+ Подходы в организации проектно - исследовательской деятельности школьников Сергеева В. С., к. п. н., зам. руководителя методического отдела издательства Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник»
+ Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху Образование для жизни Образование через всю жизнь XX век XXI век Все богатство науки и культуры в современное школьное образование вместить невозможно!!!
+ Что делать ?
+ Компетентность - Способность решать конкретные практические задачи Работать с разнообразными источниками информации Владеть способами определения достоверности информации Уметь находить информацию Уметь препарировать (анализировать) информацию
+ TIMSS PISA PIRLS и др. Фундаментальные знания – первые места (хорошие предметные знания) Прикладные умения, умения применять знания на практике – ниже средних результатов (не учим применять знания в жизни) Международные исследования качества школьного образования
+
+ Проект – как форма организации деятельности учащихся Не является принципиально новым методом в мировой практике 20- е годы в США – Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик – метод проектов 1905 г – в России – С. Т. Шацкий – идея свободного воспитания 1931 г. – запрет на метод проектов ЦЛ ВКП ( б ) – из - за резкого снижения успеваемости ( нет компетентных педагогов, нет технологии обучения методу, нет системности, нет взаимосвязи проектов )
+ Метод проектов сегодня – компонент системы образования Способствует успешной социализации детей – в специально созданной информационной среде учатся самостоятельно ориентироваться в той или иной проблеме Создает возможность реализации системно - деятельностного подхода к обучению ( требование ФГОС ) Обеспечивает собственную траекторию обучения и самообучения – позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс Формирует способность работать в коллективе ( коллективное целеполагание, планирование, распределение ролей, координация своих действий )
+ Треугольник проекта Конкретная цель и показатели ее достижения ( нет цели – нет проекта ) Каждый проект уникален Типовые проекты ( малые признаки уникальности ) Нетиповые проекты ( одноразовые проекты с высокой уникальностью ) Разовый характер ( нет повторяющихся действий …) Ограниченность по времени – конечность сроков выполнения – фиксированное начало и / или фиксированный конец. Ограниченность ресурсов ( существует определенный бюджет проекта – материальные, технические, финансовые, человеческие ресурсы ) Цель Время Ресурсы Качество Основные признаки проекта
+ Основа метода проектов Развитие познавательных интересов Умение самостоятельно конструировать свои знания Умение ориентироваться в информационном пространстве Проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта Развитие критического мышления
+ Виды проектов Информационные ( сбор информации ) – требует четко продуманной структуры Исследовательские – структура совпадает со структурой реального научного исследования Практико - ориентированные проекты – ориентация на социальные интересы самих участников Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности Приключенческо - игровые проекты – результаты не могут быть заранее точно предсказаны из - за высокой степени импровизации и творчества участников
+ Формулировать цели своей деятельности Получать конкретные результаты деятельности Показывать, предъявлять результаты своей деятельности Аргументировать целесообразность своих действий и предлагаемых решений Уметь вступать в коммуникацию Работать в группе Уметь распределять функционал в группе Проектно - исследовательская деятельность :
+ Подходы к организации проектно - исследовательской деятельности в перспективной начальной и основной школе в урочной деятельности во внеурочной деятельности Интеграция урочной и внеурочной деятельности по разработке проектов в конкурсном и олимпиадном движении ( в очных, заочных, дистанционных )
+
+
+ 5 класс – уже дети прошли 4 года под ФГОС, они подготовлены Понятия не подвергать вульгаризации Линейная структура подачи материала (Сдадут ли ОГЭ?) Параграф посвящен умения работать с учебником. В чем развитие? В нач. школе нет научных методов познания.
+ Рисунок как научная иллюстрация
+ Макроснимки, рентгенография, снимки с электронного микроскопа, компьютерное моделирование Задача: научить детей различать эти иллюстрации
+ Задания: В каких случаях целесообразно использовать те или иные снимки на практике
+ Задания на закрепление: Репродукция не всегда плохо!!!
+ Информативная функция Баланс между научностью и доступностью Актуальные знания Современные знания Интересные примеры (пример: какими методами пользуются ученые?)
+ Ссылки на Интернет - источники
+ Управляющая функция