5 марта 2013 Кулик Евгения Юрьевна, kulikey@gmail.com Разработка учебных материалов в информационных средах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Умение думать это умение задавать вопросы. Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер) Каков вопрос таков и ответ. (Народная.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Модуль 2 Модуль 5 График оценивания План оценивания Оценивание в курсе версии 10.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Бабкова Э. В. ст. преподаватель кафедры физики Брянской государственной инженерно - технологической академии СПб 2013.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Программа модульного курса повышения квалификации учителей-предметников социально-экономического профиля "Управление исследовательской деятельностью ученика"
Транксрипт:

5 марта 2013 Кулик Евгения Юрьевна, Разработка учебных материалов в информационных средах

LMS (Learning Management System) системы электронного обучения Выбор платформы : Внедрение LMS в ГУ ВШЭ началось 1 сентября 2010 г. в соответствии с представленной ДИТ и УОУП « Концепцией » Началось обучение 90 студентов ( НФ ), курс « Культурология »

LMS (Learning Management System) системы электронного обучения Что имеем сегодня : Об информационно- образовательной среде образовательного учреждения По результатам анализа LMS Moodle, Sakai, eFront, JoomlaLMS и др. за основу LMS ВШЭ был выбран eFront, который адаптирован и адаптируется под задачи онлайновой поддержки очного обучения студентов. ежегодно закладывается бюджет на развитие системы

Организовано обучение ППС : Об информационно- образовательной среде образовательного учреждения Обучено около 1500 человек Видеоролики и дистанционный курс В том числе – проректоры ведут свои курсы в LMS Созданы методические обучающие материалы Административная поддержка Что имеем на сегодняшний день

на 1 октября 2012 года регулярно в учебном процессе LMS используют : 27 % преподавателей 43% студентов В системе реализовано сопровождение 6% учебных дисциплин. Что имеем на сегодняшний день

Структуры, занимающиеся развитием системы Управление организации учебным процессом – функциональный заказчик и идеолог Дирекция информационных технологий – менеджеры договоров с аутсорсерами Центр повышения квалификации – структура, обеспечивающая обучение

Интеграция с ИС университета студенты, дисциплины и преподаватели в LMS – из АСАВ электронная зачетная книжка в LMS LMS - среда администрирования ряда общеуниверситетских мероприятий единое окно студента в LMS Что имеем на сегодняшний день

Пока работа в LMS для преподавателей не обязательна Об информационно- образовательной среде образовательного учреждения Система существенно доработана и будет дорабатываться до 2015 года

Интеграция информационных систем университета Развитие « социальности » в LMS Изменение дизайна Развитие инструментария преподавателей Создание « прозрачной » среды Формирование культуры проектирования курса Ближайшие задачи

Чего не будет на нашей встрече Мы не будем учиться работать в LMS Мы не будем разрабатывать занятие в LMS Не будет обзора и анализа течений и разновидностей академических и прикладных теорий пед. дизайна Мы попытаемся выполнить отдельные этапы разработки курса, но завершенного продукта за отведенное нам время мы не получим

Чем мы будем заниматься Я представлю вам один из возможных подходов к проектированию курса Мы с вами попытаемся в рамках этого подхода спроектировать содержание учебного материала Мы с вами обсудим, когда стоит оцифровывать учебные материалы, когда нет Попробуем получить удовольствие от общения и совместной работы

Что имеем на сегодняшний день

Дисциплина в LMS – это чаще всего : Хранилище файлов Тестовая система Инструмент для сбора эссе и проектов Хорошо это или плохо ? зависит от целей преподавателя

Педагогический дизайн направление педагогической науки связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение. деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев. Существуют различные течения и различные модели ПД

Педагогический дизайн Разработка учебной архитектуры Проектирование учебной среды Система процедур, которая помогает создавать педагогически эффективные учебные материалы, описывается в рамках подхода Instructional Design

Этапы проектирования учебных материалов Анализ Проектирование Разработка Применение Оценка

1. Анализ целевой аудитории 2. Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения 3. Анализ и структурирование учебных материалов 4. Отбор средств обучения 5. Определение используемых методов учебной работы 6. Разработка методов оценки 7. Разработка стиля оформления учебного материла 8. Методическое редактирование текстов 9. Оценка учебной эффективности разработки

