Выполнила работу : Студентка СКП - ЛПБ -31 Исмухамбетова Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм проведения психологического обследования.
Advertisements

Педагогическая диагностика компетенций ребенка с ОВЗ Хотылева Т.Ю. ГОУ ЦПМССДиП.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Ваш ребёнок идет в школу. Критерии готовности ребёнка к школе физическая готовность психологическая готовность интеллектуальная волевая социальная личностная.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Определение уровня психологической готовности к школе Педагог-психолог МБОУ «РСОШ 2» Супрун Н. В г.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение при переходе из детского сада в школу педагог-психолог: МБДОУ 15, МБОУ «СОШ 7» Спасибко Н.Н.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Транксрипт:

Выполнила работу : Студентка СКП - ЛПБ -31 Исмухамбетова Анастасия

Клиническое обследование ( педиатр, невролог, психиатр и др.) осуществляется в первую очередь. Это объ ­ ясняется тем, что предварительные данные о специфике психофизических нарушений ребенка вытекают из клини ­ чески подтвержденного анамнеза, когда клиницист делает первую попытку установить, какого рода факторы привели к нарушению в психофизической сфере. Другими словами, клиницист пытается установить, какие нарушения в цент ­ ральной нервной системе органического или функциональ ­ но - динамического порядка привели к нарушениям в пси ­ хофизической сфере. Клиническое исследование проводится в два этапа. На первом этапе с помощью соматического, неврологического и других обследований накапливаются объективные дан ­ ные о ребенке. На втором этапе эти данные тщательно анализируются и делается предварительное заключение о своеобразии структуры нарушений развития ребенка. Клинические дан ­ ные учитываются в последующих разделах целостного ис ­ следования.

Выясняется цель посещения, жалобы. Осуществляется сбор анамнеза : наследственность ; гинекологический и акушерский анамнез ( беремен ­ ность, роды, ранний неоплатонический период ); сведения о психомоторном развитии ; перенесенные заболевания на первом году жизни ; аллергоанамнез ; перенесенные соматические и острые инфекционные заболевания ; прививки, реакции на прививки ; перенесенные черепно - мозговые травмы ; хирургическое вмешательство ; результаты профилактических осмотров врачами дет ­ ской поликлиники. Проводится объективное исследование : состояние больного и его самочувствие, сознание, настроение, сон, аппетит, контакт с окружающими ; состояние кожи и видимых слизистых оболочек ( ок ­ раска, сыпь, волосяной покров ), определение вида дермо ­ графизма ( красный, белый, смешанный ), скорость его по ­ явления, стойкость ; подкожно - жировой слой ( равномерность, толщина жировой складки ), отеки, тургор тканей ; состояние мышечной системы ( тонус и сила мышц ); состояние костной системы ( форма головы, грудной клетки, наличие искривления позвоночника, конечностей, плоскостопие, форма, величина, подвижность суставов ); состояние лимфатической системы ( величина, коли ­ чество, консистенция, подвижность, чувствительность лим ­ фатических узлов всех групп ); антропометрия : определение массы тела, роста, ок ­ ружности головы, груди ;

органы дыхания : голос, крик, кашель. Дыхание но ­ сом, ртом. Тип дыхания, наличие и вид одышки, сравни ­ тельная и топографическая перкуссия легких. Аускультация легких ( определение характера дыхания, его звучность, хрипы ); сердечно - сосудистая система : внешний осмотр, пульс на лучевой артерии, его характеристика, опреде ­ ление артериального давления ; желудочно - кишечный тракт : состояние слизистых оболочек полости рта, зева, миндалин, языка, состояние зубов, форма и величина живота. Стул и его характер ; мочевыделительная система : частота мочеиспусканий, болезненность, недержание мочи и т. д.; эндокринная система : нарушение роста и массы тела, распределение жирового слоя, состояние щитовидной же ­ лезы, половые органы и вторичные половые признаки ; клинические анализы, данные других параклинических исследований. Оценка и сопоставление данных анализов с нормой. Составляется заключение по состоянию соматическо ­ го здоровья ребенка. Формируются рекомендации и составляется план ме ­ дицинского сопровождения ребенка ; рекомендации по об ­ щему режиму, диете, консультациям других специалистов ; рекомендации по методикам общеукрепляющих мероприя ­ тий, профилактике острых респираторных заболеваний, на ­ рушений осанки у детей ; рекомендации по профилактике обострений аллегро заболеваний, профилактика гастроэнтерологического, нефрологического, пульмонологического, кар ­ диологического, эндокринологического нарушений у детей.

