Александр Сунгуров Публичная политика роль экспертного сообщества III Политологическая школа «Каспий» Махачкала, 9 декабря 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Advertisements

Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Местное самоуправление и жители. Понятие местного самоуправления (гл.1.ст.1.п.2): Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
Правовое государство и гражданское общество 1.Правовое государство 2.Гражданское общество.
Выполнила студентка группы Ю-104 Чуева Яна. это совокупность этических принципов и норм делового общения, которыми руководствуются в своей деятельности.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
1 Тема 4 БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учебные вопросы: 1.РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 2.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Раскрытие основных понятий темы Описание уровней и виды форм общественного участия.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Политический процесс Лекция. Вопросы: 1. Понятие и типы политических процессов. 1. Понятие и типы политических процессов. 2. Основные стадии политического.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Теория игр в управленческих коммуникациях. ТЕОРИЯ ИГР - это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс,
ПОЛИТИКА Урок 2. ПОЛИТИКА (греч.) – искусство управления государством Сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение,
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
Транксрипт:

Александр Сунгуров Публичная политика роль экспертного сообщества III Политологическая школа «Каспий» Махачкала, 9 декабря 2015 г.

Темы для обсуждения Что происходило в России за последний год? (с сентября 2014 г.) Что такое публичная политика? Экспертное знание и власть

1. ЧТО ПРОИСХОДИЛО В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?

1.1. События гг. 1. Неудачная попытка инспирированной извне «цветной революции», во время остановленная Лидером Нации и поддержавшими его русскими патриотами 2. Сложный процесс пост авторитарного (посттоталитарного) развития, в ходе которого проявилась естественная потребность человека в участии в принятии решений, 3. Формирование наряду с культурой «информированного наблюдателя» гражданской политической культуры, рост взаимного доверия

Происходящие процессы: уровни разрешения. Уровень первый: Десятилетия Концепция демократического перехода: Стадия 1. Либерализация авторитарного режима (Горбачевская перестройка) Стадия 2. Создание новых демократических институтов (девяностые годы, время Б.Н.Ельцина) Стадия 3. Консолидация демократического режима (пока (?) не получилось)

Эта ситуация не только у нас Но и в большинстве пост-коммунистических стран Ответа не знает и мировая политическая наука – появился термин «Гибридные режимы» – и все… Одно из объяснений – для демократии необходимо гражданское общество, важным условием которого – наличие взаимного доверия Именно оно проявилось зимой 2011/2012 г

Если исходить из понятия «революция» – как глубокое преобразование общества и государства – То вслед за глубокими преобразованиями наступает «откатная волна», или период термидора. Князь Горчаков о России периода Александра III: «Россия сосредотачивается» Но затем неизбежно наступает новый виток

Помимо любых революций Любая политическая система развивается циклично Период – около 25 лет Фаза усиления плюрализма и фаза роста моноцентризма… Если вести отсчет от 1985 года – 15 лет – рост плюрализма, с 2000 – рост моноцентризма.. Но год – по идее должен был наступить новый цикл – рост плюрализма Однако…

/2013 годы – Консервативный реванш… Репрессии против участников Болотной Возбуждение «Дела экспертов» Новые законы против НКО, ярлык «Иностранного агента» Первое дело Михаила Саввы закрыто, но открылось новое и он эмигрировал… Ликвидация системы Арбитражных судов Но! – Освобождение М.Ходорковского Но – новое дело против него…

год – Украина и Крым 1. «Европейский Майдан» и его итог 2. Революция или переворот в Киеве 3. В Российских СМИ приход Д.Киселева и К. 4. Крым: воссоединение или аннексия? 5. В России - Новое Путинское большинство – появление Крым-Нашизма 6. Гражданская война на Востоке Украины, подпольное введение десантников 7. Что далее???

Переключение внимания с Украины на Сирию и ИГИЛ (запрещен в России) Теракт в Париже и попытка сформировать единую коалицию Наш самолет сбит турецкими ВВС – над Турецкой территорией? (35 секунд?) Марш «дальнобойщиков» Посление Президента РФ – ни слова о дальнобойщиках и о Украине (!)

2. ЧТО ТАКОЕ «ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА»?

