Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла». «ГУМАНИТАРНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»: - базовые: «История», «Культурология»,
Advertisements

Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и основного общего образования.
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Клюева Татьяна Николаевна – директор, к.псх.н. Новые компетентности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки Самарской области.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Реализация новых моделей и стандартов в дошкольном образовании Новосибирской области Чечулина О.Г., к.п.н., зав.кафедрой ТиМДО НИПКиПРО.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Система повышения квалификации учебный год М.Ф. Мхитарова, эксперт Московского центра качества образования г.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования

ОСНОВА НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся 2. Формирование мотивации к обучению, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, понимания места предмета в общей картине мира 3. Планирование образовательного процесса для различных контингентов обучающихся, разработка учебных и воспитательных программ 4. Осуществление учебной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов с учетом возможностей различных видов деятельности 5. Систематический анализ эффективности учебного и воспитательного процесса, отдельных образовательных мероприятий 6. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями 7. Коллегиальная разработка, реализация и мониторинг совместно с учащимися программы развития комфортной образовательной среды 8. Взаимодействие с участниками образовательной деятельности (учениками, родителями, психологами и т.п.) в решении вопросов обучения, воспитания и развития учащихся 9. Осуществление учебной и воспитательной деятельности, организация образовательного взаимодействия в полном соответствии с правовыми, нравственными и этическими нормами, требованиями профессиональной этики

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1. Формирование системы регуляции поведения и деятельности 6. Формирование информационно- коммуникационных навыков 7. Реализация программы развития образовательной среды 8. Взаимодействие с участниками образовательной деятельности 9. Осуществление деятельности в соответствии с нормами 2. Формирование мотивации к обучению 3. Планирование образовательного процесса 4. Осуществление учебной и воспитательной деятельности 5. Анализ эффективности учебного и воспитательного процесса

ТДО- - Трудовые действия (обучение) ТДВ- - Трудовые действия (воспитание) ТДР- - Трудовые действия (развитие) ТДРП- - Трудовые действия (реализация программ) НЗО- - Необходимые знания (обучение) НЗВ- - Необходимые знания (воспитание) НЗР - - Необходимые знания (развитие) НЗРП - - Необходимые знания (реализация программ) НУВ- - Необходимые умения (обучение) НУВ- - Необходимые умения (воспитание) НУР- - Необходимые умения (развитие) НУРП- - Необходимые умения (реализация программ) ДЗ- - Дополнительные знания ДУ- - Дополнительные умения ДТД- - Дополнительные трудовые действия -Л - личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования -М - метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования - порядковый номер соответствующей компетенции в соответствии со стандартом

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - целенаправленная деятельность, имеющая своим содержанием управляемое развитие человека в соответствии с его наиболее выраженными особенностями, потенциально значимыми для общества, а также формирование у него способности к саморазвитию ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДСЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов - активное формирование компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в системе образования на основе деятельностного подхода к образованию

Потребность, мотив Цель Задачи Технология (формы, методы, средства) Действие Практический результат Оценка Саморегуляция Коррекция ШКОЛА (образовательная среда) Условия Требования, нормы Принципы Критерии СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАКТИКИ

ПРАКТИКА Тематические практики учебного модуля (учебно- ознакомительные, учебные – распределенная форма) (не менее 20 з.е.) Освоение комплекса отдельных профессиональных действий (определяются целью и содержанием соответствующих учебных модулей) Долгосрочные производственные практики (не менее 25 з.е.) Освоение целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями ОПОП: - синтез профессиональных действий в целостную профессиональную деятельность - встраивание студента в гетерогенную школьную среду

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ 1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность…

Сетевая форма реализации образовательных программ – это не только: -ситуативное взаимодействие вуза и школы -научное руководство школой -предоставление площадки для педагогической практики -проведение совместных семинаров, конференций и т.п. Это – совместное решение образовательных задач в едином пространстве «ВУЗ-ШКОЛА»

Образовательная среда - совокупность КОМПЕТЕНЦИЙ, потенциально доступных для школьников/студентов, для учителей/педагогов Пространство всегда субъективно, относительно, зависимо от школьника/студента. «Ближе» в образовательном пространстве оказывается та компетенция (элемент образовательной среды), к освоению которой человек наиболее мотивирован в данный момент времени.

1.Школьники/студенты 2.Учителя/педагоги 3. Ведущие отечественные и зарубежные образовательные центры 4. Социальная инфраструктура ОБЛАДАТЕЛИ ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Выстроить общее образовательное пространство означает сделать востребованными и доступными существующие в образовательной среде компетенции

ШКОЛА Работодатель Объекты и виды профессиональной деятельности ВУЗ Образовательные программы Инструментарий Расширение образовательного пространства Психолого-педагогические исследования Использование материального и компетентностного ресурсов Повышение квалификации Аудит Предмет договоренности Договор простого товарищества Социальное партнерство Ассоциация

ШКОЛА ВУЗ Сетевое событие Перенос деятельности Механизм переноса деятельности внутри сети вуз-школа

