Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1.место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4.связь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Феномен развития в богословии Теология и История.
Advertisements

Неведомый Бог для особенно набожных. 16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. 17 Итак он рассуждал в синагоге.
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1.место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4.связь.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
СЛЕДУЙТЕ КУРСОМ, КОТОРЫЙ ПРОЛОЖИЛ КАПИТАН 1-е Тимофею 1:12-20.
Христианство как одна из основных мировых религий Автор: Васильев Антон.
ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ Послание Колоссянам 2-я глава.
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Иисус Христос. Иисус Христос Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение.
1Кор13 глава. Проблемы Коринфской церкви 1Кор.1 гл. – разделения, споры ("я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин") 1Кор.2 гл. – учение основанное на человеческой.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Счастье в браке – возможно ли оно? Взгляд на брак с православной точки зрения.
Транксрипт:

Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1. место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4. связь с написанием курсовых и квалификационных работ

Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI) 1. История богословского образования 2. История теологии 3. Основы теологии 4. Введение в теологию 5. Методика научного исследования (3 курс) 6. Междисциплинарные проблемы в теологии (4 курс)

содержание курса Вводное занятие 1. Откровение. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение 2. Предание. 3. Богопознание: источники богословия, пути познания 4. Акты богословского познания 5. Богословский метод: проблема интерпретации, роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки 6. Фактор развития в богословии: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке 7. Структура богословия: ее направления и деление на дисциплины. Место богословия в системе научного знания 8. Богословие и философия (христианская метафизика) 9. Богословие и культура 10. Богословие и Церковь; богословие и современность Зачет

НАЧАЛА БОГОСЛОВИЯ I. Откровение. – Типы откровения. II. Предание. – Предание и Писание. Писание. Литургия. III. Богопознание – в традиции – в чувственной сотворенной природе. Познание Бога через самопознание.

нетварный мир τ θεα _________________________________ умопостигаемое τ νοητά чувственное τ ασθητά

аналогия веры – аналогия природы «…вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного по благодати Божией (Πστις μν ον στι συγκατθεσις δικριτος τν κουσθντων ν πληροφορ τς ληθεας τν κηρυχθντων Θεο χριτι); такую веру показал Авраам, о котором засвидетельствовано, что не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим 4. 20–21) Basilius. Prologus VIII De fide Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан 1 Кор 13:9-12

τξις θεολογας «не все вдруг высказывая, и не все до конца скрывая; ибо первое неосторожно, а последнее безбожно; и одним можно поразить чужих, а другим отчуждать своих» «У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как сам Он говорил, ученики… не могли тогда носите (Ин ), и что по сему самому скрывал Он от них. И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (π το πνεματος νδημσαντος, сравни: Ин )…» Gregorius Nazianzenus. Oratio –26

I. ОТКРОВЕНИЕ Божественное естественное физическая природа мира духовная природа разумных существ

1 Евр 1:1-2 Πολυμερς κα πολυτρπως πλαι θες λαλσας τος πατρσιν ν τος προφταις π' σχτου τν μερν τοτων λλησεν μν ν υ, ν θηκεν κληρονμον πντων, δι' ο κα ποησεν τος ανας Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил

ОТКРОВЕНИЕ ПРЕДАНИЕ Писание Литургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

1 Кор 15:1-5 κα παρελβετε, ν κα στκατε, δι' ο κα σζεσθε, τνι λγ εηγγελισμην μν ε κατχετε, κτς ε μ εκ πιστεσατε. παρδωκα γρ μν ν πρτοις, κα παρλαβον Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

II. ПРЕДАНИE

Св. Филарет. Пространный христианский катехизис (о св. предании и св. писании) «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды»

Тридентский собор …veritatem et disciplinam contineri in libris scriptis, et sine scripto traditionibus «истина и каноны содержатся в записанных книгах и устных преданиях» Декрет о канонических книгах священного Писания // Denzinger, 783

II Ватиканский собор Sacra traditio et sacra scriptura unum verbi Dei sacrum depositum constituunt ecclesiae commissum Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви Догматическая конституция о Божественном Откровении Dei Verbum, 10

В.Н. Лосский. «Предание и предания» «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или произнесенными словами, литургическими изображениями или же иными символами, если все то – различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину… Оно не есть Истина, но сообщение Духа Истины, вне Которого нельзя познать Истину… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви – жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей сиянии, а не в естественном свете человеческого разума»

Й.А. Мёлер. «Единство в Церкви, или принцип соборности…» «Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в Церкви со всем тем, что оно в себя включает… Церковь, Писание и Предание совпадают и существуют вместе»

Ярослав Пеликан. Христианская традиция. Возникновение кафолической традиции (100 – 600). Т. 1. М., «Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это мертвая вера живых»

Св. Василий. Слово 24 «Господь научил, пишет Василий Великий, Апостолы проповедали, Святые Отцы сохранили, мученики засвидетельствовали»

Св. Ириней. Против ересей «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение»

III. Естественное богопознание (cр. естественное откровение) природа душа сотворенного мира человеческая («открытая книга»)(«зеркало»)

И. Кант. Критика практического разума. Заключение Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне

Рим 1:20 …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… …τ γρ ρατα ατο π κτσεως κσμου τος ποιμασιν νοομενα καθορται, τε διος ατο δναμις κα θειτης…

Ориген. На Быт 3.20 «При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (γρμματα) для тех, кто умеет читать божественные знаки (τ σημεα το Θεο)»

Афанасий. На язычников «Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по буквам можно уразуметь Творца»...τς κτσεως σπερ γρμμασι δι τς τξεως κα ρμονας τν αυτς δεσπτην κα ποιητν σημαινοσης κα βοσης

Прп. Антоний (по Евагрию) «книга моя это природа сотворенных вещей (τ μν βιβλον φσις τν γεγοντων στ), и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать божественные мысли (τος λγους το Θεο)»

«письмена открытой книги природы» ργανργειαι δυνμεις

1 Кор 13:9-10, 12 (см. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… теперь мы видим как бы в зеркале, гадательно, тогда же лицом к лицу

Климент Александрийский. Строматы «…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале, узнавая в его отражении себя и одновременно усматривая в присущем нам божественном [образе] творческую первопричину, как она есть… Ибо таковы по нашей немощи наши представления об истине, что наше воображение усматривает видимое через отражение в воде или в прозрачных и блестящих предметах».

