Аль-Фараби(870 – 950) Основные его работы « Трактат о сущности души» «Слово о сновидении» «О силе души» «Ум и понятие» «Слово об уме юных» «Слово об уме.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Advertisements

Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Правила для всех МОУ средняя общеобразовательная школа 114 Заместитель директора по ВР Половинкина Татьяна Викторовна Учитель информатики Комарова Ольга.
Афоризмы Сэнсэя (Анастасия Новых «Сэнсэй») Молодое тело это вовсе не показатель возраста души. (Анастасия Новых «Сэнсэй»)
Классный час: «Искусство жить. Как быть счастливым.» Выполнила: учитель математики МКОУ СОШ 8 с. Приозерского Землянская А.Б.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
СЕЙЧАС 20:2420:2420:2420:2420:24 ОРХИДЕИ ОРХИДЕИ Music: Autumn Rose.
Что нужно ценить в жизни.. Нужно стать счастливым человеком Для того, чтобы научиться ценить жизнь такой какой она есть, нужно стать счастливым. О счастье,
25 ноября – День матери! Подготовил: социальный педагог отделения дневного пребывания О.А.Юлдашева.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
«Добро вокруг нас» Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Наши духовные ценности Библиотечный урок. Ценности Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности,
Есть много профессий на Земле. Почему же я выбрала эту профессию? Это мое призвание, учитель самая нужная и лучшая профессия, самая необычная. Учитель.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Мудрость родительской любви. Лев родится львом, львом и останется. Человек родится человеком – человеком может стать. Белинский.
Всегда ли дружба дороже всего?. Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Транксрипт:

Аль-Фараби(870 – 950) Основные его работы « Трактат о сущности души» «Слово о сновидении» «О силе души» «Ум и понятие» «Слово об уме юных» «Слово об уме взрослых» «О темпераменте» Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «О сущности разума», «О происхождении наук», «Основы мудрости»и др.

Состояние тела влияет на состояние души. Для сохранения нормального состояния души и выполнения ею своих функций, необходимо здоровое тело. Моральное воспитание человека нужно начинать с малых лет, а в школе воспитательному процессу дать практическую направленность, для чего, прежде всего, следует воспитывать и самих воспитателей.

Настоящим воспитателем, общепризнанным вожаком может стать лишь тот, кто соединит в себе следующие двенадцать врожденных природных качеств: 1. абсолютно совершенные органы, силы которых должны быть хорошо приспособлены для совершения действий 2. отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, хорошо осмысливать сказанное 3. хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, смыслит и воспринимает 4. владеть проницательным и прозорливым умом 5. овладеть выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все, что он задумает 6. иметь любовь к обучению, к знанию, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда 7. быть выдержанным во всем 8. любить правду, ненавидеть ложь 9. обладать гордой душой и дорожить честью 10. презирать дирхемы, динары (денежные единицы) и прочие атрибуты мирской жизни 11. любить от природы справедливость, быть справедливым и к своим, и к чужим 12. быть не упрямым, не проявлять своенравности, но проявлять решительность при совершении того, что он считает, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия Помимо этих врожденных качеств, они должны еще обладать и благоприобретенными свойствами (способностью посредством силы воображения или благоприобретенного интеллекта соединяться с деятельным интеллектом).

Абай (Ибрагим) Кунанбаев В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир.

Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. "Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне". Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа.

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «черное слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания»,

«СЛОВА НАЗИДАНИЯ» Четвертое слово. К достатку ведут разум и собранность… Разные есть люди, и для тех, кто замыкается в своем горе, бьется в печали, словно в плену, труд является единственным спасением. Радуйтесь, когда человек совершает хорошее дело, ибо вы увидите добрый пример.

Шестое слово Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен.

Четырнадцатое слово Самое дорогое у человека – это его сердце. Все лучшие человеческие качества, такие, как отзывчивость, сострадание человеческому горю и человеколюбие, рождаются сердцем. Даже торопливость идет от сердца. И не бывает лжи, когда язык послушен сердцу, а если язык лжет, значит, сердце просто напросто обмануто. Я не верю людям, когда они говорят, что совершили зло по недоразумению. Скорее, это случается от слабоволия и пренебрежения к чести. А познав вкус дурного, человек не сразу освобождается от него. Не каждому дано совершить такой подвиг. Человека трудно назвать того, кто потерял честь и не чувствует стыда, кто потерял над собой контроль и совершает подлость.