1. Осуществляется сбор анамнеза : данные о развитии конкретного заболевания ( анам ­ нез заболевания ); анамнез жизни ( акушерский анамнез, включая све ­ дения о течении беременности, родов и раннем периоде после родов ); сведения об этапах психомоторного развития ребенка до 1 года. Необходимо выяснить, какие инфекционные за ­ болевания, в том числе и нервной системы, он перенес в периоде новорожденности. Следует уточнить, не было ли у него черепно - мозговых травм ( ушибов головы ),; сведения о болезнях близких родственников, о на ­ следственных заболеваниях. 2. Проводится исследование психофизического разви ­ тия ребенка - совместно с психологом, дефектологом. 3. Проводится исследование функции черепных нервов. 4. Осуществляется исследование двигательных наруше ­ ний. 5. Проводится исследование вегетативных функций ( оценка цвета и степени влажности кожных покровов ). 6. Используются параклинические методы неврологи ­ ческого обследования больных : электроэнцефалография ( ЭЭГ ) оценка биоэлект ­ рической активности мозга ; компьютерная томография мозга ( КТ ) и т. д. 7. Осуществляется анализ неврологического статуса, по ­ становка диагноза. 8. Разрабатываются соответствующие рекомендации и составляется план коррекционных мероприятий.

Перед врачом - психиатром в ПМПК стоит одна из самых ответственных задач - установление первичного диагноза. 1. Осуществляется детальное ознакомление с представ ­ ленной документацией ( психолого - педагогической характе ­ ристикой, тетрадями, справкой из поликлиники с заключе ­ ниями необходимых специалистов ). 2. Проводится беседа с родителями и сбор анамнести ­ ческих данных. 3. Проводится психопатологическое исследование с со ­ отнесением полученных данных с результатами неврологи ­ ческого, психологического, педагогического, логопедичес ­ кого исследований. 4. Анализируется психический статус, устанавливается диагноз. 5. Разрабатываются рекомендации и составляется план коррекционных мероприятий. Обязательным условием, предшествующим обследова ­ нию психиатром, является знакомство с жалобами, историей развития ребенка, его анамнезом. Психопатологическое об ­ следование дает сведения для диагностики психического за ­ болевания. Физическая и психическая незрелость детей и подростков обусловливают определенную возрастную спе ­ цифику психопатологического обследования. Эта специфи ­ ка тем выражение, чем младше ребенок. Так, у детей до ­ школьного и младшего школьного возраста, как правило, не удается выявить жалобы на нарушения в нервно - психичес ­ ком состоянии. Такие жалобы высказывают исключительно родители или другие близкие родственники, которые неред ­ ко подменяют жалобы, объективно отражающие нарушения психического состояния ребенка, жалобами, связанными с неудовлетворенностью внутрисемейными взаимоотноше ­ ниями, в которых ребенку принадлежит та или иная роль, основанная на завышенных требованиях к ребенку и чрез ­ мерных притязаниях. Особенно это характерно для родите ­ лей, страдающих неврозами или имеющих личностные осо ­ бенности.

Психологическому изучению детей принадлежит веду ­ щая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально - психологических особенностей. Результативность психологического обследо ­ вания детей и степень обоснованности выводов находят ­ ся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения. Исчерпывающе полные сведения о психическом разви ­ тии ребенка могут быть получены лишь в результате все ­ стороннего обследования его познавательной деятельности. Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются : доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания то ­ го, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необ ­ ходимо представить в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой. Эксперимент проводится после того, как изучены анам ­ нестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ста ­ вить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования.

1. Изучение документации с целью сбора анамнестичес ­ ких данных и получения представления о причинах нарушений в развитии. Основными документами, необходи ­ мыми для проведения психологического изучения ребен ­ ка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психиатра с обоснованным меди ­ цинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Кроме того, в документацию должна входить педагоги ­ ческая характеристика ребенка, которую дает то детское учреждение, в котором он находился до поступления в ПМПК. Метод изучения документации позволяет специалисту - психологу определить, в каких направлениях следует стро ­ ить дальнейшее обследование ребенка. 2. Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного об ­ щения с его родителями, с лицами из его микросоциально ­ го окружения, с самим ребенком. Беседа должна прово ­ диться по специально составленной программе. С ее помо ­ щью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Ценные материалы может дать беседа с самим ребен ­ ком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы пове ­ дения ребенка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здо ­ ровья. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Бе ­ седа имеет большое значение для установления контакта с ребенком. 3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка - детские рисунки, различные поделки, письменные и учеб ­ ные работы и т. д. Цель этого метода - сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Ана ­ лиз результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается отношение детей к действи ­ тельности, уровень развития их сенсорных, моторных на ­ выков, патологические проявления.

4. Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в усло ­ виях его естественной деятельности при минимальном вме ­ шательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение долж ­ но быть целенаправленным, т. е. определяться задачей ис ­ следования. В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т. е. носит актив ­ ный характер. Ценность метода состоит в том, что исследователь в те ­ чение относительно короткого промежутка времени, созда ­ вая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, может изучить особенности и воз ­ можности развития ребенка. Результаты наблюдения за ребенком в различных ви ­ дах его деятельности должны фиксироваться в протоколе ( дневнике ) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки результатов имеют точность, тщательность и не ­ предвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помо ­ щью магнитофонной записи, фото - и киносъемки. Наиболее важными видами наблюдения являются наблюдения за игрой ребенка, по ­ ведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и в изучении личности ребенка. 5. Метод экспериментапредполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обес ­ печивающих активное проявление изучаемых явлений. Ме ­ тод может быть применен при изучении различных про ­ явлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности. 6. Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких - либо психических проявлений, возможнос ­ тей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты - опросники,| применяемые с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью явля ­ ются тесты - задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполне ­ ния предложенных заданий дают основание для заключения о каких - либо психологических качествах конкретного человека.

I. Общие сведения о ребенке и его семье Фамилия, имя, отчество ребенка Год рождения ( возраст ) Посещение группы детского сада или класса школы II. Особенности психического развития ре ­ бенка 1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, кон ­ центрация, распределяемость, переключаемость. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность. 2. Особенности восприятия и наблюдений. Запомина ­ ние ( темп, объем ), сохранение ( прочность, длительность ), узнавание ( известного в новом ). Воспроизведение : воспро ­ изводящее, опознающее, облегчающее ( полнота, точность, последовательность ). Забывание ( частичное, глубокое, си ­ туативное ). 3. Вид памяти ( зрительная, слуховая, моторная, сме ­ шанная ). Уровни памяти ( механическая, смысловая, логическая ). Нарушения памяти. 4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательнос ­ ти, доказательности и критичности суждения. Установление причинно - следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций ( ана ­ лиза, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации ). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозак ­ лючений. Особенности усвоения понятий ( дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, фор ­ мирование определений ). Состояние видов мыслительной деятельности : наглядно - действенное, наглядно - образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушение мышления.

III. Обследование личностных особенностей 1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмо ­ ционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к аффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неаде ­ кватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушае ­ мость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. 2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеа ­ лы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нару ­ шения в общении личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведений и характере личности : замкну ­ тость., аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в об ­ щении и поведении. 3. Деятельность личности. Развитие потенциальных воз ­ можностей в деятельности. Сензитивность возрастных пе ­ риодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности : игровой, учебной, трудовой. Развитие потенциальных возможностей личности в дея ­ тельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятель ­ ности, утомляемость. Перечень методик психологического обследования

В комплексной оценке психического развития, в выяв ­ лении индивидуальных типологических возможностей де ­ тей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным явля ­ ется педагогическое обследование. Педагогическое иссле ­ дование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психи ­ ческого развития должно включать в себя задания на опре ­ деление готовности к обучению, развитие школьно значи ­ мых функций, познавательной деятельности и интеллекта. Задачи педагогического собеседования - выявление го ­ товности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы. На разных этапах педагогического обследования исполь ­ зуются различные методы изучения произвольной деятель ­ ности и личностных особенностей ребенка : беседа, обучаю ­ щий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования за ­ висит от целей каждого этапа обследования и от индиви ­ дуальных особенностей ребенка ( контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т. д.) Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Учитель - дефектолог знакомится со школь ­ ной характеристикой, медицинскими сведениями, запися ­ ми специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил об ­ следование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелатель ­ ное отношение к обследуемому способствует созданию ат ­ мосферы доверительного общения. В процессе предвари ­ тельной беседы с родителямивыясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профес ­ сии родителей, а также школьный анамнез : с какого воз ­ раста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения усло ­ вий жизни ребенка и оценки уровня его развития родите ­ лям предлагается заполнить анкету.

