ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Родина Наталья Викторовна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук НИУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Андреева Алсу Радиковна, ксн НИУ ВШЭ.
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Эффективность НСОТ и НПФ Роль и значение НСОТ и НПФ в повышении качества и результативности деятельности общеобразовательных учреждений.
Занятия на стажировочной площадке школы 22. Финансово-экономические механизмы обеспечения нового качества образования.
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
Вопросы заключения «эффективного контракта» с руководителями и педагогами образовательных учреждений Докладчик: Петрова Светлана Владимировна, начальник.
большинство общеобразовательных школ - менее 60 тыс. рублей на ученика статусные ОУ - до 120 тыс. рублей в расчете на ученика. Финансирование московских.
Эффективный контракт Трудовой договор с работником Комплекс мероприятий, направленный в конечном счете на повышение качества и доступности медицинской.
Эффективные финансово- экономические механизмы институционализации результатов МРСО в годах эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Наталья Юрьевна.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
Финансово- хозяйственная деятельность новых бюджетных учреждений.
О ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АМЕТОВА ЛЕОНОРА ЭНВЕРОВНА, заместитель директора департамента культуры Костромской.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО в МДОУ «Донской детский сад «Колосок» ЦЕЛЬ: Организация подготовительной работы и создание условий для эффективного.
О ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Краснодарского края, направленные на повышение эффективности.
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
Оформление трудовых отношений с руководителем образовательного учреждения при введении «эффективного контракта» Докладчик: Ананьина Александра Александровна.
Транксрипт:

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Родина Наталья Викторовна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук НИУ «Высшая школа экономики»

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы педагогов детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? 2) Переведены ли работники детских садов на эффективный контракт? 3) Стали ли образовательные организации привлекательными для молодых специалистов? 4) Удовлетворены ли педагогические работники заработной платой и подходами к её формированию? 5) Повысилась ли эффективность управления педагогическим коллективом? 6) Как повлиял эффективный контракт на изменение образовательного процесса?

Характеристики исследования в каждом из исследованных субъектов РФ Регион Глубинные интервью с представителями органа управления образованием Анализ нормативно- правовых актов 2 муниципальных округа: городской и сельский 2 общеобразовательные школы 2 детских сада Глубинные интервью: -С директорами школ -С 2 зам. директоров Фокус-группы - с педагогами из разных школ Глубинные интервью: -С заведующими -2 заместителями заведующих Фокус-группы -с педагогами из разных детских садов Анализ статистических данных Всего проведено: 97 интервью 16 фокус-групп

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? Ответ: удалось довести не во всех регионах. Использованы различные механизмы привлечения и высвобождения финансовых средств 3 мес мес мес мес регион регион регион регион регион год 2014 год 2015 год за 1 квартал за 6 месяцев за 9 месяцев за 12 месяцев за 1 квартал за 6 месяцев за 9 месяцев за 12 месяцев за 1 квартал за 6 месяцев от 100 % и более

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - рост доли расходов на оплату труда «Сейчас финансово очень тяжело. Сколько работаю, никогда так не было. Мы ищем пути. Иногда они, увы, не очень мне нравятся, деньги постоянно уходят, те, которые я закладывала на развитие учреждения» (зав. детским садом)

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда субъект сейчас устанавливает на каждый муниципалитет свои показатели, чтобы в среднем выйти на целевой уровень» (финансист муниципального органа управления образованием) Только в 2-х из 5 исследованных регионов при расчете нормативов финансирования используется показатель средней заработной платы по субъекту РФ

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - привлечение кредитных средств - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда по результатам 1 квартала 2015 года только 4 субъекта РФ не брали кредитов коммерческих организаций для покрытия дефицита консолидированного бюджета субъекта РФ

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - расширение объемов и спектра дополнительных платных услуг - привлечение кредитных средств - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда «у нас уже есть некоторые платные образовательные услуги, и мы планируем еще больше расширить перечень. Потому что с этого тоже получается увеличение зарплаты» (заведующая детским садом) «в этом году нами было рекомендовано активизировать выполнение платных услуг, и направить их на повышение заработной платы» (главный бухгалтер муниципального органа управления образованием).

