Введение – визитная карточка исследовательской работы
Введение – визитная карточка работы - содержит обзор работы, позволяющий получить общее представление об исследуемой проблеме; не должно превышать 1-2 страницы машинописного текста, иллюстрации не помещают. Актуальность выбранной темы. Четко сформулированная цель работы и поставленные задачи. Формулировка объекта и предмета исследования. Гипотеза. Методы исследования. Литературный обзор. Значимость и ценность полученных результатов.
Возникает, когда есть противоречие, между потребностями и возможностями, необходимость в чем-либо. Задает ракурс рассмотрения темы; является основной для всей работы. Может быть сформулирована в виде нерешенного вопроса, проблемной ситуации. Должна быть отражена в формулировке цели. Должна быть выполнима, ее решение должно принести реальную пользу. Проблема – что надо изучать – граница между знанием и незнанием Примеры: 1.Проблема: Экологическое состояние Поволжья. 2. В работе «Татуировки: вчера, сегодня, завтра» проблема: противоречие между широким распространением среди современной молодежи татуировок и ее негативными последствиями для здоровья.
оригинальной – необходим эффект неожиданности, необычности, м.б. два названия: теоретическое и творческое; Формулировка темы – как это назвать Тема должна быть: интересной для исследователя, востребована в будущем; конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления (5-8 слов); Тема 1: «Знаки зодиака» Тема 2: «Знаки зодиака и характерологические особенности личности» Когда звонят колокола… (Особенности инфразвукового звучания колоколов) Не верь глазам своим (Ошибочные доказательства в математике). может содержать спорный момент. Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности.
Примеры тем исследовательских работ: Экологическое состояние Поволжья на примере загрязнения речки N тяжелыми металлами. Исследование зависимости глубины следа человека от почвы, формы обуви и других факторов. Зависимость скорости подъема мыльных пузырей от температуры окружающей среды, от пены. Тепловые потери кабинета физики. Определение содержания воды в мокром снеге. Оценка качества среды на пришкольной территории с помощью биоиндикатора березы повислой. Карельский шунгит и оздоровление организма. Исследование качества бутилированной воды, поступающей в розничную сеть г. Петрозаводска. Влияние магнитного поля на всхожесть растений.
Оценка темы с точки зрения современности и социальной значимости. Тема должна отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Актуальность – почему именно эту проблему нужно изучать в настоящее время Тема: «Проблемы развития и становления рыночной экономики в России» Актуальность: «материальный рост граждан России зависит от экономики нашей страны, от экономического роста, от того, какие реформы принимаются для его увеличения…»
Решение вопроса: Зачем я собираюсь делать эту работу? (т.е., то, ради чего и начиналось данное исследование). Чаще всего является изучение определенных явлений. Формулируется с отглагольного существительного: изучение…, обоснование…, доказательство…, разработка…, описание…, установление…, выявление…, анализ…, сравнение…. Может быть исследовательской или проектной. Формулировка цели – какой результат предполагается получить Исследовательская: Определить уровень загрязненности речки N, установить причину загрязнений. Проектная: Привлечение общественного внимания к проблемам загрязнения окружающей среды. Для того, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным. Сенека
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (цель – одна, задач – несколько). Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Их формулировка тесно связана со структурой исследования. Отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально Пример: определение мест для отбора проб, анализ содержания тяжелых металлов в пробах методом X, сравнение результатов с литературными данными и т.д.
Гипотеза (с древнегреч. hypothesis) – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Гипотеза – это предположение, предвидение событий, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Не должна быть очевидной (Пр: «Выбросы выхлопных газов отрицательно влияют на окружающую среду»). В ней не должно быть НЕнаучных понятий (Пр: «вредные вещества»). Может быть несколько вариантов, из которых потом выбирается один. Предположим, допустим…, возможно…, что, если…, «если…, то», «при условии, что…». Гипотеза – что не очевидно в объекте
Почему самолет оставляет в небе след? Допустим, потому, что он разрезает небо… Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути… Что, если это послание инопланетянам… Гипотеза – что не очевидно в объекте Пример: Главный вклад в загрязнение речки N вносят выхлопные газы, попадающие в район речки с федеральной автотрассы Y.
Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. ЧТО рассматривается? ОБЩЕЕ Объект и предмет исследования Предмет – это то, что находится в границах объекта. КАК рассматривается? ЧАСТНОЕ Определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направляй свое основное внимание.
Пример 1: Тема: «Неблагоприятное влияние свинца на окружающую среду» Объект: влияние свинца на окружающую среду. Предмет: условия и факторы влияния свинца на окружающую среду, живую природу Объект и предмет исследования Пример 2: Тема: «Отбор детей для занятий волейболом (на примере ДЮСШ 2 г. Медвежьегорска)» Объект: Учебно-тренировочный процесс в группе начальной подготовки в ДЮСШ 2 города Медвежьегорска. Предмет: Методика проведения отбора юных спортсменов для занятий волейболом.
Служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной в работе цели. Описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью; сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция; математические методы обработки и представления полученных данных. Методы –как и что исследовали
Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Показывает знакомство автора с сущностью вопроса и позволяет не повторять то, что было сделано другими. Должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично, или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме
Описание структурных элементов работы: введение количество глав заключение список литературы приложение. Структура работы
Используемые ресурсы: Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2006/07 уч. Году: информационные материалы / сост.: О.Б.Рогова, А.А.Рогов, Е.А.Клюкина. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, – 159 с.: ил. ( с.47-55; ) Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков, Т.В.Иванникова, И.С.Мартынова, Л.В.Зуева./Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, – 272 с. – («Электив»).