Федеральный институт развития образования Факторович А.А., д.п.н., заместитель руководителя Центра профессионального образования Профессиональные стандарты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О разработке и актуализации ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов Пилипенко.
Advertisements

Применение профессиональных стандартов при актуализации ФГОС и проектировании основных образовательных программ в образовательной организации Государственная.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Конференция «Профессиональные и образовательные стандарты: совмещение интересов рынка труда и образования» «О применении профессиональных стандартов при.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
27 ноября 2015 года Москва, ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ Докладчик: Власова Маргарита Александровна генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей.
Об актуализации ФГОС ВО, ПООП ВО и ООП ВО по направлениям подготовки: Водные биоресурсы и аквакультура и Промышленное рыболовство.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Создание и актуализация профессиональных стандартов Уфа 2015 СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ.
Транксрипт:

Федеральный институт развития образования Факторович А.А., д.п.н., заместитель руководителя Центра профессионального образования Профессиональные стандарты как основа создания новых ФГОС и образовательных программ

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПС Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Макет профессионального стандарта План разработки профессиональных стандартов на годы

Профессиональный стандарт Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и / или профессиональных сообществ цель и содержание вида профессиональной деятельности, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности content/uploads/словарь 1.pdf

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Совет по профессиональным квалификациям Совет … полномочия: мониторинг развития вида экономической деятельности, появления новых профессий, изменений в трудовых функциях разработка, адаптация и актуализация ПС участие в разработке и актуализации ФГОС ПО, программ профессионального образования и обучения организация деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ независимая оценка квалификации КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ ПС в области сварки; в области финансового рынка; в наноиндустрии; в жилищно-коммунальном хозяйстве; в строительстве; в индустрии гостеприимства; в области информационных технологий; в области железнодорожного транспорта; в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта; в здравоохранении; в электроэнергетике; в нефтегазовом комплексе; в отрасли судостроения и морской техники в атомной отрасли

ПС 5 Работодатели: идентифицировать квалификацию при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда и подготовки работников Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать ФОСы, оценивать качество обучения ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПС?

АНАЛИЗ ТД: ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ =>ТД => У => З =>ТД => У => ЗПРАВИЛА: -автономность -полнота -правило малых чисел Знание «технологического» процесса Общероссийские классификаторы, Уровни квалификаций в целях разработки ПС; должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие требования к деятельности

СТРУКТУРА ПС I.Общие сведения: вид деятельности, цель вида деятельности, соотнесение с действующими классификаторами II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) III. Характеристика обобщенных трудовых функций IV. Сведения об организациях – разработчиках ПС

Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе ОТФ ТФ КОМПОНЕНТЫ ПРОФСТАНДАРТА

Характеристика ОТФ и ТФ в ПС По каждой ОТФ в ПС приводятся: Уровень квалификации Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Связь с действующими классификаторами По каждой ТФ в ПС приводятся: Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП… Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП … Ассистент Преподаватель Ст. преподаватель Доцент Профессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) ОТФ «ТИПОВАЯ» ДОЛЖНОСТЬ Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт

Основные пути достижения уровня квалификации Пути достижения Уровень квалификации Инстр Профобучение СПО ППКРС Маг, Спец СПО ППССЗ Бак-т Асп,Орд,Асс-ст Практический опыт ДПО: ППП, ППК

Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 8 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану Руководство клинической (лечебно- диагностической) подготовкой ординаторов Руководство подготовкой ассистентов- стажеров по индивидуальному учебному плану Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП ОТФ И ТФ В ПРОФСТАНДАРТЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПС В ВУЗЕ ПС АКТУАЛИЗАЦИЯ ФГОС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС

Постановление Правительства РФ от N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» «25. Профессиональные стандарты применяются: б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ» Постановление Правительства РФ от «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»: «Пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания: Разработчики проектов стандартов профессионального образования и проектов вносимых в указанные стандарты изменений обеспечивают учет в проектах положений соответствующих профессиональных стандартов». НОРМАТИВНАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ФГОС И ОП ПО

25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" III. Порядок применения ПС

СТАТЬЯ 2 1) Часть 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и в статьи 11 и 73 ФЗ- 273 «Об образовании в РФ» (от ФЗ)ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и в статьи 11 и 73 ФЗ- 273 «Об образовании в РФ» (от ФЗ)

Изменения в нормативно-правовой и методической базе актуализации ФГОС в соответствии с принимаемыми ПС Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 7 ст. 11 Положения о сроке актуализации ФГОС в соответствии с принятыми ПС: Действующая редакция Новая редакция (с г.) ФЗ от 2 мая 2015 г. 122-ФЗ: Ч. 7 ст. 11: при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Ч. 7 ст. 11 (в ред. п. 1 ст. 2 формирование требований ФГОС профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Действующие сроки Сроки в новой редакции (с г.) Постановление Правительства РФ от N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений»: П. 21: необходимость актуализации ФГОС в течение одного года после утверждения ПС. Ч. 2 ст. 4: ФГОС профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат приведению в соответствие с ч. 7 ст. 11 ФЗ 273 в течение одного года со дня вступления в силу настоящего федерального закона (1 июля 2016 г.).

УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ФГОС И ПС ГАРМОНИЗАЦИЯ «ЯЗЫКОВ» СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СФЕРЫ ТРУДА СОПРЯЖЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПС И ФГОС ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ФГОС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОПОП Методические рекомендации по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений профессиональных стандартов Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА АКТУАЛИЗАЦИИ ФГОС И ОПОП

Особенности установления соответствия между ФГОС ВО и ПС ФГОС ВО Социальная работа Академический бакалавр Прикладной бакалавр ПС Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (приказ Минтруда России 680 н от 18 ноября 2013 г.) Специалист по социальной работе (приказ Минтруда России 571 н от 22 октября 2013 г.) Психолог в социальной сфере (приказ Минтруда России 681 н от 18 ноября 2013 г.) Специалист по работе с семьей (приказ Минтруда России 683 н от 18 ноября 2013 г.) 1 ФГОС – несколько ПС 1 ПС – несколько ФГОС

Сопряжение ФГОС ВО и ПС ФГОС ВО Юриспруденция (соответствует квалификационному уровню 7) ПС Следователь- криминалист Специалист по патентоведению Специалист в области медиации (медиатор) ФГОС ВО Квалификационный уровень Юриспруденция Правовое обеспечение национальной безопасности Правоохранительная деятельность Судебная экспертиза ПС Следователь- криминалист Приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. 183 н (Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2015 г., регистрационный 36755)

Соответствие ФГОС утвержденным профессиональным стандартам ПС Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем ФГОС ВО Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно- космических комплексов (БАКАЛАВР) ПС Инженер по приборам ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов в ракетно- космической промышленности ФГОС ВО Системы управления движением и навигация (Бакалавр) ФГОС ВО Системы управления движением и навигация (Магистр) ФГОС ВО Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно- космических комплексов (Специалист) ФГОС ВО Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно- космических комплексов (Магистр)

1. Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО Отбор соответствующих ПС на основании анализа: Вида профессиональной деятельности в ПС; Уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования. *прикладной бакалавриат – с учетом уровня квалификации 5. Уровень ВОУровень квалификации Бакалавриат*Не ниже 6 Магистратура, специалитет Не ниже 7 Подготовка кадров высшей квалификации Не ниже 8 В раздел III носится перечень учтенных ПС с указанием реквизитов НПА по их утверждению

ФГОС Включение п. 4.5 (перечень ОТФ) ФГОС Включение п. 4.5 (перечень ОТФ) Обобщенные трудовые функции соответствующего квалификационного уровня 2. Актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника Подготовка редакции приказа о дополнении раздела IV ФГОС ВО п. 4.5 (пример) 4.5. Программа бакалавриата направлена на освоение следующих обобщенных трудовых функций: …………………………….

АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОПОП 1 ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ 2 ВЫБОР ПС ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОПОП 3 АНАЛИЗ ОТФ, ТФ ПС, УТОЧНЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС 4 УТОЧНЕНИЕ ОК, ОПК, ПК ФГОС 5 РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ 6 РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 7 РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОЕДРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ 8 ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММЫ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ФГОС ВО И ПС ФГОС СПОПрофессиональный стандарт Выводы Виды деятельности (ВД) Обобщенные трудовые функции (ОТФ) Профессиональ ные задачи Трудовые функции по каждой ОТФ Профессиональ ные компетенции по каждому ВД Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА Виды профессиональной деятельности Профессиональные задачи Профессиональные компетенции и(или)профессионально специализированные компетенции) 123 ВПД 1 ….ПК … ВПД n …ПК …, ПСК… Общепрофессиональные компетенции (ОПК):_____________________________ Универсальные компетенции (УК) или общекультурные компетенции (ОК):____________

ВИДЫ РАБОТ НА ПРАКТИКЕ Результаты (освоенные компетенции) Виды работ на практике 12 Вид деятельности _________________________________ Объем практики / стажировки (в неделях / часах и(или) зачетных единицах)_______________ Виддеятельности _________________________________ Объем практики / стажировки (в неделях / часах и(или) зачетных единицах)_______________

Разработка содержания теоретической части Результаты обучения (компетенции) Умения и знания Учебные курсы, дисциплины, модули, программы 12 Должен уметь_________________________________ Должен знать _________________________________ Должен уметь_________________________________ Должен знать _________________________________ ……

Профессиональные стандарты для разработки ОПОП … Научно- исследовательская деятельность … Педагогическая деятельность Специалист по научно- исследовательским и опытно- конструкторским разработкам Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО …………… Виды профессиональной деятельности выпускников аспирантуры

ПС В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ИЗ ПРОЕКТА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ Профессиональные стандарты применяются для: а) определения трудовой функции работника; б) разработки локальных нормативных актов, в том числе штатного расписания, должностных инструкций; в) определения требований к квалификации работника при приеме на работу (переводе на другую работу); г) определения возможности поручения работнику дополнительной работы путем совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, а также исполнения обязанностей отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; д) организации аттестации работников; е) тарификации работ, оценке квалификации работников, присвоения работникам тарифных разрядов, категорий и т.п.; ж) использования при оценке сложности труда при дифференциации размеров окладов (должностных окладов) работников при повременной системе оплаты труда, а также определении расценок при сдельной системе оплаты труда; з) организации подготовки и ДПО работников

Формирование нормативно-правовой базы системы независимой оценки квалификаций (НОК) Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Устанавливает правовые основы и организационный механизм оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам, а также подтверждения профессиональных квалификаций в РФ Распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 881-р «Об утверждении плана-графика формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций» Утвержден план-график формирования сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕНДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ НОК НОК КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГИА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НОК ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