ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 44-ФЗ и 223-ФЗ Департамент развития контрактной системы Заместитель директора Департамента развития контрактной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Advertisements

1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
АЛГОРИТМЫ. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов Статья 48. Проведение открытого конкурса.
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК. СПОСОБЫ ЗАКУПОК Закупка у единственного поставщика (Статья93) Конкурентные способы Аукцион Запрос котировок (Статья72)
СПК ПС ОМС 1 Порядок проведения аукциона в электронной форме Тема 3.5.
Реестр договоров 223-ФЗ. Чем регулируется ведение Реестра договоров? Ст.4.1 Закона 223-ФЗ Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года 1132.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Департамент развития контрактной системы ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ в 2013 г. ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ на 2014 г. 31 марта 2014 г. Минэкономразвития.
Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям,
УГЗ в таможенных органах. Контракт. Особенности исполнения, изменения и расторжения контракта. Обеспечение исполнения контрактов. Банковское сопровождение контрактов.
Обзор планируемых изменений в Федеральный закон 223-ФЗ Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы.
Электронные процедуры в контрактной системе. Алгоритмы. Порядок внедрения. Преимущества.
Транксрипт:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ 44-ФЗ и 223-ФЗ Департамент развития контрактной системы Заместитель директора Департамента развития контрактной системы А.А. Галкин

О ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР (ЗАКОНОПРОЕКТ ) 2 Что достигается СРОКИ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТ Снижение издержек участников закупки, повышение прозрачности осуществления закупок и процедурного контроля, сокращение коррупционных рисков за счет внедрения электронных процедур Возможность подачи заявки 24 часа в сутки из любого региона Единый реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Рост возможностей для контроля (автоматизированный контроль) Анонимность рассмотрения заявки, снижение рисков сговора Автоматическая выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРП при аккредитации Типовая форма заявки на участие в электронной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ПРЕИМУЩЕСТВА Устраняются возможности для сговора участников Сокращается субъективизм оценки заявок Сокращается риск преднамеренных искажений и случайных ошибок Уменьшается возможность «подгонки» под своего поставщика Рост добросовестной конкуренции Заказчики вправе применять электронные процедуры с 1 июля 2016 г. Заказчики обязаны применять электронные процедуры с 1 октября 2016 г.

Контроль Коррупция Конкуренция Издержки Недостатки «бумажных» процедур Возможность фальсификации (подмена, преждевременное вскрытие заявок…) Манипуляции заказчика при оценке заявок (возможность «привести своего поставщика») Значительные трудозатраты на подготовку «бумажной» документации Сложность подачи заявок (доставка конверта в установленное время и место) ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ Затруднен контроль Низкая прозрачность 3

Повышение прозрачности, открытости Снижение издержек Сокращение коррупционных рисков ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ Электронные процедуры 4

Электронные процедуры 13 Возможность подачи заявки 24 часа в сутки из любого региона Рост возможностей для контроля (автоматизированный контроль) 24 Простота, понятность, открытость, удобство Анонимность рассмотрения заявки, снижение рисков сговора ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР 5

ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР Электронный конкурс Электронный конкурс с ограниченным участием Электронный двухэтапный конкурс (в том числе с ограниченным участием) Электронный запрос котировок Электронный запрос предложений Текущее законодательство предусматривает возможность проведение в электронном виде только АУКЦИОНОВ Действующие законодательство Переход на конкурентные процедуры 6

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР АНОНИМНОСТЬ подачи заявок Обезличенная оценка заявок по КРИТЕРИЮ КАЧЕСТВА Раскрытие информации о ЦЕНОВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ только в ИТОГОВОМ ПРОТОКОЛЕ Информирование каждого участника только о результатах оценки его заявки и лучшей цене, введение «ПЕРЕТОРЖКИ» Устраняются возможности для сговора участников Сокращается субъективизм оценки заявок Как предполагается реализовать Уменьшается возможность «подгонки» итогового результата под своего поставщика Развитие возможностей для добросовестной конкуренции Что достигается 7

