Особенности подготовки и сопровождения замещающих родителей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, сиблингов, подростков Ослон В.Н., к. псх. н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы психолого – педагогического сопровождения замещающей семьи Ослон В.Н., к.пс.н., зав. лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности.
Advertisements

Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
О ПЫТ РАБОТЫ МКОУ «Д ЕТСКИЙ ДОМ «О СТРОВ НАДЕЖДЫ » ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ. О РГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА. Педагог-психолог.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Кризисное сопровождение замещающей семьи на основе принципа командного взаимодействия Л.А. Дементьева, руководитель социально-психолого- педагогического.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Транксрипт:

Особенности подготовки и сопровождения замещающих родителей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, сиблингов, подростков Ослон В.Н., к. псх. н., доцент

ДЕТИ – СИРОТЫ СЛОЖНОЙ КАТЕГОРИИ подростки старше 10 лет (69%) дети с ограниченными возможностями здоровья (в среднем 25%) дети из многодетных семей, проживающие в детских учреждениях – (в среднем до 15%; наличие одного сиблинга возможно у 90% детей в отдельных РБД) Д ополнительно: дети, имеющие проблемы с устройством в связи с этническим статусом дети – сироты, находящиеся в конфликте с законом; воспитанники из числа возвращенных детей после неудачного семейного жизнеустройства; несовершеннолетние беременные и матери из числа воспитанниц.

Количество детей-сирот (2013 год) Количество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в организациях Около Число детей, переданных на семейные формы воспитания из организаций для детей-сирот в семьи 35% Число детей-инвалидов, переданных в семьи 2,4% Число сиблингов, переданных в семьи ? Число старших подростков, переданных в семьи ? Проблема отсутствие системы учета других категорий

Направления работы организации Комплексная реабилитация ребенка на основе ресурсного подхода (реабилитолог) Подготовка детей к семейному жизнеустройству (уровни подготовки, мишени подготовки) Привлечение семьи к приему ребенка Диагностика ресурс насти семьи для воспитания ребенка Подготовка семьи к приему ребенка (уровни подготовки, мишени подготовки) Сопровождение семьи («терапевтический» уровень сопровождения, технология кризисного случая) Реабилитация ребенка в случае неудачного семейного устройства

Реабилитация на основе ресурсного подхода организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети новая специальность - реабилитолог предоставления комплексных услуг социально- психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно – управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации, максимально возможной интеграции детей в общество Организация работы – работа с реабилитационным случаем, наличие реабилитационной команды, консилиум

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К СЕМЬЕ 3 УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ: БАЗОВЫЙ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ, СОВМЕСТНЫЙ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Целевая группа – ВСЕ ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА Форма организации: «СЕМЕЙНЫЙ» МОДУЛЬ В РАМКАХ ОБЩЕЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ) ВОЗРАСТ РЕБЕНКА – 4-6 ЛЕТ (12 ЧАСОВ В ГОД), 7-10 (24 ЧАСА В ГОД), лет (32 ЧАСА В ГОД), 3-й – (19) лет(48 ЧАСОВ В ГОД) ЦЕЛЬ - ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВАМ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ, СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯНТНОЙ СЕМЬИ (ТРЕНИНГ) И В РАМКАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПЕРЕХОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (ВОСПИТАТЕЛЯМИ) ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОСТУПНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ, НАСТАВНИКИ, ВОЛОНТЕРЫ, ГОСТЕВАЯ СЕМЬЯ СПЕЦИАЛИСТЫ: ВОСПИТАТЕЛИ, ПСИХОЛОГ со специализацией реабилитолога, психологи со специализацией психология замещающей семьи