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - увеличение нагрузки педагогов - расширение объемов и спектра дополнительных платных услуг - привлечение кредитных средств - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда «у меня целый день 10,5 часов, если раньше я что-то могла разделить со вторым воспитателем, то сейчас весь этот объем работы упал на меня, и у меня тихий час превращается в гонку» (воспитатель детского сада) «У нас самая большая заработная плата в городе – я этим горжусь. Потому что я собрала всех воспитателей и сказала – друзья, хотите получать зарплату? Значит, для этого нам нужно больше иметь детей, и меньше воспитателей» (заведующая детским садом) Изменение режима работы сада и оптимизация штатов: Желание увеличить доход: «Есть возможность выбора у педагога, хочешь хорошо жить - поработай, не хочешь - можешь спокойно сидеть на месте и получать свой оклад» (воспитатель детского сада). Новые стандарты образования: «Нагрузка увеличилась в разы, и она увеличилась, не потому что ее увеличила администрация. Требования времени, новые стандарты, новые подходы к образованию. Это требует со стороны педагога больше работы»

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - увеличение нагрузки педагогов - увеличение наполняемости групп - расширение объемов и спектра дополнительных платных услуг - привлечение кредитных средств - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда «У нас самая большая заработная плата в городе – я этим горжусь. Потому что я собрала всех воспитателей и сказала – друзья, хотите получать зарплату? Значит, для этого нам нужно больше иметь детей, и меньше воспитателей» (заведующая детским садом)

Удалось ли субъекту РФ довести уровень заработной платы медработников детских садов до целевого значения? За счет каких механизмов? - увеличение нагрузки педагогов - увеличение наполняемости групп - расширение объемов и спектра дополнительных платных услуг - привлечение кредитных средств - увеличение наполняемости групп в рамках сокращения очередности в ДОУ - оптимизация сети образовательных организаций и штатов - увеличение нагрузки педагогов и функционала при введении ФГОС Какие изменения происходят одновременно? - индивидуальное планирование целевых показателей для муниципалитетов и образовательных организаций - рост доли расходов на оплату труда

2) Переведены ли работники детских садов и школ на эффективный контракт? Ответ: Ситуация разная по регионам РФ и по уровням образования: на ЭК переведены от нескольких процентов до 100%. Доля переведенных на эффективный контракт зависит от позиции руководителей разных уровней управления, особенно от руководителей организаций регион 1 ДО100% введен ЭК ООне введен ЭК регион 2 ДОПоэтапный переход ООПоэтапный переход регион 3 ДО100% введен ЭК ОО100% введен ЭК регион 4 ДОПоэтапный переход ООПоэтапный переход Общественные советы Руководитель ОУ Педагоги Общественные советы при ОУ и органах управления не повлияли на введение ЭК. Не участвуют в оценке работы педагогов. 1. Заинтересованы в ЭК и поддерживают его 2. Другие воспринимают его как неизбежность, навязанную сверху, свою роль видят в трансляции решений принятых на верхних уровнях управления Учителя привлекаются на стадии информирования, принимают участие в обсуждениях критериев оценки. При этом, ЭК воспринимается как неизбежность, поэтому переход воспринят спокойно. Региональные и муниципальные органы управления Постановка задачи, обсуждения и семинары на этапе знакомства с ЭК. Методические рекомендации – не во всех регионах. Трансляция федеральных документов. Нет системы оценки результатов введения ЭК.

Ответ: в ряде организаций коллективы стали обновляться. Однако, системно проблема обновления кадров в образовательных организациях пока не решена. 3) Стали ли образовательные организации привлекательными для молодых педагогов? Доля медработников моложе 30 лет в дошкольных образовательных организациях отдельных исследованных муниципалитетов регион 1 ДОУ 1 есть приток молодых кадров ДОУ 2 есть приток молодых кадров ДОУ 3 есть приток молодых кадров ДОУ 4 есть приток молодых кадров регион 2 ДОУ 1 есть приток молодых кадров ДОУ 2 коллектив стабильный ДОУ 3 есть приток молодых кадров ДОУ 4 коллектив стабильный регион 3 ДОУ 1 есть приток молодых кадров ДОУ 2 есть приток молодых кадров ДОУ 3 есть приток молодых кадров ДОУ 4 коллектив стабильный регион 4 ДОУ 1 коллектив стабильный ДОУ 2 коллектив стабильный ДОУ 3 коллектив стабильный ДОУ 4 коллектив стабильный

