Дети с особенностями развития (старые проблемы «новой» школы) М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, Директор Института возрастной физиологии г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких детей с особенностями раннего развития Безруких М.М. д.б.н., профессор, академик РАО, директор.
Advertisements

Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких детей с особенностями раннего развития Безруких М.М. д.б.н., профессор, академик РАО, директор.
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
Дети с особенностями развития (старые проблемы «новой» школы) М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, Директор Института возрастной физиологии г.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Родительское собрание в 1 классе.
Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
«Методико – психологический спектр подходов в организации ситуации успеха на уроке в работе с учащимися умеренной степени нарушения интеллекта».
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Транксрипт:

Дети с особенностями развития (старые проблемы «новой» школы) М.М. Безруких д.б.н., профессор, академик РАО, Директор Института возрастной физиологии г. Сочи. 27 июня 2013 г. Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» tochkapsy.ru

Дети с СДВГ Дети с особенностями развития Медлительные дети Леворукие дети Одаренные дети

Школьные проблемы детей с особенностями развития Трудности в обучении (Учебные трудности) Проблемы коммуникации со взрослыми: - педагогами; - родителями. Проблемы поведения Проблемы здоровья: - физические; - психические. Проблемы социально- психологической адаптации Проблемы коммуникации со сверстниками Осложняют проблемы: -Школьные факторы риска; -Факторы семейного риска; -Социокультурные факторы риска.

СДВГ -невнимательность -импульсивность - гиперактивность МЕХАНИЗМЫ ММД Дисфункция нейромедиаторных систем Дисфункции разных участков мозга, ответственных за организацию процесса внимания Дисфункция моторных долей Дисфункция ретикулярной формации Несформированность (незрелость) регуляторных структур Дефицит неспецифической активации (РФ ствола мозга) Незрелость фронта-таламической системы ПРИЧИНЫ *Пре- и перинатальная патология *Патология беременности и родов *Генетическая обусловленность *Токсическая обусловленность (свинец, салицилаты, углеводы) ПРОЯВЛЕНИЯ *Нарушение организации деятельности *Речевые нарушения *Сенсомоторные нарушения *Нарушения восприятия *Несформированность навыков интеллектуальной деятельности «Мягкая» невротическая Симптоматика Школьные трудности Асоциальное поведение Причины, проявления и механизмы СДВГ 4- 40% % РФ

Информированность специалистов системы образования и родителей о СДВГ

Выделение факторов риска в развитии гиперактивных и не гиперактивных детей (количество детей, %) Обозначения: По оси X: 1– в возрасте до 1 года, 2 – в возрасте от 1 до 3 лет 3 – в возрасте 3 до 6 лет Количество детей,%

Оценочная шкала (вопросник для родителей) Появились ли у ребенка до 7 лет следующие особенности, наблюдались ли они более 6 месяцев: Cуетливые движения руками и ногами, или сидя на стуле извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости); С трудом остается на стуле при выполнении каких –либо заданий; Легко отвлекается на посторонние стимулы; С трудом ожидает очереди для вступления в игру; Отвечает на вопросы не подумав и раньше,чем вопрос будет закончен; С трудом выполняет инструкции других; С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях; Часто переключается от одного незаконченного дела к другому; Во время игр беспокоен; Часто чрезмерно разговорчив; В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»; Часто кажется, что не слышит, что сказано Ей или Ему; Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и т.д.) Игнорирует физическую опасность или возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»;

Оценочная шкала (вопросник) для учителей Беспокоен, извивается «как уж»; Беспокоен, не может оставаться на одном месте; Требования ребенка должны выполняться немедленно; Задевает (беспокоит) других детей; Возбудимый, импульсивный; Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий промежуток времени; Не заканчивает работу, которую начинает; Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя; Не учится (не старается учиться) Легко расстраивается (плаксив) (Кучма, Платонова, 1997)

Анкета диагностики СДВГ 9 симптомов невнимательности: 1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе и других делах. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, при выполнении школьных заданий, домашней работы). 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например: игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

6 симптомов гиперактивности: 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства). 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикреплен мотор». 6. Часто бывает болтливым. 3 симптома импульсивности: 1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор).

Подтипы (субтипы) СДВГ 1. с преобладанием невнимательности (наличие симптомов невнимательности и отсутствие выраженных симптомов гиперактивности и импульсивности); 2. с преобладанием гиперактивности (наличие симптомов гиперактивности/импульсивности и отсутствие выраженных симптомов невнимательности); 3. комбинированных (наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности).

