Малинова О.Ю. Как подготовить проект научного исследования, или В чем разница между рефератом и научной статьей / диссертацией? III Политологическая школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Advertisements

Методологический аппарат исследования Основные понятия.
ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Требования к написанию НИР Научность; проблематичность; логичность; доказательность и обоснованность положений; правильное.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Методологические характеристики научного исследования.
Умения и навыки исследовательского поиска: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Транксрипт:

Малинова О.Ю. Как подготовить проект научного исследования, или В чем разница между рефератом и научной статьей / диссертацией? III Политологическая школа «Каспий», Махачкала, 12 декабря 2015 г.

Исследовательская деятельность – это поиск ответов на особым образом сформулированные вопросы Изучение литературы (= сумма уже накопленных знаний по предмету; итоги предыдущих исследований) Поиск ответов на сформулированные исследователем вопросы Опирается на эмпирическое изучение реальности Использует, создает и дополняет теории (= эвристический инструмент, позволяющий организовать то, что мы знаем) Цель – получение 1) нового, 2) эмпирически достоверного, 3) систематического знания Обзор литературы, реферат Книга, статья, научный доклад, квалификационная работа

С чего начать, или Как найти и сформулировать исследовательскую проблему?

Что такое исследовательская проблема и как ее найти? обязательный шаг Изучи, что уже известно о проблеме (= обязательный шаг!) Наблюдай мир вокруг себя (рефлексия социального опыта) Ищи аналогии (посмотри, как проблема решается в других дисциплинах – перенос и адаптация теорий и методик как инновация в решении проблемы) Открой незамеченное другими (обнаружить связь между явлениями, которые до сих пор изучались по отдельности) Сомневайся в «очевидном» (разделяемые представления не всегда соответствуют действительности) Обобщай уже известное (= элемент почти любого исследования) = знание о незнании, которое можно восполнить с помощью подходов и методов, практикуемых соответствующей научной дисциплиной

Любая ли проблема может стать предметом исследования? Проблема должна представлять научный интерес (т.е. давать приращение знания не только для нас, но и для профессионального сообщества) Проблема должна быть изучаемой, т.е. поддаваться исследованию с помощью подходов и методов, практикуемых соответствующей научной дисциплиной О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, Поиск и изучение литературы: что уже известно? как это делается? «в каких терминах» это описывается и анализируется? Определение «своей» проблемы (нередко требует уточнения исходного замысла)

Задача, которую нужно решать «с разных концов» ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИЯ ГИПОТЕЗА МЕТОДЫ ИСТОЧНИКИ эмпирических данных СОБЫТИЕ (НАБОР СОБЫТИЙ) КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ 1)эти элементы взаимосвязаны их приходится приспосабливай ть друг к другу 2)начинать можно с разных «концов» 3)НО: результат должен соответствовать общим критериям Исследование должно отвечать требованиям истинности, точности, надежности, теоретической обобщаемости и социальной релевантности

Различение объекта и предмета исследования как закрепление выбора проблемы ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ ПОЧЕМУ? ЧТО? = Социальное (политическое) явление или процесс, имеющие место в действительности = выбор определяется научными интересами = Проблема, т.е. некий вопрос, на который нужно получить ответ. Конструируется исследователем = результат выбора из «меню» вопросов, на которые а) пока нет ответа, б) было бы интересно/важно получить его = Что наблюдаем /изучаем? = Что (конкретно) мы хотим узнать об объекте? КАК?