3) Как изменился кадровый состав образовательных организаций? -проблемы с кадрами остаются и в детских садах, и в школах - руководители организаций не очень доверяют качеству подготовки молодых педагогов «В детских садах у нас проблемы с помощниками воспитателей, потому что это не пед работники, они под указ не попадают» (начальник отдела регион. министерства образования) «В детских садах остается большое число вакансий непедагогических должностей, так как на них не распространяется указ Президента России по повышению заработной платы, и их заработная плата остается очень низкой, а возможностей у города обеспечить им более высокую заработную плату нет» (руководитель муниципального органа управления образования) «Приходят, знаете, меня не пугает, когда без стажа работы приходят – я просто начинаю с ней беседовать, приглашаю моих замов и начинаю беседовать, но понимаю, что она даже не понимает, что такое ФГОСы» (заведующая детским садом) «Я вряд ли сейчас возьму молодого специалиста. Квалифицированный, категорийный педагог, который придет сейчас – это во-первых, другое отношение к работе и уже спрос по качеству. Молодого не очень удобно учить. Хотя, может, это только мое мнение» (заведующая детским садом)

Ответ: Работники дошкольных учреждений удовлетворены заработной платой. Есть недовольство к процессу внедрения эффективного контракта, не относящееся к сути стимулирования 4. Удовлетворены ли педагогические работники заработной платой и подходами к её формированию? о заработной плате педагоги отзываются в терминах «нормальная», на «приемлемом уровне» «сейчас, я считаю, что более или менее» (воспитатель детского сада) «Раньше у нас зарплаты были копеечные, чтобы получить побольше, у меня всегда были полторы ставки. Сейчас можно такие же деньги заработать на одной ставке» (воспитатель детского сада) «ну, не в два раза, но где-то на процентов 70 повысилась» (воспитатель детского сада) Рис. Доля воспитателей, которые считают детский сад, в котором они работают, конкурентоспособным по уровню заработной платы на рынке региона по сравнению с организациями в других сферах, гг. (в процентах от численности опрошенных) Источник: Мониторинг экономики образования, 2014

Ответ: Работники дошкольных учреждений удовлетворены заработной платой. Есть недовольство к процессу внедрения эффективного контракта, не относящееся к сути стимулирования 4. Удовлетворены ли педагогические работники заработной платой и подходами к её формированию? о заработной плате педагоги отзываются в терминах «нормальная», на «приемлемом уровне» для педагогов значимо наличие стимулирующих выплат «Есть возможность выбора у педагога, хочешь хорошо жить - поработай, не хочешь - можешь спокойно сидеть на месте и получать свой оклад. Дали возможность выбора, каждый может сам для себя решить» (воспитатель детского сада). «Мы знаем, если мы что-то сделаем помимо функциональных обязанностей, то мы за это получим, конкретно знаем уже что за что» (воспитатель детского сада). «с этими введениями новых показателей более открыто стало, более понятней стало» (воспитатель детского сада) Прозрачность стимулирования: Возможность планирования дохода: Возможность планирования деятельности: «есть возможность работать не на полторы, две ставки, а приложить немножко старания, немножко творчества и повысить саму зарплату, в этом, наверное, самый главный плюс» (воспитатель)

Ответ: Работники дошкольных учреждений удовлетворены заработной платой. Есть недовольство к процессу внедрения эффективного контракта, не относящееся к сути стимулирования 4. Удовлетворены ли педагогические работники заработной платой и подходами к её формированию? о заработной плате педагоги отзываются в терминах «нормальная», на «приемлемом уровне» для педагогов значимо наличие стимулирующих выплат негативно воспринимают снижение объема стимулирующих выплат, видят перспективы эффективного контракта в достаточном наполнении стимулирующего фонда «Минимальная стимулирующая осталась, все надбавки ушли. Раньше хоть 100 рублей платили, а теперь вообще не платят» (воспитатель детского сада) «увеличили базовый (оклад), но сократили стимулирующий» (воспитатель детского сада) «если стимулирующий фонд, он копеечный, то, как будут делать контракт, не знаю» (воспитатель детского сада)

Руководители видят в эффективном контракте удобный инструмент управления, который может обеспечить изменение психологии педагогов, ориентированность на достижение цели 5) Повысилась ли эффективность управления педагогическим коллективом ? «Как для руководителя для меня это так вообще подарок, я уже могу как-то подбирать кадры и говорить – ну, дорогая, ты за это зарплату получаешь, поэтому будь добра» (заведующая детским садом) «Я считаю, что у меня в коллективе, у меня много вопросов как у руководителя отошло, мне не нужно объявлять выговора» (заведующая детским садом) «Но главный момент,– это изменение психологии педагога. Вот это – это нельзя пощупать, это нельзя увидеть, это можно прочувствовать, как это чувствую я у воспитателей как заведующая. Это иное, потому что можно вот этими материальными благами прикрываться, и если у нее психология изменилась – человеку все по плечу. Это очень важно, в этом и ценность. Это просто мои наблюдения как практика – ценность вот этого эффективного контракта» (заведующая детским садом).