Терапевтический уровень ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА – дети сложных категорий Форма организации: индивидуальная и групповая работа Срок по потребностям ребенка, но не менее 24 часов ЦЕЛЬ - формирование, актуализация способности к привязанности, формирование нормативных моделей поведения, совладания со стрессом, саморегуляции, жизнеспособности ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ: организация реабилитационной среды в учреждении с целью увеличения доступных человеческих ресурсов для воспитанников, наставники, волонтеры, гостевая семья Специалисты, волонтеры как переходной объект СПЕЦИАЛИСТЫ: ВОСПИТАТЕЛИ, ПСИХОЛОГ со специализацией по психологической реабилитации, психологи со специализацией психология замещающей семь и

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ- СИРОТ К ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ольфакторные и тактильные стимулы 2. Глухота к экспрессивно – мимическим, вербальным стимулам 3. Ориентация на четкие правила 4. Постоянная проверка границ «принятия», поиск тотального внимания 5. Попытка установить коалиционные или симбиотические отношения 6. Ожидание идеальных родителей на фоне истощения ресурсов привязанности

Привлечение граждан к приему ребенка – сироты сложной категории Внутренний и внешний рекрутинг (Наставники детей, замещающие семьи, волонтеры) Работа со СМИ по созданию позитивного имиджа семьи, воспитывающей ребенка-сироту сложной категории Социальная реклама Наличие особой формы семейного устройства: замещающая профессиональная семья для особо тяжелых детей

КРИТЕРИИ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ДЛЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА – ИНВАЛИДА (психодиагностический комплекс) Наличие в семье кровного ребенка – инвалида с аналогичным заболеванием или опыт семейного воспитания подобного ребенка; Жизнеспособность семьи, семья способна справиться со стрессом приема особого ребенка; Наличие хорошо организованной социально – поддерживающей сети; Полная семья, стабильность брака не менее 5 лет, ориентация на продолжение брака; Мотивация приема: гармоничный, альтруистический тип мотивации; Реалистичные ожидания, установка на постоянное размещение или длительные отношения, потребность в идентификации с ребенком, положительный прогноз влияния ребенка на семью;

КРИТЕРИИ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ДЛЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ удовлетворенность материальным положением семьи, экономическая мобильность, наличие в доме пространства для приемного ребенка; эмоциональная зрелость, жизнестойкость, ответственность, эмоциональная стабильность, высокая удовлетворенность качеством жизни; высокая оценка своих родительских компетенций, ориентация на поддержку ребенка, наличие опыта воспитания детей ;

Терапевтический уровень подготовки семьи к приему детей сложной категории Целевая группа – граждане, принявшие решение о приеме детей сложной категории в семью Формы организации: специализированный тренинг по формированию у потенциальных замещающих родителей компетенций по развивающему уходу, комплексной реабилитации ребенка (детей), развития, интеграции в социальные институты (не менее 24 часов) Специалисты: семейные психологи (2 специалиста)

« Сопровождение». Определение понятия содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей Сопровождать – идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого (словарь Ушакова) Сопровождатьпроходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого (словарь Даля) Совместность действий Содействие, помощь Изменяющиеся потребности Процессуальность Ограничения во времени (завершенность)

Сопровождение замещающей семьи Система профессиональной деятельности, направленная на создание комплекса условий для эффективности замещающей семейной заботы. Цель сопровождения - создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования. Предмет сопровождения замещающей семьи -изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения Важнейшая задача - мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

Мишени подготовки и сопровождения семьи с ребенком - инвалидом Трудности принятия особенностей личности, поведения ребенка; неадекватные ожидания от ребенка, несоответствующие его возможностям; нарушения в восприятии родителями внутренней картины болезни и инвалидности ребенка нарушения привязанности у приемных детей; низкий уровень интернальности у замещающих родителей и приемных детей; нарушения структуры семейной системы: низкая сплоченность, хаотичность или чрезмерная жесткость внешних и внутренних границ семейной системы; хаотичность или жесткость иерархии; динамические характеристики семейной системы: трудности в приспособлении к текущим требованиям жизни и развития семьи, недостаточный обмен информацией в семье, неадекватность выражения чувств, недостаточная взаимная забота, трудности в удовлетворении эмоциональных потребностей членов семьи, проблемы в организации автономной жизни, уровень конфликтности в семье, инверсия воспитательных ролей родителей