Григорий Неокесарийский (об Оригене). Похвальное слово 11 «…в действительности, божественная и человеческая добродетель одна и та же, так что душа, когда прилагает усилия увидеть самое себя как в зеркале (σπερ ν κατπτρ), видит и божественный разум, и если оказывается достойной такого взаимообщения, то в самой себе видит и находит некий неизреченный путь такого обожествления»

Григорий Нисский. О блаженствах 6 «достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе усматривает первообраз: Божество или отблески Божества, которые суть чистота, святость, простота; в них виден сам Бог»

IV. АКТЫ БОГОСЛОВСКОГО ПОЗНАНИЯ 1. познание и совершенство 2. ступени познания

Свт. Дионисий Ареопагит и ап. Иаков, брат Господень. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон г.

познание – спасение Πντα γρ τ θεα, κα σα μν κπφανται, τας μετοχας μναις γινσκεται. Ατ δ, πο ποτε στι κατ τν οκεαν ρχν κα δρυσιν, πρ νον στι κα πσαν οσαν κα γνσιν. Οον, ε τν περοσιον κρυφιτητα θεν ζων οσαν φς λγον νομσαιμεν, οδν τερον νοομεν τς ες μς ξ ατς προαγομνας δυνμεις κθεωτικς οσιοποιος ζωογνους σοφοδρους Corpus Areopagiticum. De Divinis nominibus II. 7 Ведь все Божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности. А каково оно в своем начале и основании - это выше ума, выше всякой сущности к познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверх существенную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое, как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость

Σκοπς ον εραρχας στν πρς θεν ς φικτν φομοωσς τε κα νωσις ατν χουσα πσης ερς πιστμης τε κα νεργεας καθηγεμνα κα πρς τν ατο θειοττην επρπειαν κλινς μν ρν ς δυνατν δ ποτυπομενος κα τος αυτο θιαστας γλματα θεα τελν σοπτρα διειδστατα κα κηλδωτα, δεκτικ τς ρχιφτου κα θεαρχικς κτνος κα τς μν νδιδομνης αγλης ερς ποπληρομενα, τατην δ αθις φθνως ες τ ξς ναλμποντα κατ τος θεαρχικος θεσμος De coelesti hierarchia, 3. 2 Итак, цель иерархии - уподобление по мере возможности Богу и соединение с Ним, Его имея наставником всякого священного знания и действия, неуклонно взирая на Его божественнейшее благолепие и по мере сил запечатлевая Его и делая своих участников божественными подобиями, прозрачнейшими и чистыми зеркалами, приемлющими светоначальный и богоначальный луч и, священно преисполняясь даруемым светом, щедро затем изливающими его на других, согласно богоначальным установлениям

«La doctrine du Pseudo-Denys est commandée par le double problème de la connaissance de Dieu et de la divinisation: une divinisation qui est, de soi, connaissance de Dieu; et réciproquement, une connaissance de Dieu par elle-même divinisante » René Roques // Denys lAréopagite. La Hiérarchie Céleste. SC 58 bis. P. XIX-XX

ступени познания и совершенства τελε ωσις φωτισμός κ θαρσις

τ θεολογικά - θεολογία τ φυσικά - φυσιολογία τ θικά - θικ

θεολογα φυσιολογα θική

Ο πλατνας δι τς καθαρτητος τν καρδαν ατο, νοσει τος το Θεο λγους, τος τε πρακτικος, κα τος σοφιστικος, κα τος θεολογικος· πσα γρ κατ τν Γραφν πραγματεα, τμνεται τριχς, ες θικν κα φυσικν κα θεολογικν Расширивший сердце свое через очищение уразумеет глаголы Божии: практические, софистические и теологические, ибо все евангельское учение делится на три части –– на этику, физику и богословие Origenes. Exp. in Prov. // PG. T. 17. Col

Как известно трилогия состоит из трех книг: Книги притч, Екклезиаста, Песни песней. Их чтение выстраивается динамически, поступательно. Книга притч содержит в себе предписания элементарной этики. Она почти насквозь выстроена в виде парных противопоставлений: призвание праведника и предостережение грешника, например: праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее (Прит 2:21–22). Екклезиаст представляет собой трагическое разочарование в бесцельности существования мира, бессмысленности человеческой мудрости. И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: мудрого глаза его в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех (Еккл 2:13–14). Все есть суета и томление духа! Содержание Екклезиаста опрокидывает элементарную мораль книги Притч, оно лишает смысла естественную добродетель. Однако на этом чтение не останавливается и, стало быть, движение читающего продолжается. Следующая за этим книга Песнь песней возводит на недосягаемую ступень богообщения. Именно так и только так эта книга всегда толковалась как метафорическое изображение брака человеческой души с Богом, Церкви со Христом.

«Естественное украшение (κλλος) для разумных существ это разум (λγος), украшение же разуму ясное понимание (σνεσις) разумных существ в соответствии с [их] логосом (κατ τν λγον), а украшение пониманию истинное обладание (ξις) по причине совершенства (κατ τν ρετν) вместе с логосом [и самими] разумными существами, в свою очередь украшением этому обладанию становится неложное созерцание (πλανς θεωρα), завершением которому служит достижение мудрости (σοφα), как обретение более ясного понимания, подобное в действительности разуму, достигшему совершенства в естестве (λγος τυγχνουσα κατ φσιν τετελεσμνος), что и есть чистый ум (νος καθαρς), стяжавший немыслимое состояние благодаря соединению с Первопричиной…» Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium, Prol.

«Итак, поскольку природа ( φσις) сотворенных существ содержит в себе духовные логосы Премудрости и способы должного поведения (τρπους γωγς στεας), естественным образом (φυσικς) посеянные в ней Творцом, постольку всякий ум, разумеется, украшенный добродетелью и ведением (ρετ κα γνσει)… имеет в своем подчинении все творение… Любомудрый ум, достигший совершенства в делании и созерцании, может быть весь прославлен как мыслью, так и жизнью (κατ λγον κα βον πρξες τε κα θεωρας τελειωθντα)» Quaestiones ad Thalassium, 51

V. БОГОСЛОВСКИЙ МЕТОД 1. метод субальтернации 2. метод отнесенности 3. метод герменевтического соотнесения 4. метод корреляции 5. трансцендентальный метод

1. метод субальтернации «Рациональная работа никогда не должна терять из виду контакт, как технический, так и духовный, со своими принципами и всякий раз возводить к ним свои выводы не только для того, чтобы соответствовать обоснованности в этих процедурах редукции и резолюции, из которых и состоит наука, но чтобы извлекать из них глубинный смысл и превыше-естественное значение в свете этих принципов» Chenu M.-D. Lа théologie comme science au XIII siècle. Pairs, P. 77.

