Ага́ Маси́х Ширвани́ (азерб. Ağa Məsih Şirvani) азербайджанский поэт XVIII века. Дед видного азербайджанского педагога Султана Меджида Ганизаде [1].азерб.азербайджанскийXVIII века Султана Меджида Ганизаде [1] АГА МАСИХ ШИРВАНИ
БИОГРАФИЯ Ага Масих Ширвани родился в первой четверти XVIII века в ширванском селении Дедегюнеш (англ.)русск. [2]. Он является продолжателем традиций Физули классика азербайджанской литературы XVI века [3]. В своих газелях, мухаммасах и гошмах Ага Масих воспевал земную любовь, красоту природы, услады жизни, отцовство, а также осуждал бесчестие, лицемерие, несправедливость и деспотизм [4]. ширванском Дедегюнешрусск. [2]Физулиазербайджанской литературы [3]газеляхмухаммасахгошмах [4]ширванском Дедегюнешрусск. [2]Физулиазербайджанской литературы [3]газеляхмухаммасахгошмах [4]
сочинения Ага Масих Ширвани является автором недошедшей до нас поэмы «Шахнаме» [3]. Поэма была посвящена властителю Кубинского ханства Фатали- хану, который пытался объединить азербайджанские ханства в единое независимое государство [4]. [3]Фатали- хану азербайджанские ханства [4] [3]Фатали- хану азербайджанские ханства [4]
Садик Бек. Лист из «Шахнаме» гг. Кливленд, Музей искусств.
Ширвани. Не спрашивай, душа, где правды свет Страна Огней Страна Огней АГА МАСИХ ШИРВАНИ (XVIII в.) МУХАММЕС (Пятистишия) Не спрашивай, душа, где правды свет? - исчез. Он в прошлых временах, а нынче нет - исчез. Где хлебосольство, где благой привет? - исчез. Где крепкий тот бальзам, что не во вред? - исчез. Где дух, что не сдался от стольких бед? - исчез. Заносчивость людей - как парус в дождь и мрак, Их кормчий, страстью пьян, вертит и так и сяк. Где берег? - далеко. Здесь гибель, что ни шаг. Кто, зоркий, разглядел благой в пучине знак? Где страх перед концом? Кто чист и благ? - исчез АГА МАСИХ ШИРВАНИ (XVIII в.) МУХАММЕС (Пятистишия) Не спрашивай, душа, где правды свет? - исчез. Он в прошлых временах, а нынче нет - исчез. Где хлебосольство, где благой привет? - исчез. Где крепкий тот бальзам, что не во вред? - исчез. Где дух, что не сдался от стольких бед? - исчез. Заносчивость людей - как парус в дождь и мрак, Их кормчий, страстью пьян, вертит и так и сяк. Где берег? - далеко. Здесь гибель, что ни шаг. Кто, зоркий, разглядел благой в пучине знак? Где страх перед концом? Кто чист и благ? - исчез.
Аллаху не верны, с Кораном не дружны, И шаха, что ни день, менять себе вольны, Загадочных письмен им шифры не даны, Правдивый человек неведом для страны, Он - сабля на боку, он в час войны исчез. И ведает Аллах, что, молод или стар, Любой продаст страну и веру за динар, Что женщин чистота и стыд – легки, как пар, Что для мужчин ничто правдивый, честный жар, Что человечности редчайший дар – исчез.
Масих! Уйди, отпрянь от мира. Он – исчез. Молитвы сгинули, честной поклон – исчез. Где мудрый хан? – пропал. Где наш закон? – исчез. Где стойкий человек? Он обойден, исчез. Где верный друг и брат? – и он, как сон, исчез.
ПЯТИСТИШЬЯ … [5] [5] ЛАСКАЮЩИЙ ТВОЙ ЛИК БЛИСТАЕТ,КАК ЗАРЯ, К ВЛЮБЛЁННЫМ НЕЖЕН ОН, ОТРАДЫ ИМ ДАРЯ, И РОТИК ТВОЙ ЛУКАВ,ШАРАДЫ ГОВОРЯ, НИГДЕ ПОДОБНОЙ НЕТ, ХОТЬ ПРОПЛЫВИ МОРЯ. АЛЛАХ СВОИ ДАРЫ ТАК РАСТОЧАЛ НЕ ЗРЯ.. К ЛИЦУ ЛЬ ТЕБЕ НАРЯДЫ?...