Курс «Современные методы социологических исследований», 2015 © Пузанова Ж.В. Контент-анализ в социологических исследованиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контент-анализ. (от англ. contens содержание) метод качественно-количественного анализа содержания текстов с целью выявления или измерения различных фактов.
Advertisements

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ. Структура лекции История возникновения контент- анализа Сущность метода Контент-анализ в историческом познании.
Медианализ и медиапланирование Лекция 2. Медиамониторинг и его продукты 1.Продукты медиамониторинга 2.Количественный анализ 3.Искажение информации в СМИ.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. План лекции 1. Понятие абсолютных показателей 1. Понятие абсолютных показателей 2. Понятие относительных.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Понятие абсолютных показателей Выражают размеры (объемы) явлений и процессов Выражают размеры (объемы)
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Тема 8. Математические методы исследования явлений культуры. Рекомендуемая литература: 1.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
Общественное мнение ПР 1.Общественность и её мнение 2.Суть общественного мнения 3.Установка и общественное мнение 4.Изучение общественного мнения 5.Типы.
LOGO Add your company slogan Контент-анализ как метод социолингвистического исследования средств массовой информации Кафедра русского языкознания и коммуникативных.
Лекция 8. Абсолютные и относительные показатели. Литература Общая теория статистики. Любое издание Общая теория статистики. Любое издание Мазур Л.Н. Методы.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Относительные статистические величины Лекция 3. относительные величины это обобщающие показатели, выражающие меру количественных соотношений, присущих.
Относительные статистические величины Лекция 3. относительные величины это обобщающие показатели, выражающие меру количественных соотношений, присущих.
Транксрипт:

Курс «Современные методы социологических исследований», 2015 © Пузанова Ж.В. Контент-анализ в социологических исследованиях

Контент-анализ = стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Г. Лассуэлл 1927 г. «Техника пропаганды в первой мировой войне»: социальные модели поведения, которыми манипулирует пропаганда воюющих стран (газеты, журналы, бюллетени, проповеди…): «мы» защищаемся, «враг» – коварный агрессор; «враг» разрушил райское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; «мы» победим, «враг» будет уничтожен Англия: доводы гуманности Германия: великая германская культура, нуждающаяся в защите «менты» («mention») – упоминания, слово – «символ», «знак» - единица анализа

Г. Лассуэлл (2-ая мировая война): насколько совпадают публикуемые материалы с тезисами немецкой пропаганды частота появления про- и антиамериканских, британских и немецких тем в информационном источнике определение политической линии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание морального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии Верховный Суд США - решения о закрытии некоторых изданий (газета «Истинный американец»)

Б. Берельсон: расовая дискриминация в США (1946 г. совместно с Сальтером) Объект анализа - короткие рассказы из 8 наиболее популярных американских изданий ( гг.) Категории анализа: нац. принадлежность героя, роль- положение, вид изображения (с симп., без симп.) …. Подача героев разной национальности (в % ко всем упоминаниям каждой национальности) Характеристики героев«Истинные» американцы Англосаксы и североевропейцы Прочие Главные герои Роли, вызов. симпатию Высший соц.-эк. статус Высшая моральная позиция

Структура национальных групп (в % ко всему населению и к числу действ. лиц) Национальные группы Структура факт. населения Действующие лица Евреи 3,61,2 Афроамериканцы 9,81,9 Др.национальности 17,62,8 Англо-сакс. и норд. происхождения 8,83,3 Американцы 60,290,8 А.Шай: ведущие амер.газеты и журналы ( гг.) – только иллюстрации – главная фигура иллюстрации (уровень профессиональной подготовки героя) Статусафроамериканцыбелые в жизни на фотов жизни на фото Больше, чем квалифицированные рабочие и служащие Квалифицированные Неквалифицированные

Б. Берелсон «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (нач. 50-х гг) - фундаментальное описание контент-анализа (виды, критерии, единицы к.-а.) Л.Левенталь – подборка биографий в изданиях «Saterday Evening Post» и «Collirs» (рейтинг внимания к представителям разных кругов): Политики Бизнесмены / предприниматели Развлечения (шоу-бизнес) М.Шпигельман, К.Тервиллингер, Ф.Феринг (1950): комиксы (тираж 17 млн. + 9 млн. – около 60 млн.читателей): Высший слой – стремление к гуманным целям Средний – к целям эгоистическим Низший – к личным удовольствиям (наслаждениям) Женщины – добрые дела, благополучная семейная жизнь, романтическая любовь Мужчины – стремление к власти (любовь очень низко( Соотношение между симп./не сим. героями 3:1 (М), 5:1 (Ж) 81% - юмор.комиксы, 56 % - город, 50 % - звери (антропоморфны), М в 2 раза чаще, чем Ж

Требования к «документам» («текстам») для контент-анализа исследуемое содержание (текст) должно позволять использовать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой (принцип статистической значимости). E.g.: сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия)

Этапы проведения контент-анализа !!! Необходим материальный носитель информации Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: тип источника, тип сообщений, сопоставимый размер… Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. Выборка: репрезентативная или целевая (в зависимости от цели, доступности, массовости) *Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет текстов.

Основные процедуры контент-анализа: 3. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. 4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. 5. Процедура подсчета 6. Интерпретация полученных результатов

Категории анализа = ключевые понятия (смысловые единицы) имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования, должны быть: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызовали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Исследовательские инструменты Программа классификатор контент-анализа, протокол итогов анализа = бланк контент-анализа, регистрационная карточка или кодировальная матрица, инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета каталог (список) проанализированных документов.

