Инновационно – Промышленный Кластер Транспортного Машиностроения « Метрополитены и Железнодорожная Техника » 27 апреля 2015 года
История создания Инновационно - промышленный кластер транспортного машиностроения « Метрополитены и железнодорожная техника » ( ИПК ТМ « МЖТ ») образован в 2009 году по инициативе ряда специализированных предприятий транспортного машиностроения, расположенных на территории Центрального и Северо - Западного регионов России.
Члены кластера Кластер - это сообщество экономически тесно связанных организаций смежного профиля, расположенных в одном регионе и взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Инновационный кластер – объединение хозяйствующих субъектов производственной сферы и сферы услуг, науки, образования, иных видов деятельности, имеющих между собой любые формы хозяйственных взаимосвязей, которые имеют своей целью выпуск родственных инновационных продуктов или услуг. В настоящее время Кластер НП ИПК ТМ « МЖТ » объединяет 19 ведущих малых и средних предприятий транспортного машиностроения и более 50 организаций - поставщиков с дилерскими полномочиями.
Членство в профессиональных союзах Февр Вступление в Торгово - промышленную палату СПб Апр 2011 – Вступление в Ассоциацию промышленных предприятий СПб Июнь 2011 – Соглашение с Союзом машиностроителей России Сент 2011 – Вступление в Объединение производителей железнодорожной техники ( НП « ОПЖТ ») Окт 2011 – Вступление в Союз и предпринимателей СПб Апр 2012 – Вступление в Международную организацию « Метро » Авг 2012 – Вступление в Международный союз общественного транспорта ( МСОТ ) Март Вступление в Международную Ассоциацию предприятий городского электрического транспорта
Производственная специализация кластера Номенклатура поставок членов Кластера насчитывает более 2500 наименований запасных частей для подвижного состава, эскалаторов и прочего оборудования метрополитенов, железных дорог и предприятий транспортного машиностроения. Общий среднегодовой объем выручки за последние три года составил порядка 4,5 млрд. рублей, а среднесписочная численность работающих – более 1700 человек, в том числе конструкторско - технологический состав сотрудников.
Направления Производство тележек для вагонов метро и комплектующим к ним ( в том числе рама, амортизаторы центрального подвешивания, блок - тормоз, тормозные цилиндры, оси колесных пар, буксы, корпус редуктора ); Проектирование и производство интерьеров и экстерьеров для транспортных средств ; Производство и освоение запасных частей к серийным и новым моделям подвижного состава ; Производство и освоение запасных частей для эскалаторов ; Производство светодиодной энергосберегающей продукции, включая полный цикл производства сверх ярких светодиодов (LED).
Крупнейшие заказчики кластера Крупнейшими заказчиками членов Кластера являются : ОАО « РЖД », ГУП « Петербургский метрополитен », ГУП « Московский метрополитен » и другие метрополитены России и стран СНГ. А также ведущие вагоностроительные предприятия : ОАО « Метровагонмаш », ООО « ВАГОНМАШ », ОАО « Октябрьский электровагоноремонтный завод », ФГУП « Усть - Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова », ООО « Трам Рус », Ликинский автобусный завод ( ЛиАЗ ) и др.
Опыт взаимодействия кластера с вагоностроительными заводами ООО « ВАГОНМАШ », «Skoda Transportation» ОАО « Октябрьский электровагоноремонтный завод » Поставка интерьеров салонов и автосцепок для вагонов метро проекта « Не Ва ». Поставка деталей, узлов и комплектующих для строящихся вагонов 81 серии.
Опыт взаимодействия кластера с вагоностроительными заводами ОАО « МЕТРОВАГОНМАШ » ОАО « Тверской вагоностроительный завод » Поставка деталей, узлов и комплектующих на строящиеся вагоны метро 760- й серии. Поставка деталей, узлов и комплектующих.