Мари-Доменик Шеню, ОР ( )

2. метод отнесенности «…Моей идеей, моим вопросом… нужно признать идею отнесенности. Отнесенности всего к Царству Божьему как откровению и содержанию христианства. Новая жизнь начинается с этой отнесенности и в ней исполняется. Грех христиан это ограниченность кругозора, это нарушение, пресечение отнесенности, пресечение ее идолами и идолопоклонством. Причем глубина и новизна этого греха в том, что идолом тут становится нечто, в сущности своей выросшее из и для отнесенности: Церковь, богослужение, богословие, благочестие, сама… религия… Церковь есть отнесенность; только для того, чтобы мы знали, к чему все отнесено, что являет истину обо всем, чем мы по-настоящему живем, она и существует. И как только она становится одной из составных частей мира (Церковь, государство, культура, этика e tutti quanti), как только перестает относить, и это значит являть, этим явлением судить, обращать и претворять, она сама становится идолом. С этого начинается и к этому должно приводить любое учение о Церкви» Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, С. 372–373.

протопресви- тер Александр Шмеман ( )

3. метод герменевтического соотнесения …научный богословский метод это «соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции… он может иметь применение как вовнутрь, так и вовне теологии» Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии С. 93–101

Пауль Тиллих ( )

4. метод корреляции метод корреляции в трех значениях: логическая корреляция между религиозными символами и тем, что они обозначают; корреляция между понятиями человека и Божества; корреляция между экзистенциальной озабоченностью человека и предметом его заботы Тиллих П. Систематическое богословие. СПб.: Алетейя, С. 70–76.

Бернар Лонерган ( )

5. трансцендентальный метод «трансцендентальный метод – это базовый паттерн операций, осуществляемых в любом познавательном начинании… «он есть нормативный паттерн повторяющихся и взаимосвязанных операций, приносящих кумулятивные и прогрессирующие результаты «операции: видение, слышание, осязание, обоняние, ощущение вкуса, воображение, понимание, концентрирование, формулирование, рефлексия, досмотр и взвешивание свидетельств, суждение, обдумывание, оценка, принятие решений, говорение, писание он соотносится с требованиями и возможностями самого человеческого сознания. Такая соотнесенность является одновременно фундирующей и универсально значимой, релевантной» Лонерган Б. Метод в теологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, С. 18, 29.

Богословский метод устанавливает соответствие между богословским высказыванием и его предметом; он осуществляет соединение различных, порой весьма далеко друг от друга отстоящих богословских высказываний, утверждений, концепций; богословских предметов, локусов и дискурсов; богословского знания, опыта и его применения, обеспечивая их нерушимую связь и нерастрожимость

Три разновидности богословского метода: 1)метод библейской герменевтики 2)метод святоотеческой герменевтики 3)метод церковно-исторической герменевтики Три взаимосвязанных операции: 1)структурно-семантический анализ, выявляющий знаки и их взаимодействие с исследователем 2)экзегетический анализ (истолкование) 3)собственно богословское соотнесение (выявление сотериологического смысла)

VI. Фактор развития в богословии Теология и История

«история говорит о становлении; теология же имеет дело с бытием» «бытие в становлении»

библиография Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. L., 1845 Pelikan J. Development of Christian Doctrine: Some Historical Prolegomena. L., 1969 Tixeront J. Histoire des dogmes dans lAntiquité chrétienne. P., T. 1

Катанский А. Л. Об историческом изложении догматов // Христианское чтение Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви (в связи с вопросом о соединении Церквей) М., 1886 Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 6 (50). С. 9–23 ( df) df

вероучение догмат доктрина богословие исповедание учение вера

Дж. Г. Ньюмен ( ) догматика = богословие стало быть, развитие необходимо

А. Гарнак Wesen des Christentums – Евангелие и апостольский век Unwesentlichkeit des Christentums Demolierung des Christentums

А. Луази raison – foi богословие = догматика «Хотя догматы божественны по своему происхождению и сути, они являются человеческими по своей структуре и строению... Разум непрестанно задает вере вопросы; традиционные формулировки подлежат постоянной работе по их интерпретации»

А.Л. Катанский «Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу все даны человеческому сознанию отвне в предании Христовом и апостольском» «…формальная, изменяемая до того времени (до принятия постановлений Вселенских Соборов. П.М.) сторона догмата, получала с этих пор характер неизменяемости, догматизации на все века»

В.С. Соловьев «догмат Христа, во плоти пришедшего, умершего и воскресшего. В этом догмате… заключаются и все прочие истины этого Откровения, которые и выводятся из него по мере надобности учительною властью Церкви» «Задача церковного вероучительства состояла не в открытии новых истин, а в новом раскрытии одной и той же первоначальной истины»

Феофил Антиохийский (Ad Autolycum II, 15) Ωσατως κα α τρες μραι πρ τν φωστρων γεγονυαι τποι εσν τς τριδος, το θεο κα το λγου ατο κα τς σοφας ατο. τετρτ δ τπ στν νθρωπος προσδες το φωτς, να θες, λγος, σοφα, νθρωπος. δι τοτο κα τετρτ μρ γενθησαν φωστρες Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости. А четвертый день образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день.