Классификатор контент-анализа = общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее задача – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа Протокол (бланк) контент-анализа содержит: 1) сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); 2) итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и категорий анализа).

Классификатор контент-анализа (на примере брачных объявлений) – фрагмент (пример) Единицы анализа Индикаторы (единицы счета) Качества «жены»«люблю готовить», «вкусно готовлю», «заботливая», «хороший друг», «умею создавать уют», «домашний труд не в тягость»… Качества характера«мягкая», «спокойная», «веселая», «жизнерадостна», «ровная в общении», «доброжелательная», «скромная», «добра»… Увлечения в свободное время «люблю ходить в походы», «люблю путешествовать», «обожаю театр», «ценю поэзию», «увлекаюсь игрой на гитаре»… Хар-ки уровня мат. и жил. обеспечен. «материально независимая», «в жилплощади не нуждаюсь», «рассчитываю на улучшение жилищных условий», «материально обеспечена» … Внешние данные«выгляжу соответственно возрасту», «полная», «внешность приятная», «небольшого роста», «склонна к полноте», «обаятельная»…

Пример регистрационной карточки Категории Подкатегории Частота упоминания абсолют., раз Частота упоминания относит., % 1 Категория (национальность) 01 подкатегория (кавказцы) подкатегория (русские) подкатегория (чеченцы) 2561 Итого:47100 Наиболее употребительны такие единицы счета, как: объем внимания: время-пространство / (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте; частота их появления (интенсивность)

Пример регистрационной карточки Признак Текст 123nΣn А+ В++ С++... n Σn Простые способы измерения: удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы:

Матрица случайностей Ч.Осгуда Реальное совпадение Ожидаемое совпадение АВСnΣn А-0,150,02 В0,05-0,06 С0,080, n- Σn- Выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Напр., единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: Р АВ = Р А Рв=0,3 0,5 = 0,15. В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05.

Специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса (с) для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов: где: f число положительных оценок; п число отрицательных оценок; r объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t общий объем анализируемого текста. в случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле:

Количественный контент-анализ (содержательный) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Качественный контент-анализ (структурный): исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится (способе презентации сообщения)

Для описания и сравнения особенностей речевого поведения росс. политиков - несколько параметров: Индекс многословия (лаконичности) - это средний объем ответа политика на один вопрос интервьюера Индекс речевого лидерства для текстов интервью получается простым суммированием величин двух второстепенных параметров: индекса тематической новизны (постоянное введение собственных новых тем, а не простое следование темам беседы, которые предлагаются другими участниками) и индекса оценки вопросов (постоянное стремление оценивать высказывания партнеров и словесно выражать свои оценки) способность к коммуникативному сотрудничеству

Способность к коммуникативному сотрудничеству (т.е. налаживанию и поддержанию продуктивного взаимодействия в процессе беседы: складывается из четырех составляющих : + переформулирование в ответе вопроса партнера (журналиста) с уточнением; + повторы в ответе слов и выражений, содержащихся в формулировке вопроса (вопрос: "Почему? Разве вы сделали ему (Ельцину) что-то плохое?" Ответ: "Нет, ничего плохого я ему не делал и никогда не сделаю.); + словесное выражение в ответе согласия с формулировкой или содержанием вопроса (вопрос: «Насколько затронул экономику Москвы нынешний финансовый кризис?» Ответ: "Конечно, он ее затронул"; или вопрос: "И вы считаете, что нам удастся здесь найти общий язык с США?" Ответ: "Да, я считаю что мы сможем выйти на взаимоприемлемые формулировки"). - антонимическое переформулирование вопроса (например, вопрос: "Тем не менее на прошлых выборах, наверное, не столько Ельцин выиграл у Зюганова, сколько проиграл Зюганов как человек, олицетворяющий скомпрометированную коммунистическую идею?" Ответ: "Ну, во-первых, никто не победил. Все проиграли...". Или вопрос: "Что же будет весной?" Ответ: "Ничего не будет, просто жрать будет нечего и топить нечем" и т.п.) наиболее дипломатичный и тактичный политик (Е.Примаков)

6 типов контент-анализа (Р.Мертон) в зависимости от целей и объекта: Объем внимания (подсчет символов) Анализ отношения: положительное, отрицательное, нейтральное (критерии? + общий контекст) модальность сообщения: разрешение («разрешено», «допустимо»), запрет («нельзя допустить»), долженствование («обязан», «должен», «святой долг»), желательность («следовало бы», «хорошо было бы» «имело бы смысл», побуждение к действию («надо освоить», «давайте подумаем вместе») характер сообщения (прямой/косвенный): «по мнению…»

6 типов контент-анализа (продолж.) Анализ по элементам (фотографии к статьям, песни в радиопрограмме, сцены в фильме…) Тематический анализ материалов (определение всего многообразия, явных/скрытых, выделение крупных классов) Структурный анализ (направлен на анализ взаимоотношения различных тем) – редко (пропаганд. компании) Ориентированный на изучение взаимоотношений различного рода материалов с целью достижения единой цели – редко (пропаганда)

Контент-анализ советской прессы Ну и что с того, что внутри пустой, зато какой блеск! Придут из ОБХСС, скажи, что все это золотая рыбка подарила… Думаешь, легко мне эта дубленка досталась? Пришлось кое-кому горло перегрызть