С Шульга Татьяна Ивановна, зав. кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, доктор психологических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Advertisements

Из опыта работы социального педагога Павловой С.Н.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Счастье ребенка в наших руках… «Деятельность сектора по охране прав детей отдела образования администрации МО Печенгский район в сфере соблюдения законных.
Нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства среди несовершеннолетних
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Инновационные технологии, реализуемые в Тюменской области реализуемые в Тюменской области в сфере защиты прав детей и семейной политики Тюменская область.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Кризисное сопровождение замещающей семьи на основе принципа командного взаимодействия Л.А. Дементьева, руководитель социально-психолого- педагогического.
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Органы опеки и попечительства являются одним из субъектов, осуществляющих деятельность по раннему выявлению и работе со случаями нарушения прав и законных.
Волжина Ольга Ивановна, руководитель Департамента поддержки социальных проектов Социальное сопровождение семей с детьми инвалидами и.
Для выпускников с 18 до 23 лет детских домов и школ-интернатов г. Ярославля Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Транксрипт:

С Шульга Татьяна Ивановна, зав. кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, доктор психологических наук, профессор С овременное содержание деятельности специалистов по профилактике социального сиротства Шульга Татьяна Ивановна, зав. кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, доктор психологических наук, профессор

«Нужно кардинально усовершенствовать работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры – это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определенным критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения» Д.А. Медведев совещание по вопросам борьбы с преступлениями против детей, 16 марта 2009 г.

Президент РФ поручил Правительству «совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях» Государственный заказ – устройство детей в семью Выполнение заказа предполагает два пути: Возвращение ребенка в кровную семью Устройство ребенка на воспитание в замещающую семью ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ФЗ -442 от 28 декабря 2013 г «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в действие с января 2015 г Ст.22 « Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)» Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со ст. 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются а индивидуальной программе.

Социально-психологическое сопровождение Комплекс мероприятий (организационных, диагностических, образовательных, развивающих) осуществляемый междисциплинарной командой специалистов, объединенных единой реабилитационной целью - оказание помощи родителям, в преодолении трудной жизненной ситуации, в результате которой были нарушены права и законные интересы ребенка. Основная деятельность - оказание реабилитационной помощи в решении актуальных психологических, бытовых, медицинских, социальных и других проблем семьи.

СОПРОВОЖДЕНИЕ Комплексное социально-психологическое –цели: Создание условий для перехода личности или семьи к самопомощи. Нахождение ресурса личности или семьи к собственному изменению. В процессе сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную ( но не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными трудностями»

Команды социального сопровождения Междисциплинарная команда Межведомственная команда Мультидисциплинарная команда – единая организационная модель и единая система методов Команда из специалистов, владеющих разными социальными практиками Команда специалистов, владеющих разными технологиями

Схема работы команды с неблагополучными семьями 1. Создание банка данных семей на муниципальной территории Создание паспорта территории специалиста 2. Создание паспорта семей ( по сложности неблагополучия) Схема социальных сетей семей, с которыми работает специалист

Основные этапы комплексной работы в целях профилактики социального сиротства Выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, лишившихся попечения родителей Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью, либо степени наличия обстоятельств, препятствующих нормальному воспитанию и развитию детей Своевременная организация жизнеобеспечения выявленных детей Анализ работы с семьёй с целью: 1. оказания профессиональной помощи ребёнку в плане социальной реабилитации семьи с привлечением помощи организаций и учреждений системы профилактики 2. организация и осуществление профессионального сопровождения семьи, ребёнок в которой находится в трудной жизненной ситуации 3. прогнозирование результативности патронажа семьи и принятие мер по защите прав и интересов детей, если установлено, что между интересами детей и родителей имеются противоречия

Приоритетные направления в деятельности органа опеки и попечительства в плане профилактики социального сиротства: Защита прав и интересов детей, лишившихся попечения родителей - (в случаях смерти родителей, лишения (ограничения) их родительских прав, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, при создании действиями или бездействиями родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) ст.121 Семейного кодекса РФ Раннее выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и создание системы патроната над социально - неблагополучными семьями ст.ст.64, 65 Семейного кодекса РФ

Приоритетные направления в деятельности органа опеки и попечительства в плане профилактики социального сиротства (продолжение): Сохранение биологической семьи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, настолько, насколько это возможно ст.68 Семейного кодекса РФ Приоритетное устройство детей, лишившихся попечения родителей, на семейное воспитание ст.ст.122, 123 Семейного кодекса РФ Осуществление контроля за условиями воспитания, содержания и образования детей, лишившихся попечения родителей ст.121 Семейного кодекса РФ