1. Начинается обследование со знакомства с документа ­ цией ( школьная характеристика, медицинские сведения ). 2. Проводится беседа с родителями или лицами, их за ­ меняющими, по выяснению причины обращения в кон ­ сультацию. 3. Устанавливается следующее. Сформированность вре ­ менных и пространственных представлений. Знание времен года : их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, опре ­ деление времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в про ­ странстве и на листе бумаги. 4. Определяется сформированность обобщающих поня ­ тий, уровень обобщения и характер выбора связей ( выде ­ ление 4- го « лишнего » предмета, слова в ряду представле ­ ний ). Нахождение различий и сходства в операциях срав ­ нения. 5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий ( конкретные или логические ассоциации ). Подбор анало ­ гий по противоположностям ( подбор антонимов ). 6. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа ; определение логической последовательности, причинно - следственных связей в серии сюжетных картинок. 7. Выясняется понимание логико - грамматических кон ­ струкций. 8. Выясняется понимание переносного смысла метафор и пословиц.

9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения. 10. Устанавливаются знания по математике. Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления ( конкрет ­ но, отвлеченно ) на основе знания нумерации, знания со ­ става числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами дейст ­ вий, использование математической терминологии, пони ­ мание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, со ­ ставных, типовых задач. Умение решать уравнения, нера ­ венства. 11. Определяется осведомленность по предмету « Рус ­ ский язык ». Учитывается сформированность анализа на фонетичес ­ ком, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать пра ­ вило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических на ­ выков и характер ошибок ( орфографические, специфичес ­ кие ). 12. Исследуется способность к чтению. Способ чтения ( побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое ). Качество чтения ( правильность, плавность, выразитель ­ ность, сознательность ), характер ошибок. Пересказ ( са ­ мостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный ). Умение делать вывод с учетом характеристик текста ( описание, повество ­ вание, рассуждение ). 13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомен ­ дации по обучению, воспитанию и коррекции. Оформляется запись в протоколе ПМПК.

1. Набор предметов, предметных картинок на обобщаю ­ щие понятия, классификацию, исключения, сравнения. 2. Набор сюжетных картинок ; серии сюжетных карти ­ нок с явным и со скрытым смыслом сюжета. 3. « Нелепицы ». 4. Разрезные картинки из 2, 3, 4- х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным лини ­ ям. 5. Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка. 6. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений. 7. Касса букв и слогов, цифровая касса. 8. Подборка литературных текстов для чтения.

Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых нарушений, кото ­ рые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций ( слуховой и зрительной ). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико - фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико - грамматических категорий, либо сочетание этих наруше ­ ний. Губительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени - это еди ­ ничные нарушения звукопроизношения ( дислалия ), массив ­ ные нарушения артикуляции ( в виде дизартрии ), менее грубые, но стойкие звуковые искажения ( стертая диза ­ ртрия ). Отдельным речевым диагнозом выступает откры ­ тая ринолалия, при которой нарушения артикуляции и рез ­ кий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими нарушениями твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются нарушениями фо ­ нематических процессов ( восприятия близких по акустико - артикуляторным признакам звуков, фонематического ана ­ лиза и синтеза ).