1. Определение целей обучения 2. Формулируем задания, выполнение которых покажет нам, что цель достигнута 3. Выбираем учебную деятельность, которая должна быть организована, чтобы студенты смогли выполнить задание 4. Принимаем решение – нужно ли создавать электронные учебные материалы 5. Выбираем конкретный инструмент информационной среды Мы будем проектировать фрагмент занятия по следующему алгоритму :

Шаг 1: Определение целей обучения

Определение целей обучения Цели – это то поведение, те знания, навыки и умения, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать « компетентным ». Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс

Пример знакомство студентов с основными естественнонаучными концепциями и с возможностью использования данных естественных наук в своей деятельности Умеет применять основные методы сбора социологических данных Определение целей обучения в программе учебной дисциплины

Пример Владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого

Что именно сможет делать обучаемый ? При каких условиях он это сможет делать ? Насколько хорошо он это сможет делать ? Хорошо поставленная цель помогает определить : Владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого

После изучения материала студент сможет : Назвать и выделить основные черты пяти (??) систем хронологии и периодизации всемирной истории Перечислить важнейшие исторические и культурные события того или иного исторического периода Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Узнать по изображениям предметы материальной культуры, относящиеся к тому или иному периоду Владеет общепринятой периодизацией истории

1) Явно заданные цели обучения - основа для разработки ( определения ) содержания учебного материала и методов обучения. Почему важно явно описывать цели:

2) Явно заданные цели обучения помогают определить – научились ли студенты тому, чему мы собирались их учить. И помогают определить содержание упражнений, контрольных заданий и вопросов. Мы можем быть уверены, что проверяем именно то, чему учили. Почему важно явно описывать цели: Владеет общепринятой периодизацией истории : Пример вопросов, которые « похожи » на правильные, но не проверяют то, чему мы учили : В каком году закончилась эпоха Возрождения ? В каком году закончилось Смутное время ?

3) Если явно объявляем учебную цель и ясны критерии ее достижения и оценки – учащиеся принимают на себя ответственность по достижению цели Почему важно явно описывать цели: Пример После изучения материала ученик сможет : Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Узнать по изображениям предметы материальной культуры, характерные для каждого исторического периода, аргументированно объяснить, почему он относит их к тому или иному периоду

После изучения материала студент сможет : Назвать и выделить основные черты пяти (??) систем хронологии и периодизации всемирной истории Перечислить важнейшие исторические и культурные события того или иного исторического периода Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Узнать по изображениям предметы материальной культуры, относящиеся к тому или иному периоду

После изучения материала студент сможет : Назвать и выделить основные черты пяти (??) систем хронологии и периодизации всемирной истории Перечислить важнейшие исторические и культурные события того или иного исторического периода Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Узнать по изображениям предметы материальной культуры, характерные для каждого исторического периода, аргументированно объяснить, почему он относит их к тому или иному периоду

Работа в группах : детализируем цели обучения, определяем их явно и диагностично

Обсуждаем

2 шаг – формулируем задания, выполнение которых продемонстрирует достижение поставленных целей

Таксономия это иерархически взаимосвязанная система ( от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон ) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение Таксономия учебных достижений Б. Блума система, содержащая описание целей в области познания и уровней учебных достижений (1956 г.)

Таксономия учебных достижений, учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Предполагает, что в « основании пирамиды » находятся знания Таксономия Блума (B.Bloom) Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание

Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Понимание смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому, интерпретировать Использование Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить

Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры сравнить, выявить различия, описать состав, проверить, выделить главные черты Синтез Соединение элементов по-новому разработать, составить план Оценка Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание

Работа в группах : используя таксономию Блума, формулируем задания, выполнение которых продемонстрирует достижение поставленных целей

Пример : 1) выбираем одну из целей Назвать и выделить основные черты пяти (??) систем хронологии и периодизации всемирной истории Перечислить важнейшие исторические и культурные события того или иного исторического периода Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Узнать по изображениям предметы материальной культуры, характерные для каждого исторического периода, аргументированно объяснить, почему он относит их к тому или иному периоду

