Наилучшие доступные технологии Лекция 9. Основные вопросы Представление о наилучших доступных технологиях. Реестры наилучших технологий. Перспективы применения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Advertisements

Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Анализ изменений.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Мониторинг, экспертиза и каталогизация проектов в области повышения энергоэффективности в промышленности строительных материалов В.Н. Геращенко, Ассоциация.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Процедура присоединения к Протоколу РВПЗ в Беларуси Елена Лаевская, доцент юридического факультета БГУ Минск 2011.
Транксрипт:

Наилучшие доступные технологии Лекция 9

Основные вопросы Представление о наилучших доступных технологиях. Реестры наилучших технологий. Перспективы применения нормирования на основе наилучших существующих технологий в России Задание для самостоятельной работы: Задание для самостоятельной работы: проанализировать российский реестр наилучших технологий по обращению с отходами. Сформулировать предложения по расширению реестра. Прокомментировать, какие направления должны будут трансформироваться в ближайшие годы и почему

Создание каталога наилучших доступных технологий в сфере переработки шламов и ликвидации негативных экологических последствий Наилучшие доступные технологии Наилучшие доступные технологии (НДТ; англ. Best Available Techniques, BAT). Наибольшее распространение подход получил в ЕС начиная с середины 90 х в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Руководящие документы по НДТ применяются в странах ЕС в процессе выдачи разрешений промышленным предприятиям на сбросы сточных вод, выбросы в атмосферу и размещение твердых отходов. Основная цель НДТ Основная цель НДТ - совершенствование систем управления и контроля производственных процессов на промышленных предприятиях для обеспечения комплексного подхода к защите окружающей среды. Применение НДТ позволяет Применение НДТ позволяет повысить технологическую эффективность и экологическую безопасность на промышленных объектах. Руководящие документы по НДТ постоянно модифицируются в соответствии с передовыми и наиболее эффективными на сегодня производственные процессами и оборудованием. Законодательство РФ определяет термин НДТ как "Наилучшие существующие технологии" НСТ.

Схема внедрения нормирования на основе принципов НДТ

Внедрение регулирования на основе НДТ: европейский опыт КПКЗ – комплексный контроль и предотвращение загрязнений

Процедура разработки и обсуждения национальных стандартов по НДТ

Блок-схема этапов сертификации по параметрам НДТ

Процесс сертификации включает три этапа: 1) подготовку заявителем (предприятием) и анализ органом по сертификации документов, свидетельствующих о соответствии параметрам НДТ; 2) проверку предприятия экспертной комиссией (по сути – аудит) и выполнение предприятием корректирующих действий (если требуется устранить выявленные несоответствия); 3) сертификационный аудит и принятие решения о возможности выдачи предприятию сертификата соответствия параметрам НДТ.

НДТ в России: ГОСТ Р НДТ в России: ГОСТ Р Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при сжигании различных видов топлив Сжигание ископаемого топлива для получения энергии – основной антропогенный источник парниковых газов, оказывающих влияние на изменение климата. Продолжающееся масштабное потребление невозобновляемых запасов ископаемого топлива и необходимость обеспечения устойчивости эколого-экономических систем повышают приоритет вопросов, связанных с производством и потреблением энергии. применение НДТ Наиболее быстрый, результативный и экономически эффективный подход к решению вопросов энергоэффективности является применение НДТ. Один из основополагающих принципов стратегии развития национальной системы стандартизации - применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов (за исключением случаев, когда это признано невозможным). В соответствии с Указом Президента России от г. N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» ведется работа по совершенствованию законодательной и нормативно-методической базы, направленной в том числе на стимулирование применения НДТ для повышения энергоэффективности при сжигании различных видов топлив. Применение НДТ предполагает существенное повышение показателей энерго- эффективности и экологической эффективности хозяйственной деятельности, что полностью соответствует государственной политике России. Стандарт разработан в целях выбора и внедрения хозяйствующими субъектами по производству энергии новейших отечественных и зарубежных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание энергетических, экологических и экономических показателей котельных установок. Стандарт содержит порядок применения НДТ для повышения энергоэффективности установок по сжиганию различных видов топлив для производства энергии.

