ТЕМА 7 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 2.1 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы 2.2 Совершенная конкуренция: понятие, условия.
Advertisements

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочные средние издержки В долгосрочном периоде все издержки фирмы являются переменными. Отсутствие в долгосрочном.
Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
Тема 2.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Тема 10. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Бизнес – это организация, определяющим фактором существования или разрушения которой является квалификация ее сотрудников.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.
Совершенная конкуренция §18 п.2. Типы рыночных структур Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия Совершенная конкуренция.
ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая.
1 Производство, производственная функция, постоянные и переменные факторы производства. Структура и анализ издержек производства. Лекция 5.
Фирма как совершенный конкурент. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений: Однородность рынка. Малость и множественность.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Тема 11, вопрос 4. Издержки фирмы в долгосрочном периоде Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Транксрипт:

ТЕМА 7 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2 Тема 7. Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции 1. Рыночные структуры и критерии их классификации. 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции. 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы. 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства. План

3 1. Рыночные структуры и критерии их классификации Рыночная структура Характе- ристики Совершенная конкуренция Монополия (чистая или абсолютная) Монополисти- ческая конкуренция Олигополия Количество фирм в отрасли 1Много Несколько Тип продукта Однородный Уникальный Дифференци- рованный Однородный или дифференцированный Рыночная власть Нет АбсолютнаяНебольшая Высокая Барьеры входа-выхода Отсутствуют Практически непреодолимы Невысокие Высокие

4 1. Рыночные структуры и критерии их классификации 1) Конкуренция как характеристика рыночной структуры (совершенная, монополистическая конкуренция). 2) Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция). Это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

5 1. Рыночные структуры и критерии их классификации Можно выделить следующие виды конкуренции: 1) внутриотраслевая – конкуренция между предприятиями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли; 2) межотраслевая – конкуренция между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

6 1. Рыночные структуры и критерии их классификации Методы конкурентной борьбы: 1. Легальные методы 1) Ценовая конкуренция – оружие конкурентной борьбы – изменение цены. 2) Неценовая конкуренция – оружием борьбы выступают повышение качества товара, оказание дополнительных услуг, лишение конкурентов рынков сырья и сбыта, выпуск новых марок товаров и т.п. Включает: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.

7 1. Рыночные структуры и критерии их классификации 2. Нелегальные методы – распространение ложных сведений о конкуренте, незаконное использование торговой марки конкурента, промышленный шпионаж, насилие разного рода. Разные рыночные структуры имеют различные возможности для использования конкурентных сил, в зависимости от чего они и различаются.

8 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции 1) Продукция фирм однородна. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности: Неценовая конкуренция отсутствует.

9 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж. Средняя и предельная выручка равны цене товара AR = P, МR = Р AR = МR = Р.

10 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции 2) Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.

11 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции 3) Свобода входа и выхода на рынок. Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально из одного вида деятельности в другой. 4) Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

12 2. Основные характеристики рынка совершенной конкуренции Модель совершенной конкуренции: 1) позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью; 2) проясняет условия максимизации прибыли; 3) является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

13 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Оптимальный объем выпуска – объем, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно). Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума.

14 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы 1) Метод совокупных издержек совокупного дохода Pr = TR – TC = max Совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором производная функции совокупной прибыли равна нулю.

15

16 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Производная функции совокупной прибыли это предельная прибыль. Предельная прибыль (MPr) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Если: MPr > 0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. MPr < 0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. MPr = 0, то значение совокупной прибыли максимально.

17 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы 2) Метод предельных издержек предельного дохода МPr = (Pr)' = dPr/dQ, (Pr)' = dTR/dQ – dTC/dQ. А поскольку dTR/dQ = MR, а dTC/dQ = МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: МС = МR

18 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Если: МC > МR, то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. МC < МR, то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства. МС = МR, то прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие. Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется: P = MC

19 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Р > ATC, то фирма имеет в краткосрочном периоде положительную экономическую прибыль MC P, С Q0 P=MR=ARP* Q* AC AVC

20 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Р = АТС, то экономическая прибыль равняется нулю, производство является безубыточным, а фирма получает только «нормальную прибыль» AVC AC MC P, С Q0 P=MR=ARP* Q*

21 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Р AVC MC P, С Q0 P=MR=AR P* Q* AC AVC AC

22 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Р < АТС, то фирма имеет в краткосрочном периоде отрицательную экономическую прибыль (убытки), и ситуация не позволяет их минимизировать P < AVC MC P, С Q0 P=MR=AR P* Q* AC AVC AC

23 3. Равновесие фирмы. Условие максимизации прибыли. Точка закрытия фирмы Алгебраически точка нулевой прибыли или безубыточности предприятия (break-even point – ВЕР) определяется по формуле:

24 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства В долгосрочном периоде: 1) все ресурсы являются переменными. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних издержек (LAТC) и долгосрочных предельных издержек (longtime marginal cost – LMC). 2) число предприятий в отрасли изменяется.

25 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Анализ долгосрочных средних издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, т.е. размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска. Наименьший размер предприятия, позволяющий фирме минимизировать свои долгосрочные средние издержки, называется минимально эффективным масштабом производства.

26 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Долгосрочные средние издержки для рационально действующей фирмы всегда не больше, чем краткосрочные средние издержки, или равны им. Это означает, что на графике кривая долгосрочных издержек огибает кривые краткосрочных издержек снизу. AС, LAC Q 0 LAC AСAС AСAС AСAС

27 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Положительный эффект масштаба производства Предполагает возрастание отдачи от используемых ресурсов. Как следствие этого, объем выпуска (Q) растет более быстрыми темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства. Другими словами, средние издержки долгосрочного периода убывают по мере увеличения объема выпуска. LATC Q 0

28 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Причины существования положительного эффекта масштаба: 1) более интенсивная специализация ресурсов и разделение труда, что повышает производительность всех применяемых ресурсов; 2) более передовая технология и дорогостоящая автоматизация производства; 3) специализация управления и максимально полное использование труда высококвалифицированных специалистов; 4) технологическая специфика отдельных видов производства.

29 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Отрицательный эффект масштаба производства Если объем выпуска (Q) растет более медленными темпами, чем совокупные затраты (ТС) на факторы производства, то в отрасли имеет место отрицательный эффект, а средние издержки долгосрочного периода увеличиваются по мере роста производства. LATC Q 0

30 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства Отрицательный эффект может быть обусловлен: 1) ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством; 2) нехваткой высокопрофессиональных кадров; 3) расширением географии производства и изменением внешней среды бизнеса; 4) наличием технологических барьеров на пути чрезмерного увеличения размеров предприятия.

31 4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства В случае, когда увеличение масштабов производства не влияет на уровень долгосрочных средних издержек, говорят о постоянном эффекте масштаба производства. LATC Q 0

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!