Критерии постановки семьи на городской учет: Способы воспитания родителей включают пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей; Злоупотребление родительскими правами; Осуществление родителями физического или психического насилия над детьми, покушение на их половую неприкосновенность; Родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; Совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни и здоровья супруга; Нахождение ребенка в семье представляет непосредственную угрозу его здоровью и жизни, в том числе когда оставление ребенка с родителями является опасным для ребенка независимо от причин; Родители не менее 2 раз в течение последнего полугода привлекались к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении детей; Безнадзорность и беспризорность детей; Несовершеннолетние члены семьи помещены в социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних

Порядок осуществления профессионального сопровождения семьи и детей СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ, ОКАЗАВШЕМУСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: Постановка на учет в ОУ, детской поликлинике, сбор информации; Обязательная передача информации (по ситуации): в ООП, в ОДН ОВД, КДН и ЗП, Проверка информации в ООП; организация собеседования с родителями и родственниками; При необходимости передача информации: –КДН и ЗП, –ОДН ОВД; Решение вопроса об устройстве ребенка: Опека (временная, по заявлению родителей), Предварительная опека (попечительство) до решения вопроса о жизнеустройстве ребенка (не более 1 месяца), Помещение ребенка в СРЦН до установления статуса; Контроль за выполнением рекомендаций.

Барьеры: пробелы в практике первичного выявления и последовательного документирования работы с детьми и семьями группы риска Это один из источников невозможности обеспечить преемственность в работе разных служб и интегрировать их усилия, направленные на обеспечение лучшего качества жизни ребенка. выявленные пробелы можно сгруппировать в три основных совокупности издержек и проблем: формальные и несистематизированные критерии описания проблемы и рисков; процедуры сбора и документирования, которые устанавливают патерналистские отношения с родителями и детьми, что ограничивает возможность действенной кооперации; недостатки обмена информацией между различными службами, осуществляющими как сбор информации, так и вмешательство в дела семьи и жизнь несовершеннолетнего. Это один из источников невозможности обеспечить преемственность в работе разных служб и интегрировать их усилия, направленные на обеспечение лучшего качества жизни ребенка. выявленные пробелы можно сгруппировать в три основных совокупности издержек и проблем: формальные и несистематизированные критерии описания проблемы и рисков; процедуры сбора и документирования, которые устанавливают патерналистские отношения с родителями и детьми, что ограничивает возможность действенной кооперации; недостатки обмена информацией между различными службами, осуществляющими как сбор информации, так и вмешательство в дела семьи и жизнь несовершеннолетнего.

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 1 этап – раннее вмешательство в семью (здравоохранение), социальная защита (центры, службы, консультации, приюты «Маленькая мама» и др., кризисные центры для женщин и детей и т.д.), образование (группы раннего возраста в детских садах, детские сады); 2 ЭТАП- помощь, поддержка и сопровождение семей с нарушением заботы о детях или невозможностью в данный период заботиться о них (здравоохранение, образование, социальная защита, КДН и ЗП, милиция и др. органы должны иметь организации, которые предлагают услуги данного плана); 3 этап – создание социально- реабилитационного пространства ( любая семья, имеющая проблемы должна знать, куда обратиться и проявлять собственную активность ).

Временная динамика численности детей, родители которых лишены родительских прав (результаты мониторинга Г.В.Семья)

Временная динамика численности родителей, восстановленных в родительских правах и в отношении которых отменно ограничение родительских прав

ПРОСИМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ и помнить: Вы узнали, что ребенок остался без попечения родителей, либо нуждается в помощи государства Если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, пожалуйста, направьте информацию в орган опеки и попечительства, либо в ОВД ОУ: необходимо обследовать условия воспитания, выяснить причины, узнать адреса родителей и родственников Учреждения (в т.ч. лечебные): вправе обратиться в КДН и ЗП с целью принятия мер к родителям Если ребенок лишился попечения родителей, или находится в социально опасной ситуации - сообщите об этом в орган опеки и попечительства СХЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ, ОКАЗАВШЕМУСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ:

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СЕМЬЮ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА предупреждение возникновения кризиса – профилактика семейного насилия и неблагополучия в целом, содействие родителям в воспитании детей, обеспечение кооперации между семьей и службами; анти-кризисное вмешательство – когда родительской заботы нет, она не соответствует интересам ребенка, когда родитель допускает жестокое обращение с ребенком; пост-кризисное вмешательство – сопровождение ребенка и семьи после принятия решения в период кризиса, например, наблюдение за семьей, которая рассматривается как относящаяся к группе риска. предупреждение возникновения кризиса – профилактика семейного насилия и неблагополучия в целом, содействие родителям в воспитании детей, обеспечение кооперации между семьей и службами; анти-кризисное вмешательство – когда родительской заботы нет, она не соответствует интересам ребенка, когда родитель допускает жестокое обращение с ребенком; пост-кризисное вмешательство – сопровождение ребенка и семьи после принятия решения в период кризиса, например, наблюдение за семьей, которая рассматривается как относящаяся к группе риска.