Ответ: Эффективный контракт не повлиял (за редким исключением) непосредственно на изменения образовательного процесса и повышение качества образовательных и иных услуг - руководители организаций отмечают большую активность педагогов и аккуратность в выполнении должностных обязанностей 6) Как повлиял эффективный контракт на изменение образовательного процесса? « Они сейчас очень заинтересованы и стали активней участвовать во всем» (заведующая детским садом) «стимулирование педагогов и не уравнение заработной платы дает свой результат. Педагоги стремятся к повышению самообразования» (заведующая детским садом) Я бы не сказала, что они стали по- другому с детьми работать. А вот отношение к каким-то мероприятиям, которые у нас проводятся. Раньше все говорили, мне это не надо, я не буду всем этим заниматься. Сейчас уже как-то они более активны стали (заведующая детским садом) Любые реформы в сфере образования должны быть, в конечном счете, направлены на улучшение образовательного процесса и работы учителя с учащимися М. Фуллан

6) Как повлиял эффективный контракт на изменение образовательного процесса? «лично на меня не повлияло. Как работала, так и работаю» (воспитатель детского сада) «я участвовала и раньше до контракта. То есть лично на меня – не повлияло» (воспитатель детского сада) «что касается обязанностей внутри детского сада – я не думаю, что что-то изменилось. Немного вот увеличилась деятельность за счет …конкурсы, размещение отчетности, все вот это» (зав. детским садом) Ответ: Эффективный контракт не повлиял (за редким исключением) непосредственно на изменения образовательного процесса и повышение качества образовательных и иных услуг - руководители организаций отмечают большую активность педагогов и аккуратность в выполнении должностных обязанностей - педагоги не связывают эффективный контракт с изменениями в образовательном процессе Любые реформы в сфере образования должны быть, в конечном счете, направлены на улучшение образовательного процесса и работы учителя с учащимися М. Фуллан

6) Как повлиял эффективный контракт на изменение образовательного процесса? «Он у нас сейчас в принципе поменялся, образовательный процесс. Но это не с подачи оценочных листов, это больше вот именно веяние и требование сегодняшнего дня, введение стандартов» (зав. детским садом) Ответ: Эффективный контракт не повлиял (за редким исключением) непосредственно на изменения образовательного процесса и повышение качества образовательных и иных услуг - руководители организаций отмечают большую активность педагогов и аккуратность в выполнении должностных обязанностей - педагоги не связывают эффективный контракт с изменениями в образовательном процессе - образовательный процесс меняется под влиянием ФГОС Любые реформы в сфере образования должны быть, в конечном счете, направлены на улучшение образовательного процесса и работы учителя с учащимися М. Фуллан

Изменения в образовательном процессе почти не измеряются в показателях эффективности «да, мы хорошо работаем, занятия провели, в мероприятиях поучаствовали, и для нас все замечательно. Тут же приходят родители и начинаются жалобы. Все равно от этого не уйдёшь. ….мы эти критерии разрабатывали на основании тех, которые нам спускали «сверху». А вот какие критерии хотят видеть родители - это уже интересный вопрос» (заведующая детским садом)

Возможности закрепления эффективного контракта и его дальнейшего развития Переход на эффективный контракт обеспечил некоторые положительные сдвиги в системе образования, связанные с повышением удовлетворенности педагогов размером оплаты труда, упрощением для руководителей организаций процесса управления кадрами и подбора персонала. В то же время, эффективный контракт не является механизмом, способствующим повышению качества образовательного процесса, не способствует изменениям в работе педагогов с детьми. Введение эффективного контракта сопровождается существенными рисками для системы образования, связанными с ростом доли бюджетных расходов на оплату труда, привлечением кредитных средств на покрытие дефицитов бюджетов, сокращением расходов на иные нужды, кроме оплаты труда. Существуют конкретные (системные и локальные; объективные, субъективные) проблемы, вызывающие у участников изменений затруднения в понимании дальнейших шагов по реализации эффективного контракта. Есть потребность в проведении работы по устранению существующих проблем, есть необходимость в понимании каждым участником изменений того, что и почему нужно делать. Реализация реформы может быть поверхностной и цели реформы не будут достигнуты, если у участников изменений не будет понимания того, что необходимо углубление в содержательную составляющую реформы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