Социальный контекст ОБЪЕКТ « Тема» как совокупность явлений и процессов, о которых мы хотим УЗНАТЬ П О Н Я Т И Я ИНТЕРЕС Научный контекст ТЕОРИИ ПОДХОДЫ МЕТОДЫ сбора и анализа данных ПРОБЛЕМА как некое противоречие, нестыковка смыслов, ЗНАНИЕ о НЕЗНАНИИ ИСТОЧНИКИ эмпирических данных ПРЕДМЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ, в которых мы собираемся исследовать ПРЕДМЕТ ТЕМА Выбор ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- СКОГО ВОПРОСА (гипотезы) и ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ поиска ответа ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ОБЪЕКТ ЦЕЛИ

Подготовка программы исследования / заявки на грантовое финансирование проекта

Вне зависимости от назначения («для себя» или «для других») программа исследования должна давать ответ на три ключевых вопроса: ЧТО мы собираемся изучать? ЧТО мы собираемся изучать? = определение предмета исследования/research problem ПОЧЕМУ это нужно изучать? ПОЧЕМУ это нужно изучать? = актуальность исследования (Важность социальной проблемы, которую мы хотим исследовать + что наше исследование может дать для приращения знаний / лучшего понимания соотв. социальных явлений, процессов, проблем) КАК мы собираемся это делать? КАК мы собираемся это делать? = стратегия и методы исследования. Или: «теоретическая и методологическая основа исследования»

Постановка исследовательской проблемы и обоснование ее актуальности ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА Социальный контекст Научный контекст актуальность научная релевантность ЧТО мы хотим исследовать и ПОЧЕМУ это стоит делать? ВАЖНО: не забыть сформулировать собственно ПРОБЛЕМУ (чего мы еще не знаем, но считаем важным узнать)

Типичные трудности, возникающие при подготовке раздела «Постановка проблемы» Постановка научной проблемы подменяется описанием актуальности социальной проблемы Мы плохо представляем себе, что именно собираемся исследовать заменяем постановку научной проблемы перечислением вопросов, по которым предполагаем получить информацию Решив «потренироваться» в эмпирическом исследовании конкретного случая, мы не можем объяснить значение предполагаемых результатов Мы пытаемся поставить проблему по методу «изобретения велосипеда», не потрудившись узнать, что уже сделано нашими предшественниками О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, ! Итогом этого раздела должна стать формулировка научной проблемы, т.е. вопроса (серии вопросов), на который(е) мы собираемся искать ответ

Зачем в программе (и введении в квалификационную работу) нужен обзор литературы? Наука – дело коллективное важно вписать наш проект в то, что уже сделано предшественниками В известном смысле выполняет квалификационную функцию, доказывая нашу компетентность в данной теме + знание нами правил, принятых в данном профессиональном сообществе Позволяет оценить возможный вклад нашего проекта точнее определить наши цели и задачи

Что должно быть в обзоре литературы? Наша оценка уже имеющейся суммы знаний по проблеме, которую мы собираемся исследовать А также методов и подходов, использованных нашими предшественниками Возможно – их критика Наконец, имеет смысл честно указать на то, чем работы наших были полезны для нашего исследования (на какие их идеи и результаты мы опирались О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии,

Как не надо писать обзор литературы Не стоит ограничиваться простым перечислением работ / фамилий авторов, работавших над данной проблемой – нужно пояснить, что именно им удалось или не удалось сделать, какие аспекты проблемы они изучали. Не стоит «ритуально» включать в обзор работы классиков и др., если они не имеют прямого отношения к к данной проблеме Не стоит преуменьшать сделанное предшественниками («проблема до сих пор не была предметом научного изучения…») О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, Этот раздел имеет важное значение для оценки Вашего проекта и степени Вашей компетентности!