1 Кор 15:1-5 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

Ж. Тиксерон «История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы христианской мысли с первоначальными данными Откровения, благодаря которой она все полнее овладевает ими, их проясняет, обосновывает, развивает и сводит в согласованную, гармоничную и продуманную систему, не изменяя при этом их сущности… и не подменяя вероучительной основы»

Pelikan J. The Christian Tradition: A History оf the Development of Doctrine. Chicago, 1971–1989. Vol. 1–5. Рус. пер.: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., Т. 1; М., Т. 2 «Вероучение это то, во что верят, чему учат и что исповедуют» «Даже догмат о Троице не оставался совершенно неизменным после его принятия и уяснения... Это значит, что, развиваясь от того, во что верили, к тому, чему учили, и, возможно, даже к тому, что исповедовали, вероучение постепенно становилось частью сокровищницы веры»

«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии (profectus habebitur religionis)? Всеконечно должно быть и притом весьма большо … Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры (profectus sit ille fidei, non permutatio). Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершенствуется в самом себе, а перемена в том, когда что- нибудь перестает быть тем, чем оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость (intellegentia, scientia, sapientia) как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде (genere), то есть в одном и том же учении (in eodem scilicet dogmate), в одном и том же смысле (sensu), в одном и том же понятии (sententia) Vincentius Lerinens. Communitorium 23 (Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина // О Священном Предании Церкви. СПб., С. 76–80)

…То есть пусть оно (учение христианской религии christianae religionis dogma) с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается; но при этом оно должно оставаться неповрежденным и неиспорченным… сверх этого да не будет в нем никакой перемены (permutationis), да не утрачивает оно никакого качества (proprietatis), да не терпит оно никакой разности в определении (definitionis) … украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы (illa caelestis philosophiae dogmata) небесного любомудрия позволительно; но изменять, уродовать, искажать их непозволительно. Пусть их истолковывают, поясняют, точнее определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество (plenitudinem, integritatem, proprietatem) должны оставаться неизменными: это необходимо

… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присваивает, но со всем тщанием заботится единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в старину предначертано и основано, то искусно довершать и отделывать, если что изъяснено уже и истолковано, то укреплять, подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то сохранять»

«…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к Богу посредством любви, нежели считая себя много знающими и очень опытными оказываться хулителями своего Бога, сочиняя себе другого Бога Отца… гораздо лучше, если кто-либо ничего не зная, не постигая ни одной причины, почему какая-либо из сотворенных вещей создана, верует в Бога и пребывает в любви к нему, чем, надмеваясь таким знанием, отпадает от любви, которая животворит человека; лучше если он не гонится ни за каким другим знанием, кроме знания Иисуса Христа Сына Божия, распятого за нас (cр. 1 Кор 15), чем через хитрые вопросы и тонкие речи впадать в нечестие» Irenaeus. Adv. haereses II 26. 1

«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться, кроме древней веры (πστις); но как веруем, так и креститься, как крестимся, так и славословить (δοξολογεν). Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из священного Писания, и избегать в этом нововведения (καινοτομα), потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали (o γρ ν τ φευρσει τν προσηγοριν σωτηρα μν, λλ' ν τ γιε περ τς Θετητος ες ν πεπιστεκαμεν μολογ)» Basilius. Письмо к комиту Магнениану (Ер. 175)

«То понятие о Боге (ννοιαν περ Θεο), которое я приобрел с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне (αξηθεσαν), потому с раскрытием разума (ν τ το λγου συμπληρσει) не менял я одного на другое, но усовершенствовал ими преподанные мне начала (τς παραδοθεσας… ρχς τελεωσα). Как возрастающее семя, хотя из малого делается большим, однако же само в себе остается тем же (τατ δ στιν αυτ), не изменяясь в роде, но усовершаясь через возрастание (κατ' αξησιν τελειομενον). Так, думаю, и во мне тот же разум возрастал по мере моего преспеяния (τν ατν λγον δι τς προκοπς ηξσθαι) и не заменен теперешним бывший в начале» «кроме того, что, как заметил я, в словах моих усматривается некоторое возрастание, по мере моего преспеяния, и это не изменение чего-либо худшего в лучшее, но следствие возрастающего знания, восполнение недостающего» Basilius Caesariensis. Epistula

πίστις это первоначальное состояние души, уже достаточное для спасения γνσις известное совершенство разумения, даруемое немногим, прилагающим к тому специальные и немалые усилия рrofectus Викентия προκοπή / αξησις Василия развитие сферы познания и, тем самым, умножается познаваемое

«Насколько всякий святой больше преуспевает в Священном Писании, настолько же и Писание приобретает в нем (tanto haec eadem scriptura sacra proficit apud eum)… Божественное Слово возрастает вместе с читающим (Divina eloquia cum legente crescent), поскольку всякий настолько глубоко постигает его смысл, насколько оно глубоко в него проникает» Иез 1:19: «…когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса» Gregorius Magnus. Homiliae in Ezechieliem I. 7, 8

τξις θεολογας «не все вдруг высказывая, и не все до конца скрывая; ибо первое неосторожно, а последнее безбожно; и одним можно поразить чужих, а другим отчуждать своих» «У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как сам Он говорил, ученики… не могли тогда носите (Ин ), и что по сему самому скрывал Он от них. И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом (π το πνεματος νδημσαντος, сравни: Ин )…» Gregorius Nazianzenus. Oratio –26

1 Кор 11:2 Επαιν δ μς τι πντα μου μμνησθε κα καθς παρδωκα μν τς παραδσεις κατχετε Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам

2 Фес 2:15 ρα ον, δελφο, στκετε, κα κρατετε τς παραδσεις ς διδχθητε ετε δι λγου ετε δι' πιστολς μν Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим

1 Кор 15:1-5 Γνωρζω δ μν, δελφο, τ εαγγλιον εηγγελισμην μν, κα παρελβετε, ν κα στκατε, δι' ο κα σζεσθε, τνι λγ εηγγελισμην μν ε κατχετε, κτς ε μ εκ πιστεσατε. παρδωκα γρ μν ν πρτοις, κα παρλαβον, τι Χριστς πθανεν πρ τν μαρτιν μν κατ τς γραφς, κα τι τφη, κα τι γγερται τ μρ τ τρτ κατ τς γραφς κα τι φθη Κηφ, ετα τος δδεκα Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

VII. СТРУКТУРА БОГОСЛОВИЯ СИСТЕМА БОГОСЛОВСКИХ ДИСЦИПЛИН

θεολογα (Троица, Бог в Своем существе и Лицах) οκονομα (божественное домостроительство, космология, христология, экклезиология, эсхатология)

икономия – теология Gregorius Nazianzenus. Oratio Τατ μοι περ Θεο πεφιλοσοφσθω τανν. Οδ γρ πρ τατα καιρς, τι μ θεολογα τ προκεμενον μν, λλ' οκονομα. Θεο δ ταν επω, λγω Πατρς, κα Υο, κα γου Πνεματος Ср. Orat …φρε, τος τς θεολογας δη προσβμεν λγοις, προστησμενοι το λγου τν πατρα, κα τν υν, κα τ πνεμα τ γιον, περ ν λγος, στε τν μν εδοκεν, τν δ συνεργεν, τ δ μπνεν… Ср. Orat τ μν ψηλτερα πρσαγε τ θετητι… τ δ ταπειντερα τ συνθτ… κα γινσκς, τς μν φσεως λγος, τς δ λγος οκονομας

догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая – теология – физика – этика

типы построения богословского текста / учения дедуктивный метод Θεός τ νθρ ώπινα τ θικ индуктивный метод θεολογα φυσιολογα θική

Бог – мир – Церковь (1–14) Περ θεο (15–25) Περ κτσεως (26–42) Περ νθρπου (43–81) Περ οκονομας (82–98) Περ νμου θεο (99–100) Περ ναστσεως Joannes Damascenus. Expositio fidei

Πσα δ πραγματεα ν τρισ ββλοις ναγγραπται· κα τοτων μν πρτη σγκειται φ' ν μλιστα προσκοι Χριστιανος τν ρχν ε ποιεσθαι, π Θεο, τν τριαδικν μονδα φωτζουσαν κ προοιμων μς. Η δ δευτρα, περ συστσεως κα καταστσεως τν νθρωπνων πραγμτων φησν· δ τρτη, δως τ περ ρετς κα κακας περιεληφεν Все изложение составлено в трех книгах, из которых первая содержит то, с чего более всего подобает христианам всегда начинать свое изложение –– с Бога, с троической единицы, просвещающей нас сначала; вторая –– повествует о составе и установлении человеческих предметов; третья, наконец, собственно обнимает предметы, связанные с добродетелью и пороком Joannes Damascenus. Sacra parallela // PG T. 95. Col. 1041

(1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6) человек и грехопадение (7–8) теодицея (9–14) природы во Христе (15–17) необходимость Боговоплощения (18–32) предыстория и смысл Боговоплощения (33–36) таинство Крещения (37) таинство Причастия (38–40) изложение веры (πίστις) и условия ее принятия Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna

этика – физика – теология Χριστιανισμς στι δγμα το Σωτρος μν Χριστο κ πρακτικς κα φυσικς κα θεολογικς συνεστς Евагрий. Practicus Prol. 1 Πρας μν πρακτικς γπη· γνσεως δ θεολογα· ρχα δ κατρων πστις κα φυσικ θεωρα Евагрий. Practicus 84

св. Григорий Нисский «О надписании псалмов» 5-я (Пс ) - соединение с Богом 4-я (Пс ) - презрение ко всему земному и просвещению божественным светом 3-я (Пс 72-88) - созерцание небесного 2-я (Пс 41-71) - жажда Бога 1-я часть (Пс 1-40) - отвращение от порока и обращению к добродетели

универсум богословского знания θεολογα триадология христология пневматология οκονομα космология христология экклезиология эсхатология

классификация церковно-научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв. позитивная теология спекулятивная теология практическая теология

наброски классификации церковно- научных дисциплин в православии научное богословие опытное богословие

«theologische Enzyclopädie» (XVIII-XIX) библейская Т. систематическая Т. историческая Т. патристическая Т. практическая Т. философская Т. основная Т. нравственная Т.

историческая Т. Dogmengeschichte historical Theology histoire théologique (cf. Histoire des Dogmes) пατερική θεολογία (cf. Patristic Theology) история вероучения

loci theologici 1) Священное Писание 2) предание Христово 3) предание апостолов 4) авторитет Церкви 5) церковные Соборы 6) авторитет святых Отцов (патристика) 7) авторитет богословов (схоластика) 8) естественный разум (рациональность) 9) философские доктрины 10) история Мельхиор Кано ( )

Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher ( ) 1811 – Kurze Darstellung des theologischen Studiums Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher 1799 – «Речи о религии» 1811 – «Краткое изложение богословских наук»

«Церковное сознание требует знания искомой целостности во всяком ее состоянии, а целостность исторична и может быть постигнута лишь как плод прошлого; и такое понимание во всем его объеме есть ИТ в широком смысле слова» (S. 14) Примечание: «Современность не может быть опознана в свете последующего будущего без понимания того, как оно развилось из прошлого»

богословские исследования ФТ ИТ ПТ (§§ 32–68) (§§ 69–256) (§§ 257–338) экзегетикакульт апологетикаистория гомилетика полемика статистика катехетика душепопечение

опорная библиография Наследие Святых Отцов в XX веке. Итоги исследований / сост., ред. П.Б. Михайлов. М.: ПСТГУ, 2010, 2013² Pelikan J. Historical Theology. Continuity and change in Christian doctrine. London, 1971 Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. I–V. Chicago, 1971–1983 (рус. пер. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. I–II. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007, 2009) McGrath A.E. Historical Theology. An Introduction to the History of Christian Thought. Oxford: Blackwell, 1998 Fédou M. Les Pères de lEglise et la théologie chrétienne. Paris, 2013

VIII. БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ (христианская метафизика)

Место и значение философии (от НЗ до Дамаскина; Средние века – Новое время) Александрийская школа – положительная роль – полемика с философами Поздняя Византия – византийские неоплатоники – постановления Синодика

βλπετε μ τις μς σται συλαγωγν δι τς φιλοσοφας κα κενς πτης κατ τν παρδοσιν τν νθρπων, κατ τ στοιχεα το κσμου κα ο κατ Χριστν Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно Кол 2:8-9

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (σοφίαν); а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (μωρίαν), для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу (δύναμιν) и Божию премудрость (σοφίαν); потому что немудрое (μωρόν) Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков 1 Кор 1:22-25

В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: `что хочет сказать этот суеслов?', а другие: `кажется, он проповедует о чужих божествах', потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Деян 17:16-34

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.