4П: 1 – Получить информацию (лекции, самостоятельный поиск) 2 – Понять информацию (групповые занятия с использованием интерактивных практик) 3 – Применить информацию (практика) 4 – Преобразовать информацию (анализ результатов деятельности, дискуссия)

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в зачетных единицах Блок 1Модули 249 Базовая часть 67 Вариативная часть 182 Блок 2Практики 45 Блок 3Государственная итоговая аттестация 6 Объем программы бакалавриата 300 СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Учитель основного общего образования»

1. Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике 2. Дисциплины математического и естественно-научного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике 3. Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов 4. Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: инновационная и экспериментальная деятельность учителя 5. Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно- ориентированного образования 6. Культура коммуникаций 7. Культура здоровья и безопасная, комфортная среда 8. Дисциплины профиля подготовки

МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (5-летний бакалавриат) Модуль 2: Дисциплины математического и естественно-научного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике Модуль 5: Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования Модуль 7: Культура коммуникаций Модуль 6: Дисциплины профиля подготовки Модуль 8:Культура здоровья и безопасная, комфортная среда Производственная практика Тематические практики учебного модуля (учебно- ознакомительные, учебные – распределенная форма) (не менее 20 з.е.) Модуль 1: Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике Модуль 3: Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов Модуль 3 (продолжение) Модуль 4: Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: инновационная и экспериментальная деятельность учителя Производственная практика Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве «Вуз-школа»

Модуль 1. ДИСЦИПЛИНЫ ГУМАНИТАРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА: ГУМАНИТАРНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Основной целью модуля является обеспечение последовательной систематизации студентами имеющихся у них гуманитарных и экономических знаний в единую, научную картину мира, которая позволяет осознать свою культурную идентичность, причастность к общемировому и российскому историческому процессу, способность овладеть технологиями деятельности в образовательной среде, в практике сетевого взаимодействия вуз-школа.

Базовая часть модуля: 1. «История: человек в мировом и российском культурно- историческом пространстве» 2. «Культурология: человек в культурном многообразии мира» 3. «Философия: человек в постмодернистском информационном мире» Вариативная часть модуля: 1. «Образовательная система как историко-социальный феномен» 2. «Экономика и управление образованием» 3. «Социологическая диагностика в образовании» 4. «Правовые основы образовательной деятельности» 5. «Этические основы образовательной деятельности»

Модуль 2. ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Основной целью модуля является обеспечение последовательного выстраивания студентом имеющихся у него естественнонаучных знаний в единую картину мира, овладения инструментами деятельности в образовательной информационной среде, в практике сетевого взаимодействия вуз-школа

Базовая часть модуля: 1. «Естественнонаучная картина мира» 2. «Математика и основы математической обработки информации» 3. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» Вариативная часть модуля: 1. «Мультимедиа в образовании» 2. «Электронное обучение» 3. «Электронные образовательные ресурсы» 4. «Информационные системы в образовании» 5. «Интернет-технологии в образовании»

Модуль 3. ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Цель освоения модуля: готовность к конструированию и реализации образовательных процессов в основной школе на базовом уровне

Базовая часть модуля: 1. «Феномен педагогической деятельности» 2. «Психология образования» 3. «Управление воспитательным процессом» 4. «Управление учебно-познавательной деятельностью» 5.«Интерактивные практики образования» Вариативная часть модуля: 1. «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса» 2. «Конструирование воспитательных программ» 3. «Взаимодействие в образовательном процессе» 4. «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития» 5. «Конструирование и реализация общеобразовательных программ»

Модуль 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Цель освоения модуля: формирование готовности учителя к субъектно- авторской исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности

Базовая часть модуля: 1. «Исследовательская деятельность учителя» 2. «Экспериментальная деятельность в общеобразовательных учреждениях» Вариативная часть модуля: 1. «Организация исследовательской деятельности школьников» 2. «Педагогическая диагностика» 3. «Исследовательская культура и профессиональный»

Модуль 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ: ПРАКТИКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель освоения модуля: психолого-педагогическая готовность будущего учителя к развитию учащихся в процессе обучения и воспитания с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей

Базовая часть модуля: 1. «Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся» 2. «Школьная психодиагностика» 3. «Методы активного социально-психологического обучения» Вариативная часть модуля: 1. «Психология и педагогика образования одаренных детей» 2. «Психология детей с особыми образовательными потребностями» 3. «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» 4. «Коррекционно-развивающая работа с учащимися» 5. «Психологические основы здоровьесберегающих технологий в образовании»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Организация исследовательской деятельности школьников Организация исследовательской деятельности школьников Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика Исследовательская культура учителя Исследовательская культура учителя CERTIFICATION «Научно-методический совет» CERTIFICATION «Научно-методический совет» Конструирование Защита аналитического отчета WORKSHOP «Школьное образование: проблемы и решения» WORKSHOP «Школьное образование: проблемы и решения» Защита исследовательского проекта WORKSHOP «Исследовательская деятельность в образовании» WORKSHOP «Исследовательская деятельность в образовании» Экспертиза программы и плана эксперимента Диагностика Рефлексия

Спасибо!