Повышение качества математического (геометрического) образования на уроках наглядной геометрии в 5-6 классах. Часть 1 «5 класс» Учитель математики муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с понятиями «пространство» и «размерность» и их взаимосвязью; Развивать умения анализировать, сравнивать, делать.
Advertisements

Проект Наглядная геометрия Выполнили учащиеся 5 класса МОУ - СОШ с. Белгаза Руководитель учитель математики Кадымикова Светлана Николаевна.
Определение графа Фигура, образованная конечным набором точек плоскости и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек, называется плоским графом, или.
Пространство Перед вами дом Опишите какой он Трехмерное пространство.
МНОГОГРАННИКИ Многогранником называется тело, поверхность которого состоит из конечного числа многоугольников, называемых гранями многогранника. Стороны.
- Что такое геометрия? Геометрия – наука о свойствах геометрических фигур «Геометрия» - (греч.) – «землемерие» - Что такое планиметрия? Планиметрия –
Урок геометрии в 10 классе по теме: «Многогранники»
ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ Правильные многогранники были известны еще в древней Греции. Пифагор и его ученики считали, что все состоит из атомов, имеющих.
«Геометрические фигуры». Пурей Ольги,Пурей Татьяна, Кукеевой Салтанат. Учениц ТСШО год.
Тема урока : «Отрезок. Измерение отрезков» Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром! Марсилио Сичино.
Правильные многогранники Подготовила ученица 10-А класса МБОУ «Гимназия 1 им. К.Д.Ушинского» Дорошенко Александра.
Прямоугольный параллелепипед прямоугольники Противолежащие грани равны !
МОДЕЛИРОВАНИЕ МНОГОГРАННИКОВ Если поверхность многогранника разрезать по некоторым ребрам и развернуть ее на плоскость так, чтобы все многоугольники, входящие.
Конструирование в курсе «Геометрия во 2 – 4 классах». Составила Кошель Екатерина Алексеевна учитель начальных классов МОУ «СОШ 21 с углублённым изучением.
примеры геометрических фигур и букв нашего алфавита, которые можно изобразить, не отрывая карандаша.
Аверьянова Е.10 «Б». МНОГОГРАННИК, геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками, называемыми гранями. Стороны граней называются.
Работу выполнила студентка 45 группы Безменова Ксения Артёмовна.
«Глядя на мир,нельзя не удивляться» К. Прутков * Учитель математики МБОУ «Гимназия 2 г. Тосно» Скалыга О.В.
МНОГОГРАННИКИ Многогранником называется тело, поверхность которого состоит из конечного числа многоугольников, называемых гранями многогранника. Стороны.
Обирина Людмила Ивановна Преподаватель КГБОУ СПО « НПК » Геометрические фигуры в пространстве Норильск, 2015.
Транксрипт:

Повышение качества математического (геометрического) образования на уроках наглядной геометрии в 5-6 классах. Часть 1 «5 класс» Учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Удомельская средняя общеобразовательная школа 5 с углублённым изучением отдельных предметов» Летунова Наталья Владимировна 2015 г

Мир геометрии окружает нас с самого рождения. Всё, что мы видим вокруг так или иначе относится к геометрии: капля воды, загадочный узор снежинки, прямоугольник окна… Ничего не ускользает от внимательного взгляда Геометрии.

Чтобы научить детей внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных вещей, делать выводы об увиденном, в нашей школе в 5 и 6 классе 1 раз в неделю ведётся предмет «Наглядная геометрия»

Преподавание ведется по пособию для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия 5-6 классы, авторы Игорь Федорович Шарыгин и Лариса Николаевна Ерганжиева. Его можно использовать на уроках для обогащения геометрического материала действующих учебников, а также для работы в кружках и факультативах.

Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии,направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков. Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

На первом занятии мы предлагаем решить ребятам задачу: Как из 6 одинаковых спичек сложить 4 одинаковых треугольника? Как правило дети не могут сообразить как решить задачу, потому что привыкли мыслить на листе бумаги…, то есть в плоскости!

Изумлению пятиклассников нет предела, когда им показываешь правильное решение используя третье измерение, попросту построив из этих спичек пирамиду. С этой задачи начинается разговор о планиметрии и стереометрии.