Иоанн Дамаскин о философии Философия есть познание сущего как такового Ф. есть познание вещей божественных и человеческих, т.е. видимого и невидимого Ф. есть помышление о смерти произвольной и естественной… Ф. есть уподобление Богу… Ф. есть искусство искусств и наука наук Ф. есть любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Поэтому истинная ф. есть любовь к Богу

Средние века philosophia ancilla theologiae (Ц. Бароний) НОВОЕ ВРЕМЯ – ПРОСВЕЩЕНИЕ спор факультетов XIX-XXI философская теология конфессиональная философия

Александрийская школа - положительная роль философии (- полемика с философами)

Gregorius Thaumaturgus. In Origenem oratio panegyrica / ed. H. Crouzel SC 148 Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica VI // Sources Chrétiennes / ed. G. Bardy. 41 (1955). P Pamphilus. Apologia pro Origene. Turnhout Brepols, 2005

…твое дарованіе можетъ сдѣлать тебя совершеннымъ римскимъ юристомъ и эллинскимъ философомъ тѣхъ школъ, которыя считаются знаменитыми. Но я желалъ бы, чтобы ты воспользовался всею силою своего прирожденнаго дарованія въ послѣдней цѣли для христіанства; ради этого я хотѣлъ бы, чтобы ты по возможности взялъ и изъ философіи Эллиновъ то, что можетъ служить для христіанства какъ бы общеобразовательными науками или пропедевтикой, и изъ геометріи и астрономіи то, что можетъ быть полезнымъ для изъясненія священныхъ писаній, чтобы то, что сыны философовъ утверждаютъ относительно геометріи, музыки, грамматики и риторики и астрономіи, какъ вспомогательныхъ для философіи, мы могли сказать и о самой философіи по отношенію къ христіанству. Можетъ быть, на нѣчто въ такомъ родѣ намекаетъ написанное въ книгѣ Исходъ отъ лица Божія, чтобы повелѣно было сынамъ Израилевымъ просить у сосѣдей и у живущихъ съ ними сосуды серебряные и золотые и одежды (Исх. 11, 2; 12, 35), чтобы, обобравши Египтянъ, они получили матеріалъ для изготовленія взятаго на служеніе Богу. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу 1-2

Οτς με πρτος κα μνος κα τν Ελλνων φιλοσοφαν φιλοσοφεν προτρψατο, τος θεσι τος δοις ατο κα το περ θν κοσ κα νασχσθαι λγου πεσας… In Origenem oratio panegyrica 11 Этотъ мужъ былъ первый и единственный, который склонилъ меня заняться также изученіемъ эллинской философіи, убѣдивши меня своимъ собственнымъ образомъ жизни и выслушать его рѣчь ο правилахъ жизни и внимательно слѣдовать ей…

Οτος δ με πρτος κα τος λγοις φιλοσοφεν προτρψατο, τος ργοις φθσας τν δι λγων προτροπν· οκ παγγλλων μνον ματα μεμελετημνα, λλ' οδ λγειν ξιν, ε μ σν ελικρινε τ γνμ κα πρξαι τ ερημνα γωνιουμν τοτο ποιο, τοιοτον αυτν παρασχσθαι πειρμενος, οον τ λγοις διξεισι τν καλς βιωσμενον, κα παρδειγμα μν, βουλμην επ, κθμενος σοφο… Α онъ былъ первый, который и словами побуждалъ меня къ занятію философіей, упреждая дѣлами побужденіе посредствомъ словъ; онъ не сообщалъ только заученныхъ изреченій, но не считалъ достойнымъ даже и говорить, если бы не дѣлалъ этого съ чистымъ намѣреніемъ и стремленіемъ осуществить сказанное; и скорѣе онъ старался показать себя такимъ, какимъ въ своихъ рѣчахъ изображалъ того, кто намѣренъ жить надлежащимъ образомъ

Τ γρ ν διον εη ψυχς τερον, τ δ οτως ξιον, τ πιμλεσθαι αυτς, οκ ξω βλπουσαν οδ' λλοτριοπραγοσαν οδ συνελντα επεν δικοσαν αυτν τν χειρστην δικαν, λλ' νδον πρς αυτν πεστραμμνην, ατν αυτ ποδιδοσαν κα δικαιοπραγοσαν; Οτως μν δκαια πρττειν, ε δε λγειν, ναγκζων παδευε· φρονεν δ πλιν οχ ττον τ πρς αυτν εναι κα αυτος γινσκειν θλειν τε κα πειρσθαι· τοτο δ τ ριστον φιλοσοφας ργον, δ κα δαιμνων τ μαντικωττ νατθεται ς πνσοφον πρσταγμα, τ· Γνθι σαυτν Ибо что иное было бы [въ большей степени] собственнымъ для души, чтó было бы такъ достойно ея, какъ заботиться ο самой себѣ, когда она не вовнѣ обращена и не чужими дѣлами занимается и, кратко сказать, не причиняетъ самой себѣ ни малѣйшей несправедливости, но обращена внутрь къ самой себѣ, возвращаетъ себя самой себѣ и (такимъ образомъ] поступаетъ справедливо. Такъ онъ воспитывалъ меня, принуждая, если такъ можно сказать, исполнять требованія справедливости. Съ другой стороны, онъ не менѣе училъ быть благоразумнымъ, именно, чтобы душа моя была обращена къ самой себѣ и чтобы я желалъ и стремился познать самого себя. Это дѣйствительно самая прекрасная задача философіи, которая именно приписана и преимущественнѣйшему изъ пророческихъ духовъ, какъ мудрѣйшее повелѣніе:п о з н а й с а м о г о с е б я

Τ δ εναι ντως ργον φρονσεως, κα τατην εναι τν θεαν φρνησιν καλς τος παλαιος λγεται· τν ατν ντως οσαν θεο κα νθρπου ρετν, ατς τς ψυχς αυτν σπερ ν κατπτρ ρν μελετσης κα τν θεον νον, ε ξα γνοιτο τς κοινωνας τσδε, ν α κατοπτριζομνης δν τε πρρητν τινα τατης ποθεσεως ξιχνευομνης Α что это дѣйствительно задача благоразумія и что это есть божественное благоразуміе, правильно сказано древними, такъ какъ въ дѣйствительности божественная и человѣческая добродѣтель одна и та же, поскольку душа упражняется въ томъ, чтобы видѣть себя самое какъ бы въ зеркалѣ, и отражаетъ въ себѣ божественный умъ, если оказывается достойною этого общенія, и [такимъ образомъ] отыскиваетъ нѣкоторый неизреченный путь къ этому обоженію

2 Кор 3:15-18 λλ' ως σμερον νκα ν ναγινσκηται Μωϋσς κλυμμα π τν καρδαν ατν κεται· νκα δ ν πιστρψ πρς κριον, περιαιρεται τ κλυμμα. δ κριος τ πνεμ στιν· ο δ τ πνεμα κυρου, λευθερα. μες δ πντες νακεκαλυμμν προσπ τν δξαν κυρου κατοπτριζμενοι τν ατν εκνα μεταμορφομεθα π δξης ες δξαν, καθπερ π κυρου πνεματος Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа

Ермий апологет (II в.) Irrisio gentilium philosophorum / Διασυρμς τν ξω φιλοσόφων («Осмеяние языческих философов») Предметы спора: 1) душа человеческая (ψυχή), 2) видимый мир, 3) Бог δοκε γάρ μοι τν ρχν εληφέναι π τς τν γγέλων ποστασίας. δι ν ατίαν οτε σύμφωνα οτε μόλογα ο φιλόσοφοι πρς λλήλους λέγοντες κτίθενται τ δόγματα (1) (…ибо мне кажется, премудрость эта получила начало от падения ангелов, и от этого-то философы, излагая свои учения, не согласны между собой ни в словах, ни в мыслях) … δ μνουμένη φιλοσοφία σκιομαχε μλλον τν τν ντων πιστήμην χει (15) (…пресловутая философия более гоняется за тенью, нежели обладает знанием вещей» (19.) Τατα μν τοίνυν διεξλθον βουλόμενος δεξαι τν ν τος δόγμασιν οσαν ατν ναντιότητα κα ς ες πειρον ατος κα όριστον πρόεισιν ζήτησις τν πραγμάτων κα τ τέλος ατν τέκμαρτον (недостижимый) κα χρηστον, ργ μηδεν προδήλ κα λόγ σαφε βεβαιούμενον (Все это я высказал с той целью, чтобы видно было, как философы противоречат друг другу в мнениях, как исследования их теряются в бесконечности, ни на чем не останавливаясь, и как недостижима и бесполезна цель их усилий, не оправдываемая ни очевидностью, ни здравым разумом» «…из глубины Этны громко вопиет Эмпедокл: начало всего – ненависть и любовь» (4)

Ориген против Цельса предмет спора – истина (божество Иисуса Христа) топосы полемики – церковь и церковная жизнь – пророчества (дух) – чудеса (сила) «…христиане изрекают только имя Иисуса» (I, 6) – иносказание (τροπολογοία, λληγορία; λέξις – θεωρία) βουλόμενοι παραστσαι τι εγνωμοσύνης χρεία τος ντευξομένοις κα πολλς ξετάσεως καί, ν οτως νομάσω, εσόδου ες τ βούλημα τν γραψάντων, ν ερεθ, ποί διανοί καστον γέγραπται (I, 42)

Переводы Творения Оригена. Вып. 1. О началах. / Пер. Н. Петрова. Казань, Казан. духов. Акад с. (переизд.: Самара: Ра с.) Ориген. Против Цельса. Ч. 1. Кн / Пер. Л. Писарева. Казань, XXX+482 с. (переизд.: М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996) О молитве. / Пер. Н. Корсунского. Ярославль, с. (переизд. Отцы и учители Церкви III века. М., Т. 2. С. 67-)

θείας τινς γενικς ασθήσεως (sensus divinus / божественное чувство) … ο μακάριοι προφται τν θείαν ασθησιν ερόντες κα βλέποντες θείως κα κούοντες θείως κα γευόμενοι μοίως κα σφραινόμενοι, ν οτως νομάσω, ασθήσει οκ ασθητ κα πτόμενοι το λόγου μετ πίστεως (I, 48) Блаженные пророки восприняли это божественное чувство и оно для них значило: видеть по-Божьи, слышать по-Божьи и вкушать точно также, они обоняли чувством не чувствительным, если можно так выразиться, они соприкасались посредством веры

Иоанн Итал (2 пол. XI в., осуждение 1082) 11. Τος παρ τν χριστιανικν κα ρθόδοξον πίστιν εσαχθεσι παρά τε το ταλο ωάννου … νάθεμα Введенным вопреки христианской и православной вере Иоанном Италом… анафема 1. Τος λως πιχειροσι νέαν τιν ζήτησιν κα διδαχν τ ρρήτ νσάρκ οκονομί το σωτρος μν κα Θεο πάγειν, κα ζητεν ο τρόπ ατς Θες Λόγος τ νθρωπίν φυράματι νωται κα τν προσληφθεσαν σάρκα κατ τίνα λόγον θέωσε, κα λόγοις διαλεκτικος φύσιν κα θέσιν π τς πρ φύσιν καινοτομίας τν δύο φύσεων το Θεο κα νθρώπου λογομαχεν πειρωμένοις, νάθεμα Всяко начинающих какое-либо взыскание и учение неизреченному воплощенному смотрению Спаса нашего и Бога наводить и искать, каковым- либо образом сам Бог Слово человеческому смешению соединися и принятую плоть по некоем слове обожи, и словесы диалектическими естество и положение о преестественном новосечении двоих естеств Бога и человека словоборитися и искушающим, анафема 2. …τ τν λλήνων δ δυσσεβ δόγματα… περί τε ψυχν νθρωπίνων κα ορανο κα γς κα τν λλων κτισμάτων ναιδς μλλον σεβς πεισάγουσιν, νάθεμα …злочестивые учения еллинские… о душах человеческих и небе и земли и иных творениях бессрамно или паче злочестиво вводящим, анафема

3. …τάς τε μετεμψυχώσεις τν νθρωπίνων ψυχν… κα δι τούτων νάστασιν κα κρίσιν κα τν τελευταίαν τν βεβιωμένων νταπόδοσιν θετοσιν, νάθεμα …преодушевления человеческих душ… и сего ради воскресение и суд и конечное воздаяние извещающих отметающим, анафема 4. Τος τν λην ναρχον κα τς δέας συνάναρχον τ δημιουργ πάντων κα Θε δογματίζουσι… νάθεμα Вещество безначальное и идеи собезначальные Содетелю всех и Богу учащим… анафема 8. Τος… τς πλατωνικς δέας ς ληθες δεχομένοις, κα ς αθυπόστατον τν λην παρ τν δεν μορφοσθαι λέγουσι… νάθεμα …и платонические идеи яко истинные приемлющим и яко самосущное вещество от идей изображатися глаголющим… анафема 10. προΰπαρξις στ τν ψυχν κα οκ κ το μ ντος τ πάντα γένοντο …яко предбытие есть душ и не от несущего вся быша…

