НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ Новосёлова Антонина Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мещерякова Мария Николаевна Мещерякова Мария Николаевна Воспитатель группы 2 «Гномики» Воспитатель группы 2 «Гномики» МБДОУ ДС 345 МБДОУ ДС 345.
Advertisements

Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Описание основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДС 52.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 24» СОВЕТСКОГО.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного образовательного учреждения. Выполнил: старший воспитатель Детский сад 264 ОАО «РЖД» Куликова Лариса Ильясовна.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Транксрипт:

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ Новосёлова Антонина Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,

Федеральный закон от N 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогический работник (воспитатель) - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. На основании ст. 48 ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Федеральный закон от N 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Ст. 2. п.9) ФЗ-273 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогических условий,… календарного учебного графика, рабочих программ…, а также оценочных и методических материалов.

Рабочая программа педагога не включена на данный момент в качестве обязательного документа в реестр локальной нормативной базы дошкольной образовательной организации, тем не менее является обязательным компонентом в структуре образовательной программы, определяющей «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» А.А. Майер.

Предпосылки для написания рабочей программы: креативный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы; возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса; Способность анализировать профессиональную деятельность.

Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников; возможность определять направление развития каждого ребенка; реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям; творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения; возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности; способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).

Воспитатель должен: знать структуру рабочей программы, уметь проектировать этапы ее реализации, анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования; определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции; грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах; представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Рабочая программа - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.

Воспитателю необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОО; систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т. д.); дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т. ч. ИКТ); содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.

На сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО (пр. от г. N 1155). Воспитатель может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Модель рабочей программы должна представлять оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются: содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы; организационные (формы организации различных видов деятельности); технологические (принципы, методы, приемы); материально-технические (предметно-развивающая среда); социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов); контрольно-диагностические.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования 1. Титульный лист 2. Содержание: страницы указать 3. Целевой раздел: 4. Содержательный раздел: 5. Организационный раздел.

1. Титульный лист Считается первым и не подлежит нумерации, как и листы приложений. На титульном листе указываются: полное название дошкольной образовательной организации; сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (грифы «Согласовано» (дата, N протокола) и «Утверждаю»); название рабочей программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторах (должность, Ф. И. О.); место нахождения, год составления рабочей программы.

3. Целевой раздел: Пояснительная записка (актуальность реализации содержания рабочей про­граммы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса) Цель и задачи ООП ДО Принципы и подходы в организации образовательного процесса Содержание психолого-педагогической работы. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, социальные, демографические, национально - культурные ). Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Цель ФГОС ДО повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ОП ДО (ст.64) Задачи рабочей программы определяются, исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциаль­ных программ, определенных для составления основной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС до­школьного образования: *охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; *обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительстве, пола, нации, языка, социального статуса, психо­физиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); *обеспечение преемственности цепей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

Задачи ООП ДО *создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; *объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; *Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок учебной деятельности;

Задачи ОП ДО * обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; *формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей; *обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Содержательный раздел: Учебный план реализации ООП ДО в группе (в виде таблицы). Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе (в виде таблицы). Взаимодействие с семьей, социумом. Перспективное планирование работы с детьми в группе. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. Особенности организации образовательного процесса в группе.

5. Организационный раздел: Оформление развивающей предметно-пространственной среды. Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей). Перечень методических пособий (для конкретной группы, часть, формируемая участниками образовательных отношений) - условия реализации программы. Список литературы. Приложения к программе: - Примерное годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность.

В пояснительной записке раскрывает актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса. Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.

Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию развивающей предметно-развивающей среды. Цели и задачи должны быть прописаны те, которые конкретно реализуются воспитателем в группе.

УСПЕХОВ И ТВОРЧЕСТВА!