Пятнадцатое слово Умный человек стремится принести пользу людям; уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно в мире ищет удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. никогда он не жалеет о своем прошлом. Глупый же никак не найдет своего места в жизни. он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не думает об этом. Предавшись потехам, он становится ненасытным и однажды, слишком поздно, замечает, что время согнуло его. Вот и получается, что лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием.

Соблазн губит человека. Он зажигает в крови огонь страсти, а страсть – это уже болезнь, ибо она опьяняет человека. Умный добивается своего без особого шума, не выставляя себя на посмешище и не теряя головы. Тот, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего.

Восемнадцатое слово Человеку к лицу справная, чистая и ладная одежда. Красивым и сильным делает человека его ум, эрудиция, честь и обаяние. Больше ничто. И глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем.

Тридцать второе слово Наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. Сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски и весь огромный труд человека, затраченный на овладение наукой, могут оказаться напрасными. Крепкий характер немыслим без воли, помогающей человеку добиваться того, к чему он стремится, и не позволяющей ему даже минутной слабости. Итак, твердость духа и воля – основа настоящего характера. Пусть они же служат разуму и чести человеческой.

Тридцать третье слово Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Тридцать седьмое слово Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигает ли он ее. Дело ладится умением. Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемера делает суфия тунеядцем. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце – от не не избавишься; когда тучи сгущаются над головой – его не найдешь.

Сорок четвертое слово Самый жалкий человек – это человек без стремлений. Стремление воспитывает постоянство и обогащает ум.

Избранные стихи Пока не знаешь – молчи. Пока блуждаешь – молчи. В бесцельных днях и в ночи Пустых забав не ищи. Чтобы человеком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство- Вот пять врагов твоих знай. А разум и доброта, Упорство, скромность и труд – Вот пять друзей согласись. Увидев зло – отвернись. К беде пороки ведут. Добро увидев - о нем Ты помни ночью и днем. Коль с детства книги читать – Ученым сможешь ты стать. Не унывай, маловер! Бери с великих пример. Не говори: «Я не тот!» Учись, и знанье придет. Никто не сможет помочь, Коль ты, чуть вспыхнув, погас. Учись не день и не час, И будешь знаньем богат, А знанье – истинный клад. За мудрым следуй смелей, Не слушай вздорный людей.

Шакарим Кудайбердиев ( ) В своих произведениях призывал молодежь овладевать знаниями, усваивать достижения науки и использовать их в практической деятельности, быть честными и добрыми, терпеливыми и сдержанными, дорожить чувствами стыда и чести, воздерживаться от неразумных поступков.

Стихотворения (отрывки) Человек, преуспевающий в своих познаниях, Открывающий сложные тайны мира сего, Сможет найти способы и для поддержки жизни, Чтобы продлить сроки бытия своего. Шесть благодеяний должен знать каждый: Чувства меры, доброты, чести, стыда, терпения и осторожности. Будешь ненасытным, без милосердия, чести и стыда, То незачем существовать в этом мире божественном.

«Человек не может познать себя, пока не поймет со всей ясностью все тайны своей души. Только познав все свойства души, человек сумеет исправить себя». Покуда человек не поймет тайны собственной души, он не сможет стать бескорыстным…честь не позволяет нам умолчать об истинах, постигнутых разумом.

«Для достижения духовных благ нужны только честный труд и благородные цели. Человек с духовными интересами не может относиться с пристрастием к кому-либо, тем более причинять ему зло».

«Ум без знания и умения – тот же вдовец. Знание, веру, одобрение – опытом наживают, А что в пользу, что во вред – умом понимают. Только знающих и умельцев удел – Постижение смысла искусных дел».

«Только честный труд, чистое сердце, трезвый ум могут обеспечить согласие в жизни людей, совершенство самого человека. Если эти качества не возобладают, человечество не сможет прожить в покое».

АФОРИЗМЫ Привыкший к обману не остановится перед злом. Умный человек может сдержать язык, но ничто не может сдержать его мысли. Даже из небытия дает о себе знать человек с глубокими мыслями и добрыми поступками. Видно, таких и причисляют к рангу святых. Без знаний нет ремесла и искусства.