М.М. Тареев ( ) проект «христианской философии», «науки о христианстве» Новое богословие: [Вступительная лекция. Сентябрь 1916] // Богословский вестник Т. 2. 6/7. С. 1–53, 8/9. С. 168– 224 «Между евангельским образом Христа и нашими понятиями стоит апостольско-патристическое догматическое учение, которое заслоняет от нас простоту евангельской истины» «Святоотеческое учение мы имеем твердые основания сказать это это сплошной гностицизм, греческий гностицизм. Гностицизм существенно связан с аскетизмом… Византинизм это аскетическая система жизни… Гностицизм и аскетизм вот что подарила нам греческая традиция… Святоотеческая литература была проводником в нашу культуру чужого, национально-греческого, упадочного, гностико-аскетического миросозерцания и миропонимания… Гностицизм и аскетизм заклятые враги русского гения» «Наше время лаборатория, в которое выясняется чистое христианство, освобождаясь от исторического облачения символов…»

прот. Георгий Флоровский ( ) 1935 – «Задачи русского богословия» (доклад в Сен-Серж) 1936 – «Westliche Einflüsse in der russischen Theologie»; «Patristics and Modern Theology» (доклады на съезде профессоров православных богословских факультетов в Афинах) 1937 – «Пути русского богословия»

программа неопатристического синтеза 1) историзм 2) эллинизм – «Эллинизм обозначает философию…, а философия значит лишь призвание человеческого разума к познанию высшей Истины, ныне явленной и совершенной Словом Воплощенным» 3) экзистенциализм (жизнь во Христе)

IX богословие и культура 1. происхождение культуры 2. природа культуры 3. плоды христианской культуры Европы 4. ключевые понятия и концепции: христианизация «эллинизма», инкультурация христианства, инклюзивизм и эксклюзивизм

1. происхождение культуры «Культура, как показывает и этимология слова cultura от cultus, ядром своим и корнем имеет культ. Cultura как причастие будущего времени, подобно natura, указывает на нечто развивающиееся. Natura – то, что рождается присно, cultura – что от культа присно отщепляется, - как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни – это первичное творчество человека; культурные ценности – это производные культа, как бы отслоящаяся шелуха культа…» Флоренский П. свящ. Философия культа. М., С. 75

основные виды деятельности человека (по Флоренскому) теоретическая практическая литургическая мировоззрение (наука, notiones) хозяйство (орудия, оружие, instrumenta) культ (святыни, sacra)

SIN N – S, I – идеологизм I – N, S – исторический материализм S – N, I – конкретный идеализм

«Доминирующей силой, создающей общую культуру народов, каждый из которых имеет свою отличную от других культуру, является религия… я говорю об общей традиции христианства, которая сформировала Европу в нынешнем ее виде, я говорю об общих началах культуры, которые принесло с собой это разделяемое нами всеми христианство… Именно в христианстве получили свое значение все наши искусства, именно в христианстве – по крайней мере до недавнего времени – заложены корни европейских законов. Именно на фоне христианства приобрела свое значение наша философия… Я не верю, что европейская культура может выжить в случае полного исчезновения Христианской Веры… С исчезновением христианства исчезнет вся культура» (Элиот Т. Религия, культура, литература. М., 2004, с. 174-).

2. природа культуры «Культура – плод разнообразных более или менее гармонических видов деятельности…» (Т. Элиот, с. 78) Культура – это творение общества в целом, будучи, с другой стороны, сама творцом этого общества» (с. 93) Культура – образ жизни определенной группы людей, совместно проживающих в одном месте. Эта культура находит свое отражение в их искусстве, в социальной системе, в их нравах и обычаях, в религии» (с. 172)

3. плоды христианской культуры Европы

παιδεία / humanitas / культура Пайдейя – «состояние полного, осуществившего все свои возможности духовного развития у человека, ставшего человеком в полном смысле» (Марру,142) «Греческий духовный принцип – не индивидуализм, а гуманизм, если можно употребить это слово в его первоначальном античном смысле. Гуманизм происходит от humanitas… оно означает приведение человека к его истинной форме, форме человека как такового» (Йегер, ).

христианская культура παιδεία ν Χριστ «Патристика подразумевает гуманизм, тем самым, мы должны быть гуманистами» А.-И. Марру. Наследие Святых Отцов, с. 54

культура (παιδεα) обучение воспитание (τχνη) (παιδεα) «…Во всяком образовании, достойном этого имени, различаются две стороны: техническая, при помощи которой ребенка готовят и постепенно вводят в определенный образ жизни, и этическая нечто большее, чем прописная мораль: определенный идеал жизни, определенный идеал человека» (Марру)

4. ключевые понятия и концепции христианизация «эллинизма», см. выше Инкультурация это использование для богословской проповеди тех коммуникативных средств, которые предоставляются средой-адресатом этой проповеди Congar Y. Diversité et communion. Paris, 1982; Poupard P. LEglise au défi des cultures : inculturation et évangilisation. Paris, 1989; Peelman A. LInculturation. Paris, 1988

инклюзивизм – принцип включения эксклюзивизм – принцип исключения

Данте Алигьери «Божественная комедия» РАЙ ЧИСТИЛИЩЕ АД

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя! Пс 83:1-5 Пометки М.В. Юдиной на нотах И.С. Баха «Гольдберг-вариации»

Брамс «Немецкий реквием» 6 Denn wir haben hie keine bleibende Statt Denn wir haben hie keine bleibende Statt, sondern die zukünftige suchen wir. Siehe, ich sage euch ein Geheimnis: Wir werden nicht alle entschlafen, wir werden aber alle verwandelt werden; und dasselbige plötzlich, in einem Augenblick, zu der Zeit der letzten Posaune. Denn es wird die Posaune schallen, und die Toten werden auferstehen unverweslich, und wir werden verwandelt werden. Dann wird erfüllet werden das Wort, das geschrieben steht: Der Tod ist verschlungen in den Sieg. Tod, wo ist dein Stachel? Hölle, wo ist dein Sieg? Herr, du bist würdig zu nehmen Preis und Ehre und Kraft, denn du hast alle Dinge geschaffen, und durch deinen Willen haben sie das Wesen und sind geschaffen.

X. Богословие и Церковь; богословие и современность Значение богословия для Церкви и современного общества. Примеры конкретных научных проектов в различных областях научно-богословского знания; призвание богословия в современном мире, см. прот. Иоанн Мейендорф богословы не есть «Церковь учащая» (LÉglise enseignante), но «Церковь информирующая» (LÉglise renseignante Flynn P. 59)

богословие и современность А. Плантинга и влияние теологии на академическую среду и политику см. Плантинга А. Совет христианским философам // Аналитический теист: антология Алвина Плантинги. М., С. 467–495