Последовательность работы при социальном патронате Постановка на учет, последующее использование результатов проведенной диагностической работы при решении вопроса о постановке на учет, передача данных о постановке на учет и их хранение, составление плана помощи и его реализацию. В формах документооборота европейских стран постановка семьи и ребенка на учет рассматривается как одна из мер вмешательства, которая влечет за собой последовательное определение ответственности служб и планирование помощи семье и ребенку. Постановка на учет, последующее использование результатов проведенной диагностической работы при решении вопроса о постановке на учет, передача данных о постановке на учет и их хранение, составление плана помощи и его реализацию. В формах документооборота европейских стран постановка семьи и ребенка на учет рассматривается как одна из мер вмешательства, которая влечет за собой последовательное определение ответственности служб и планирование помощи семье и ребенку.

оценка деятельности служб закреплена за местными органами управления Контроль связан с отслеживанием случаев неисполнения службами задачи выявления проблемных ситуаций уже на стадии кризиса. Система учета, как основа мониторинга системы защиты детей в регионе, может успешно действовать при условии ориентации на критерии, которые основываются на разделении ответственности между семьей и службами

Законодательство РФ В отношении ребенка самой используемой мерой вмешательства остается изъятие из семьи и помещение в организацию, а в отношении родителя – лишение родительских прав или ограничение в родительских правах. Процедуры вмешательства в жизнь ребенка и семьи как составляющие плана работы, а критерии как регуляторы целей и планируемых результатов должны структурировать программу и практику учета детей, нуждающихся в помощи государства. В отношении ребенка самой используемой мерой вмешательства остается изъятие из семьи и помещение в организацию, а в отношении родителя – лишение родительских прав или ограничение в родительских правах. Процедуры вмешательства в жизнь ребенка и семьи как составляющие плана работы, а критерии как регуляторы целей и планируемых результатов должны структурировать программу и практику учета детей, нуждающихся в помощи государства.

Критерии и индикаторы ситуации с высоким уровнем риска для благополучия ребенка, и стандарты качества жизни ребенка Власть родителей Власть институтов (служб) Семейная автономия и приватность (статьи 5, 7, 10, 18, 22, 30) Безопасность ребенка (статьи 3, с.3; 6, 11, 19, 23, 26, 28, 31-39) Власть ребенка (статьи 12-14, 16 как права индивидов, статья 15 как коллективное право) Баланс между ценностями (статьи 3, с. 3; 6, 11, 19, 23, 26, 28, ) Баланс интересов ребенка и родителей (статья 8) Баланс интересов ребенка и институтов (статьи 25, 40) Власть родителей Власть институтов (служб) Семейная автономия и приватность (статьи 5, 7, 10, 18, 22, 30) Безопасность ребенка (статьи 3, с.3; 6, 11, 19, 23, 26, 28, 31-39) Власть ребенка (статьи 12-14, 16 как права индивидов, статья 15 как коллективное право) Баланс между ценностями (статьи 3, с. 3; 6, 11, 19, 23, 26, 28, ) Баланс интересов ребенка и родителей (статья 8) Баланс интересов ребенка и институтов (статьи 25, 40)

Определение баланса интересов и представлений о воспитании ребенка соответствует принципу разделения ответственности между службами и семьей за воспитание ребенка. постановка ребенка на учет - первый шаг в сторону перераспределения ответственности за ребенка в пользу институтов. Власть родителей и законных представителей определяется комплексным пониманием семьи как среды, которая естественна для развития ребенка. Семья определяется как та среда, которая требует как защиты, так и поддержки со стороны служб Службы рассматриваются как агенты интеграции ребенка в общество и как гаранты обеспечения прав и потребностей ребенка. Соответственно, сам ребенок позиционируется как индивид, который обладает тем же набором прав, что и любой другой индивид. Фокус на балансе властей отразил новейшую историю защиты детей с постепенным нарастанием понимания возможных рисков и противоречий любой стратегии, основанной ли на приоритете семейного устройства или институциональной заботы. постановка ребенка на учет - первый шаг в сторону перераспределения ответственности за ребенка в пользу институтов. Власть родителей и законных представителей определяется комплексным пониманием семьи как среды, которая естественна для развития ребенка. Семья определяется как та среда, которая требует как защиты, так и поддержки со стороны служб Службы рассматриваются как агенты интеграции ребенка в общество и как гаранты обеспечения прав и потребностей ребенка. Соответственно, сам ребенок позиционируется как индивид, который обладает тем же набором прав, что и любой другой индивид. Фокус на балансе властей отразил новейшую историю защиты детей с постепенным нарастанием понимания возможных рисков и противоречий любой стратегии, основанной ли на приоритете семейного устройства или институциональной заботы.