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб родителей и ребенка. 2. Осуществляется ознакомление с педагогической до ­ кументацией. 3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка. При этом осо ­ бое внимание обращают на : предречевые вокализации ( гуканье, гуление ); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз ; качество первых слов, фраз ( наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение ). 4. Проводится объективное исследование ребенка Устанавливается эмоциональный контакт с ребен ­ ком, создаются правильные отношения к обследованию : выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем Исследуются невербальные функции : изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого Исследуется мышление ( расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно - следственных связей, опре ­ деление уровня смысловой целостности рассказа ) Исследуется импрессивная речь - понимание связ ­ ной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм ( предложно - падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.), понимание слов ( проти ­ воположных по значению, близких по значению ) Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся : фонематический анализ - выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение коли ­ чества звуков в слове, дифференциация звуков по проти ­ вопоставлениям ( звонкость - глухость, мягкость - твердость, свистящие - шипящие и т. п.); фонематический синтез - составление слов из пос ­ ледовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности ; фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.6. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат : строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - то ­ нус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения ( синкенезии ); состояние звукопроизношения - изолированный ва ­ риант, в слогах : открытых, закрытых, со стечением соглас ­ ных, в словах, в речи, произношение слов различной сло ­ говой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, уп ­ рощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов ; словарный состав языка - самостоятельное дополне ­ ние ребенком тематического ряда, подбор синонимов, ан ­ тонимов родственных слов, выявление общих категориаль ­ ных названий. Отмечаются : соответствие словаря возрастной норме, на ­ личие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, место ­ имений, существительных, точность употребления слов. При моторной алалии отметить разницу между актив ­ ным и пассивным словарем ; грамматический строй речи. Отмечаются : характер употребляемых предложений ( однословные, двусловные и более ), характер употребления предложно - падежных кон ­ струкций, состояние функции словоизменения, преобра ­ зование единственного числа существительных во мно ­ жественное в именительном падеже, образование фор ­ мы родительного падежа существительных в единствен ­ ном и множественном числе, согласование с числительны ­ ми, состояние функции словообразования, образование су ­ ществительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов, образование прилагательных ( относительных, качественных, притяжательных ), образование названий де ­ тенышей животных, образование глаголов с помощью при ­ ставок Исследуется состояние связной речи ( воспроизве ­ дение знакомой сказки, составление рассказа по серии сю ­ жетных картинок и др.): отмечается логическая последова ­ тельность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря Исследуются динамические характеристики речи ( темп, интонационная выразительность ; наличие скандиро ­ ванной речи ; запинки, спотыкание, заикание ) и особеннос ­ ти голоса ( громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый ).

5. Анализируется состояние письменной речи Исследуется навык письма ( по представленным пись ­ менным работам в школьных тетрадях ): выявляются навыки звукового анализа и синтеза ; отмечаются особенности звукового анализа и синтеза ; отмечаются особенности слухоречевой памяти ; проверяются слуховая дифференциация фонем ; проверяется состояние динамического праксиса ; определяется ведущая рука ( пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество ); анализируются разные виды письменной деятельнос ­ ти ( списывание, диктант, самостоятельное письмо ); отмечаются особенности почерка ; отмечается характер дисграфических и орфографи ­ ческих ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения : выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы ; отмечается способность правильно называть буквы ; выявляется способность чтения слогов, слов, предло ­ жений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок ( замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семан ­ тические замены ); отмечается характер чтения ( побуквенное, послоговое, слитное, выразительное ); выявляется понимание прочитанного ; отмечается отношение ребенка к чтению ( любит или не любит самостоятельно читать ). 6. Составляется логопедическое заключение ( речевой диагноз : степень и характер нарушения устной и письмен ­ ной речи. 7. Формулируются рекомендации.

Даже незначительное снижение слуха, возникшее у ре ­ бенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, сущест ­ венно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно ска ­ заться на его судьбе. Эффективность лечения, медицинская, сурдопедагоги ­ ческая и социальная реабилитация во многом зависят от своевременной и ранней диагностики нарушений слуха у детей.

1. Устанавливается цель посещения, жалобы родителей и детей. 2. Производится ознакомление с документацией ( исто ­ рией развития ребенка ; аудиограммой, если снижение слуха уже установлено ; педагогической характеристикой сурдопе ­ дагога дошкольного или школьного учебного заведения, ес ­ ли ребенок учится ). 3. Изучается акушерский анамнез и анамнез разви ­ тия ребенка ( состав семьи, наличие или отсутствие в семье родственников со снижением слуха, предполагаемые причины снижения слу ­ ха у ребенка ( неблагоприятные факторы в дородовом раз ­ витии ребенка, в течение родов, перенесенные заболева ­ ния ): - острые гнойные отиты ; инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности ( краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус ); - токсикозы беременности асфиксия ; - внутричерепная родовая травма ; - масса тела новорожденного при рождении менее 1,5 кг ; - недоношенность ; - ототоксические препараты, фуросемид, аспирин, хи ­ нин, назначаемые ребенку и принимаемые матерью во время беременности. 4. Выясняется характеристика речи ребенка до потери слуха : предречевые вокализации ( гуканье, гуление ); появление и характер лепетной речи ( лепет начался, но оборвался, сначала был более выразительным, а потом смазанный, неизвестно ); отдельные слова : много, несколько. Эти данные дают возможность определить время потери или снижения слуха ребенка.

