Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени
Апробация условий, способствующих профессиональному росту аттестующихся педагогов, проходила на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада 82 комбинированного вида города Тюмени (Тюменской области)
Аттестация ( лат. – «свидетельство») – определение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников с последующим присвоением квалификационных категорий Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач
1. Учет основных принципов: системности, систематичности, плановости, дифференциации 2. Наличие управления процессом подготовки педагогов к аттестации 3. Обеспечение информационного, нормативно-правового, организационного, научно-методического, информационно-методического, морально- психологического и мотивационного сопровождения 4. Осуществление личностно-деятельностного подхода к становлению педагога Условия, способствующие профессиональному росту педагога в межаттестационный период
Работа по подготовке и проведению аттестации должна быть системной (целенаправленной, стоится на основе диагностики затруднений и положительного опыта педагогов. Содержание и формы работы должны соответствовать цели. Результаты должны постоянно отслеживаться (мониторинг), вноситься коррективы) систематичной (в течении всего периода подготовки) плановой (проекты, программы, планы) дифференцированной ( индивидуальные траектории развития каждого члена своего коллектива в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями) Учет основных принципов: системности, систематичности, плановости, дифференциации
целеполагание планирование организация контроль регулирования педагогический анализ контроль Под управлением процессом подготовки и проведения аттестации понимают систему реализации всех функций управления направленных на развитие профессионализма педагога в соответствии с требованиями Педагогического стандарта педагога и ФГОС
Информационного и нормативно-правового сопровождения процесса аттестации Организации процесса аттестации Научно-методического сопровождения процесса аттестации Обеспечение
Информационно- методического сопровождения Морально- психологического обеспечения Мотивационного сопровождения Обеспечение
Осуществление личностностно- деятельностного подхода к становлению педагога в ходе подготовки к аттестации
Этапы работы Формы работы Старший воспитатель Аттестуемый педагог Теоретичес кий аспект Индивидуальная беседа Выявление интереса педагога к определенной педагогической деятельности. Оценка теоретического уровня по проблеме, интересующей педагога. Определение направления теоретической работы Самоанализ теоретических знаний Консультация Анализ нормативно-правовых документов. Предоставление методической литературы. Методические рекомендации по оформлению аттестационной работы Изучение нормативно- правовых документов, методической литературы. Составление индивидуального плана работы Выставка Итоги аттестации прошедшего года Представление опыта аттестованных коллег (теоретические материалы) Знакомство с опытом аттестованных коллег Этапы и формы работы с аттестующимися педагогами
Практичес кий аспект Анкетирование Оценка педагогических знаний и практических умений. Выявление испытываемых трудностей Ожидаемый результат в работе Наблюдение и контроль за практической деятельностью Посещение занятий. Просмотр воспитательно образовательных мероприятий. Анализ использования педагогом приемов и методов современных педагогических технологий. Анализ планов воспитательно образовательной работы, реализация их на практике. Анализ созданных условий (развивающей среды) Подготовка к проведению занятий и воспитательно образовательной работы. Показ открытых занятий и воспитательно образовательных мероприятий. Подбор и оформление практических материалов и пособий. Оформление развивающей среды Индивидуальная беседа Обработка и анализ практических материалов Самоанализ практической педагогической деятельности. Выявление проблем и путей их преодоления Заключите льный аспект Итоги работы Сбор и обработка аттестационных материалов. Анализ качества оформления аттестационных работ Построение перспективы дальнейшей педагогической работы
Мотивы педагогической профессии Данные на начало апробации Данные через год 1. Денежный заработок 17,3%12,6% 2. Стремление к продвижению по работе 14,3%15,1% 3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 12,5%11,4% 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 15,410,4% 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 17,2%19,2% 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы 9,6%12,8% 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 13,8%18,5% Изучение мотивов педагогической профессии (методика Т.Н.Сильченковой)
Мотивы педагогической деятельности
Вопросы для изучения Данные на начало апробации Данные через год 1. Считаете ли Вы аттестацию важной и значимой процедурой 25%53% 2. Достаточно ли информации Вы получаете при подготовке к аттестации? 20% 45% 3. Испытываете ли Вы трудности: при подготовке к аттестации?56%32% во время аттестации?45%29% 4. Получаете ли Вы: грамотную методическую помощь?20%45% морально-психологическую поддержку?20%45% 5. Достаточно ли быстрыми темпами Вы повышаете свою квалификацию с помощью аттестации? 12%35% 6. Как Вы считаете, аттестация дает возможность раскрыть свои профессиональные способности, реализовать себя как личность? 26%43% Изучение оценки аттестации
Оценка аттестации педагогов