод: ТОР могут быть созданы в экономически отсталых районах, обладающих потенциалом развития, при условии компенсационного механизма в налоговых правоотношениях.

С ОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ В РАМКАХ ТОР ПРЕДПОЛАГАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ : применение на территориях опережающего социально- экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза. (ст.25) осуществления градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировки территории ТОР) (ст.26); проведения государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок 45 дней; (ст.27) изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества, сокращенные сроки и порядок обжалования и порядок выкупа; (ст.28) установления сервитутов в отношении земельных участков сокращенные процессуальные сроки установления;(ст.30) использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством) (ст.31). иностранные граждане получают разрешение на работу без учета квот.

И НСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МАТРИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ТОР* * разработка к.э.н., доцента Скрыль Т.В. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)

Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока

ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ТОР ТОР "Надеждинская" расположена в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 га. Имеет три якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятие пищевой промышленности по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием более 1600 рабочих мест. ТОР "Комсомольск" расположен в чертах городов Комсомольская-на-Амуре и Амурск (Хабаровский край) на земельных участках площадью 210 га. Имеет 4 якорных резидента (производство деталей для авиастроения и деревообработка) с объемом частных инвестиций 7,9 млрд рублей, требуемых бюджетных 1,2 млрд и планируемым созданием 770 рабочих мест. ТОР "Хабаровск" расположен в черте г. Хабаровска на земельных участках площадью 587 Га. Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно- логистический комплекс) с объемом частных инвестиций 15,4 млрд рублей, требуемых бюджетных 2,4 млрд и планируемым созданием более 2500 рабочих мест.

Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока

ТОР «Н АДЕЖДИНСКИЙ » (П РИМОРСКИЙ КРАЙ )

ТОР «Н АДЕЖДИНСКИЙ » ( СЕГОДНЯ )

ТОР «К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ » В ТОР "Комсомольск" входят три площадки: "Парус", "Амурлитмаш" и "Амурск". Среди якорных резидентов - "Эпсилон-2", Комсомольский мясокомбинат, ГК "Дальэнергомаш" (подъемные краны), РФП-групп (производство пиломатериалов), "МТЕ Финанс" (финансирование проектов с сфере машиностроения). "Социальное ядро" ТОР - это семь объектов общей стоимостью 6,1 млрд рублей. В их числе детский больничный комплекс (2,8 млрд рублей), дворец спорта (1,5 млрд рублей), реконструкция и оснащение инженерной школы (550 млн рублей). Также планируется сформировать площадку под комплексную застройку жилья в микрорайоне "Парус" (60 тысяч кв метров), реконструировать школу 38 и детский сад 134 и завершить строительство объекта "Комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте г. Комсомольска-на-Амуре".

П ЛОЩАДКА «П АРУС » ТОР «К ОМСОМОЛЬСК - НА -А МУРЕ »

ТОР «Х АБАРОВСК »

ТОР, ГОТОВЫЕ К РЕАЛИЗАЦИИ В 2015 Г. Наименование ТОР, Местоположение Специализац ия Инвестиции млрд рублей Количество создаваемых рабочих мест Площадь, га частные(первы х резидентов) бюджетные (всего) 1 «Предмостовая», Благовещенский район, Амурская область промышленно- логистическая 128, ,3 2 «Белогорск», г. Белогорск, Амурская область сельское хозяйство 1,450, ,3 3 «Камчатка». г. Петропавловск-Камчатский. Камчатский край промышленно- логистическая. туристическая 28, «Михайловская», Михайловский, Спасский, Черниговский районы, Приморский край сельское хозяйство 39,034: «Беринговский», Беринговский район, Чукотский А.О. горно добывающая промышленнос ть 8, "Индустриальный парк «Кангалассы», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) промышленная 1,10,235016,9 Итого (с учетам взноса в уставной капитал управляющей кампании): 206,5913,

ТОР В МОНОГОРОДАХ ( РОБКИЕ ПОПЫТКИ ) г.Зеленодольск (Республика Татарстан) г.Набережные Челны (Республика Татарстан) г. Тольятти (Самарская область)

А НАЛИЗ СРОКОВ ОКУПАЕМОСТИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ТОР ( ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ) пп Исходные данные для расчётов: Сумма 1 Число новых рабочих мест, мест Фондовооруженность рабочего места, руб Затраты на транспортировку ОПФ, % от ОПФ 5 4 Затраты на транспортировку стройматериалов, % от ОПФ 2 5 Стоимость 1 кв.м. жилой площади, руб Норматив жилой площадь на 1-го человека, м.кв ВРП на 1-го работающего в год, руб Средняя З/ПЛ работающего в месяц, руб Стоимость 1 кв.м. промышленной инфраструктуры, руб Норматив производственной площади на 1-го работающего, м.кв Текущие эксплуатационные расходы в год на обслуживание ОПФ,% от стоимости ОПФ 2 12 Текущие эксплуатационные расходы в год на обслуживание промышленной инфраструктуры, (% от стоимости промышленной инфраструктуры) 1 13 Доходная часть от ВРП, % (вариации от 25% до 35 %) Срок окупаемости ( расчётный показатель), лет 38 * разработка д.э.н., профессора Евсеева В.О. (РЭУ им. Г.В, Плеханова)

К РАТКИЙ ВЫВОД : Из нормативных документов следует, что экономическая жизнь ТОР составляет 70 лет, а срок окупаемости инвестиций, как показали расчёты, составляет около 30 лет. Таким образом, перспектива окупаемости ТОР в течение лет (в зависимости от параметров), является серьёзным обоснованием для положительного решения со стороны ожидаемых инвесторов.

П РАВИТЕЛЬСТВО РФ ВОЗЛАГАЕТ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА ТОР

Благодарю Вас за внимание