Выполнила : Коростина Светлана группа ПС - СРБ -31.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (GANG SURVEY). Актуально в кризис: Gang Survey Этот метод особенно актуален в условиях кризиса, поскольку позволяет комбинировать.
Advertisements

«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
Определение Глубинное интервью Глубинное интервью слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным.
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
МаркетингМаркетинг Количественные методы в маркетинге.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Метод фокус-групп Подготовил: Константинов Борис ППФ Группа
Социология. Проведение исследования. Автор: Шиварев Павел Васильевич Гимназия 176 «Еврогимназия» учитель обществознания В лекции использованы материалы,
Методы сбора социологической информации
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Методика социологического исследования.
Разведочные маркетинговые исследования. Одна из главных целей – сбор предварительной информации В общей классификации маркетинговых исследований, разведочные.
Транксрипт:

Выполнила : Коростина Светлана группа ПС - СРБ -31

Метод фокус - группы ( или, как его еще называют, фокусированное интервью ) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности.

Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности « очистившись » от идеологических установок ( вербальных штампов ), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

Данный метод начал применяться в середине XX в. Впервые он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия на население радиопередач. Ныне этот метод широко используется в социологии, психологии, политологии, экономике и т. п.

численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников ; группа формируется с учетом цели исследования. длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч ; дискуссию ведет модератор опытный социолог или психолог.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает : написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус - групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем ;

подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио - или видеозапись, фиксируя особенности высказываний ( например, эмоциональность, невербальные характеристики ). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т. п.;

набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус - групп могут также выбираться случайным методом ( например, из списка телефонных абонентов ) или методом « снежного кома », когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т. д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения ;

написание гайда ( организованного плана ). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки ; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

Очевидно, что в ходе дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами эмоций, искреннего выражения мнений. Результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными заказчику исследования, тогда как количественные показатели обычных опросов в виде шкал заказчика удовлетворяют не всегда. Метод фокус - групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты.

Однако у метода есть существенные ограничения : Во - первых, материалы модератор подготавливает фактически интуитивно ; работа обычного интервьюера намного легче. Во - вторых, наибольшую трудность представляет подбор участников дискуссии, что объясняется основным требованием метода : участник должен полностью « раскрыться », быть искренним. Именно поэтому в фокус - группах не должны принимать участие специалисты в данной области, близкие знакомые модератора, участники прошлых фокус - групп. В - третьих, участников необходимо вознаградить деньгами, подарком или сувениром. Несмотря на это, в последнее время метод применяется довольно часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными.

Таким образом, метод фокус - группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы. Фокус - группа является качественным, т. е. достаточно гибким методом сбора социологической информации, позволяет прийти к достоверным выводам и не требует серьезных временных затрат в применении.

Метод фокус - группы может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Зачастую фокус - группы проводят на заключительном этапе исследований, связанных с получением количественных данных. Анализ фокус - групп позволяет приобщить к количественным данным качественные элементы, благодаря чему результаты исследования будут более « живыми » и наглядными.