5. Изучаются сведения об обучении в школе и его дли ­ тельности ; состояние слуха ребенка по последней аудиограмме. 6. Осуществляется обследование ребенка Устанавливается эмоциональный контакт с ребен ­ ком, создаются правильные отношения к обследованию Проводятся наблюдения за поведением ( общитель ­ ный, замкнутый, стеснительный ) Оценивается состояние двигательной сферы ( поход ­ ка, осанка, общая моторика ( координация движений, точ ­ ность основных движений ), мелкая моторика ) Исследуется познавательная деятельность : цвет - соотнесение предметов по цвету, знание на ­ званий основных цветов и оттенков, форма - соотнесение геометрических фигур разного цвета, название геометрических фигур : круг, квадрат, тре ­ угольник, прямоугольник, овал, величина - выбор из группы однородных, предме ­ тов, отличающихся по какому - либо признаку ( величина, высота, ширина, длина ): большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий Исследуются основные психические процессы ( вни ­ мание, память, мышление ): подбор предметных картинок, соответствующих дан ­ ным сюжетным, узнавание, называние, группировка, зна ­ ние обобщающих понятий ( одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, на ­ секомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принад ­ лежности и т. д.); « четвертый лишний » ( по цвету, форме и т. д.); серия сюжетных картинок ( количество и содержание в зависимости от возраста ребенка ); разрезные картинки или составление картинки из кубиков (2 части и т. д.) в зависимости от возраста ре ­ бенка. 7. Исследуются временные представления ( времена года ( устно и на иллюстрированном материале ), месяцы, дни не ­ дели, части суток ); пространственные представления ( слева, справа, внизу, наверху, посередине ).

8. Исследуется состояние элементарных математических представлений и знаний по программе : порядковый счет ( прямой и обратный ); вычислительные навыки (+,-) в пределах 10, 20 ( в зависимости от года обучения ребенка и его воз ­ раста ); на конкретном материале ; со скрытым результатом. 9. Проводится исследование экспрессивной - речи : Форма общения ребенка с окружающими - уст ­ ная, устно - дактильная, устно - дактильно - жестовая, жестовая. ( Ребенок пользуется : лепетной речью, звукопроизношением, отдельными словами, словосочетаниями, предло ­ жениями ). Внятность речи - понятная для окружающих, час ­ тично понятная, непонятная. Объем словаря, его соответствие возрастным и про ­ граммным требованиям. Исследование импрессивной речи - понимание во ­ просов : где ? куда ? откуда ? почему ? ( причинно - следствен ­ ные связи ). Состояние звукопроизношения : исследуется непосредственное состояние звуко ­ произношения ( какие именно звуки речи нарушены и каков характер их искажения ); проверяется правильность произношения звука в связной речи ; устанавливается наличие моторных форм нарушений звукопроизношения, обусловленных отклоне ­ ниями в строении или функционировании арти ­ куляционных органов ( дизартрии, дислалии ). Характеристика голоса - тихий, нормальный, гром ­ кий, гнусавый. Характерное произношение слов ( призвуки ).

10. Проводится исследование чтения ( слитное, правила орфографии, ударение ); понимания прочитанного, ответы на вопросы. 11. Осуществляется исследование письма ( письменные, печатные буквы ) - присутствуют ли элементы « зеркально ­ го » письма, умеет ли придерживаться строчки. 12. Определяется ведущая рука ( пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество ). 13. Устанавливается, слухопротезирован ли ребенок и пользуется ли слуховым аппаратом. Выявляются проблемы в использовании слухового аппарата. 14. Составляется заключение. 15. Формируются рекомендации.

При организации обследования тифлопедагогом необхо ­ димо помнить, что когда речь идет о распознавании инди ­ видуальных особенностей и возможностей каждого ребен ­ ка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и к результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать ин ­ дивидуально - ориентированную программу для каждого ре ­ бенка в соответствии с его возможностями и потребнос ­ тями. Программа развития не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень разви ­ тия ребенка, так и иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитате ­ лей, социальных педагогов и других специалистов, прини ­ мающих участие в воспитании и развитии ребенка. В процессе диагностического обследования необходимо обращать внимание на проявление психической организа ­ ции ребенка с нарушенным зрением в различных видах деятельности, то есть диагностика должна осуществляться во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребенка ( эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интел ­ лектуальной, мотивационной, поведенческой ).