Школьные трудности детей с СДВГ Комплексные трудности письма Комплексные трудности чтения Комплексные трудности математики Трудности выполнения контрольных и самостоятельных работ Трудности быстрого ответа с места и у доски Организация внимания Нарушение произвольной организации деятельности

Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Зрительно-пространственное восприятие Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Зрительно-пространственное восприятие Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)

Родители Непонимание Неадекватные претензии Неадекватные советы и требования Педагоги, воспитатели Неадекватные реакции Неадекватные методы Неадекватные требования Дети с СДВГ Низкая самооценка Повышенная утомляемость Низкая работоспособность Низкая учебная мотивация Трудности в обучении письму и чтению Нарушение взаимопонимания Повышенная тревожность Обиды, страхи Ситуация развития детей с СДВГ

Правила работы с гиперактивными детьми 1. Не допустимы (никогда, даже в критический ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть ненавижу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых) бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать. 2. Не рекомендуется разговаривать с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от боле важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»). 3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, стоит отложить все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность. 4. Во время любого разговора необходимо помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение. 5. Разговаривая с ребенком, необходимо задавать вопросы, требующие пространного ответа. 6. Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывать, что интересно и важно то, что он говорит. 7. Необходимо серьезно реагировать на просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться, ограничиваться коротким «нет» и стоит объяснить, почему невозможно можете выполнить просьбу ребенка. Неловкую ситуацию создают условия для выполнения просьбы «будешь делать ты – сделаю я».

Медлительность - Медлительность - индивидуальная особенность организации любой деятельности, в том числе интеллектуальной Постоянная - Проявляется всегда во всех видах деятельности; - Связана с особенностями организации нервных процессов; - Усиливается при: напряжении и утомлении; несформированной деятельности; неадекватных требованиях, сложной задаче Ситуативная - Проявляется время от времени или в отдельных видах деятельности; - Связана с: функциональным состоянием (напряжение, утомление); несформированностью деятельности; неадекватностью требований, трудностью выполнения Медлительность

Школьные трудности медлительных детей Комплексные трудности письма - нарушения почерка; - пропуски букв, замены, не дописывание; - неиспользование правил; - Фрагментарность выполнения заданий Комплексные трудности чтения - медленное нарастание скорости чтения; - фрагментарность восприятия; - трудности выделения главной мысли; - трудности пересказа. Трудности переключения с одного вида деятельности на другой Трудности ответа с места и у доски Трудности выполнения контрольных работ Трудности усиливают: - стресс от ограничения времени; - неадекватные требования.

Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Зрительно-пространственное восприятие Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Зрительно-пространственное восприятие Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)

Правила работы с медлительными детьми 1. Не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности. 2. Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. 3. При быстрой работе будет страдать качество. 4. Оценивать не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению. 5. На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения. 6. Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). 7. Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. трудны для медлительного ребенка. 8. Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность. 9. Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками. 10. Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.

Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье медлительных детей Ш Ф Р Здоровье - физическое - психическое - психологическое Ф С Р стресс ограничения времени: несоответствие методик обучения; неадекватные требования перегрузки - напряжение; - повышенная утомляемость; - повышенная тревожность; - частая заболеваемость; - неврозоподобные расстройства; - нарушение социально- психологической адаптации; - снижение учебной мотивации стресс ограничения времени; дополнительные нагрузки (перегрузки); жесткие требования родителей; нерациональный режим.

Типы (варианты) леворукости 1. Генетический (3-11 %) Праворукие родители вероятность леворукого ребенка 2-6,3% 1 пр., 1 лев. 17% Оба родителя леворукие 46-50% 2. Патологический (компенсаторный) 5-10% Множественные факторы риска в пре- и перинатальном развитии ребенка. 3. Вынужденный (травматический ) – единичные случаи. 4. Социально-средовой – единичные случаи. 5. Комплексный (комбинированный) – сочетание генетических и средовых, компенсаторных и средовых факторов.

