Выполнил: Студент 1 курса. Стоматологического факультета 110-Б группы, Кайракпай Рабига.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра: Медицинская скорая помощь Факультет: Общей медицины СРС На тему: Барьеры препятствующие эффективному общению врача и пациента. Проверила: Егизова.
Advertisements

Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом. От умения.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Выполнила: ст-т гр. 089Ж Павельчик Алиса Олеговна.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
ПРИЗНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Типы общения. Студентки группы М-21 Иову Кристина.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
{ Барьеры общения Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер.
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Транксрипт:

Выполнил: Студент 1 курса. Стоматологического факультета 110-Б группы, Кайракпай Рабига

Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента

Человек должен поступать так, как он хочет, чтобы поступали по отношению к нему. Иммануил Кант

Один из самых важных вопросов, касающийся врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность пациента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от того на сколько качественным было коммуникативное взаимодействие. В настоящее время достаточно часто встречаются жалобы от пациентов на неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. А неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, не вербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Коммуникационный барьер - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создает барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера: - увеличивает психологическую дистанцию между партнерами; - снижает степень взаимного доверия; - деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений.

Объективные Субъективные Виды барьеров Плохая телефонная связь Плохая телефонная связь Физический шум Эмоциональные барьеры Барьер речи Фонетический барьер Психологический барьер

Эмоциональные барьеры Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: - горе (страдание), - гнев, - отвращение, - презрение, - страх

Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим. Всякое страдание обычно вызвано: - трагическими событиями; - неудовлетворенностью своим социальным статусом; - сильно заниженной самооценкой; - физическими болями и т. п.

Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях. Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Презрение обычно вызывают: аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т. д. Барьер страха один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником. Страх явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить динамический ряд страха.

1) Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы. 2) Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению. 3) Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности. 4) Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: деструкция отражательного механизма; деградация личности; разрушение организма.

Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнера по общению. Этот барьер возникает как реакция: на критику; на неумеренную похвалу, лесть; из боязни показаться неловким; из боязни быть уличенным в чем-то содеянном. Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально- негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.

Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего. Возникает такой барьер в результате: эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией; неправильного выбора слов; ошибок в построении сообщения; неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию; слабой аргументации; невладения социально-психологическими механизмами общения.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи. Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

3 формы барьеров (Н.И. Шевандрин): понимания социально-культурного различия отношения

1. Барьеры понимания фонетический (невыразительная речь) стилистический (несоответствие стиля речи) семантический (различие в системах значений слов) логический (сложна и непонятна логика рассуждений)

2. Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий) 3. Барьеры отношения (неприязнь, недоверие к врачу, которое распространяется и на передаваемую им информацию)

Психологические особенности врача, препятствующие общению с пациентами Тревога это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Депрессивность связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Интровертированность врача. Интроверсия определяется как направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по-своему, субъективно интерпретирующим окружающий мир.

Психологические характеристики, способствующие успешному построению взаимоотношений с пациентом. «аффилиация» потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». эмоциональная стабильность -уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. сенситивность к отвержению - способность воспринимать негативное отношение окружающих.

Коммуникативная толерантность терпимость, снисходительность. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Психологическая подготовка врача должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Установки, способствующие установлению контакта. Готовность к хотя бы временному согласию. Отказ от критики собеседника и всего, что затрагивает его самолюбие и гордость. Искренний интерес к проблеме партнёра. Уважение партнёра, даже если он заведомо не прав. Привлечение и удержание внимания.

Различают два типа взаимоотношений врача (медицинского работника) и больного. Первый тип основан на авторитарно- директивной позиции врача (медицинского работника) Второй тип взаимоотношений в системе "врач-больной" основан на так называемом "принципе партнерства"

Первый тип основан на авторитарно-директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной является ведомой, сравнительно малоактивной личностью. Такие взаимоотношения иногда целесообразны, ибо облегчают некоторые психотерапевтические акции мед работника, особенно если нужен авторитет для их проведения и повышенная вера в чудодейственность лечебных воздействий (плацебо-эффект и др.) В то же время такое доминирование медработника над пациентом, которое обычно предпочитают незрелые и истероидные личности, приводит к пассивности больного и препятствует вырабатыванию активного противодействия болезни.

Другой вариант взаимоотношений в системе "врач-больной" основан на так называемом "принципе партнерства" (М.М. Кабанов). Такой тип взаимоотношений предпочтителен для лиц, стремящихся к максимально возможному проявлению активности. При этой позиции медработник стремится к партнерскому взаимодействию с больным, основанному на уважении личности пациента и пробуждении его активности, а главное, к сочувотвенно- сопереживательному (эмпатическому) отношению к нему. Активизирующиеся при этом механизмы подражания и идентификации с врачом, позволяют лучше усвоить лечебные установки медработника, даваемые не в виде руководящих указаний и доминирования, а как бы косвенно и малозаметно.

На первом, начальном этапе терапевтического контакта рекомендуется преимущественное акцентирование принципа сотрудничества, а по мере укрепления доверия пациента врач может переходить к более директивному стилю руководства поведением больного (В.А. Ташлыков). Однако, и при этом врач старается избегать прямого вмешательства в жизненные позиции пациента, не давая ему "лобовых" рекомендаций, а искусно побуждая к самостоятельному принятию тех или иных решений.

Установки для контакта: Расценивайте собеседника как равного себе. Уважайте их право на личное мнение. Цените их решения. Принимайте их опыт.