Закономерна следующая тема: «Пространство и размерность» Ребята знакомятся с 0-мерным (точка), 1-мерным (прямая), 2-мерным (плоскость), 3-мерным пространствами. Знакомятся с геометрическими жителями каждого из них. Затем они сами ассоциируют услышанное с современным телевидением 2-Д, 3-Д Начинают фантазировать о 4-Д, 5-Д,…

Затем перед ребятами ставится проблема: как фигуры из 3-мерного пространства изображать на листе бумаги (в 2-мерном), ведь при изображении мы теряем одно измерение? Выход есть: невидимые ребра многогранников изображать пунктиром! Строятся куб, параллелепипед, пирамида.

Перспектива Картинка венгерского художника Виктора Вазарели «Изучение перспективы» Линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, изображается в виде формы меньших размеров.

Перспектива и иллюзии Помогает с помощью изгибов линий передать вмятины, выпуклости, капли на плоском листе бумаги. Игра цветов заставляет на листе бумаги крутиться круги или двигаться волны.

Пятиклассники учатся работать с чертёжными инструментами. Транспортиром строят углы Знакомятся с видами углов Изучают понятие смежных и вертикальных углов Строят биссектрису угла

Особое внимание уделяется кубу и его свойствам Клеим куб из разверток

Особое внимание уделяется кубу и его свойствам 11 развёрток куба Развитие геометрической зоркости. Учимся изображать куб, если на него смотреть с разных сторон (справа сверху)

Помогают развивать геометрическую зоркость рисунки с неоднозначными фигурами. Что изображено? Фигура Маха Леди и старуха

Помогают развивать геометрическую зоркость невозможные картинки. Невозможный треугольник Пентроуза Невозможный куб Эшера

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает.

Из элементов головоломки складываются буквы, прямоугольники, цифры, животные. Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Треугольник Изучаются виды треугольников, задачи на построение треугольников по 3 элементам Флексагон (изготовление игрушки) Эта игрушка (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон гнущийся многоугольник. Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.

Развертка флексагона состоит из 10 правильных одинаковых треугольников

Также изготавливаем модели многогранников Тетраэдр Гексаэдр(куб) Октаэдр Икосаэдр Додекаэдр Этим 5 многогранникам издавна приписывали магические свойства из-за их красоты, они были спутниками волшебников и звездочётов.

Знакомство с формулой Л.Эйлера В+Г-Р=2 В-количество вершин, Г-количество граней, Р-количество рёбер выпуклого многогранника.

Двойственные многогранники Два правильных многогранника называются двойственными, если центры граней одного из них являются вершинами другого. Куб и октаэдр являются взаимно двойственными многогранниками. Центры граней куба являются вершинами октаэдра и наоборот.

Ещё одна головоломка «Танграм», которую дети изготавливают сами Квадрат разрезается на 7 частей (как на рисунке), из них нужно сложить фигурки животных или людей.

Проходим различные единицы длины, площади, используя геометрию клетчатой бумаги. Например, нужно построить квадрат, площадь которого равна 2; 4; 10;… Строим окружность, учимся делить её на 3, 4, 6, 8 одинаковых частей.

Топологические опыты Берем 2 бумажных полоски. Склеенная в кольцо полоска имеет внутреннюю и внешнюю стороны и два края. Жук может совершить "кругосветное путешествие" по кольцу, оставаясь либо на внутренней, либо на внешней стороне. Вторую полоску перекручиваем в пол-оборота и склеиваем концы. Получаем Лист Мёбиуса, у него есть только одна сторона – это односторонняя поверхность с одним краем. Жук, ползущий по середине листа Мебиуса (не пересекая края), вернется в исходную точку в положении "вверх ногами". При разрезании листа Мебиуса по средней линии он не распадается на две части.

Отвечая на вопрос: можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаш от бумаги и не проходя по одной линии дважды? -приходим к понятию графа. Учимся определять четность узлов графа. Если граф связный, то обойти его можно, если нечётных узлов у него 0 или 2. Если 2, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в другой Если 0,то маршрут начинается в любой вершине и в ней же заканчиваться.

Задача о Кёнигсбергских мостах Леонард Эйлер 1734 год Можно ли, гуляя по городу пройти все 7 мостов реки Прегель, но каждый только по одному разу? Эйлер доказал невозможность такого обхода, явившись основателем теории графов.