Лекция 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ План лекции : 1. Роль менеджмента в организации современного транспортного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ. Понятие об экономике как о науке. Экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют человеку, обществу, обеспечивать себе.
Advertisements

Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Предметом «Экономики организации (предприятия)» является изучение закономерностей хозяйственной деятельности предприятия, механизмов формирования и использования.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
Организация производства как система научных знаний.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Лекция 4 Система норм и нормативов труда. Вопросы : 1.Значение норм и нормативов в организации производства 2. Виды норм и нормативов.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Подготовил: Оспанов К.К; студент 1 курса заочной формы обучения.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Коллективный проект на тему: Анализ возможностей программы «1 С:Бухгалтерия» выполнили студенты 4 го курса отделения «финансы и кредит» Гришко Николай.
Поточный метод – это такой метод организации работ, который обеспечивает планомерный и ритмичный выпуск готовой строительной продукции на основе непрерывной.
Заработная плата элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Сущность заработной.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА. Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре.
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА. Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства.
Транксрипт:

Лекция 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ План лекции : 1. Роль менеджмента в организации современного транспортного производства. 2. Функции и уровни управления транспортным производством 3. Методы управления транспортным производством

1.1. Роль менеджмента в организации современного транспортного производства Чтобы представить себе масштабы и характер управленческой деятельности на транспорте, посмотрим, что представляет собой современный транспорт в мировом хозяйстве. Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 58 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира за свыше 100 млн. человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллионов долларов и составляют не менее 10 12% всех капиталовложений в мировое хозяйство.

За последнее десятилетие ХХ в. резко ухудшились показатели использования транспортных средств и в нашей стране Из-за недостатков в организации перевозочного процесса возникают непроизводительные простои транспортных средств, что снижает их эффективность В процессе доставки каждая тонна груза подвергается многократным перегрузочным операциям, что вызывает гигантскую дополнительную работу и снижает скорость доставки, которая в среднем не превышает 810 км/ч По причине частых перегрузок и недостаточной контейнеризации перевозок растет трудоемкость операций и численность работников, занятых на транспорте

Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания хозяйства и населения страны принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта Однако!!!! Главным, а подчас и единственно возможным способом увеличения объема и качества перевозок остается совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления еще более возрастает

1.2. Функции и уровни управления транспортным производством Механизм обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Эта сложная система общественно- производственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.

Основными вещественными элементами этой системы являются: -пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы, гидроузлы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации и блокировки сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи; -транспортные средства (подвижной состав) разных видов транс порта (локомотивы, вагоны, суда, самолеты, автомобили и т.п); -погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой; -материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств транспорта и подъёмно-транспортных машин; -промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации и содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивных вагонов, самолетов, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники).

Основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов предприятий транспорта Транспорт, его крупные подразделения и отдельные предприятия структур могут быть представлены двумя подсистемами управляющей и управляемой: первая осуществляет интегративную управленческую функцию, вторая процесс транспортного производства (технологическую функцию в широком смысле).

Организация действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация выступает как часть планирования (организация-1) и как живая организаторская работа в ходе перевозочного процесса (организация-1 1). Последняя в транспортной практике называется «оперативным управлением или оперативным планированием. Управление (в узком смысле) это действие по изменению ре жима работы (структуры) системы, направленное на повышение ее производительности и качества выпускаемой продукции. Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. Иногда регулирование на транспорте рассматривается как часть оперативного управления. Контроль заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию иначе можно назвать функцией слежения (отображения, мониторинга). С ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе.

Система управления транспортном носит иерархический (многоуровневый) характер В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный отраслевой региональный Народнохозяйственный (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. Региональный уровень управления в последние годы становится более существенным. Транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно - технологические схемы в качестве ограничений.

На транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления расчленяют на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций, причем более детально Под функцией управления понимаются те или иные виды управленческой деятельности (решения, действия или процессы), объединенные общностью дели Специфическими функциями управления транспортным производством являются:

-планирование перевозок -оперативное управление перевозочным процессом и регулирование хода этого процесса -техническая и технологическая подготовка транспортного производства -обеспечение безопасности движения поездов, судов, автомобилей, самолетов и других средств в транспортных сетях; -подбор, обучение, воспитание и расстановка кадров -организация материально-технического обеспечения производств -организация рабочего снабжения -организация труда и заработной платы -организация финансовой деятельности -организация бухгалтерского учета и отчетности -экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством

1.3. Методы управления транспортным производством Чем сложнее задачи, стоящие перед транспортом, чем шире круг этих задач, тем острее ощущается потребность решать их целенаправленно и взаимоувязано, т. е. системно. Системный подход неотъемлемая часть диалектического метода Понятия системный, «диалектический», «комплексный» являются по существу адекватными

1 Для успешного управления транспортным производством надо хорошо знать объект управления его современное состояние, историю и тенденции развития в изменяющейся социально-экономической и производстве среде. Объект управления нужно видеть внутренне неоднородным (структурным), части которого и взаимосвязи. Сформулируем прежде всего некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при управлении транспортным производством, общие в том смысле, что они носят принципиальный характер и сохраняют свою значимость для всех видов транспорта и уровней управления перевозочным процессом:

2. При современных масштабах и условиях производства эффективность производственной деятельности человека все более определяется организационным фактором, качеством управления, взаимодействием частей системы в процессе производства. Сущность взаимодействия всегда заключается в обмене веществом, энергией и информацией, а его количественной характеристикой служит интенсивность обмена (на транспорте она измеряется перевозочной способностью). Интенсивность обмена (производительность системы) определяется не только материальным (вещественным) наполнением системы, но и ее качеством - структурой. Поэтому управление всегда направлено на улучшение структуры системы, повышение ее организационного уровня и, как следствие, производительности.

3. Критерии управления в транспортных системах объективны и не могут выбираться произвольно, их установление требует не формального акта, а содержательно-сущностного подхода на базе изучения закономерностей развития самого объекта. 4. Критерием оценки эффективности системы управления объектом может служить только практика, но не та, которая сложилась на сегодняшний день, а та, к которой должен выйти объект в своем развитии. 5. Знание внутренних возможностей транспорта и тенденций развития внешней среды позволяет сделать транспортную систему целенаправленно развивающейся, обладающей высокой производительностью и эффективностью.

Управление транспортом опирается на совокупность методов Методы управления должны опираться на действие объективных законов, определяющих социально жизнь общества. Совокупность способов управления на транспорте можно представить состоящей из следующих методов: экономических административных (организационно- распорядительных) социальных При решении управленческих задач на транспорте все шире используются экономико-математические методы, расширяющие возможности экономического анализа.

Выбирая экономико-математическую модель, следует помнить, что сложность ее не должна превышать определенного уровня, так как всякая модель утрачивает смысл средства познания как в случае тождества моделей и прототипа, так и в случае большого различия между ними. Разумеется, независимо от выбора той или иной конкретной модели исходной предпосылкой моделирования является возможность и достаточность ее информационного обеспечения.