Социальное познание урок для профильного уровня 10 класса разработан учителем высшей категории МОУ «Гимназия 10» г. Ржева Белых Владимиром Ивановичем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
Advertisements

- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА, ПРОТЕКАЮЩИХ В НЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Научное познание природы общества. Социальное познание. Шпакова Любовь Ивановна учитель истории М Б ОУ СОШ 1 8 Ст. Ивановская Красноармейский район.
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Урок обществознания. 10 класс. ТЕМА УРОКА: Социальное познание.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Тема 9. Методологические аспекты военных наук Занятие 1. Методологический аппарат военной науки.
Транксрипт:

Социальное познание урок для профильного уровня 10 класса разработан учителем высшей категории МОУ «Гимназия 10» г. Ржева Белых Владимиром Ивановичем

Цель урока Уяснить особенности социального познания, его отличие от познания природы.

ПЛАН УРОКА 1. Особенности социального познания. 2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. 3. Социальные факты. 4. Интерпретации и оценки социальных фактов.

ПРОТИВОРЕЧИЕ Никакого различия между социальными и естественно- научными формами и методами познания не существует. Г. Спенсер В «понимании явлений социосферы невозможно использовать методологию, выработанную для изучения неодушевленной природы. Здесь требуется иной тип исследовательской культуры, ориентированный на «рассмотрение людей в процессе их деятельности» А. Тойнби

СХЕМА теоретический эмпирический(чувственный) Уровни познания методы 1.….. 2. Описание 3.…… 1.……….. 2. Формулирования научной теории

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 1. Чувственное познание используется при изучении археологических находок, фотодокументов, кинохроники и т.д.) 2. Теоретическое познание : в социальном познании имеются теории (например, теория деятельности, различные экономические, социологические и прочие теории и т. п.), выдвигаются гипотезы (например, гипотеза о том, что варяги, пришедшие в Древнюю Русь из Скандинавии, из-за моря, на самом деле были представителями славянских племен, живших в те времена на южном побережье Балтийского моря) используется теоретическое мышление (суждение, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение, умозаключение и т. д.)

ВЫВОД В социальном познании, также как и в естественнонаучном существуют два уровня: эмпирический и теоретический. В социальном познании применяются общенаучные методы (наблюдение, описание, выдвижение гипотез, анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия) и частнонаучные методы (например, опрос, социологическое исследование)

Субъект и объект познания 1. Что является объектом и субъектом естествознания? 2. Что является объектом обществознания? 3. Что является субъектом обществознания? ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ социального познания – совпадение объекта и субъекта познания.

Задание 1. Прочтите документ и ответьте на вопросы к документу. Ядов В.А. Метод включенного наблюдения. Фрагмент. 1. объясните, что представляет собой метод включенного наблюдения, в чем его сильные и слабые стороны. 2. поразмышляете над проблемой: насколько этично включенное наблюдение? Как исследователю остаться в рамках морали? Может быть разумно отказаться от этого метода? Объясните свой ответ. 3. основываясь на фрагменте, укажите особенности социального познания. Какую высказанную в ходе урока мысль развивает текст документа? 4. раскройте связь между чрезмерным вживанием исследователя в роль соучастника событий, изучаемого общества и формой представления результатов исследования (в форме эссе)

ВЫВОД большинство научных положений естествознания не затрагивает интересов различных групп в обществе, в то время как выводы социальных наук (истории, социологии, экономики, политологии и др.) непосредственно касаются тех или иных общественных сил, что не может не сказываться на позиции ученых-обществоведов.

Сложность познаваемого объекта - общества и протекающих в нем процессов.

Общественные факторы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ

Ограниченность использование методов в социальном познании Наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах, а по отношению к событиям прошлого невозможны

Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

ТАБЛИЦА ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ. Деяния отдельного человека или социальных групп Продукты человеческой деятельности Вербальные действия- мнения, суждения. Оценки, крылатые выражения и т.д. Деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп (например, переход Суворова через Альпы). Продукты человеческой деятельности – материальные и духовные (например, Красная площадь, храм Василия Блаженного). Вербальные (словесные) действия – мнения, суждения, оценки, например, крылатые выражение и афоризмы, произнесенные конкретным человеком.

Задание 2. Распределите предлагаемые явления в таблицы «Виды социальных фактов» Действия, поступки людей (индивидов и социальных групп) Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) Совестные действия, мнения, суждения, оценки 1, 3, 6 7, 8, 9 2, 4, 5

Темы для обсуждения 1. Проблема отбора фактов 2. Влияние жизненной позиции исследователя, его убеждений на отбор фактов

Интерпретация – это истолкование социальных фактов 1. В чем причины происходящего? 2. В чем смысл происходящего? Анализ связи изучаемого факта с другими фактами Для объяснения социального факта требуется изучение условий, в которых этот факт имел место. Возможно использование методов сравнения и аналогии, учет исторического опыта результат социального познания Достигается объективная истина, т. е. знание о том, что в обществе происходило и происходит на самом деле. Эта истина относительна, поскольку полученное знание неполное и неокончательное

Социальный факт становится научным, если : 1. Отобрать и систематизировать факты. 2. Интерпретировать их, т.е. истолковать, обобщить. 3. Объяснить на основе законов и закономерностей общественного развития.

Социальное познание - это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе Особенности Принципы субъект и объект познания –общество - совпадают рассматривать социальную действительность в развитии

Параграф 25 с Задания 1, 4, 6. Работа с источником с.268 (устно) Домашнее задание