8 ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ В ГЛОССАРИИ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) – открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА (ДАЛЕЕ – ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА) – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурентные закупки в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», продажа государственного или муниципального имущества в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», торги в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», иные процедуры в электронной форме (продажа, закупка) в случаях, предусмотренных федеральными законами

9 ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) Оператор электронной площадки НЕ ВПРАВЕ отказаться от проведения электронной процедуры определения поставщиков Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок, условия и критерии отбора операторов электронных площадок ФОИВ по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливает единые требования к функционированию электронных площадок и операторам электронных площадок Электронные документы и иная информация в электронной форме участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Оператор электронной площадки ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ обеспечивает предоставление заказчику документов и информации участника закупки НОВАЯ СТАТЬЯ 24.1

10 ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ НОВАЯ СТАТЬЯ СТАТЬЕЙ 24.2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИХ АККРЕДИТАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК) РЕГИСТРАЦИЯ В ЕИС участников закупок осуществляется в порядке, который определен Правительством Российской Федерации Участник закупки, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ в ЕИС, АККРЕДИТОВАННЫЙ на электронной площадке и ПРЕДОСТАВИВШИЙ обеспечение заявки на участие в электронных процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если обязанность предоставления такого обеспечения предусмотрена Законом, вправе участвовать во всех таких процедурах, проводимых на ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ Порядок ведения ЕДИНОГО РЕЕСТРА участников закупок устанавливается Правительством Российской Федерации Исключаются: части 4-6 статьи 59 и статьи 61, 62 Понятие электронной площадки, плата за проведение аукциона, при аккредитации Аккредитация участников электронного аукциона на электронной площадке Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке Статьи 3, 24.1, 24.2

11 ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ). ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЯВКИ на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЧАСТЬ 6 СТАТЬЯ 44 ЧАСТЬ 18 СТАТЬЯ 44 Оператор электронной площадки осуществляет БЛОКИРОВАНИЕ операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах В ТЕЧЕНИЕ ЧАСА С ДАТЫ И ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК

АЛГОРИТМ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНКУРС Участник закупки Комиссия заказчика Оператор ЭТП Условные обозначения 15 р дн 3 часа не более 3 р дн 10 дн Обжалование в ФАС ! ! Извещение Контракт Подача заявок Рассмотрение 1 части заявки «Переторжка» Рассмотрение 2 части заявки Формирование и публикация итогов 1 часть 2 часть Квалификация Сведения об участнике Предложение об объекте и Предложение по качеству (при наличии) (не содержит сведений об участнике закупки) Протокол 1 Допуск к участию в конкурсе Анонимная оценка предложений участников закупки по качеству Информация в личном кабинете участника о персональных баллах и лучшей цене Протокол 2 5 дн 5 р дн Окончательная цена Возможность улучшить свое ценовое предложение возможно подать только ОДНО предложение Оценка по квалификации Сведения об участнике 1 р дн Предложение о цене контракта Обжалование в ФАС ! протокол подачи окончательных предложений Протокол подведения итогов ДЕКЛАРАЦИИ о соответствии участника пп ст 31 и декларация о принадлежности СМПиСОКНО (ст 30) предоставляется посредством программно- аппаратных электронной площадки Формируется, подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС 1 ч 12

АЛГОРИТМ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАПРОС КОТИРОВОК Комиссия заказчика Оператор ЭТП Условные обозначения 5 р дн 1 час Обжалование в ФАС ! Извещение Контракт Подача заявок Рассмотрение 1 части заявки Подготовка и публикация итогов Согласие участника или Конкретные показатели товаров и (или) Товарный знак Протокол 1 Допуск к участию в запросе котировок Итоговый протокол (формируется автоматически ) Определение победителя 1 р дн Предложение о цене Обжалование в ФАС ! 7 дней час ЦЕНА не > 500 тыс. руб. (ГОЗ не более 10% от СГОЗ) 13 ГОЗ, осуществляемых в 2016 году путем проведения запроса котировок И (ИЛИ) запроса котировок в электронной форме, не должен в СОВОКУПНОСТИ превышать 10 % СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем СТО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ Переходные положения