Современные представления о генезе леворукости модели авторы, годы Генетические модели Генетические модели (sinistrality) (sinistrality) Двирский, 1976; Слотвинский, Сысойкин, 1987; Levy, 1974; Gordon, 1983; Levy, Nagylaki, 1972; Annet, 1972; McManus, 1985; Bryden, 1995 Патологические модели Патологические модели (pathological) (pathological) различные повреждения (дисфункции) мозга, различные повреждения (дисфункции) мозга, химические и генетические нарушения мозга химические и генетические нарушения мозга Geschwind et. al., 1982; Geschwind 1987; Satz et. al., 1985; Bradshow-McAnulty et.al., 1984; Corballis, Morgan, 1978; Чуприков, 1985, 1987; Капустин, 1924; Bakan, 1971, 1977; Москвин, Котилевский, 1987; Smart et. al., 1980; Введенский, 1982; Badian, 1983; Coren, 1995; Биологические модели Биологические модели асимметрия внутриутробного развития, связанная с асимметричным расположением плода в матке; асимметрия внутриутробного развития, связанная с асимметричным расположением плода в матке; эмбриональный эффект с действием гормона эмбриональный эффект с действием гормона тестостерона; тестостерона; асимметрия моторных областей коры; асимметрия моторных областей коры; асимметрия нейрохимических процессов разных асимметрия нейрохимических процессов разных отделах мозга; отделах мозга; асимметрия нервного контроля мышечной асимметрия нервного контроля мышечной активности. активности. Previc, 1991 Geschwind, Behan, 1982; Geschwind, Galaburda, 1985 Hammond, 2001; Bennet, Lemon, 1996 Генотип-культурные модели Генотип-культурные модели Laland et al., 1995; Равич-Щербо с соавт., 1999; Геодакян, 1997, 1998; Социо-культурные и экологические Социо-культурные и экологические модели модели Chapman et.al., 1987; Collins, 1970; Porac, Coren, Searleman, 1987; Peters, 1986, 1988; Satz, 1988; Leiber, Axelrod, 1981; Безруких, Князева, 1994; Denenberg et. al., 1991, Дубров, 1995 Некоторые авторы признают наличие разных групп леворуких людей, имеющих разный генез (Безруких, 1992; Чуприков, 1985; Segalowitz, 1983; Семенович, 1991; Осипенко, 1996).

Отягощенный анамнез как фактор возникновения леворукости Факторы риска Авторы Неблагоприятное протекание беременности ( токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша, возраст матери на период беременности ) Неблагоприятное протекание беременности ( токсикоз первой и второй половины беременности, резус-конфликт, угроза выкидыша, возраст матери на период беременности ) Патология родов ( травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов, асфиксия в родах, кесарево сечение, недоношенность, роды на дому, стремительные или затяжные роды ) Патология родов ( травматичное родовспоможение в виде выдавливания плода, наложения щипцов, асфиксия в родах, кесарево сечение, недоношенность, роды на дому, стремительные или затяжные роды ) Нарушение раннего развития Нарушение раннего развития Тяжелые заболевания в раннем развитии Тяжелые заболевания в раннем развитии Травмы Травмы Операции Операции Доброхотова, Брагина, 1994; Brackenbridge, 1981; Строганова с соавт., 2003; Дунайкин, 2001; Kieler et. al., 2001; Москвин, Котилевский, 1987; Безруких, Ефимова, 1991; Bakan, 1977; Smart et. al., 1980; Введенский, 1982; Badian, 1983; Coren, 1995; Bradshow-McAnulty et. al., 1984; Ефимова, Лосева, 1987; Громбах, 1988; Волкова, 2003; Русова, 1998; Ляпидевский, 2000; Манелис, 2001; Bradshow-McAnulty et. al., 1984

Мифы о леворукости и леворуких людях 1. Леворукие люди особенные Имеют очень высокие когнитивные способности, гениальные, талантливые, творческие, эмоциональные и т.п. Неполноценные, тупые, неловкие, психи со сниженным интеллектом Леворукость - индивидуальный вариант нормы, индивидуальные различия внутри группы леворуких не менее выражены, чем внутри группы праворуких. 2. Леворукие = правополушарные У леворуких (так же как у праворуких людей в организацию разных видов деятельности включается и правое и левое полушарие. Степень включения разных зон коры разных полушарий зависят от новизны, трудности задачи действия, сформированности навыка и т.п.