Инжиниринговый Центр кластера Для обеспечения членов кластера и сторонних предприятий конструкторской и технологической документацией на вновь разрабатываемые изделия транспортной тематики, для разработки дизайн - проектов транспортных интерьеров, а также технологическими решениями, направленными на совершенствование производств, в структуре кластера был создан Инжиниринговый центр. Структура Инжинирингового центра Компетенции ИЦ : - Разработка интерьеров подвижного состава ( метро, трамваи, электропоезда ); - Разработка КД тоннельных эскалаторов и проведение сертификации, сопровождение изготовления эскалатора ; - Внедрение светодиодной продукции на предприятиях транспорта и подвижном составе ; - Обеспечение сервисного обслуживания технологического оборудования собственного изготовления и оборудования других производителей Управление инжиниринга Отдел Развития ПКТОЭсКБ Отдел ГИП
Локализационно - Кооперационный Центр ( Импортозамещение ) В связи с изменением экономической ситуации на рынке транспортного машиностроения РФ, в настоящее время одной из основных задач является импортозамещение и локализация. Это позволит поддержать предприятия железнодорожной отрасли и общественного транспорта при переходе на работу в новых условиях, минимизировать возникающие риски. Для решения этой задачи был создан центр по локализации производства продукции транспортного машиностроения ( ЛКЦ ).
Локализационно - Кооперационный Центр ( Импортозамещение ) Цели создания центра : содействие в кооперации малых и средних предприятий по программам крупных производственных предприятий и холдингов ; локализация производства комплектующих и запасных частей для железнодорожной техники и городского транспорта на предприятиях Северо – Западного региона, в т. ч. Санкт - Петербурга и Ленинградской области. В рамках Центра планируется проработка планов и действующих программ по локализации зарубежных производителей, поставляющих свою продукцию для нужд предприятий общественного транспорта ( метро, трамваи ) и Российских Железных Дорог. Основной задачей ЛКЦ для Санкт - Петербурга является организация производства импортных деталей, узлов и комплектующих применяемых в городском транспорте, на предприятиях Кластера.
Локализационно - Кооперационный Центр ( Импортозамещение ) Реализация проектов крупных зарубежных производителей железнодорожного и городского транспорта по локализации производства на территории РФ сопряжена с рядом сложностей, вызванных разницей в системах технических стандартах и стандартов качества, другим уровнем технологической подготовки российских компаний – производителей, различиями в системах культуры производства и управления предприятием.
Локализационно - Кооперационный Центр ( Проекты кластера ) В настоящее время идет работа ЛКЦ по организации изготовления и поставки комплектующих в действующих, а также перспективных проектах : 1. Товарищество по производству электровозов для Петербургского метро – первый самостоятельный проект Кластера полного цикла производства конечного продукта. 2. Электропоезда « Ласточка », ООО « Уральские Локомотивы », производится поставка : облицовка стойки дверей, внутренний потолок, шкаф рамповый, шкаф принадлежностей электропоезда, шкаф принадлежностей кабины машиниста, система освещения салона вагона ;
Локализационно - Кооперационный Центр ( Проекты кластера ) 3. Новые вагоны метро - проект « Не Ва » («Skoda Transportation»), производится поставка : жесткие сиденья, откидные сиденья, головки автосцепок ; 4. Легкорельсовый трамвай («Alstom»), производится проработка возможности изготовления и поставки интерьеров, деталей и комплектующих : рама для кондиционера, осветительные прибора, замки, поручни, латеральный профиль, порог, верхний обтекатель, решетки, световой диффузор, изоляция, поручни, юбка тележки, потолок в сборе, переходной фланец, фанерный пол, нижние обтекатели, ящики, принадлежности шкафов, закладные для обтекателей ;
Локализационно - Кооперационный Центр ( Проекты кластера ) 5. Проработка возможности изготовления и поставки деталей, узлов и комплектующих для модернизированных вагонов метро серии /721 « Яуза » 6. С компанией « Урал Вагон Завод » ведётся работа на предмет изготовление опытного образца интерьера салона вагона трамвая R1.
Взаимодействие кластера с профильными комитетами и общественными организациями Санкт - Петербурга 1. Комитет по транспорту ( ГУП « Петербургский метрополитен », ГУП « ПАССАЖИРАВТОТРАНС », ГУП « ГОРЭЛЕКТРОТРАНС »)- Дирекция кластера входит в состав комиссии по осуществлению закупок для Комитета по транспорту ; 2. Комитет по промышленной политике и инновациям : 2.1. Центр кластерного развития, 2.2. Фонд Поддержки Промышленности ( СПб ГБУ « ЦРПП »). 3. Комитет по государственному заказу ; 4. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка ; 5. Комитет по внешним связям ; 6. Санкт - Петербургская Торгово - Промышленная Палата - Комитет по транспорту и логистике ; 7. Санкт - Петербургское региональное отделение ООО « Деловая Россия » – Комитет по машиностроению.