14 ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПРАВО ОБЯЗАННОСТЬ С 1 ИЮЛЯ 2016 С 1 ОКТЯБРЯ 2016 Положения части 40 статьи 112 НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ на заказчиков, осуществляющих свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, и в случаях осуществления закупок, указанных в статье 76, 80, 84, 93 и 111

ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ Стимулирование заключения долгосрочных контрактов с условиями создания и развития российского производства продукции, не имеющей производственных аналогов на территории Российской Федерации Повышение эффективности реализации политики импортозамещения ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ Предоставить заказчикам право заключения контрактов с единственным поставщиком (инвестором) на поставку товара, производство которого создается или модернизируется на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом УСЛОВИЯ Решение о наделении инвестора статусом единственного поставщика будет приниматься Правительством РФ или субъектом РФ (статус единственного поставщика на территории субъекта) Цена поставляемых товаров будет устанавливаться в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ РЕЗУЛЬТАТ Окупаемость инвестиционных проектов Стимулирование заключения долгосрочных специальных инвестиционных контрактов на федеральном уровне и в субъектах РФ О СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТАХ (ЗАКОНОПРОЕКТ ) 15

ОБ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК И ЗАКУПКАХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ (ПОПРАВКИ В ЗАКОНОПРОЕКТ ) 16 ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ Поддержание стабильности функционирования системы закупок производственных аналогов на территории Российской Федерации Повышение результативности осуществления закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ Продлить действие антикризисных мер в сфере закупок на 2016 год (постановления Правительства РФ 196, 198, 199, 405) Предоставить возможность заказчикам заключать контракты на закупку лекарственных препаратов с учетом НДС и предельных размеров оптовых надбавок, устанавливаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации УСЛОВИЯ Срок исполнения обязательств по контракту (за исключением гарантийных) должен завершаться в 2016 году НМЦК свыше 10 млн. руб. или размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более 10 млн. рублей РЕЗУЛЬТАТ Сокращение количества неисполненных контрактов Повышение доступности лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП для граждан Российской Федерации

ЗАКОНОПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ 17 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ включение в объем закупок у СМП, СОНКО объема денежных средств по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика с ограничением для СМП, СОНКО Уточнение сроков внесения изменений в планы-графики для отдельных случаев осуществления закупок Включение в перечни информации, указываемой в извещении об осуществлении закупки, и сведений, содержащихся в заявках участников, информации об условиях и ограничениях, связанных с применением национального режима Конкретизация положений о заключении контрактов с единственным поставщиком по результатом проведения закрытых процедур определения поставщика Уточнение сроков направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок соответствующих сведений об участнике закупки для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков Внесение иных технических правок, подготовленных по итогам мониторинга контрактной системы и направленных на устранение правовых пробелов и совершенствование законодательства о контрактной системе

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК 18 Реорганизация системы контроля в сфере закупок на муниципальном уровне 1 Формирование вертикали процедурного контроля 2 Установление системы оценки эффективности контроля в сфере закупок 3 Определение единых принципов и методологии осуществления контроля в сфере закупок 4 5 Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля Передача полномочий муниципальных органов контроля в сфере закупок соответствующим контрольным органам субъектов РФ Утверждение Правительством Российской Федерации порядка осуществления контроля в сфере закупок Наделение ФАС России полномочиями по проведению плановых проверок: результатов деятельности контрольных органов субъектов РФ Федерального казначейства в части проверки осуществления функции по обеспечение бесперебойного функционирования ЕИС Правительством РФ утверждается: Методика оценки эффективности контроля в сфере закупок, устанавливающая критерии и порядок оценки деятельности органов контроля в сфере закупок Создание Совета по контролю и аудиту в сфере закупок Исключение несвойственных контрольным органам функции Снижение коррупционных рисков Повышение эффективности контроля ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