Диагностическое обследование должно строиться с уче ­ том принципа структурно - динамического подхода. Суть этого принципа заключается не только в необходимости выявления основного и сопутствующего нарушений в раз ­ витии или составляющих сложного нарушения, но и в наблю ­ дении за их проявлениями в динамике педагогического процесса. Содержание программы тифлопедагогической помощи, разрабатываемой для конкретного ребенка, должно базиро ­ ваться на глубоком, всестороннем количественном и каче ­ ственном анализе полученных результатов. Только соблю ­ дение этих принципов сможет обеспечить достижение по ­ зитивного результата диагностического обследования - разработку программы, создающей условия для развития каждого ребенка. Для того чтобы рекомендуемая программа была эффектив ­ ной и дала ожидаемые результаты, необходимо осуществлять взаимодействие между всеми участниками коррекционно - развивающей помощи ( медицинской, психологической, со ­ циальной ); удерживать соответствие психофизического раз ­ вития ребенка дифференцированно - индивидуальным фор ­ мам работы и соблюдать последовательность этапов и элементов ( методов, приемов, средств и содержания ) помощи детям с сенсорной недостаточностью.

1. Фамилия, имя, отчество и возраст ребенка. 2. Выясняется причина нарушения и время выявления. 3. Исследуется состояние зрительного анализатора ( цветоразличение, узнает ли окружающие предметы и их изображения ). 4. Опредаляется острота зре ­ ния. 5. Выясняются сопутствующие заболевания. 6. Устанавливается наличие готовности осязательно - двигательного анализатора : развитие мелкой моторики ( состояние мышечного тонуса ( гипотонус, гипертонус мышц руки ), способы за ­ хвата предмета, сила удержания, точность мелких движе ­ ний ). 7. Выясняется культура осязательного восприятия : хаотичное, последовательное восприятие руки ; моно -, бинокумярное восприятие ; наличие поисковых и прослеживающих движений руки ; сформированность прослеживающих функций руки ; координация глаз и руки. 8. Исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела ( в соответствии с возрастом ). 9. Исследуется готовность слухового анализатора к пространственно - различительной деятельности : состояние уха ( заключение ЛОРа ); состояние речевого слуха ; соотношение звуковых сигналов с источником звука ; локализация звука и его направлений ; переключение звукового внимания ; соотнесение звука с действием ; узнавание и различение по голосам окружающих людей.

10. Исследуется обонятельная чувствительность ( разли ­ чение основных запахов и их локализация, соотнесение за ­ пахов и их источников ). 11. Выясняется уровень развития двигательной сферы : общее физическое состояние ( по антропометричес ­ ким данным ); походка ; осанка ; наличие навязчивых движений ; общая моторика ( точность основных движений, ко ­ ординация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия ). 12. Устанавливается наличие пространственных пред ­ ставлений : знание частей собственного тела ; пространственные направления, связанные с собст ­ венным телом ; различение пространственных представлений от себя ; определение взаимоотношений двух предметов ( упот ­ ребление предлогов с пространственным значением ). 13. Устанавливается наличие временных представлений : части суток ; дни недели ; времена года. 14. Исследуются психические процессы : внимание ; память ; речь ( общее состояние речи - произношение, выра ­ зительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесен ­ ность, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики - движе ­ ние мышц глаз, лба, носа, логопедический диагноз, жестовая выразительность речи - головой, плечами, руками ).

15. Исследуется предметное представление - узнава ­ ние, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка ( одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные ( домашние, дикие ), птицы, транспорт. 16. Анализируется изобразительная деятельность в соот ­ ветствии с возрастными возможностями : сенсорные эталоны ( цвет, форма, величина ); навыки рисования ( самостоятельно, по трафарету ); владение навыками аппликации ( приклеивание гото ­ вых форм самостоятельно, с помощью взрослого ); навыки лепки ; навыки конструирования. 17. Исследуются личностные качества : эмоционально - волевая сфера ; контактность ; уровень овладения неречевыми способами общения ; познавательная активность ; уровень самостоятельности в практической деятель ­ ности. 18. Составляется заключение. 19. Формулируются рекомендации.