Уровни сопровождения Экст рен ный Кризисный (терапевтический) Базовый (общий)

Ход сопровождения (этапы) 1 этап: Привлечение семьи к получению услуги по сопровождению, открытие случая Получение задания (направления) от ООП, назначение куратора кризисного случая Телефонные переговоры с опекуном (при необходимости с членами семьи) о первичном приеме Первичный прием либо всей семьи в целом, либо законного представителя приемного ребенка вместе с ребенком. Обсуждение сложившейся ситуации, установление рабочего альянса с семьей, определение ее нуждаемости в получении услуги по кризисному сопровождению

Ход сопровождения (пример работы) 2. Составление Маршрута кризисного сопровождения семьи 1 этап. Диагностический 2 этап. Конструирование маршрута сопровождения 3 этап. Заключение договоров 4. Реализация Маршрута сопровождения (срок – в соответствии с потребностями и возможностями семьи, но не более 6 месяцев) 5. Мониторинг и оценка результатов сопровождения семьи, закрытие случая

Ход сопровождения (пример работы) 2. Составление Маршрута кризисного сопровождения семьи 1 этап. Диагностический 2 этап. Конструирование маршрута сопровождения 3 этап. Заключение договоров 4. Реализация Маршрута сопровождения (срок – в соответствии с потребностями и возможностями семьи, но не более 6 месяцев) 5. Мониторинг и оценка результатов сопровождения семьи, закрытие случая

Расчет времени на 1 семью 6 месяцев Всего часов– 435 часов Часов в смену: 3,29 куратор Всего часов– 128,5 Часов в смену: 0,97 часа

Расчет времени на 1 семью 6 месяцев Специалисты. Основная помощь Всего: 288,5 часов Часов в смену: 2, 18 Психологи (2 специалиста) Всего часов: 202,5 Часов в смену: 1,53 часа Социальный педагог Всего: 86 часов Часов в смену: 0,65

Особенности отношений замещающих и кровных родителей к детям с инвалидностью (мишени подготовки и сопровождения ) склонность к чрезмерной опеке, противоречивость отношения к детям, трудности их принятия ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ « Мистификация» – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят (Лидерс) Формы мистификации: «приписывание», которое, в свою очередь, подразделяется на: приписывание ребенку «слабости» (например болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и «негативных качеств» (низости, аморальности). Приписывание слабости выражается в следующих высказываниях: «...абсолютно не выносит физической боли», «...не умеет драться, защитить себя, отстоять свои интересы» «инвалидизация» – принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов. Инвалидизация выражается в следующих высказываниях: «…он считает, что имеет право распоряжаться своими вещами», «…она еще слишком мала, чтобы спорить с родителями». Трудности отграничения своей любви к ребенку и принятие особенностей его личности от постоянно присутствующего негативного эмоционального фона

Противоречивость в отношении родителей к ребенку с ОВЗ Замещающие родители детей –инвалидов, с ОВЗ Кровные родители Замещающие родители, воспитывающие здорового ребенка Пониженная требовательность, Недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости между замещающими родителями и приемными детьми с ОВЗ, трудности принятия детей недостаток согласия и родительской последовательности, трудности в отношениях с другими членами семьи Повышенная требовательность, высокий уровень тревоги в отношении детей Неприятие и страх потерять ребенка Не придают должного значения потребностям ребенка Предъявляют множество требований Испытывают воспитательную неуверенность

Противоречивость в отношении родителей к ребенку с ОВЗ Не знают что требовать от ребенка; Недооценивают серьезности состояния здоровья ребенка Неадекватная структура внутренней картины болезни и инвалидности ребенка

Разновидности родительской внутренней картины болезни и инвалидности ребенка адекватная, реалистическая; семья тяготится заболеванием ребенка; преувеличение тяжести заболевания; недооценка заболевания; восприятие ребенка как здорового; формальное.