19 Место и роль подсистемы контроля в рамках контрактной системы в сфере закупок Подсистема контроля: обеспечение соблюдения «правил игры» между заказчиками и поставщиками, формирование справедливых и честных обычаев делового оборота; обеспечение интересов государства при расходовании бюджетных средств; рассмотрение обращений и жалоб общественных организаций; обеспечение прав граждан на получение от государства товаров, работ, услуг надлежащего качества ГОСУДАРСТВО РЫНОК Заказчики Поставщики Обществен- ные организации Потребите- ли товаров, работ, услуг, закупаемых государ- ством Е С И

20 1. Сокращение издержек заказчиков и поставщиков, связанных с деятельностью органов контроля 2. Обеспечение единства правоприменительной практики законодательства о контрактной системы 3. Акцент на предупреждение нарушений, а не реагирование на уже совершенные нарушения 4. Расширение охвата органами контроля совершаемых закупок 5. Обеспечение прозрачности деятельности органов контроля, повышение доверия граждан и участников рынка к органам контроля Задачи совершенствования подсистемы контроля контрактной системы в сфере закупок

Направления совершенствования подсистемы контроля контрактной системы в сфере закупок Формирование трех вертикалей контроля: процедурного; финансового; информационного; Передача полномочий муниципальных органов контроля в сфере закупок соответствующим контрольным органам субъектов РФ; Утверждение Правительством Российской Федерации порядка осуществления контроля в сфере закупок Формирование трех вертикалей контроля: процедурного; финансового; информационного; Передача полномочий муниципальных органов контроля в сфере закупок соответствующим контрольным органам субъектов РФ; Утверждение Правительством Российской Федерации порядка осуществления контроля в сфере закупок Реорганизация структуры подсистемы контроля и развитие регуляторной базы деятельности органов контроля Решаемые задачи: Реорганизация структуры подсистемы контроля и развитие регуляторной базы деятельности органов контроля Решаемые задачи: Развитие информатизации деятельности органов контроля Решаемые задачи: Развитие информатизации деятельности органов контроля Решаемые задачи: Создание в рамках ЕИС Реестра жалоб, плановых внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; Создание подсистемы, обеспечения деятельности органов контроля в рамках ЕИС с возможностью автоматизированной проверки размещаемой информации о закупках на предмет выявления нарушений; Внедрение электронного документооборота в деятельность органов контроля, в том числе возможности подачи жалобы в электронной форме Создание в рамках ЕИС Реестра жалоб, плановых внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; Создание подсистемы, обеспечения деятельности органов контроля в рамках ЕИС с возможностью автоматизированной проверки размещаемой информации о закупках на предмет выявления нарушений; Внедрение электронного документооборота в деятельность органов контроля, в том числе возможности подачи жалобы в электронной форме 21 Мероприятия