Комплексное изучение развития познавательной деятельности мальчиков 6-7 лет Группы исследуемых детей (n=200) Праворукие дети Леворукие дети Дети без выраженных факторов риска в раннем развитии Дети с выраженными факторами риска в раннем развитии Дети без выраженных факторов риска в раннем развитии и с семейной леворукостью (генетически закрепленный вариант) Дети с выраженными факторами риска в раннем развитии и без семейной леворукости (компенсаторный вариант) анализ пре- и постнатального развития на этапах до 1 года, от года до трех лет, от трех до пяти лет по специально разработанным анкетам (Безруких М.М., 1998) и на основании глубокого интервью с родителями; анализ пре- и постнатального развития на этапах до 1 года, от года до трех лет, от трех до пяти лет по специально разработанным анкетам (Безруких М.М., 1998) и на основании глубокого интервью с родителями; методика определения мануальной асимметрии (Князева М.Г., Вильдавский В.Ю., 1987); методика определения мануальной асимметрии (Князева М.Г., Вильдавский В.Ю., 1987); методика комплексного психофизиологического обследования (Безруких М.М., 1994); методика комплексного психофизиологического обследования (Безруких М.М., 1994); интеллектуальный тест Векслера для детей (Wechler Intelligence Scale for Children, WISC) в модификации Панасюка А.Ю. (1973); интеллектуальный тест Векслера для детей (Wechler Intelligence Scale for Children, WISC) в модификации Панасюка А.Ю. (1973); нейропсихологическое исследование, разработанное Лурия А.Р. и адаптированное Симерницкой Э.Г. (1991). нейропсихологическое исследование, разработанное Лурия А.Р. и адаптированное Симерницкой Э.Г. (1991). Методы и методики исследования

Сформированность (в%) познавательных функций у праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет ; - мальчики без факторов риска в раннем развитии; ; - мальчики с факторами риска в раннем развитии; - достоверность различий между мальчиками без факторов риска в раннем развитии; # - достоверность различий между мальчиками с факторами риска в раннем развитии. зрительно-моторные координации слухо-моторные координации зрительно-пространственное восприятие

Показатели интеллектуального развития праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет П Л ВИП * # * НИП П Л # * ОИП П Л * # - праворукие мальчики без ФР; - праворукие мальчики с ФР; - леворукие мальчики без ФР; - леворукие мальчики с ФР;

праворукие леворукие Значимость фактора отягощенного анамнеза на все исследуемые показатели у праворуких и леворуких мальчиков 6-7 лет (применение дисперсионного анализа ANOVA, p0,01) Отягощенный анамнез Зрительный гнозис Мелкая моторика Память слуховая Пространствен- ный праксис Память зрительная Осведомленность Понятливость Арифметика Недостающие детали Речевое развитие Понятливость Недостающие детали Рисунок Тейлора Отягощенный анамнез Речевое развитие Мелкая моторика Память слуховая Память зрительная Организация деятельности Зрительно- пространственное восприятие Зрительно-моторные координации Слухо-моторные координации Динамический праксис Стереогноз Лабиринты ВИП ОИП Моторная функция речи

Негативное влияние переучивания на состояние леворуких детей Астенический невроз; Невроз навязчивых состояний; Невротический энурез; Невротическое заикание; Невротические тики; Интерические неврозы (истерическая слепота, глухота и т.п.) Невротические проявления: нарушение сна навязчивые движения нарушение аппетита повышенная возбудимость головные боли (боли в животе) двигательное беспокойство страхи вялость, заторможенность

Многозначность понятия «одаренность» 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности…; 2. Общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5.Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. (Краткий психологический словарь, 1985, с. 216)

Факторы развития одаренности - Биологические (генетические); - Социальные (общие); - Социально-личностные (среда, окружение); - Образовательные.

Виды (типы) одаренности Интеллектуальная Творческая общая; математическая; музыкальная; художественная; спортивная (психомоторная); научно – исследовательская; практическая; лидерская.

Особенности одаренных детей, определяющие школьные проблемы Несоответствие высоких интеллектуальных возможностей и задач обучения; Несоответствие стиля познавательной деятельности и стиля обучения; Неравномерность познавательных способностей; Десинхронизация интеллектуального и психомоторного развития; Перфекционизм; Высокая мотивация достижений при низкой способности сопротивления (преодоления) неудач; Высокая эмоциональность; Повышенная тревожность, неуверенность;

Проблемы саморегуляции и самооценки; Импульсивность, дефицит внимания; Нарушения организации деятельности; Независимость, не конформность, открытая конфронтация; Десинхронизация интеллектуального и социального развития. Осложняют школьные проблемы: не стимулирующее обучение, отсутствие индивидуального подхода; давление взрослых (педагогов и родителей); давление, отвержение сверстников; школьные стрессы, связанные с ситуацией ограничения времени; проблемы формирования базовых учебных навыков (письма, чтения, счета).

Спасибо за внимание! г. Москва, Институт возрастной физиологии Российской академии образования тел: (499)