Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmusabiqe.edu.az
1 Сеид Азим Ширвани Сеид Азим Ширвани В ученье высшая краса
2 Сеид Азим Ширвани родился в Шемахе (в 1835 году) в семье духовного лица. Он рано потерял отца, и его дед взял на себя попечение над ним. Для завершения образования он был отправлен в Багдад и Египет, где получил духовное звание ахунда.
3 После возвращения в Шемаху Сеид Азим начинает проявлять большой интерес к наукам и вопросам образования. Он не ограничивается знанием творчества восточных авторов, а интересуется европейской литературой, знакомится с произведениями других писателей.
4 Сеид Азим открывает в Шемахе русско-азербайджанскую школу, в которой уделялось большое внимание изучению светских наук, а также азербайджанского и русского языков. В этой школе он преподает сам.
5 В богатом наследии поэта широко представлены стихи в жанрах газели, рубаи, марсие, а также басни, притчи, послания. Продолжая традиции востока, поэт воспевал любовь к людям.
6 Просветительский Разум верховное мерило ценностей в творчестве Ширвани. Он верил, что образование должно изменить духовную суть человека. Он призывал всех овладевать научными знаниями.
7 Видеть свою родину свободной, идущей дорогой прогресса и цивилизации, было заветной мечтой Сеид Азима Ширвани.
8 В стихотворном обращении Сеид Азим говорит «Но где причина наших бед! Невежество - вот корень зла! Наука бы тебя спасла!» Значительное место в литературном наследии Ширвани занимает сатира, которая во многом благодаря его творчеству становится одним из ведущих направлений азербайджанской литературыазербайджанской литературы
9 ... Мой Восток! Открой же, наконец, глаза! Пойми, что высшая краса В ученье! Неуч-это скот! Нас химия к добру ведет! Она-могущества огонь!
10 Так же остро звучат и его стихотворные рассказы и басни: «Взятка богу», «Похороны пса», «Сатана», «Хан и дехканин». Сатирическая поэзия Сеид Азима подготовила почву для дальнейшего развития этого жанра, который нашел свое воплощение в творчестве Сабира в начале XX в.
11 Уважение к культуре, литературе и языку народа, своего рода традиция, которую, начиная с А.Бакиханова и М.Ф.Ахундова, восприняли и продолжили другие поэты XIX века. Видеть свою родину свободной, идущей дорогой прогресса и цивилизаци, было главной мечтой поэта.
12 Азербайджанский писатель- просветитель, философ-материалист Мирза Фатали Ахундов Смысл этой деятельности писатель видел в борьбе против отсталости и религиозного фанатизма, в борьбе за свободу, прогресс и просвещение народа. Был знаком с Пушкиным. Аббаскули-ага Бакиханов, также известный под литературным псевдонимом Кудси (азерб. Qüdsi, «чистый», «благородный») азербайджанский учёный и писатель. Писал на фарси и русском языке. Полковник (1842).
13 Верблюдица и верблюжонок С.А.Ширвани С.А.Ширвани За караваном, слаб и тонок, Бежал вприпрыжку верблюжонок.
14 Устал он средь песка и скал, Желанный отдых чудится. И жаловаться тихо стал Он матери-верблюдице:
15 - Давай немного отдохнём. Зачем в пески сыпучие Идёшь - бредёшь ты день за днём, Себя напрасно мучая?
16 Зачем себе ты солнцем здесь Бока сжигаешь впалые, Бредя песками, словно Гейс 1 ? Гейс 1 - это собирательный образ героя произведений Низами, Физули, Рудаки, который от несчастной любви ушел в пустыню и скитался в песках.
17 -Дитя моё ты малое, Иду я, бубенцом звеня, Не собственной охотою.
18 Зависело бы от меня – Здесь не лила бы пота я,
19 Я не брела б в песке, в тоске. Да только в том беда моя, Что у погонщика в руке Натянута узда моя…
20 Задания. 1. Назовите известных вам авторов, чьи произведения призывали видеть свою родину свободной, идущей по пути прогресса. 2. Почему верблюда называют «кораблем пустыни», а не другим видом транспорта? Ответы ищите к предмету «Познание мира». 3. Подберите азербайджанские пословицы, поговорки, посвященные необходимости учиться, просвещаться.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.