Оптимизация деятельности подсистемы контроля контрактной системы в сфере закупок Установление системы оценки эффективности контроля в сфере закупок Решаемые задачи: 5 Установление системы оценки эффективности контроля в сфере закупок Решаемые задачи: 5 Предусматривается утверждение Правительством РФ: методики оценки эффективности контроля в сфере закупок, устанавливающую критерии и порядок оценки деятельности контрольных органов в сфере закупок и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Предусматривается утверждение Правительством РФ: методики оценки эффективности контроля в сфере закупок, устанавливающую критерии и порядок оценки деятельности контрольных органов в сфере закупок и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Определение единых принципов и методологии осуществления контроля в сфере закупок Решаемые задачи: Определение единых принципов и методологии осуществления контроля в сфере закупок Решаемые задачи: Создание Совета по контролю и аудиту в сфере закупок. рассматривает результаты оценки эффективности контроля в сфере закупок в соответствии с методикой оценки эффективности контроля в сфере закупок рассматривает предложения по оптимизации деятельности органов контроля и аудита в сфере закупок и дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности экспертная оценка проектов нормативных правовых актов о совершенствовании законодательства о контрактной системе в части контроля и аудита в сфере закупок выработка предложений по внесению изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок в части контроля и аудита в сфере закупок Создание Совета по контролю и аудиту в сфере закупок. рассматривает результаты оценки эффективности контроля в сфере закупок в соответствии с методикой оценки эффективности контроля в сфере закупок рассматривает предложения по оптимизации деятельности органов контроля и аудита в сфере закупок и дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности экспертная оценка проектов нормативных правовых актов о совершенствовании законодательства о контрактной системе в части контроля и аудита в сфере закупок выработка предложений по внесению изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок в части контроля и аудита в сфере закупок 22 Мероприятия

Система органов власти федерального, регионального, муниципального уровней в сфере закупок Вариант new органом местного самоуправления муниципального района Федеральный уровень Муниципальный уровень Субъект Российской Федерации Росфиннадзор ФАС России Орган исполнительной власти субъекта РФ по регулированию КС Территориальные управления Орган внутреннего государственного финансового контроля Контрольный орган в сфере закупок Орган внутреннего муниципального финансового контроля Федеральное казначейство Территориальные управления Контрольный орган местного самоуправления Орган по регулированию контрактной системы и координации контрольных органов Минэкономразвития России 23

Осуществление оценки эффективности контроля в сфере закупок ФАС России Совет по контролю и аудиту в сфере закупок при Минэкономразвития России Совет по контролю и аудиту в сфере закупок при Минэкономразвития России Росфиннадзор Территориальные управления Контрольные органы в сфере закупок в субъектах РФ Органы внутреннего государственного (муниципального контроля) финансового контроля Методика оценки эффективности контроля в сфере закупок, устанавливающая критерии и порядок оценки деятельности контрольных органов в сфере закупок и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля 24 Результаты оценки

О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ О СУБПОДРЯДЧИКАХ 25 ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТ Распространение сферы общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей с субподрядчиками Раскрытие в ЕИС информации о привлекаемых субподрядчиках установить обязанность поставщика предоставлять заказчику: информацию обо всех субподрядчиках (соисполнителях) с объемом привлечения более 10% от заключенного контракта или информацию об отсутствии субподрядчиков (соисполнителей) (10 рабочих дней) установить обязанность заказчика размещать информацию в ЕИС (5 рабочих дней) установить ответственность поставщика за непредставление информации расширить перечень информации о привлекаемых субподрядчиках (наименование, место нахождения, ИНН) Раскрытие информации о согласовании (не согласовании) контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с ед. поставщиком На контракты с НМЦК: Для федеральных нужд - свыше 1 млрд. рублей Для нужд субъектов млн. рублей Повышение прозрачности осуществления закупок и открытости деятельности контрольных органов Общественный контроль привлечения недобросовестных поставщиков

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СРОКА ОПЛАТЫ ЗАКАЗЧИКОМ ИСПОЛНЕННЫХ ПОСТАВЩИКОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 26 РЕЗУЛЬТАТ Увеличение эффективности и результативности осуществления закупок, а также недопущения злоупотреблений при осуществлении закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд Установить обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке Установить полномочия Правительства РФ по определению сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается минимальный срок исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ Исключение злоупотреблений со стороны заказчика при осуществлении оплаты по заключенному контракту Минимизация рисков поставщика (подрядчика, исполнителя) Повышение дисциплины заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств Обеспечение добросовестной конкуренции между участниками закупок Повышение защищенности участников закупок и привлечение к участию в закупках большее количество субъектов малого и среднего предпринимательства ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ

О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА 44-ФЗ НА ГУП И МУП 27 РЕЗУЛЬТАТ Повышение уровня конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями Распространить положения Закона 44-ФЗ на ГУП и МУП (за исключением закупок за счет грантов и в качестве исполнителя при необходимости привлечения иных лиц в ходе исполнения контракта, осуществляемых на основании Закона 223-ФЗ ) Предусматривается возможность установления, при необходимости, особенностей планирования закупок, осуществляемых ГУП и МУП Возможность заключения ГУП и МУП контракта с ед. поставщиком, предметом которого является выдача банковской гарантии Возможность для ГУП и МУП не применять положения Закона 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта при заключении контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ Снижение коррупции, злоупотреблений при осуществлении закупок ГУП и МУП Повышение уровня конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств Обеспечение прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сентября 2015 г. принят Государственной думой в I чтении Департамент развития контрактной системы

Объем закупок товаров, работ, услуг за III квартал 2015 г. составил свыше 8,9 трлн. руб. (51%) (44%) (2%) (1%) (0,1%)

30 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Многообразие способов закупок. Маскировка единственного поставщика Проблема функционирования электронных площадок и закупок в электронной форме Заказчики уклоняются от размещения договоров в соответствующий реестр Отсутствие системы контроля Преобладающие способы закупок - закупка у единственного поставщика (48%), «иные способы закупки», маскирующие закупки у единственного поставщика (около 41%), многообразие которых является существенным препятствием для доступа к закупкам участников закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками, затрудняет осуществление контроля в сфере закупок заказчиков Закупки в электронной форме обеспечиваются более чем 150 электронными площадками, что приводит к дополнительным временным и финансовым затратам, связанным с аккредитацией на таких площадках. Отсутствуют требования к электронным площадкам, не определена их ответственность, не установлены требования к информационной безопасности и устойчивости их работы ФАС России вправе только рассматривать жалобы на уже совершенные нарушения Существующие случаи обжалования в ФАС России действий (бездействия) заказчика не позволяют в полной мере обеспечить защиту прав участников закупки Результаты мониторинга применения Закона 223-ФЗ свидетельствуют о том, что стоимость опубликованных закупок более чем в два раза превышает стоимость договоров, внесенных в реестр договоров, что может быть связано с тем, что не все договоры включаются в реестр договоров

31 ПУТИ РЕШЕНИЯ УКАЗАННЫХ ПРОБЛЕМ Установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами К конкурентным способам закупки предлагается отнести конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Кроме того, у заказчика будет возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Установление в Законе 223-ФЗ понятие закупки в электронной форме Установление требования, о том что все закупки проводимые конкурентными способами должны проходить исключительно в электронной форме на универсальных электронных площадках, отобранных в соответствии с Законом 44-ФЗ, Законом 223-ФЗ, Законом 127-ФЗ, Законом 178-ФЗ Увеличение количества случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг Предусматривается возможность осуществления ведомственного контроля Установление требования о невозможности оплаты заказчиком выполненной работы, поставленного товара, оказанной услуги без наличия соответствующих сведений и документов в реестре договоров Многообразие способов закупок. Маскировка единственного поставщика Проблема функционирования электронных площадок и закупок в электронной форме Заказчики уклоняются от размещения договоров в соответствующий реестр Отсутствие системы контроля

Конкурентные Неконкурентные Закрытые способы 32 УСТАНОВЛЕНИЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ПЕРЕЧНЯ СПОСОБОВ Конкурс Аукцион Запрос предложений Запрос котировок Закупка у единственного поставщика осуществляются только в электронной форме А. Закрытые закупки, осуществляемые конкурентными способами: Закрытый конкурс Закрытый аукцион Закрытый запрос котировок Закрытый запрос предложений Б. Закрытые закупки у единственного поставщика

