Проблемы преемственности в преподавании естественно- математического цикла и информатики
Проблемы преемственности: Снижении мотивации в изучении предметов естественного цикла Неудовлетворённость, недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников Несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий
Пути решения Ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Использование метапредметных связей. Интегрирование технологий, методов, форм обучения. Использование различных способов воздействия на учащихся в виде: презентаций, проведение практических работ, аудио фрагментов. Интегрирование тем предметов естественно- научного цикла.
Осуществление интеграции в собственной работе Проведение уроков биологии и химии в рамках интеграции Решение интегрированных задач на элективных занятиях Интеллектуальные игры в рамках предметных недель Выполнение практических работ на дополнительных занятиях
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа 4» города Ялуторовска Химический состав клетки. Неорганические вещества. интегрированный урок по биологии и химии 9 класс Составили: учитель биологии Канаткина М.Л. Учитель химии Сорокина Л.В.
Цель урока: Изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов.
Актуализация знаний На двери кабинета из коридора приклеена информация на листе бумаги - «Селен, Мышьяк, Молибден, Никель – могут ли находиться в клетках живых организмов???» Ответ на обратной стороне двери – «Эти элементы называются микроэлементами, они играют важную роль в жизни клетки, влияют на обмен веществ, поддерживают постоянство состава клеток».
Учитель биологии: ученый В.И.Вернадский, предполагал, что в живом организме когда- нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Давайте посмотрим, верно ли это суждение? Учитель химии: К настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие более 70 элементов периодической системы. Уже опытным путем доказано, что все клетки живых организмов состоят из различных химических элементов.
Работа в парах, таблица на партах. Давайте обратимся к таблице. Содержание химических элементов в земной коре и организме человека в % Задание для учащихся земная кора организм человека элемент содержание элемент содержание O47H63 Si28O25,5 Al7,9C9,5 Fe4,54,5N1,4 Ca3,53,5 0,31 Na2,52,5P0,22 K2,52,5Cl0,08 Mg2,22,2K0,06 С точки зрения химии можно сказать, что все элементы Периодической системы Менделеева делятся на две группы: ( металлы и неметаллы) Давайте проанализируем данную таблицу с этой точки зрения. Какой вывод можно сделать? (Вывод: качественный состав объектов живой и неживой природы сходен, а количественный отличается. В состав земной коры входят в основном металлы, а в состав клеток живых организмов – неметаллы.)
Формирование разноуровневых групп учащихся Давайте разделимся на группы, для этого вам необходимо выполнить простое задание «Найди лишнее», которое имеется у вас на столах. Найдя лишний ответ, подходим к тому столу где записан ваш правильный ответ. 1 ученик: Ca, Cl, O 2 ученик: жиры, белки, микроэлементы 3 ученик: Na, K, N 4 ученик: макроэлементы, углеводы, вода 5 ученик: вода, углевод, калий
Элемент ТРКМ Прием «Зигзаг» При изучении большого объема материала с целью его систематизации можно использовать прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества. Фрагмент урока: Каждая группа работает над своим вопросом (работа по карточкам). Ответы на поставленные вопросы находим, используя параграф 5 учебник «Биология» и параграф 16 учебник «Химия». Например: Карточка 1 Простые и сложные вещества. 1. Какие вещества называются простыми? В чём их отличие от сложных? 2. Что представляют собой макроэлементы и какое значение они имеют? Перечислите их. 3. Назовите тип химической связи, которой соединены, например, атомы в молекуле кислорода О 2 и изобразите схему электронного строения атома О.
Рефлексия ( учитель биологии) Виссон Браун сказал о том, что «накопление знаний подобно росту дерева» и я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биохимических знаний каждого из вас прирос новой веточкой знаний о химическом составе клетки, о роли химических элементов, воды, различных элементов металлов и неметаллов в жизнедеятельности клетки. Предлагаю заполнить схему:
Заключение урока Если бы я раньше знал…..,то….. На мой взгляд….. Для меня было сложно….. Самым интересным для меня во время работы на уроке было….. Совместная работа с учителем и одноклассниками для меня значима, потому что……