После изучения темы студент сможет : Описать характерные признаки орудий труда каждого периода Уровень освоения учебного материала Пример задания Знание Узнать на картинке и подписать орудия труда разных эпох Понимание Опишите, что общего у всех орудий труда эпохи палеолита? Анализ Объясните, почему изобретённая в античную эпоху паровая машина массово не использовалась до 18 века? 2) Формулируем примеры заданий :

Шаг 3 – описываем учебную деятельность, которая должна быть организована для того, чтобы студенты смогли освоить информацию и виды деятельности, необходимые для выполнения задания

Уровень освоения учебного материала Пример задания Вид учебной деятельности Знание Узнать на картинке и подписать орудия труда разных эпох Просмотр текстов с изображениями, видео, мультимедиа с описанием орудий различных эпох Понимание Опишите, что общего у всех орудий труда эпохи палеолита? Обзорная лекция, демонстрация Анализ Объясните, почему изобретённая в античную эпоху паровая машина массово не использовалась до 18 века? Реферат, Исследовательский проект

Шаг 4: является ли создание электронных учебных материалов адекватным средством организации учебной деятельности ?

Что такое эффективные учебные материалы ? Когда целесообразно « оцифровывать » фрагмент курса ?

5 шаг : выбор конкретного инструмента информационной среды

Лекции Проекты Тесты Опросы Форумы Вики

Курс для преподавателей :

очно-дистанционный модульный: 4 модуля по 12 часов каждый, 1 и 2 модуль будут проводится в апреле-мая 2013 Слушателем курса может быть ППС, имеющий опыт работы в LMS (или прошедший обучение по LMS) Технологии организации учебной деятельности в LMS Курс для преподавателей :

Модуль 1. Проектирование содержания учебного курса в LMS Содержание : Различные концепции разработки электронных учебных материалов. Педагогический дизайн. Приемы и этапы проектирования содержания электронных учебных материалов. Формулирование учебных целей для занятия ( темы ). Инструменты LMS для организации разных видов учебной деятельности : обзор и обсуждение возможностей. Разработка занятия ( темы ) в LMS. Результат : Определить, на выполнение какой части стандарта направлено разрабатываемое занятие, какие виды учебной деятельности и инструменты LMS будут в нем использованы. Создать занятие в LMS.

Модуль 2. Оценивание результатов обучения студентов в LMS Содержание : Методы эффективного оценивания учебной деятельности. Формирующее и итоговое оценивание. Самоанализ преподавателем используемых практик оценивания. Разработка примерного графика оценивания в рамках дистанционного курса. Разработка инструментов оценивания. Обсуждение эффективности разработанных инструментов. Результат : Проанализировать свою практику оценивания. Разработать график и инструменты оценивания для конкретного занятия ( темы ).

Модуль 3. Поддержка самостоятельной и исследовательской деятельности студентов с помощью LMS Содержание : Организация совместной работы студентов в Интернет : инструменты и сервисы. Обсуждение правил поведения в Сети, сетевого этикета, правил участия в форумах. Соблюдение авторских прав и правил цитирования. Планирование и сопровождение самостоятельной исследовательской работы в среде дистанционного обучения. Оценивание прогресса учащихся в ходе их самостоятельной работы, организация самооценивания. Разработка дидактических и информационных материалов в LMS для сопровождения самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Результат : Создать методические и дидактические материалы, необходимы для организации самостоятельной работы студентов. Разработать инструменты оценивания, позволяющие поддержать самостоятельную работу студентов

Модуль 4. Методическое обеспечение учебного курса в LMS Содержание : Особенности очно - дистанционной модели обучения. Роли и функции преподавателя и очно - дистанционной модели обучения. Модерирование обсуждений, стратегии улучшения качества дистанционных обсуждений. Предоставление обратной связи. Управление курсом в дистанционной оболочке : инструменты управления материалами курса ; инструменты контроля за работой студентов. Алгоритм подготовки к началу дистанционного курса. Методические материалы для совместного проведения курса несколькими преподавателями Результат : Освоение инструментов LMS для управления курсом, инструментов контроля деятельности студентов. Освоение техник управления он - лайн обсуждениями. Разработка документов для организационного сопровождения курса : шаблонов писем, отзывов и т. п.