Что такое «Публичная политика» (Public Policy)? Сам термин «публичная политика» как перевод Public Policy пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»

На самом деле в англоязычных странах это синоним Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.

Определенная путаница возникает потому, что Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное

Русскому слову «Политика» в английском языке Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy

Публичная политика - это: Программы и приоритеты органов власти, механизмы и технологии их реализации, выработанные на основе и с учетом ожиданий социальных групп (страт) общества через их представителей

ПОЛИТИКА Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность» Необходимость общественного мнения, способного формулировать цели и давать критическую оценку = «открытая, доступная для публики»?

Процесс принятия (политических) решений Выявление проблемы Поиск Реше- ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение

Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество

Участники и этапы процесса НКОВласть Эксперты 1. Выявл. проблемы ****** 2. Поиск решения ** *** 3. Выбор вариантов и лоббирование ***** 4. Принятие решения -***- 5. Исполнен. решения ***** 6. Контроль **

3. ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ И ВЛАСТЬ

Зачем представители власти заказывают экспертизу? 1. Желание получить объективную информацию в виде научных рекомендаций для улучшения качества принимаемого решения. 2. Желание «легитимизировать» в глазах просвещенного общества уже принятое в принципе решение, укрепить его ссылкой на соответствующую научную экспертизу

Зачем представители власти заказывают экспертизу? (2) 3. Стремление создать «дымовую завесу» вокруг реально принимаемого решения путем проведения множества публичных обсуждений экспертиз иных проектов решения 4. Стремление обеспечить публичную поддержку предлагаемых власти решений, привлекая на свою сторону авторитет научной экспертизы.

Зачем представители власти заказывают экспертизу? (3) 5. Стремление добиться осуждения и отмены уже принятых властью решений (с этой целью часто используется экологическая экспертиза). Поэтому эксперты важно понимать, зачем его привлекают те или иные властные либо общественные структуры, чтобы не оказаться пешкой в чужой игре

Этика академического ученого и этика эксперта задача первого – изучить явление и предложить гипотезу для его понимания, честно фиксируя возможные вариации, задача эксперта - при подготовке какого- либо политического решения – сузить диапазон возможных решений до некоего интервала, облегчая тем самым выбор лицу или органу, принимающему решение.

Модели взаимодействия экспертного сообщества и власти 1. Линейно-автономная модель 2. Модель «Действенных оснований» 3. Модель оплаченного результата

1. Линейно-автономная модель Научные факты устанавливаются без учета возможных общественно- политических последствий этих фактов. Затем происходит использование этих фактов для решений общественно- политических проблем Политические решения созревают по мере перехода от научно установленных фактов к ценностям.

Однако: Ученые как граждане могут учитывать последствия их рекомендаций Часто власть включает и ученых Появление «Boundary structures» – пограничных организаций (D.Guston, 1999). Или структур – медиаторов (А.Сунгуров, 1999) Наличие Коалиций общественных интересов (по Полу Сабатье)

2. Модель «Действенных оснований» Предложена Шейлой Джасаноф (Jasanoff, 2011) Не делается резких разграничений между научным знанием и поисками общественного блага, В ее фокусе вопрос о том, как интеграция науки и политики может помочь лучшему достижению желаемой публичной цели.

Ставится акцент не на инструментализации науки А на согласовании научных выводов с широким набором социальных ценностей, особенно с учетом угрозы неизвестности и невежественности.

Шейла Джасанофф: «Любые реформаторские усилия должны признавать, что процесс оценки справедливости научных рекомендаций для использования в улучшении той или иной политики (policy) жизненно связан с институциональной историей и культурой, что делает любые универсальные панацеи как неосуществимыми, так и нежелательными»

Научные консультативные советы: две угрозы 1. Любой публичный совет уважаемых обществом экспертов, в случае его игнорирования власть предержащими, может нанести ущерб этих легитимности этой власти. 2. Подчиненность консультативного органа воле правительства угрожает авторитету ученых.

«Пограничные структуры» или институты-медиаторы 1. Помогают преодолеть границу между наукой и процессом принятия политических решений 2. Существуют между двумя социальными мирами, обладающими определенными ответственностью и подотчетностью к обеим сторонам границы.