НДТ: базовые понятия Наилучшая доступная технология; НДТ: Наилучшая доступная технология; НДТ: Технологический процесс, технический метод, основанный на современных достижениях науки и техники, направленный на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на ОС и имеющий установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов. Примечания 1 НДТ означает наиболее эффективную и передовую стадию в развитии производственной деятельности и методов эксплуатации объектов, которая обеспечивает практическую пригодность определенных технологий для предотвращения или, если это практически невозможно, обеспечения общего сокращения выбросов/сбросов и образования отходов. Учет воздействий на ОС производится на основе предельно допустимых выбросов/сбросов При реализации НДТ, имеющей установленный срок практического применения с учетом экономических, технических, экологических и социальных факторов, достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги). Технологические показатели: Технологические показатели: Показатели, характеризующие энергоэффективность и экологическую эффективность НДТ. Энергетическая эффективность [энергоэффективность] производства энергии на топливосжигающих установках: Величины коэффициентов полезного действия (КПД) и использования топлива (КИТ) (%). Экологическая эффективность Экологическая эффективность производства энергии на топливосжигающих установках: Величины выбросов (сбросов) в расчете на единицу сожженного топлива (кг/т у.т.).

НДТ: базовые понятия "Наилучшая" означает технологию, наиболее эффективную для выпуска продукции с достижением установленного уровня защиты окружающей среды. разработана настолько, что она может быть применена в конкретной отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения. "Доступная" означает технологию, которая разработана настолько, что она может быть применена в конкретной отрасли промышленности при условии подтверждения экономической, технической, экологической и социальной целесообразности ее внедрения. технология может быть внедрена в экономически и технически реализуемых условиях для конкретной отрасли промышленности. "Доступная" применительно к НДТ означает учет затрат на внедрение технологии и преимуществ ее внедрения, а также означает, что технология может быть внедрена в экономически и технически реализуемых условиях для конкретной отрасли промышленности. В отдельных случаях часть термина "доступная" может быть заменена словом "существующая", если это определено законодательством Российской Федерации. "Технология" "Технология" означает как используемую технологию, так и способ, метод и прием, которым объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации перед его ликвидацией с утилизацией обезвреженных частей и удалением опасных составляющих. К НДТ относятся, как правило, малоотходные и безотходные технологии. Как правило, НДТ вносят в государственный реестр НДТ. [ГОСТ Р , пункт 3.1] Государственный реестр НДТ: Государственный реестр НДТ: Систематизированный банк данных о наилучших доступных технологиях, содержащий характеристики технологий и соответствующие технологические, экологические, социальные нормы и нормативы. [ГОСТ Р , пункт 3.9]

Порядок применения НДТ для повышения энергоэффективности топливосжигающих установок 4.1. Применение НДТ для повышения энергоэффективности топливосжигающих установок осуществляется при их реконструкции и (или) строительстве вновь вводимых установок. 4.2 Выбор НДТ для повышения энергоэффективности топливосжигающих установок следует производить в рамках подготовки соответствующей проектной документации. 4.3 Выбор и применение НДТ для топливосжигающих установок производится по ГОСТ Р 50831, ГОСТ Р и с использованием следующих документов: - федеральные законы [1, 2]; - информационно-технические справочники по НДТ [3-8]; - настоящий стандарт. 4.4 Выбор НДТ для сжигания газообразных и жидких топлив, включая процессы их транспортировки, следует производить по ГОСТ Р и с использованием информационно-технических справочников [3, 5, 6]. 4.5 Выбор НДТ для сжигания каменных и бурых углей, включая процессы их разгрузки, хранения, транспортировки и предварительной подготовки, следует производить по ГОСТ Р 54203, ГОСТ Р и с использованием информационно-технических справочников [3, 4, 6]. 4.6 Выбор НДТ для сжигания биотоплива следует производить по информационно- техническим справочникам [3, 5]. 4.7 Оценку эффективности планирования, управления и мониторинга применения НДТ на топливосжигающих установках следует осуществлять в соответствии с информационно- техническим справочником [7]. 4.8 Для учета экономических аспектов и особенностей применения НДТ в различных климатических и географических условиях рекомендуется использовать информационно- технические справочники [7, 8]. 4.9 Для топливосжигающих установок тепловой мощностью 80 МВт и выше в зависимости от их производительности и используемого вида топлива технологические показатели НДТ должны соответствовать требованиям экологической эффективности ГОСТ Р Применение НДТ на топливосжигающих установках не должно нарушать установленные нормативы качества окружающей среды на конкретных территориях Проектная документация, содержащая сведения о НДТ, представляется на государственную экспертизу в установленном порядке [9, 10].

