Выпускная квалификационная работа по специальности 050715.65 «Логопедия» на тему: «Формирование экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида 6 «Березка» Автор: Бабий Наталья Анатольевна – воспитатель - логопед.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Развитие словаря детей 4 лет с общим недоразвитием речи в упражнениях с Монтессори - материалом.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
создается в общеобразовательно м учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников Учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
Логопсихологическое обследование. Направления диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативно- просветительское.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях.
Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
Транксрипт:

Выпускная квалификационная работа по специальности «Логопедия» на тему: «Формирование экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет логопедии Выполнила: студентка группы 09ЛЗУ/41 Могилёва Яна Александровна Научный руководитель: старший преподаватель кафедры социальной психологии кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики Федина Наталья Александровна Москва, 2013 г.

Актуальность проблемы количество детей с нарушениями речи возрастает в период младшего дошкольного возраста интенсивно развивается мозг, формируются его функции раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы - показатель эффективности внедряемого в России интегрированного обучения позднее речевое развитие отражается на всей психической деятельности ребенка период от 1,5 до 3 лет – сенситивный для развития речи

Цель исследования: особенности экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Предмет исследования: процесс формирования экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Гипотеза: специально-организованная коррекционно- логопедическая работа способствует развитию экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития до уровня, приближенного к возрастной норме Объект исследования: изучение экспрессивной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и определение эффективных средств для ее формирования

Задачи исследования: провести анализ психолого- педагогической литературы по теме выявить уровень развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития и с нормальным речевым развитием с помощью специально подобранных методик провести экспериментальное обучение детей с задержкой речевого развития и определить эффективность разработанных методов коррекции проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-4 ГОДА) Ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность, переходящая к 3-4 годам в предметно-действенное сотрудничество. Ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность, переходящая к 3-4 годам в предметно-действенное сотрудничество. Общение – ситуативно-деловое в процессе совместной деятельности со взрослыми. Общение со сверстником в этот период переходит этапы от интереса и внимания друг к другу (эмоциональное), через привлечение внимания и демонстрацию умений, к полной сформированности. Общение – ситуативно-деловое в процессе совместной деятельности со взрослыми. Общение со сверстником в этот период переходит этапы от интереса и внимания друг к другу (эмоциональное), через привлечение внимания и демонстрацию умений, к полной сформированности. Сознание ребенка характеризуется единством между сенсорными и моторными функциями – все, что он видит, он хочет потрогать руками. В период восприятия предметов чаще и ярче всего проявляются эмоции. Сознание ребенка характеризуется единством между сенсорными и моторными функциями – все, что он видит, он хочет потрогать руками. В период восприятия предметов чаще и ярче всего проявляются эмоции. Ребенок активно овладевает средством общения – речью – так как возрастающий интерес к предметам и действиям с ними побуждает ребенка постоянно обращаться ко взрослым (Что это?). Ребенок активно овладевает средством общения – речью – так как возрастающий интерес к предметам и действиям с ними побуждает ребенка постоянно обращаться ко взрослым (Что это?). Овладение речью является центральной линией развития ребенка этого возраста. Речь должна стать средством мышления и овладения своим поведением. Овладение речью является центральной линией развития ребенка этого возраста. Речь должна стать средством мышления и овладения своим поведением.

дети охотно вступают в общение даже с посторонними людьми дети охотно вступают в общение даже с посторонними людьми словарный запас достигает слов словарный запас достигает слов дети интенсивно овладевают грамматическим строем речи, но грамматические ошибки еще случаются дети интенсивно овладевают грамматическим строем речи, но грамматические ошибки еще случаются дети все чаще правильно произносят трудные для усвоения звуки, слова с различной слоговой структурой дети все чаще правильно произносят трудные для усвоения звуки, слова с различной слоговой структурой дети не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи), но правильно передают интонацию дети не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи), но правильно передают интонацию Направления сформированности экспрессивной речи у детей к 4 годам:

Задержка речевого развития – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками экспрессивной речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками экспрессивной речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. При задержке речевого развития отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. При задержке речевого развития отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с 135 «Радужный» г. Брянска. Цель констатирующего этапа исследования – изучение экспрессивной речи детей младшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой речевого развития.