33 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ При проведении процедур Основные условия внесения изменений в извещение, документацию Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такой закупки, а также документации о ней (за исключением запроса котировок); Обеспечивается соперничество участников закупки за право заключить договор по предлагаемым в заявках, окончательных предложениях условиям исполнения договора (по предложениям о цене договора, расходах на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ либо только по предлагаемому ценовому предложению) Размещение в ЕИС изменений в извещение о конкурентной закупке, в документацию, разъяснения положений документации возможно не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения об их внесении При внесении изменений срок подачи заявок на участие должен продлевается так, чтобы со дня размещения в ЕИС изменений до окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке Запрос о даче разъяснений Срок подачи запроса о разъяснении - не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке Срок размещения разъяснений заказчиком – в течении 3 рабочих дней с даты поступления запроса с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос Разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия договора

Участник закупки Заказчик Оператор ЭТП Условные обозначения 7 дней (НМЦД 30 млн. руб.) 15 дней (30 млн. руб. НМЦД< 1 млрд. руб.) 20 дней (НМЦД> 1 млрд. руб.) Сроки устанавливаются в положении о закупке 7-20 дней Обжалование в ФАС ! ! Извещение Договор Квалификация Сведения об участнике Предложения по качеству (не содержит сведений об участнике закупки) Анонимная оценка предложений участников закупки по качеству Участники закупки, подавшие заявки на участие подают окончательное предложение Может быть подано новое ценовое предложение Итоговый протокол (формируется автоматически) Раскрытие ценовых предложений Расчет итогового рейтинга каждого участника Анонимная оценка окончательных предложений участников закупки по качеству Оценка по квалификации (содержит сведения об участнике закупки) Предложение о цене договора и расходах на эксплуатацию Обжалование в ФАС ! КОНКУРС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ЭТАПЫ 34 1 часть 2 часть Протокол Подача заявок Уточнение характеристик Рассмотрение уточненных заявок Рассмотрение 2 части заявки Подготовка и публикация итогов «Переторжка» Возможность улучшить свое ценовое предложение Окончательная цена

35 АУКЦИОН Условия применения В зависимости от начальной (максимальной) цены договора Порядок осуществления Проведение квалификационного отбора участников закупки Особенности Извещение, документация о проведении аукциона размещается в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора 30 млн. рублей Извещение, документация о проведении аукциона размещается в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора 30 млн. рублей Определение победителя путем снижения начальной (максимальной) цены на «шаг аукциона» Заявка состоит из двух частей

36 ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ Условия применения Начальная (максимальная) цена договора 15 млн. Порядок осуществления Проведение квалификационного отбора участников закупки Особенности Извещение, документация о проведении запроса предложений размещается в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса Заявка состоит из двух частей Ценовое предложение подается участником закупки одновременно с заявкой на участие в запросе предложений В первой части заявки отсутствуют сведения об участнике закупки и о ценовом предложении

37 ЗАПРОС КОТИРОВОК Условия применения Начальная (максимальная) цена договора 7 млн. Порядок осуществления Извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок Заявка на участие в электронной закупке состоит из одной части Ценовое предложение подается участником закупки одновременно с заявкой на участие в запросе котировок

38 ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ Условия применения Сведения о закупке составляют государственную тайну или по такой закупке принято решение Правительства РФ в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона 223-ФЗ Порядок осуществления Конкурентными способами в порядке проведения, предусмотренном в Законе 223-ФЗ, а также у единственного поставщика с учетом предусмотренных особенностей Особенности Информация о закрытой закупке не подлежит размещению в ЕИС В сроки, установленные для размещения в ЕИС извещений и документации заказчик направляет ограниченному кругу лиц приглашения принять участие в закрытой закупке с приложением документации о закупке Иная информация направляется в соответствии с положением о закупке Процедура подачи участниками закупки предложения о цене договора может быть обеспечена на электронной площадке. При этом на электронной площадке не размещается информация о заказчике, участниках закупки, предмете договора, иная информация о закупке и документы, составляемые в ходе закупки