Справочник по наилучшим доступным техническим методам для повышения эффективности и минимизации негативного воздействия на окружающую среду в теплоэлектроэнергетике Справочник выпущен в рамках работы над проектом «Распространение подходов повышения эффективности и снижения выбросов парниковых газов крупными объектами теплоэлектроэнергетики». Проект выполнен в России Ассоциированным центром ЮНЕСКО по химической науке и образованию и международной консалтинговой компанией E.On Power Technology при содействии РОО Эколайн. Проект финансирован Министерством иностранных дел Великобритании в рамках программы Фонда глобальных возможностей и выполнялся в течение двух лет ( гг.). Основная цель Фонда глобальных возможностей поддержка прогрессивных инициатив в различных странах в областях деятельности, представляющих особую значимость для Великобритании. В частности, в России Фонд реализует Программу по климатическим изменениям и энергии, в рамках которой и финансируется настоящий проект. Цель проекта широкое распространение мер улучшения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях, сжигающих ископаемое топливо в Российской Федерации. Поставленная цель имеет непосредственное отношение к приоритетам саммита «Большой восьмерки», который пройдет под председательством России в 2006 году в Санкт-Петербурге, а также к основным направлениям дискуссии между Россией и Евросоюзом по вопросам развития сотрудничества в области энергетики и сокращения воздействия на климат.

Справочник по наилучшим доступным техническим методам для повышения эффективности и минимизации негативного воздействия на окружающую среду в теплоэлектроэнергетике

ПРИМЕР: Наилучшие доступные методы для сжигания газообразных топлив Представленные методы и связанные с ними выбросы и/или уровни потребления, или диапазоны уровней идентифицированы через поэтапный процесс, включающий шаги: идентификация ключевых экологических проблем энергетического сектора: выбросы в атмосферу и сбросы, термический к.п.д. и отходы процесса сжигания; изучение методов, наилучших для решения этих ключевых проблем; идентификация лучших уровней экологической результативности на основе доступных данных в Европейском Союзе и во всем мире; изучение условий, при которых эти уровни результативности были достигнуты, таких как затраты, местные условия, главные побуждающие мотивы при внедрении этого метода; выбор наилучших доступных методов (НДМ) и связанных с ними выбросов и/или уровней потребления для этого сектора в общем смысле согласно Статье 2 (EEA (1999) Greenhouse Gases and Climate Change) и Приложению IV Директивы. На основе полученной оценки представлены методы, и, насколько возможно, выбросы и уровни потребления, связанные с использованием НДМ, которые считаются соответствующими для отрасли в целом, и во многих случаях отражают текущую результативность некоторых установок. «Уровни выбросов или потребления «связаны с наилучшими доступными методами»»: эти уровни представляют экологическую результативность, которая может быть достигнута при применении описанных методов в этой отрасли промышленности, имея в виду баланс стоимости и преимуществ НДМ. Однако значения ни уровней выбросов, ни уровней потребления не следует понимать так же. Может быть технически возможным достижение лучших уровней выбросов или потребления, но по экономическим или др. соображениям они неприемлемы в качестве НДМ для энергетики в целом. Однако эти же уровни могут рассматриваться как оправданные в других случаях, когда существуют особенные побуждающие мотивы.