Разработанный нами комплекс методик, определяющих уровень развития экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста, направлен на: обследование возможности речевого общения (диалога) (методика И.Д. Коненковой) обследование возможности речевого общения (диалога) (методика И.Д. Коненковой) определение уровня активного словарного запаса детей (методика Е.А. Стребелевой) определение уровня активного словарного запаса детей (методика Е.А. Стребелевой) определение объема и типов предложений (методика М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной) определение объема и типов предложений (методика М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной) выявление состояния грамматического строя речи, словообразовательных навыков (методика О.И. Сюбаевой) выявление состояния грамматического строя речи, словообразовательных навыков (методика О.И. Сюбаевой) выявление слоговой структуры слова (методика Е.А. Стребелевой, О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной) выявление слоговой структуры слова (методика Е.А. Стребелевой, О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной) выявление состояния звукопроизношения (методика О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной) выявление состояния звукопроизношения (методика О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной)

В ходе исследования было отмечено, что высокий уровень развития экспрессивной речи не был выявлен ни у одного ребенка с задержкой речевого развития, что составило 0%, низкий уровень показали 4 ребенка (42%), ниже среднего уровня показали 4 ребенка (43%), средний уровень – у одного ребенка (15%). У обследуемых детей с задержкой речевого развития имеются множественные ошибки в звукопроизношении, слоговая структура слова сокращена, беден словарный запас, фразовая речь состоит из двух слов, часто – аморфных, лепетных существительных, грамматические формы в речи дети или не используют или только начинают использовать. Отмечен низкий уровень активности в общении со взрослыми, сверстниками; присутствие невербальных способов общения (жесты, показ предмета).

Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и проведение системы занятий и дидактических игр, направленных на формирование экспрессивной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и определение эффективных средств для ее формирования. Основные направления коррекционного воздействия: совершенствование у детей речевого общения (диалога) уточнение, обобщение, расширение значения слов в процессе наблюдения за языковыми явлениями (слово зиме, словообраз-е) обогащение словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром формирование грамматической правильности речи совершенствование звукопроизношения формирование предпосылок связной речи у детей в ходе специальных занятий и активизация ее в повседневной жизни

Структура коррекционного процесса 1 этап установление с детьми личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества обследование детей 2 этап разработка содержания коррекционно- логопедической работы проведение занятий 3 этап обследование детей подведение итогов

Цель контрольного этапа эксперимента – определение эффективности проведенной работы по формированию экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Итоговые данные показывают, что большая часть младших дошкольников экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы имеют ниже среднего уровень развития экспрессивной речи – 41% и средний уровень -41%, высокий уровень не достиг ни одни дошкольник с задержкой речевого развития, что составило 0%, а низкий уровень составил 18% - этот показатель до проведенной работы составлял 42%. Итоговые данные показывают, что большая часть младших дошкольников экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы имеют ниже среднего уровень развития экспрессивной речи – 41% и средний уровень -41%, высокий уровень не достиг ни одни дошкольник с задержкой речевого развития, что составило 0%, а низкий уровень составил 18% - этот показатель до проведенной работы составлял 42%. до формирующего эксперимента после формирующего эксперимента У детей с задержкой речевого развития значительно повысились показатели развития экспрессивной речи: дети стали проявлять активность при общении, строить фразу из 2-3 и более слов, увеличилось количество слов, означающих действия и признаки предметов в активном словаре, грамматический строй речи начал формироваться – дети стали допускать меньше ошибок в образовании падежных форм, реже пропускать предлоги. Однако значительно отстает звукопроизношение и оформление слоговой структуры слова. У детей с задержкой речевого развития значительно повысились показатели развития экспрессивной речи: дети стали проявлять активность при общении, строить фразу из 2-3 и более слов, увеличилось количество слов, означающих действия и признаки предметов в активном словаре, грамматический строй речи начал формироваться – дети стали допускать меньше ошибок в образовании падежных форм, реже пропускать предлоги. Однако значительно отстает звукопроизношение и оформление слоговой структуры слова.

Используя «Показатели нервно-психического развития детей» (М. Н. Аксарина, К. П. Печора) и «Схему нормального развития детской речи» (по А.Н. Гвоздеву) мы составили график «Возрастные показатели речевого развития обследуемых детей» Используя «Показатели нервно-психического развития детей» (М. Н. Аксарина, К. П. Печора) и «Схему нормального развития детской речи» (по А.Н. Гвоздеву) мы составили график «Возрастные показатели речевого развития обследуемых детей» У детей экспериментальной группы видна положительная динамика в формировании экспрессивной речи, показатели приближены к значениям сравнительной группы.

Таким образом, гипотеза о том, что специально-организованная коррекционно-логопедическая работа способствует развитию экспрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития до уровня, приближенного к возрастной норме, экспериментально доказана.