39 ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА Регламентация закупки у единственного поставщика Порядок подготовки и проведения закупки у единственного поставщика, а также исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются в положении о закупке, с учетом того, что к закупке у единственного поставщика относятся случаи признания несостоявшимися конкурентной закупки если: по окончании срока подачи заявок (в том числе содержащих окончательное предложение) на участие подана только одна соответствующая установленным требованиям заявка по результатам рассмотрения заявок на участие только одна заявка признана соответствующей установленным требованиям по результатам квалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям ни один из участников закупки не подал либо только один участник закупки подал ценовое предложение при проведении аукциона (если положением о закупке предусмотрено заключение договора с данными участниками закупки) Заключение договора с единственным поставщиком Может осуществляться на электронной площадке в соответствии с едиными требованиями к функционированию электронных площадок и операторам электронных площадок

40 ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ 223-ФЗ Сокращение избыточной отчетности Исключается обязанность заказчиков размещать на официальном сайте при закупке у единственного поставщика документацию о закупке, протоколы, проекты договоров Сокращается в 2 раза объем отчетов, которые заказчики не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещают на официальном сайте Хозяйственные общества вправе присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ Формирование единых закупочных политик холдинговых компаний Право ФОИВ и субъектов РФ утверждать типовые положения о закупке для подведомственных организаций Создание региональных и корпоративных ЕИС Устанавливается право ФОИВ, субъекта РФ, местной администрации утверждать типовые положения о закупке, которые являются обязательными для применения при утверждении положений о закупке автономными учреждениями, унитарными предприятиями Типовые положения должны содержать особенности участия субъектов МСП в закупках Устанавливается право юридических лиц создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС Предусмотрена возможность обеспечения интеграции корпоративных информационных систем с ЕИС через региональные и муниципальные информационные системы для размещения информации в ЕИС

41 ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ 223-ФЗ (Закон 156-ФЗ) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков; расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков; Цели изменений Закона 223-ФЗ: 1 2 увеличение доли закупок инновационных товаров, работ, услуг

42 Закон 156-ФЗ (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ) перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, годовой объем такой закупки, а также форму годового отчета, и требования к содержанию этого отчета (распоряжение от 6 ноября 2015 г р) перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, годовой объем такой закупки, а также форму годового отчета, и требования к содержанию этого отчета (распоряжение от 6 ноября 2015 г р) порядок осуществления АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (постановление от 29 октября 2015 г. 1169): 1 2 Правительство РФ устанавливает: мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов МСП, годового отчета о закупке инновационной продукции; а оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, изменений, внесенных в такие планы б

43 ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ 223-ФЗ (Закон 249-ФЗ) Дополнение Закона 223-ФЗ новой статьей 3.1, регламентирующей особенности закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов Дополнение Закона 223-ФЗ новой статьей 3.1, регламентирующей особенности закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов Цели указанных изменений: создание механизмов координации деятельности по размещению заказов на закупку импортного оборудования, работ и услуг за рубежом, осуществляемых в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет более 50 процентов, инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки

44 ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ 223-ФЗ (Закон 249-ФЗ) Особенности осуществления закупок, предусмотренные Законом 249-ФЗ распространяются на коммерческие организации при реализации ими инвестиционных проектов ВНИМАНИЕ ! 1 Новая часть 5.1 статьи 3 !!! Договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки 2

45 ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ 223-ФЗ (Закон 249-ФЗ) Правительство РФ устанавливает: Правительство РФ утверждает (постановление от 4 августа 2015 г. 785): Порядок отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов Положение о координационном органе Правительства РФ и его состав Критерии отнесения товара к продукции машиностроения, а также цену за единицу товара, при превышении которой сведения о товаре включаются в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов 1 2

Минэкономразвития России Департамент развития контрактной системы СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!