1. Начинается обследование с установления цели посе ­ щения ПМПК ( социально - педагогические проблемы, труд ­ ности в обучении, в общении, поведении, проблемы со здоровьем и др.) и знакомства с документами ( акт обследо ­ вания жилищно - бытовых условий семьи, документы о за ­ болеваниях ребенка, характеристики из детских учрежде ­ ний, табель успеваемости по предметам и пропускам заня ­ тий и др.). 2. Устанавливаются анкетные данные ребенка ( фами ­ лия, имя, отчество, год и дата рождения, домашний адрес и телефон ): название детского учреждения, класс, результаты учебы, взаимодействие семьи и школы, помощь ро ­ дителей ребенку в учебе, интересы ребенка, помощь родителям, имеет ли ребенок какие - либо поручения, посещает ли кружки, любимые занятия ребенка, со ­ циально - педагогическая запущенность, личностные особенности ребенка, черты его характера, склоннос ­ ти и привычки, причины неблагополучия, положи ­ тельные и отрицательные моменты, как адаптируется и контактирует, поведение дома, в школе, на улице ; как неблагополучие отражается на поведении и успе ­ ваемости. 3. Выясняются социальные проблемы ( характеристика жилищно - бытовых и материальных условий семьи, сани ­ тарное состояние условий проживания ребенка ): жилищные проблемы ( отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, социальная гос ­ тиница ); социальное положение и среда, в которой воспитывается ребенок, наличие соседей и взаимоот ­ ношения с ними, возникновение проблем и их раз ­ решение, социально - правовая помощь и защита прав несовершеннолетних ; необходимость материальной помощи ( задержка зар ­ платы, пенсий, пособий, родители безработные ); необходимость психологической помощи ( несовмес ­ тимость с родителями, сверстниками, взаимоотноше ­ ния в семье, отношение к подростку, приемы воспи ­ тания ( физические наказания, ласка, задаривание, окрик, оскорбление и т. д.).

4. Изучается семья ( состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер, кто занимается вос ­ питанием, отсутствие родителей, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновленные, инвалиды, осуждены, находятся в розыске, ведущие аморальный образ жизни ): фамилия, имя, отчество матери, отца, опекуна, усы ­ новителя, фактического воспитателя, приемных ро ­ дителей ; связь семьи с образовательным учреждени ­ ем ; ответственное отношение родителей к детям ; место работы родителей, их зарплата, пенсии, посо ­ бия и другие доходы семьи. 5. Осуществляется обследование семьи на дому ( при не ­ обходимости ). 6. Составляется заключение ( впечатление о ребенке, принятие мер по социально - педагогической защите, оказа ­ ние помощи детям, попавшим в кризисные ситуации, по ­ мощь в трудоустройстве, помощь специалистов, защита пра ­ ва на образование, сохранение и укрепление здоровья, право на отдых, развитие, педагогическое влияние на поведение ребенка и его деятельность ). 7. Проводится консультация и формулируются рекомен ­ дации родителям и ребенку.

1. Цель обследования ( социальные, педагогические про ­ блемы, трудности в обучении, в общении, проблемы со здо ­ ровьем ). 2. Когда проводилось обследование на дому, кем ( Ф. И. О., должность, телефон ). 3. Что установлено при обследовании. С кем прожива ­ ет, какое помещение занимает семья ( комната в комму ­ нальной квартире, отдельная квартира, общежитие, соци ­ альная гостиница и т. д.). Какие удобства имеются ( горячая вода, ванна, лифт, телефон ). 4. Санитарное состояние занимаемого помещения. 5. Наличие условий для занятий, сна, отдыха, наличие библиотеки, игрушек и др. 6. Какое детское учреждение посещает, класс. 7. Успеваемость в школе, поведение, какие проблемы у ребенка, чем школа помогает : бесплатные завтраки, обеды, материальная помощь.

8. Выявление интересов : любимые предметы, посеще ­ ние кружков, участие в жизни класса, школы. 9. Условия для отдыха ( в каникулярное время, в выход ­ ные дни, летом ). 10. Бюджет семьи, ее состав, взаимоотношения. 11. Ф. И. О. родителей, их места работы. 12. Заключение. 13. Рекомендации родителям по проблемам. 14. В какой помощи нуждается ребенок, семья.