ПРАВО СЕМЬИ НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ эмоциональная связь и привязанность между детьми и родителями (другими родственниками) неоспоримый довод в пользу сохранения ребенка в кровной семьей; обоснованность поведения социальных служб тем, что они предприняли все попытки, чтобы сохранить семью и ребенка в семье до момента изъятия или лишения биологических родителей прав, а также предупреждение избыточного вмешательства служб; учет мнения детей и обеспечение их автономии в ситуации принятия решений по жизненно важным вопросам, а также в процессе реализации решений; обеспечение автономии родителей как основы обеспечения права на частную жизнь. эмоциональная связь и привязанность между детьми и родителями (другими родственниками) неоспоримый довод в пользу сохранения ребенка в кровной семьей; обоснованность поведения социальных служб тем, что они предприняли все попытки, чтобы сохранить семью и ребенка в семье до момента изъятия или лишения биологических родителей прав, а также предупреждение избыточного вмешательства служб; учет мнения детей и обеспечение их автономии в ситуации принятия решений по жизненно важным вопросам, а также в процессе реализации решений; обеспечение автономии родителей как основы обеспечения права на частную жизнь.

Проблемы работы служб в любой стране тип служб характеризуется определенными издержками, связанными с ключевыми дилеммами оказания помощи семьям и детям. В первую очередь, издержки работы служб связаны с разрешением дилеммы «интересы родителя – интересы ребенка», и международное право предлагает искать варианты согласования этих интересов.

Обоснование критериев и процедур документы, принятые на уровне Правительства РФ, оперирует широким кругом критериев и индикаторов безопасности ребенка, от условий обеспечения витальных потребностей до гарантий психологической безопасности в разных обстоятельствах жизни ребенка. Вместе с тем, Конвенция подчеркивает и значение автономии семьи как непременного условия ее функционирования. И критерии, и процедуры постановки на учет должны соответствовать задаче нахождения баланса между безопасностью и автономией. документы, принятые на уровне Правительства РФ, оперирует широким кругом критериев и индикаторов безопасности ребенка, от условий обеспечения витальных потребностей до гарантий психологической безопасности в разных обстоятельствах жизни ребенка. Вместе с тем, Конвенция подчеркивает и значение автономии семьи как непременного условия ее функционирования. И критерии, и процедуры постановки на учет должны соответствовать задаче нахождения баланса между безопасностью и автономией.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ изъятие ребенка из семьи, перевод ребенка из детского дома в интернатные учреждения для детей с особыми нуждами, перевод из этих учреждений в другие, вопросы прерывания пребывания несовершеннолетнего в специальной школе не предполагают применение судебного порядка. Действия любого государственного органа могут быть обжалованы в суде (в соответствие со статьей 72 ГПК РФ, 2002), дополнительно к специфике определения статуса ребенка фрагментарность использования судебного порядка становится фактором риска произвола служб в отношении ребенка.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ СЛУЖБАМИ Механизмы защиты прав детей в ситуации конфликта мнения специалистов, ошибочных решений, принятых службами – когда ребенок не может представить свою точку зрения и обратиться за помощью в независимую инстанцию. Статья 6 российского Закона ФЗ 120 утверждает пять возможных вариантов принятия решения об осуществлении профилактической работы: по инициативе самого подростка или его законных представителей; приговор суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав; в соответствие с пунктами закона; по решению руководителя одного из органов, включенных в систему профилактики. Таким образом, принятие единоличного решения – и механизмов контроля за принятием таких решений явно не достаточно.

Критерии постановки на учет Законодательство РФ ориентировано на описание ситуаций требующих вмешательства, если ребенок по тем или иным причинам оказывается ограничен в получении поддержки семьи и доступе к семейному воспитанию. Так, ФЗ 120 описывает ситуацию ребенка как рискованную, если родители не исполняют своих обязательств в силу тех или иных обстоятельств: лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (ст.1). Законодательство РФ ориентировано на описание ситуаций требующих вмешательства, если ребенок по тем или иным причинам оказывается ограничен в получении поддержки семьи и доступе к семейному воспитанию. Так, ФЗ 120 описывает ситуацию ребенка как рискованную, если родители не исполняют своих обязательств в силу тех или иных обстоятельств: лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (ст.1).

