Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы Воронеж 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К.Г. Юнг Удивительный песок.
Advertisements

1 Песочная терапия Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок.
«Песочная страна» Группа «Светлячки» МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида 1 Подготовила: воспитатель Шибаева Виктория Владимировна.
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» СП «Детский сад 3 комбинированного вида» Педагог-психолог: Былкина Татьяна Геннадьевна.
Автор: Зайцева Елена Валерьевна воспитатель первой квалификационной категории.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МБДОУ Верх - Амонашенский детский сад Автор : воспитатель первой младшей группы Меликян И. А.
«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ» ПОДГОТОВИЛИ: ЛАЗАРЕВА М.М. РЖАКОВА Т.А.
Составила: учитель-логопед 1 кк Емельянова А. В..
Изобразительное творчество дошкольников Зачетная работа Головиной Елены Викторовны Куратор группы: Челак Е.Н.
Развитие мелкой моторики. « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев »
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант Выполнили: воспитатели МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Миннибаева Римма Ленаровна Подлесная Ирина Борисовна.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Учитель-логопед: О.А. Михайлова МДОУ детский сад 25 «Дюймовочка» 2012 г.
Развитие мелкой Моторики. Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 61» д/с 118 «Родничок» Якущенко Наталья Степановна IV Всероссийский.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя детского сада194 компенсирующего вида Саблиной Светланы Владимировны.
«Говорящие пальчики» Воспитатель Зимина Вероника Николаевна.
Игровые пособия и тренажёры кабинета психомоторной коррекции. ГБОУ СОШ 995.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В данном возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим: - разнообразными.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Подготовила: воспитатель МБДОУ ДСКВ 9 Асварова.
Песочная терапия – нетрадиционная форма взаимодействия с семьями воспитанников Сальникова Надежда Александровна – учитель – дефектолог высшей квалификационной.
Транксрипт:

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы Воронеж 2014

ЗАДАЧИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к само актуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к само принятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сенситивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя. Цель такой терапии не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Одной из актуальных проблем является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка», - писал К.Д. Ушинский Зачем детям рисовать песком Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение. Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства. Используя лоток с песком, вы с можете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. Некоторые рекомендации: - желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. - не надо помещать лоток в углу комнаты. - лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. - все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка. - песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито. - перед началом работы с песком дети должны мыть руки. Таковы гигиенические нормы. - после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Игры с песком начинаются с развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее холодное», «сухое мокрое», «твердое мягкое», «гладкое шершавое». Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Ощущение песка в руках расслабляет. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается. Специалисты говорят, что методика рисования песком даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы.

Играя в лотке с песком, дети совершенствуют свои навыки, получают удовольствие от экспериментирования, у них расслабляется мускулатура. Развитие социальных навыков Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы. Развитие восприятия Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности. Агрессивность и гиперактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе.

Способы рисования песком: 1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; 2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; 3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; 4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем; 5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; 6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; 7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; 8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; 9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все занятия проводятся в форме сказки и игры. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя. Перед началом занятия предлагаю детям познакомиться, поздороваться с песком. Упражнение «Здравствуй, песок! » Дети держат песок в ладошках и пересыпают его из одной руки в другую. Легко с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу; Дотрагиваются до песка всей ладошкой внутренней, затем тыльной стороной.

Если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце.

Упражнение «Необыкновенные следы» «Идут медвежата» ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Бегут жучки-паучки» ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. «Ползут змейки» ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Выровняйте равномерно по всей поверхности песок. Начните с несложных заданий. Например, попросите ребенка нарисовать горизонтальную и вертикальные линии.

Затем линии по диагонали: Волнистая линия как символ волны, а зигзаг - горы.

Вертикальную прямую линию можно провести как сверху вниз, так и снизу вверх. Горизонтальную прямую линию можно провести как слева направо, так и с право налево.