Планирование работы по самообразованию Подготовила ст. воспитатель Свинцицкая И. В. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 В помощь педагогам
Советы по организации самообразования Эффективность работы педагога определяется самостоятельной работой, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Система работы педагогов по самообразованию: В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. В течение года, педагоги по истечению каждого этапа, фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь или печатные листы фиксации проведённых мероприятий. Эта работа необходима для формирования педагогами базы данных к составлению отчетного материала, и выступают с ним на педсовете. В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме: Изучают необходимую литературу. Посещают РМО, для обогащения опытом работы. Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы. Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки. В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем: Для молодых специалистов: Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; Формирование основ педагогического мастерства; Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества; Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; Проявление творческого потенциала педагога; Пропаганда своих достижений; Развитие исследовательской деятельности.
Этапы самообразования Диагностический. Прогностический. Практический. Обобщающий. Внедренческий.
Алгоритм планирования
Тема самообразования: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту; При планировании следует учесть этапы, что поможет более правильно рационально провести работу.
Интерес (Чего хочу?) - определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?) - формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?) - отбор действий (Что надо сделать?) - установка их последовательности (В какой последовательности?) - определение сроков (Когда?)
Работа - обучение и воспитание (Что делаю?) - оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?) - сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?) - подбор методик анализа - проведение анализа - выводы
Будущее (Что дальше делать?) - задачи на будущее
Оформление плана Любая работа должна иметь чёткую структуру, предлагаем вам один из вариантов оформления, как может выглядеть план по самообразованию воспитателя ДОУ. Вначале указывается название работы, например: «Индивидуальный план самообразования на год». Далее указывается должность. Стоит отметить, что в оформлении план самообразования воспитателя, муз. руководителя, инструктора по физкультуре, принципиально один от другого отличаться не будут. Далее указывается Ф.И.О. педагога, его образование, а также курсы повышения квалификации. Затем следует указать тему по самообразованию, проблемы, над которыми предстоит работать, сроки, а также задачи и цели.
Индивидуальный план самообразования (образец) На ______________________ учебный год ФИО________________________________________________________________________ Должность ______________________________________________ Тема: _____________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ Цель:________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задачи________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Этап работы над темой _______________ Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________ Основные вопросы для изучения 1____________________________________________________________________________________________________ _2___________________________________________________________________________________________________ ___3_________________________________________________________________________________________________ Список изучаемой литературы: _____________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ Изучение передового педагогического опыта _____________________________________________________________________________________________________ Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) _____________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ Деятельность педагога в области самообразования ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________ Практический выход ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Мероприятия Срок проведения _____________________________________________________________________________________________________ Вывод по окончанию работы
План ( образец ) Этапы работы по самообразованию Деятельно сть педагога Сроки Форма работы Практичес кие выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)