Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психофизиологические основы обучения школьников Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия. С.В.Ковалев.
Advertisements

Проектирование учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Взаимодействие полушарий головного мозга в познании окружающего мира Тест на выявление «правополушарных» и «левополушарных» учащихся.
Особенности обучения учащихся Для родителей. Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на учебном.
Ведущее полушарие мозга Особенности пути развития пути развития.
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения Выполнила: Дмитриева И.Г., учитель МБОУ СОШ 13 г.Владивостока.
Обучение детей с учетом психофизиологии. Специализация полушарий человеческого мозга Функции правого полушария Функции правого полушария Функции правого.
Информация воспринимается человеком через образы, звуки и ощущения(обоняние, осязание, вкус).Эти каналы восприятия называются сенсорными системами или.
Тема урока Особенности высшей нервной деятельности человека.
Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Создание условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга Степанова Елена Александровна.
Психофизиология в решении проблем обучения русскому языку и литературе Сисякина Альбина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»,
Особенности восприятия и переработки информации дошкольниками.
Доминирующая перцептивная модальность. - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. От них можно требовать быстрого решения задач.
Учёт индивидуальных особенностей младших школьников: Модальность как основа формирования учебной мотивации.
Приемы активизации познавательной деятельности школьников на уроках математики. Учитель математики Гусарова А.М. ОУ Шигонская СОШ 1 «Образовательный центр»
Транксрипт:

Организация учебного процесса на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС ООО с учетом психофизиологических особенностей учащихся Модель мира ребенка может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия. С.В. Ковалев Районный семинар учителей русского языка и литературы 25 ноября 2015

Как учитывать индивидуальные особенности при ведении урока? Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, учитель может подобрать соответствующие методы обучения для каждого типа.

Доминирование левого полушария доминирование левого полушария – словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди).

Доминирование правого полушария доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди).

Правополушарные Характеристика Восприятие целостное (от общего к частному) Переработка информации мгновенная Интеллект невербальный Деятельность практическая Память непроизвольная, наглядно-образная Мышление наглядно- образное, оперирование образами, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное в пространстве Сильные стороны Синтез текстов и слов из предложений, частей. Лучше пишут сочинения. Чтение по ролям, нахождение отрывков в тексте, взаимосвязей. Хорошо выполняют задания на время, работают на результат. Чувства и интуиция. Мозговые штурмы, инсценировки, интервью, работа в группах Использование речевых и музыкальных ритмов, схем, таблиц, карточек, фильмов.

Левополушарные Характеристика Восприятие материала дискретное (по частям), смысловая сторона речи Переработка информации медленная, последовательная. Интеллект вербальный, логический. Деятельность: предпочитает работать с теорией. Память произвольная, знаковая. Мышление абстрактно- логическое. Сильные стороны Анализ, дробление текстов и слов на части. Восприятие на слух. Задания на поиск ошибок. Перерабатывают информацию через слово, логически. Индивидуальная, парная работа, работа с тестами. Многократное повторение, запоминание посредством заучивания. Анализ результатов, выделение деталей. Создание категорий, алгоритмы.

Диагностика различий, вызванная функциональной асимметрией мозга Тест И.П. Павлова Стимульный материал: 9 карточек со словами: карась, бегать, чешуя, летать, овца, орел, плавать, перья, шерсть. Инструкция: Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы между ними было что – то общее.

Оценка результатов: 1 вариант: Выделение общих, существенных признаков: карась, орел, овца, бегать, плавать, летать шерсть, перья, чешуя. Мыслительный тип, доминирование левого полушария. 2 вариант: Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам: карась, плавать, чешуя орел, летать, крылья овца, бегать, шерсть. Художественный тип, доминирование правого полушария. 3 вариант: Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста - смешанный тип.

Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» - символическое выражение целостности и гармонии мозга: нарисуйте на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) проведите горизонтальную и вертикальную оси через центр нарисованной восьмерки перпендикулярно друг другу. Результат: если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то у вас ведущее полушарие – правое, если правая больше, то – левое.

Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» - канал восприятия

Канал восприятия Люди с разным типом мозговой асимметрии получают информацию по-разному. Правополушарные – посредством зрения (визуалы) и через чувства и ощущения (кинестетики), левополушарные – посредством слуха (аудиалы). Учитель, обращаясь к аудиалу со словами: «Посмотри сюда», разговаривает со «слепым» человеком. Фраза «Сколько раз тебе повторять?», относящееся к визуалу, не будет им услышано, т.к. он «глух». Оба эти обращения будут пустым звуком для кинестетика.

Правополушарные дети Высоко выражена потребность к самореализации в личностном плане: необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет. Наиболее значима левая полусфера пространства: доска и учитель должны находиться слева от них, визуалы на первых партах, а кинестетики на последних.

Левополушарные дети Познавательные мотивы: привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина, высокая потребность в постоянной умственной деятельности, для них более значимо качество знания, а не отметка учителя. Рабочая полусфера в правой половине класса: здесь им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.

Особенности в обучении и поведении Замечания ученикам необходимо делать на языке их модальности: Визуалу – покачать головой. Кинестетику – легко прикоснуться к плечу. Аудиалу – сказать шепотом: «Ш – ш – ш».

Развивать необходимо оба полушария, применяя лево- право-полушарный подход. Всегда есть возможность выстроить свой урок таким образом, чтобы заработали оба полушария. Можно попросить представить (визуализировать) тот материал, который изучается на уроке, дать задание, которое возможно выполнить, только мысленно представив себе происходящее событие или явление. Одним из способов включить оба полушария в работу является задание на сравнение, когда человек должен держать перед мысленным взором сразу два предмета одновременно и в то же время производить с ними действия анализа и синтеза.