Уточнение предмета исследования Ни один проект не может РЕШИТЬ исследовательскую ПРОБЛЕМУ исчерпывающим образом. Чтобы сформулировать исследовательский ВОПРОС, нужно правильно определить и обосновать ГРАНИЦЫ предполагаемого исследования ВЫБОР КАЗУСА(ОВ): страна (ы), регион (ы) акторы институты ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: выбор хронологических рамок ИСТОЧНИКИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ и МЕТОДЫ работы с ними: доступный эмпирический материал выбор методов сбора и анализа данных ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВОПРОСА

Цели исследования = указание на то, ЧТО ИМЕННО МЫ СОБИРАЕМСЯ СДЕЛАТЬ (проанализировать, выяснить, выявить, объяснить… на основе каких источников и с помощью каких методов) для решения проблемы Задачи исследования o = «шаги», которые нужно сделать для осуществления поставленной цели o ВАЖНО: необходимо решить, что будет нашей целью, а что – задачами выстроить иерархию. Возможно, придется отказаться от самостоятельных задач, которые не связаны напрямую с достижением цели o Должны соотноситься с методологией o Определяют структуру будущей работы

Теоретические и методологические основы исследования Задачи этого раздела программы: 1) определить, как мы видим место нашего проекта на «карте» существующих теоретико-методологических подходов, 2) показать, КАК мы будем решать поставленные задачи (т.е. доказать, что наш проект РЕАЛИЗУЕМ) О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, = многозначное понятие. В узком смысле указывает на методы и приемы сбора и анализа данных. В широком – обозначает науку о методах научного познания.

Рабочие гипотезы = предположение, подлежащее эмпирической проверке= предположение, подлежащее эмпирической проверке ВАЖНО: гипотезами не являются предположения о наличии или отсутствии какого-то явления ГИПОТЕЗА = предположение о наличии и характере связей между явлениями (каузальных, функциональных, реляционных и др.) Формулировка гипотез = нахождение модели (прообраза) решения исследовательской проблемы Требуются, если мы планируем исследование, целью которого является ОБЪЯСНИТЬ некую наблюдаемую связь или регулярность ! Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются

Не во всяком исследовании гипотезы а) необходимы б) могут быть сформулированы в начале. Роль «навигатора» надежнее выполняет исследовательский вопрос = основной вопрос, на который мы хотим получить ответ в результате нашего исследования. Исследовательский вопрос определяет главное звено выбранной для изучения проблемы и помогает сформулировать цели проекта Его формулировка указывает на возможные стратегии исследования Разные типы исследований начинаются с разных типов исследовательских вопросов

Основные типы исследовательских вопросов и цели исследования ЧТО? WHAT? КАК? HOW? ПОЧЕМУ? WHY? представляет собой предмет? описание, характеристика, анализ связей, анализ динамики процессов а) сконструированы смыслы? анализ дискурсов или практик через их интерпретацию б) изменить существующие практики? мониторинг, оценка, практическая рекомендация а) наблюдаются именно такие связи и регулярности? б) наблюдается именно такое поведение? объяснение

Какие еще специальные вопросы исследования нуждаются в освещении? Интерпретация ключевых понятий: если есть разные подходы к определению используемых терминов, нужно объяснить, почему выбран именно этот подход Локализация исследования: почему для изучения интересующей нас проблемы мы выбрали именно этот материал Хронологические рамки Выбор источников (и принципы их отбора, если из большого массива делается выборка) О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, Пояснения относительно специальных вопросов исследования не обязательно даются в отдельном разделе, они могут быть включены в постановку проблемы, пояснения к формулировке целей и задач или в раздел о методологии

Практическая значимость исследования Значение наших выводов для изменения/оптимизации социальных процессов, которые мы исследуем Перспективы «внедрения» наших результатов в учебный процесс (их соотношение с курсами, предусмотренными образовательным стандартом по соотв. специальностям) Как результаты нашего проекта могут быть использованы в исследовательской практике (напр., мы сформулировали гипотезы, которые в дальнейшем можно проверить, предложили/ усовершенствовали методику (типологию, классификацию), которую можно использовать и т.п.) Определяется решением «философского» вопроса о социальном предназначении науки

Работа с научной литературой, или Как избежать крайностей («недостаточная оригинальность» vs. «недостаточная фундированность» текста)?