ПРИМЕР: Наилучшие доступные методы для сжигания газообразных топлив уровней, связанных с использованием НДМ достижимый уровень Понятие «уровней, связанных с использованием НДМ» нужно отличать от термина «достижимый уровень». Там, где уровень описан как «достижимый» для определенного метода или комбинации методов, это означает, что этот уровень может быть достигнут за достаточный период времени при правильном обслуживании установки, использующей эти методы. заключения по экономической жизнеспособности методов приняты из данных по существующим установкам Где это было доступно, вместе с описанием методов приведены данные по затратам. Они дают грубую оценку величины затрат. Фактическая стоимость применения метода сильно зависит от местных условий, например, налогов, стоимости рабочей силы, технических характеристик установки. Учесть в этом документе такие местные условия полностью невозможно. При отсутствии данных относительно затрат заключения по экономической жизнеспособности методов приняты из данных по существующим установкам. Предполагается, что новые сооружения могут быть разработаны так, чтобы соответствовать или превосходить общие уровни НДМ, представленные здесь. Также предполагается, что существующие сооружения могут двигаться к общим уровням НДМ или добиваться большего успеха, учитывая в то же время техническую и экономическую применимость методов в каждом конкретном случае. … В то время как BREF не устанавливает юридически обязательные стандарты, он предназначен, чтобы дать информацию руководителям промышленности государств- членов ЕС и общественности о достижимом уровне выбросов и потребления при использовании указанных методов. Соответствующие значения уровней для любого конкретного случая будут нуждаться в дополнительном исследовании, принимая во внимание цели Директивы IPPC и местные условия…

ПРИМЕР: Наилучшие доступные методы для сжигания газообразных топлив

Российская практика: существующие справочники по НДТ

Использованы материалы презентации Гусевой Т.А. Наилучшие доступные технологии и перспективы повышения энергетической и экологической эффективности экономики – доступные технологии.pdf доступные технологии.pdf

Изменения в связи с введением нормирования на основе наилучших доступных технологий (с принятием Федерального закона 219-ФЗ) Необходимость создания реестров НДТ для соответствующих областей деятельности Необходимость создания справочников по НДТ с учетом российской практики природопользования и реально доступных для России технологий (существующие = перевод зарубежных (европейских) справочников гг.)Проблемы: Отсутствие четких (даже не формализованных) критериев отнесения технологий к перечню НДТ Недостаточное информирование Крайне сжатые сроки для перехода к выдаче разрешений на природопользование на основе НДТ

Меры гос. регулирования в зависимости от категории опасности объекта Объекты I категории Объекты II категории Объекты III категории Объекты IV категории Характеристика относятся к областям применения наилучших доступных технологий оказывают значительное негативное воздействие на ОС; относятся к областям применения наилучших доступных технологий оказывают умеренное негативное воздействие на ОС оказывают незначи- тельное негативное воздействие на ОС оказывают минимальное негативное воздействие на ОС Необходимость гос. экологической экспертизы – –– Регулирование и планирование деятельности Нормирование на принципах НДТ комплексного экологического разрешения Получение комплексного экологического разрешения Плана природоохранных мероприятий Предоставление Плана природоохранных мероприятий в составе декларации Предоставление сведений о планируемом воздействии с расчетом нормативов допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов в составе декларации Программы повышения экологической эффективности Предоставление Программы повышения экологической эффективности Отчетность об осуществленных воздействиях Отчетность о выполнении Плана природоохранных мероприятий/программ повышения экологической эффективности Контроль со стороны государства Федеральный гос. экологический надзор Региональный государственный экологический надзор Только внеплановые проверки

Система платежей за загрязнение в соответствии с Федеральным законом 219-ФЗ Платежи за загрязнение окружающей среды Платежи за загрязнение атмосферы стационарными источниками Платежи за загрязнение водных объектов Платежи за размещение отходов Объем или масса выбросов, сбросов либо объем или масса размещенных отходов - по каждому загрязн. веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов РАСЧЕТ СУММЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Платежная база (определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля) В пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов В пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающих нормативы Лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение Выбросы и сбросы (включая аварийные)х Ставка платы х «Стимулирующий» коэффициент П =

Коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на переходный период с года до г. 0 отходов использованных в собственном производстве переданных для использования за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве либо переданных для использования в течение законодательно предусмотр. срока 0 отходов использованных в собственном производстве переданных для использования за объем или массу отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве либо переданных для использования в течение законодательно предусмотр. срока 1 в пределах нормативов -за объем (массу) выбросов, сбросов в пределах нормативов; отходов в пределах лимитов - за объем (массу) размещенных отходов в пределах лимитов, а также в соответств. с отчетностью субъектов мал. и сред. предпринимательства 1 в пределах нормативов -за объем (массу) выбросов, сбросов в пределах нормативов; отходов в пределах лимитов - за объем (массу) размещенных отходов в пределах лимитов, а также в соответств. с отчетностью субъектов мал. и сред. предпринимательства 5 в пределах временно разрешенных выбросов/ сбросов на период реализации плана мероприятий по ООС или программы повышения экол. эффективности - за объем (массу) выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов/ сбросов на период реализации плана мероприятий по ООС или программы повышения экол. эффективности; отходов, размещенных с превышением лимитов - за объем (массу) отходов, размещенных с превышением лимитов, а также с превышением объема (массы) отходов, указанных в отчетности субъектов мал. и сред. предпринимательства 5 в пределах временно разрешенных выбросов/ сбросов на период реализации плана мероприятий по ООС или программы повышения экол. эффективности - за объем (массу) выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов/ сбросов на период реализации плана мероприятий по ООС или программы повышения экол. эффективности; отходов, размещенных с превышением лимитов - за объем (массу) отходов, размещенных с превышением лимитов, а также с превышением объема (массы) отходов, указанных в отчетности субъектов мал. и сред. предпринимательства 25 превышающих установленные разрешениями за объем (массу) выбросов и сбросов, превышающих установленные разрешениями объем (массу) 25 превышающих установленные разрешениями за объем (массу) выбросов и сбросов, превышающих установленные разрешениями объем (массу) Размеры стимулирующих коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие с в пределах технол. нормативов после внедрения НДТ За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах технол. нормативов после внедрения НДТ на объекте отходов фактически использованных в собств. производстве переданных для использ. За объем (массу) отходов, подлежащих накоплению и фактически использованных в собств. производстве или переданных для использ. в течение законодательно предусмотр. срока 0 в пределах технол. нормативов после внедрения НДТ За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах технол. нормативов после внедрения НДТ на объекте отходов фактически использованных в собств. производстве переданных для использ. За объем (массу) отходов, подлежащих накоплению и фактически использованных в собств. производстве или переданных для использ. в течение законодательно предусмотр. срока 1 в пределах нормативов За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов отходов размещенных в пределах лимитов За объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов, а также в соответствии с отчетностью 1 в пределах нормативов За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов отходов размещенных в пределах лимитов За объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов, а также в соответствии с отчетностью 25 в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов отходов размещенных с превышением лимитов За объем (массу) отходов, размещенных с превышением лимитов либо указанных в декларации о воздействии на ОС, а также в отчетности 25 в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов За объем (массу) выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов отходов размещенных с превышением лимитов За объем (массу) отходов, размещенных с превышением лимитов либо указанных в декларации о воздействии на ОС, а также в отчетности 100 превышающих установленные для объектов I категории превышающих указанные в декларации о воздействии на ОС для объектов II категории За объем (массу) выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на ОС для объектов II категории если не снижаются в течение 6 мес. после сроков, определенных планом мероприятий За объем (массу) выбросов и сбросов, превышающие нормативы допустимых выбросов и сбросов или технологические нормативы – если объем (масса) не снижаются в течение 6 мес. после сроков, определенных планом мероприятий по ООС или программой повышения экологической эффективности 100 превышающих установленные для объектов I категории превышающих указанные в декларации о воздействии на ОС для объектов II категории За объем (массу) выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на ОС для объектов II категории если не снижаются в течение 6 мес. после сроков, определенных планом мероприятий За объем (массу) выбросов и сбросов, превышающие нормативы допустимых выбросов и сбросов или технологические нормативы – если объем (масса) не снижаются в течение 6 мес. после сроков, определенных планом мероприятий по ООС или программой повышения экологической эффективности