Основные направления сопровождения замещающей семьи с приемным ребенком – инвалидом, ОВЗ коррекция структурных и динамических нарушений в функционировании семейной системы, которая проводится в рамках семейного консультирования или психотерапии; работа над формированием позитивного образа приемного ребенка у родителей, позитивного образа членов семьи у ребенка через получение чувственного насыщения, наполнения энергией образа, возможность удовлетворить собственные потребности в присоединении и идентификации, осознание проекций собственных отрицательных и положительных эмоций на другого; получение новых знаний о психологии приемного ребенка с ОВЗ, психологии замещающей семьи и т.д.; создание адекватной внутренней картины болезни приемного ребенка у родителей через формирование адекватного представления о комплексе его болезненных ощущений, переживаниях ребенка в отношении своей болезни и ее последствий, понимание сути его заболевания, возможностей лечения и комплексной реабилитации, реальных возможностей и целей, адекватной оценки перспектив развития ребенка, выработку адекватного отношения к заболеванию ребенка, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на его развитие и адаптацию, самопринятие.

Ресурсная семья для подростка - сироты Кровные дети старше приемного ребенка (от 2-х до 5 лет); Четкая ролевая структура семьи, Четкая иерархия, сохранность подсистем; Четкие семейные правила, согласованность и последовательность решений и действий родителей.

Мишени подготовки и сопровождения (родственная опека ) ситуация вертикальной (из поколения в поколение) травмы в семье, патологизирующие паттерны взаимодействия между ее членами; паттерны межпоколенных взаимоотношений в семье; проекции деструктивных семейных сценариев на будущее подростка; уровень стрессоустойчивости семьи; негативный эмоциональный фон у опекуна; преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки; дефицит эмоционально близких и четких иерархических отношений;

Мишени подготовки и сопровождения низкий уровень согласия и в плане ролевых ожиданий друг от друга; смешение ролевых функций в семье (опекуны вынуждены выполнять как прародительские, так и родительские роли в семье, что осложняло реализацию и тех и других функций); «застревание» подопечных в роли «идентифицированного клиента», «члена семьи, «создающего неприятности»; Преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки. В семьях с неродственной опекой к мишеням сопровождения можно отнести: структурный кризис в семье; незавершенность процессов интеграции приемного ребенка; эмоциональные ресурсы семьи; подготовка подростка к самостоятельной жизни.

Специальные направления сопровождения семьи (родственная опека) Завершение ситуации вертикальной травмы в семье через: 1. Работу с историей семьи, выделение и проработку патологизирующих паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение – различные виды аддикций, суициды, убийство, в т.ч. собственного ребенка (намеренное или «по недогляду»), депривационное воспитание детей, сиротство, социальная изоляция и др.. 2. Работу с горем и утратой (смерть родителей, близких и т.д.). Работа строится в зависимости от этапа горевания. На первом этапе (период шока) она направлена на поддержку, на втором (период отрицания) – на минимизацию горя, третьем (период принятия)– на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия), открытие доступа к воспоминаниям, завершение отношений с умершим;

Специальные направления сопровождения семьи (родственная опека) 1. Развитие способности семьи к валидизации и поддержке подопечного через обучение и отработку членами семьи методов идентификации и вербализации собственных эмоциональных состояний, эмоций других членов семьи, техник психологической поддержки. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования; 2. Коррекцию ролевой структуры семьи через четкое распределение семейных ролей, определение внутренних границ семьи – правил взаимоотношений между подсистемами. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования. 3. Разработку «жизненного проекта» подростка, включающего в себя определение жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, необходимых для реализации «проекта» личностных качеств и компетенций, способов их развития и достижения, внутренних критериев оценки собственной успешности.