Работа с научной литературой в процессе исследования Мы используем язык существующих понятий (или включаемся в борьбу за его изменение) «инвестируем» силы в развитие тех или иных методологических подходов опираемся / развиваем / критикуем / отрицаем некоторые теории восполняем пробелы, проводя идеографические исследования дополняем, уточняем, опровергаем предыдущие эмпирические исследования О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, Наука – дело коллективное реализуя свое исследование, мы включаемся в продолжающийся диалог Участвуем в производстве и систематизации знаний

Функции работы с научной литературой на разных этапах исследования изучение литературы (результатов предыдущих исследований) помогает составить представление об объекте исследования и «топографии» исследовательского поля определить контекст для постановки иссл. проблемы и цели исследования (принцип новизны!) выбрать язык описания и анализа (понятия!) определиться с источниками данных и способами их сбора и анализа О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, На этапе выбора предмета и разработки дизайна исследован ия ИТОГ: выборочный обзор научной литературы в программе исследования, который призван обосновать научную релевантность и новизну нашего проекта

Функции работы с научной литературой на разных этапах исследования в зависимости от типа исследовательского вопроса, выбранной стратегии и характера источников работа с литературой: позволяет выбрать релевантные теории и/или корпус эмпирических исследований, с которыми следует соотнести наше исследование помогает в анализе и интерпретации данных может служить основным или вспомогательным источником данных ВАЖНО: творческое осмысление современного уровня понимания проблемы само по себе является научно значимым О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, На этапе реализации исследован ия ИТОГ: ответы на поставленные нами исследовательские вопросы в формате, делающем возможной их последующую интеграцию в корпус «межсубъектного» знания

Функции работы с научной литературой на разных этапах исследования обращение к работам предшественников (их суммирование и цитирование) помогает: определить научный контекст и место нашего исследования проанализировать содержание рабочих понятий дать описание предыстории исследуемых нами явлений и процессов охарактеризовать релевантные теории задает «пространство диалога» О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии, На этапе написания итогового текста ИТОГ: 1) раздел «Степень разработанности проблемы» во введении; 2) главы, параграфы или разделы, в которых рассматриваются указанные сюжеты

Критическое чтение – основа самостоятельности нашего исследования Чтение должно направляться сформулированными нами вопросами Следует не только выделять и фиксировать аргументы и выводы автора, но и оценивать их с точки зрения (1) достаточности и релевантности, (2) адекватности интерпретации данных, (3) надежности источников данных, цитирования и проч. учитывать имплицитные установки, которые могут влиять на аргументацию автора Селективный подход: в обзор будем включать информацию, которую считаем значимой для сформулированной нами исследовательской проблемы

Как проявить собственную «авторскую позицию» при работе с литературой и написании обзора? 1. Можем «контролировать» текст и вести читателя через его содержание, что достигается: за счет четкой и логичной структуры и «путеводителей» внутри текста за счет собственных утверждений, которыми сопровождается цитирование 2. Можем ясно заявлять собственную позицию по отношению к анализируемому материалу (не только критика, но и демонстрация того, каким образом мы опираемся на работы предшественников О.Ю.Малинова, проф. каф. сравнительной политологии,

Приемы, позволяющие проявить авторскую позицию Можем сравнивать и противопоставлять различные теории, концепции и термины из литературы и определять собственную позицию Обобщать, синтезируя аргументы из нескольких источников соглашаться или защищать т.з. другого автора, анализируя ее достоинства и ограничения аргументированно опровергать чужую т.з. ВАЖНО: Авторское утверждение относительно предмета должно предшествовать серии предложений, излагающих т.з. др. авторов При цитировании (прямом и косвенном) необходимо прописывать логические связки цитатами Включение в текст краткого резюме/пересказа работы или ее аспекта должно сопровождаться оценкой Развернутые выводы в конце глав/разделов

Закрепить этот материал можно с помощью учебного пособия: Малинова О.Ю., Мелешкина Е.Ю. Методика научно- исследовательской работы. – М.: МГИМО- Университет, – 124 с.