КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Речь. Функции речи Выполнила: Кабиденова Ф.К. Факультета:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Advertisements

Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Подготовила: директор МКОУ УМОЦ, учитель-логопед Григорьева Н.В. ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
М ОНИТОРИНГ ОБЛАСТЬ « КОММУНИКАЦИЯ» ( РАННИЙ ВОЗРАСТ )
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Речь. Виды речи.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Автор презентации студентка Камского института инженерных технологий группы ЗТБ-13 ЛОМАЕВА РАМЗИЯ АЗГАРОВНА 1 курса факультета Инженерных технологий Кафедра.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Тема: Полушария большого мозга Цель: -знакомство с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон коры полушарий. - научиться сравнивать.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Учитель-логопед: О.А. Михайлова МДОУ детский сад 25 «Дюймовочка» 2012 г.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Подготовил Голобородько Евгений.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
Структура, виды и формы речевой деятельности. это неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Между системой общей деятельности (например, познавательной,
Транксрипт:

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Речь. Функции речи Выполнила: Кабиденова Ф.К. Факультета: ОМ Группа: к Выполнила: Кабиденова Ф.К. Факультета: ОМ Группа: к

План: Введение Речь Виды речи Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков. Физиология речи Стадии развития речи Заключение Список литературы Введение Речь Виды речи Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков. Физиология речи Стадии развития речи Заключение Список литературы

ВВЕДЕНИЕ Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

ВИДЫ РЕЧИ В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываемыйый, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи. ВИДЫ РЕЧИ В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываемыйый, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя как подготовка к устной и письменной речи.

Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков. Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звука. Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга двигательный, слухавой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи. Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора. Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков. Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звука. Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга двигательный, слухавой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи. Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.

ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРАВОМ И ЛЕВОМ ПОЛУШАРИИ МОЗГА ТАКОЙ ВЫСО­ КОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК РЕЧЬ, ГЛУБОКО АСИМ­ МЕТРИЧНО. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ, ПРЕ­ИМУЩЕСТВЕННО, ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ. ТРИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ЗАДНЕЙ ВИСОЧНОЙ ОБЛАСТИ, НИЖНЕЙ ЦЕНТ­РАЛЬНОЙ ИЗВИЛИНЕ И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МОТОРНОЙ КОРЕ ЛЕВОГО ПОЛУ­ШАРИЯ, ДЕЙСТВУЮТ КАК ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕ­НИЯ КООПЕРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ИХ ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА РИС Рис Корковые пути, связывающие различные слуха- речевые зоны. 1 моторная кора, 2 зона Брока, 3 первичная слухавая кора, 4 зона Вернике, 5 угловая извилина, 6 первичная зрительная кора.

Физиология речи После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слухавой системе и в других «неслухавых» обра­зованиях мозга, она поступает в первичную слухавую кору. Однако, для понимания человеком смысла речи и выработки программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной ин­формации. Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слу­ ховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла посту­пившего сигнала слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, располо­женной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспе­чивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возник­новению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проекции мотор­ной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи и у глухих людей.

Физиология речи При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи афазии. Формы и проявления афазий различны: это нару­ шение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь. В таблице 17.4 суммированы данные о роли различных областей мозга в речевой функции. Эта таблица базируется на результатах оценки патологии речи (афазий) при повреждении разных зон мозга.

Таблица 17.4 Симптомы речевых нарушений при повреждении различных зон мозга Поврежденная область мозга СимптомыНазвание афазии Лобная доля левого полушария, третья лобня извилина зона Брока. Затруднения в произнесении слов. Понимание речи, чтение и письмо не нарушены. Больной осознает свой дефект. Афазия Брока Височная доля левого полушария, задняя часть первой височной извилины или зона Вернике. Затруднения в произнесении звуков и слов отсутствуют, речь беглая, но бессмысленная, содержит несуществующие слова, ритм, интонации, грамматические формы сохранены. Понимание речи, чтение и письмо сильно нарушены. Больной не осознает дефект. Афазия Вернике Нервные волокна, соединяющие третью лобную и заднюю часть височной извилины (зоны Брока и Вернике) Речь беглая, бессмысленная, повторе¬ние фразы затруднено. Сохранена некоторая способность к пониманию речи и чтению Проводниковая афазия Область между первичной слухавой корой и зоной Вернике Понимание устной речи нарушено. Устная речь и письмо не нарушены. Понимание письменной речи сохранено. Словесная глухота Угловая извилина место соединения височной, теменной и затылочной долей левого полушария. Неспособность назвать предметы, имя человека, нарушение памяти на слова в их связи с предметами. Анатомическая афазия (аномия-неспособность вспомнить слово и дать название предметам и явлениям). Обширное поражение левого полушария. Нарушение всех языковых функций. Глобальная афазия

Физиология речи Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, му­зыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым по­ лушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени отглагольными существительными, еще в мень­шей степени глаголами. Правое полушарие обеспечивает понима­ние эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса. Физиология речи Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого для опознания интонаций, транспортных и бытовых шумов, му­зыкальных мелодий. Восприятие и генерация звуков речи, а также более высокий уровень общей речевой активности, обеспечиваются левым полушарием, а улучшение выделения сигнала из шума правым. Правое полушарие не способно реализовывать команду для продуцирования речи, но оно обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Понимание речи, осуществляемое правым по­ лушарием, ограничено конкретными именами существительными, в меньшей степени отглагольными существительными, еще в мень­шей степени глаголами. Правое полушарие обеспечивает понима­ние эмоционального содержания интонаций, опознание по голосу, участвует в модуляции частот голоса.

Стадии развития речи Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в структуре и содержании современных языков разительны, в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух- трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно. Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,52,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трех-словные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро. После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавли­ваются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий. Речь - это действи­тельно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным про­блемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занима­ются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явле­ниями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Список литературы : html Александров Ю.И. Основы психофизиологии М.: Инфра – М, – 432 с. Годфруа Ж. Что такое психология Т –1, М.: Мир, – 496 с. Данилова Н.Н. Психофизиология М.: Аспект Пресс, – 373 с. Крутецкий В.А. Психология М.: Просвещение, – 352 с. Немов Р.С. Психология М.: Владос, – 688 с.