Мишени сопровождения (родственная опека) ситуация вертикальной (из поколения в поколение) травмы в семье, патологизирующие паттерны взаимодействия между ее членами; паттерны межпоколенных взаимоотношений в семье; проекции деструктивных семейных сценариев на будущее подростка; уровень стрессоустойчивости семьи; негативный эмоциональный фон у опекуна; преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки; дефицит эмоционально близких и четких иерархических отношений; низкий уровень согласия и в плане ролевых ожиданий друг от друга; смешение ролевых функций в семье (опекуны вынуждены выполнять как прародительские, так и родительские роли в семье, что осложняло реализацию и тех и других функций); «застревание» подопечных в роли «идентифицированного клиента», «члена семьи, «создающего неприятности»; Преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки. В семьях с неродственной опекой к мишеням сопровождения можно отнести: структурный кризис в семье; незавершенность процессов интеграции приемного ребенка; эмоциональные ресурсы семьи; подготовка подростка к самостоятельной жизни.

Ресурсная семья для сиблингов Четкая ролевая структура семьи; Родители воспитывались в многодетной семье (особенно мать); Один из родителей старший ребенок в семье

Специальные направления сопровождения семьи (не родственная опека) Семьи не родственной опеки: 1. Завершение процессов интеграции подопечного подростка в семью через реструктуризацию семейной системы, «открытие» границ детской подсистемы и включение в нее приемного ребенка. Методами работы с семьей могут стать: договор между членами семьи о правилах взаимодействия между детской и родительской подсистемами и внутри каждой из подсистем; задания на объединение членов каждой из подсистем (проведение досуга, выполнение интересной работы); членов детской подсистемы открытия границ детской подсистемы и включение в нее подопечного подростка. 2. Поддержка эмоциональных ресурсов семьи через включение семьи (опекуна) в группу психологической поддержки (взаимопомощи), которая функционирует по принципу помогая вам, я помогаю себе, поскольку все ее участники одновременно являются помогающими и получающими помощь, назначение наставника из числа замещающих родителей, справившихся с подобной ситуацией (при согласии опекуна); обучение членов семьи техникам эмоциональной поддержки; 3. Подготовка подростка к самостоятельной жизни через разработку его «жизненного проекта», включающего в себя профессиональное самоопределение, формирование установок на стабильную трудовую занятость, профессиональную активность, создание семьи, навыков эффективной коммуникации, развитие жизнеспособности, адекватных копинг- стратегий и т.д. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности. Можно использовать сценарии тренинга «Развитие жизненных целей», под редакцией Е.Г. Трошихиной

Факторы, оказывающие влияние на успешность интеграции сиблингов в семье Длительность институционального стажа у детей. Как правило, в детском доме эмоциональные связи между сиблингами разрушаются. Младшие дети пытаются поддерживать отношения со старшими, при этом старшие братья и сестры теряют к ним интерес. Попадая в замещающую семью, они плохо осознают свои родственные связи, и процесс интеграции у них мало отличается от включения в семью не сиблинговой группы; Наличие в ролевой структуре биологической семьи приемных детей парентификации, когда старший ребенок становится функциональным родителем для младших сиблингов (45% опрошенных), обеспечивая их основные потребности. В замещающей семье они продолжают вести себя как семья, где старший сиблинг остается родителем младших детей. Игнорирование замещающими родителями особенностей семейной системы, сложившейся в биологической семье, приводит к дезинтеграции сиблинговой группы из замещающей семьи; Негативный опыт эмоциональных отношений у сиблингов в силу насильственных паттернов взаимодействия в биологической семье, частых смен замещающих семей. В замещающей семье они проявляют больше вербальной и физической агрессии по сравнению с другими категориями сиблингов и неродственных групп приемных детей как друг с другом, так и с другими членами семьи, что крайне затрудняет процесс их интеграции.