Взаимодействие кластера с профильными комитетами и общественными организациями Санкт - Петербурга
Работа кластера в профильных комитетах и общественных организациях Санкт - Петербурга 1. Комитет по транспорту. Участие в работе приемочной комиссии по приемке городского транспорта. 2. Инвестиционный комитет. Участие в работе экспертной группы по выработке государственных стандартов по инвестициям СПб. 3. Санкт - Петербургское региональное отделение ООО " Деловая Россия ". - Председатель Комитета по машиностроению при ООО " Деловая Россия "
Комитет по машиностроению, цели и задачи Цель комитета машиностроения Обеспечение инновационного развития промышленности Санкт - Петербурга, повышения конкурентоспособности промышленности Санкт - Петербурга в экономике Российской Федерации. Основными задачами Комитета являются : Консолидация усилий государственных органов власти Санкт - Петербурга и бизнес - сообщества для решения задач и достижения целей в области развития промышленности ; Подготовка предложений о внесении изменений в федеральное законодательство в части, касающейся развития промышленности ; Содействие формированию и развитию кластеров в Санкт - Петербурге ; Развитие производственной кооперации в промышленности, в том числе с организациями малого и среднего предпринимательства ; Привлечение инвестиций в промышленность Санкт - Петербурга ; Содействие участию петербургских предприятий в реализации федеральных целевых программ и инновационных проектов в области судостроения и гособоронзаказа ;
Комитет по машиностроению, цели и задачи Содействие развитию взаимодействия субъектов промышленной деятельности, научных организаций и высших учебных заведений Санкт - Петербурга в рамках технологических платформ, формируемых в порядке, определенном Правительством РФ ; Привлечение на предприятия города заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Санкт - Петербурга, в том числе содействие внедрению инновационных проектов, результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ субъектов промышленной деятельности для нужд городского хозяйства Санкт - Петербурга ; Проведение мероприятий, направленных на локализацию в Санкт - Петербурге производств крупнейших иностранных компаний ; Разработка, утверждение и реализация программ развития промышленности Санкт - Петербурга в соответствии с основными направлениями промышленной политики Санкт - Петербурга, установленными в соответствии с настоящим Законом Санкт - Петербурга и иными законами Санкт - Петербурга ; Организация проведения работ по отраслевой метрологии, стандартизации и сертификации выпускаемой машиностроительной продукции и производств машиностроения.
Опыт взаимодействия Опыт взаимодействия Инновационно - промышленного кластера транспортного машиностроения « Метрополитены и железнодорожная техника » со службами ГУП « Петербургский Метрополитен »
Опыт взаимодействия кластера и ГУП « Петербургский метрополитен » В настоящее время НП ИПК ТМ « МЖТ » осуществляет поставку продукции в адрес ГУП « Петербургский метрополитен » по следующим основным номенклатурным группам : Материалы низковольтного оборудования ; Механические запасные части подвижного состава ; Электрические запасные части подвижного состава ; Механические запасные части эскалаторов ; Пневматические запасные части подвижного состава ; Запчасти СЦБ и связи ; Запчасти подвижного состава поездных электронных устройств ( ПЭУ ); Запчасти и комплектующие верхнего строения пути.
Опыт взаимодействия кластера и ГУП « Петербургский метрополитен » Поставка деталей, узлов, комплектующих и интерьеров для проведения капитально - востановительного ремонта и модернизации вагонов метро 81 серии в депо « Дачное ».
Опыт взаимодействия кластера и ГУП « Петербургский метрополитен » 1. Создание совместной комиссии между ГУП « Петербургский метрополитен » и НП ИПК ТМ « МЖТ » по вопросам актуализации и согласования технической документации. В настоящее время произведена актуализация более 1000 чертежей на различные виды деталей для ГУП « Петербургский метрополитен ». 2. Создание совместной рабочей группы по внедрению на эскалаторах эксплуатирующихся на станциях метрополитена безредукторного привода. 3. Создание совместной рабочей группы по изготовлению деталей запасных частей снятых с производства, но применяющихся в вагонах 81 серии, эксплуатирующихся в настоящее время в метрополитене Санкт - Петербурге.
Будем рады сотрудничеству и приветствовать вступление в Кластер малые и средние предприятия транспортного машиностроения Санкт - Петербурга.
Спасибо за внимание !