Сущность и основные направления воспитательного процесса в ВУЗе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Advertisements

Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
Модель воспитательной деятельности по формированию компетентностного специалиста.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Концепция воспитания в системе непрерывного образования утверждена приказом МОН РК 521 от 16 ноября 2009 года и рекомендовано организациям непрерывного.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Транксрипт:

Сущность и основные направления воспитательного процесса в ВУЗе

Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами. Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у студентов высоких гражданских, морально- нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у студентов высоких гражданских, морально- нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Цели и задачи воспитательного процесса. Цели и задачи воспитательного процесса. Главной целью воспитательного процесса является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами. Главной целью воспитательного процесса является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами. Задачи: Задачи: Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, интеллигентности. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, интеллигентности. Воспитание нравственных качеств, духовности. Воспитание нравственных качеств, духовности. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи. Привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления. Привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности. Совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению. Совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Основные направления воспитательной работы : 1. Профессиональная подготовка в вузе 2. Духовно-нравственное воспитание 3. Гражданско-правовое воспитание 4. Гуманитарно-эстетическое воспитание

Профессиональная подготовка в вузе Профессиональная подготовка должна быть сосредоточена на формировании совокупности требований по созданию в университете образовательного и гуманитарно- воспитательного пространства, в котором подготовка специалистов обеспечивает понимание студентами, преподавателями, сотрудниками сущности идеи, ценностей устойчивого развития общества. Профессиональная подготовка должна быть сосредоточена на формировании совокупности требований по созданию в университете образовательного и гуманитарно- воспитательного пространства, в котором подготовка специалистов обеспечивает понимание студентами, преподавателями, сотрудниками сущности идеи, ценностей устойчивого развития общества. Эти требования включают в себя: Эти требования включают в себя: 1. Формирование контингента поступающих за счет поиска и 1. Формирование контингента поступающих за счет поиска и отбора талантливой молодежи; отбора талантливой молодежи; 2. Повышение спроса на предоставляемые университетом образовательные, научные и другие услуги; 2. Повышение спроса на предоставляемые университетом образовательные, научные и другие услуги; 3. Совершенствование структуры и содержания профессионального образования путем создания системы требований вуза к качеству специалиста; 3. Совершенствование структуры и содержания профессионального образования путем создания системы требований вуза к качеству специалиста;

4. Разработку новых, в том числе информационных, технологий обучения, реализация дистанционного обучения; 5. Гуманитаризацию образовательного процесса, формирование специалиста, ответственного за экономические и социальные последствия профессиональных решений; 6. Совершенствование системы послевузовского образования,дополнительного профессионального образования.

Духовно-нравственное воспитание Воспитание духовно-нравственной культуры, постоянного эмоционального ощущения, переживания и сопереживания является важнейшей задачей вуза. Воспитание духовно-нравственной культуры, постоянного эмоционального ощущения, переживания и сопереживания является важнейшей задачей вуза. Высокий уровень духовности, обуславливающий поведенческие и побуждающие мотивы, позволит возродить интеллигенцию, обладающую сознанием гражданского долга и гражданского достоинства, личной ответственности перед людьми, гуманизма, культуры, свободы совести и вероисповедания. Высокий уровень духовности, обуславливающий поведенческие и побуждающие мотивы, позволит возродить интеллигенцию, обладающую сознанием гражданского долга и гражданского достоинства, личной ответственности перед людьми, гуманизма, культуры, свободы совести и вероисповедания. Нравственность предполагает наличие внутренней принятой человеком общественной морали, регулирующей его поведение, опирающейся на мировоззрение, совесть, ответственность, справедливость, честность, долг, добродетель и сострадание. Процесс нравственного воспитания в вузе предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм. Нравственность предполагает наличие внутренней принятой человеком общественной морали, регулирующей его поведение, опирающейся на мировоззрение, совесть, ответственность, справедливость, честность, долг, добродетель и сострадание. Процесс нравственного воспитания в вузе предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм.

Гражданско-правовое воспитание Гражданско-правовое воспитание формирование у молодежи политической культуры, политической сознательности и грамотности; формирование у молодежи политической культуры, политической сознательности и грамотности; умение вести дискуссию, оценивать общественное явление; умение вести дискуссию, оценивать общественное явление; воспитание политической воли сознательно и целеустремленно совершать политические поступки и действия; воспитание политической воли сознательно и целеустремленно совершать политические поступки и действия; формирование общечеловеческого ценностного отношения к явлениям общественной жизни, социальным группам, государственным структурам; формирование общечеловеческого ценностного отношения к явлениям общественной жизни, социальным группам, государственным структурам; формирование знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения; формирование знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения; формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, правовых норм и законов; формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, правовых норм и законов; воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности. воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности.

Гуманитарно-эстетическое воспитание Гуманизация учебно-воспитательного процесса обуславливает признание обучаемого как личности, его прав на свободу, социальную защиту, на развитие и проявление способностей, индивидуальности. При этом кардинальные изменения вузовского гуманистического воспитания студентов возможны при выполнении следующих требований: Гуманизация учебно-воспитательного процесса обуславливает признание обучаемого как личности, его прав на свободу, социальную защиту, на развитие и проявление способностей, индивидуальности. При этом кардинальные изменения вузовского гуманистического воспитания студентов возможны при выполнении следующих требований: повышение гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана; повышение гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана; утверждение индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста; утверждение индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;

Модель личности специалиста Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной работы может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной работы может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Молодой специалист должен: Молодой специалист должен: обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам; обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам; иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали; иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали; уважать Конституцию, государственную символику и законы государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке; уважать Конституцию, государственную символику и законы государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке; быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке; обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью; иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью; обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью; обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью; иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни, уметь сочетать свои интересы с интересами общества; иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни, уметь сочетать свои интересы с интересами общества; уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам; уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам; обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе. обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Реализация принципов целостности, интегративности в процессе воспитания личностных качеств студента. Воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности и развивается на ее основе. Понятие «воспитательное пространство» введено Л.И. Новиковой. Если среда в основе своей – данность, то воспитательное пространство – это результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей. Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а единое пространство надо уметь создавать. Воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности и развивается на ее основе. Понятие «воспитательное пространство» введено Л.И. Новиковой. Если среда в основе своей – данность, то воспитательное пространство – это результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей. Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а единое пространство надо уметь создавать.

В настоящее время сложился подход к пониманию воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека. В такой трактовке «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность. Создание воспитательного пространства должно основываться на принципах педагогической эргономики. В настоящее время сложился подход к пониманию воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека. В такой трактовке «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность. Создание воспитательного пространства должно основываться на принципах педагогической эргономики. Эффективность построения воспитательного пространства зависит от ряда условий. Среди них: Эффективность построения воспитательного пространства зависит от ряда условий. Среди них: 1.1) выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства;

2) наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов; 2) наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов; 3) ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта; 3) ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта; 4) профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.); 4) профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.); 5) осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива; 5) осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива; 6) психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства. 6) психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства. Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных и личностных качеств человека. Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных и личностных качеств человека.

Список использованных источников: 1. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, – 423 с., с Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, – 423 с., с Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., – 576 с., с Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., – 576 с., с