3. Обеспечивают пространство для легитимизации пограничных объектов благодаря тому, что они одновременно достаточно пластичны, чтобы адаптироваться к локальным нуждам и ограничениям обоих сторон, нанимающих их, с другой стороны, достаточно надежны, чтобы поддерживать общую идентичность сквозь границы

3. Модель оплаченного результата Заказчик исследования заранее указывает нужные результаты, а дело ученых лишь их аргументировано обосновать.

Функции экспертных сообществ, Характерные для каждой из трех сформулированных моделей В рамках модели «оплаченного результата» мы можем говорить лишь о символической функции, когда своим участием ученые или эксперты лишь легитимизируют уже принятое решение

В случае «линейно- автономной» модели реализуется прежде всего функция научного консультирования лиц, принимающих решения, то есть происходит сужение поля возможных решений, а также прогнозирование последствий тех или иных решений – инструментальная функция

Для модели «действенных оснований» Есть шанс для реализации инновационной (инновативной) функции, функции генерации и продвижения инноваций в поле публичной политики Возможно также формировании повестки дня для принятия политико- управленческих решений.

Функция гражданского активизма непосредственного соучастия в социальных или политических движениях и акциях в соответствии с концепцией публичной социологии американского социолога Майкла Буравого

«Социология – не просто наука об обществе но и наука, содержащая в себе понятие ответственности – как перед самим обществом, так и за его развитие независимо от того, что считает нужным делать с этим обществом государство или рынок

Эта ответственность заключается Не только в передаче знаний гражданским активистам (как это происходит в процедурах делиберативной демократии), но и в непосредственном участии социологов в митингах, забастовках, а если и потребуется – в акциях гражданского неповиновения

Условия реализации моделей 1. Уровень политического плюрализма Чем меньше в стране политического плюрализма, тем более вероятна реализация модели «оплаченного результата» При отсутствии реальной политической конкуренции у власть предержащих появляется ощущение, что они и так знают все необходимое для принятия политических решений.

По мере роста политического плюрализма растет вероятность реализации «линейно-автономной модели», по мере становления демократии участия, реализации практики governance («управление без управляющих») возникают условия и для модели «действенных оснований».

Второе условие - организационное, структурное наличие особого типа «пограничных структур» или структур - медиаторов, называемых «фабриками мысли» или «мозговыми центрами», в рамках которых и происходит прежде всего реализация функции генерации и продвижения инноваций в социальной и политических сферах

Третье условие определенный уровень кооперативной солидарности и разделяемых этических норм среди самого экспертного сообщества, наличие которых и делает его собственно «сообществом», а не собранием отдельных индивидов. Именно наличие таких общих норм и ценностей может служить препятствием для реализации модели «оплаченного результата».

Определим Фабрики мысли как Объединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки, Которые предусматривают их использование в общественной практике. В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики, Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий.

Фабрики мысли «Технические» ФМ «Идейно нагруженные» ФМ Есть миссия Миссии нет Контрак тные ФМ Клиент ские ФМ Консер ватив- ные ФМ Центры публич- ной политики Цель – развитие публичной политики Цель – закрытая политика Основного заказчика нет Основной заказчик есть

Кем производятся и где применяются политические знания? УНИВЕРСИТЕТСКАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (исследования политики) ПОЛИТИКИ: публичные политики (участвуют в осуществлении власти), чиновники, партийные функционеры ПОСРЕДНИКИ между политиками, общественными, корпоративными структурами и гражданами: лоббисты, специалисты по PR и др. ПОМОЩНИКИ, обслуживающие собственно политическую деятельность (советники, аналитики, политтехнологи и т.д.) ИДЕОЛОГИ НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ: сотрудники аналитических и информационных центров think-tanks и т.д. В Л А С Т Ь Г Р А Ж Д А Н С К О Е О Б Щ Е С Т В О

Акад. наука Прикл. наука НИОКР (эксперты) Практика Институты РАН, Вузы Полит. технологи Выбо- ры Гос. Органы НКО СМИ Телеполи- тологи Аналит. центры Центры публичной политики Граж дан- ское Обр азо вание Независимые Исследовательские центры

Благодарю за внимание