сильные и слабые стороны конструирование методик, направленных на планирование и мониторинг вмешательства, включая и процедуру постановки на учет. многие потенциальные группы риска остаются вне зоны внимания – например, учащиеся специальных школ, родители которых сохраняют свои права. Такой подход минимизирует возможность рассмотрения работы с семьей как потенциальной стратегии решения проблемы. по преимуществу описание ситуации сосредоточено на потребностях ребенка, а не на более комплексной характеристике качества жизни ребенка и его окружения. Такой подход исключает окружение ребенка, который помещен в организацию, из числа тех, кто также может нуждаться в поддержке. Можно констатировать, что преимущественно законодательство решает задачу своевременной индикации «острых» случаев, но в меньшей мере – оценки ситуации требующей оптимизации. в ходе работы с острым случаем должно соблюдаться правило ориентации на оптимистическую гипотезу разрешения ситуации – а именно, реинтеграцию ребенка и семьи.

Позитивный подход руководствоваться подходом, который ориентирует на задачу и ресурс, а не ограничение и трудность. Позитивный подход к формулированию проблемы позволяет с самого начала ориентироваться на задачу планирования интервенции. Одним из способов реализации позитивного подхода становится оценка ситуации в терминах потребностей и качества жизни несовершеннолетнего. Классификация потребностей должна соотноситься с такими современными концептами, которые применяются международным законодательством в сфере прав ребенка, как качество жизни и права ребенка. Соответственно, в фокусе внимания потребности в образовании, поддержке выбора профессии, охране здоровья, жилья и т.д.

Практика, ориентированная на разделение ответственности между семьей и службами невозможность справиться с задачей воспитания ребенка без кооперации как неформального института семьи, так и формальных институтов - служб. Изучение сложившихся российских практик документирования работы с несовершеннолетними и их окружением указывает на значительные изъяны относительно применения современных критериев и индикаторов оценки ситуации несовершеннолетнего и его окружения с точки зрения уважения автономии и частной жизни семьи и ребенка. Обеспечение данных прав на этапе сбора первичной информации и планирования работы содействует сохранению шансов на кооперацию служб и семьи. невозможность справиться с задачей воспитания ребенка без кооперации как неформального института семьи, так и формальных институтов - служб. Изучение сложившихся российских практик документирования работы с несовершеннолетними и их окружением указывает на значительные изъяны относительно применения современных критериев и индикаторов оценки ситуации несовершеннолетнего и его окружения с точки зрения уважения автономии и частной жизни семьи и ребенка. Обеспечение данных прав на этапе сбора первичной информации и планирования работы содействует сохранению шансов на кооперацию служб и семьи.

Условия постановки на учет ведущими принципами становится своевременное уведомление родителей и ребенка о том, что они оказались под более пристальным вниманием служб, чем раньше. ввести требование уведомлять родителей за срок не более трех дней о планируемой постановке на учет. в ходе специального собеседования выяснить мнение родителей и ребенка, а также принять решение, следует или нет ставить семью и ребенка на учет. важно предпринять меры по защите семьи и предоставлению гарантий как конфиденциальности, так и уважения. постановка на учет должна осуществляться при участии как родителей, так и ребенка, и разъяснении того, какие меры могут применяться и по каким причинам. при постановке семьи и ребенка на учет: в этом случае должны быть обеспечены гарантии участия во всех изменениях плана вмешательства, предоставления права требовать изменения содержания вмешательства и постоянный доступ к документации. ведущими принципами становится своевременное уведомление родителей и ребенка о том, что они оказались под более пристальным вниманием служб, чем раньше. ввести требование уведомлять родителей за срок не более трех дней о планируемой постановке на учет. в ходе специального собеседования выяснить мнение родителей и ребенка, а также принять решение, следует или нет ставить семью и ребенка на учет. важно предпринять меры по защите семьи и предоставлению гарантий как конфиденциальности, так и уважения. постановка на учет должна осуществляться при участии как родителей, так и ребенка, и разъяснении того, какие меры могут применяться и по каким причинам. при постановке семьи и ребенка на учет: в этом случае должны быть обеспечены гарантии участия во всех изменениях плана вмешательства, предоставления права требовать изменения содержания вмешательства и постоянный доступ к документации.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛУЖБ действует несколько систем учета несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации: внутришкольный учет, учет органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, а также КДН и ЗП. Между внутришкольным учетом и учетом КДНЗП существует преемственность, между всеми формами документирования работы с детьми и семьями группы риска обмен информацией не происходит на регулярной основе. действует несколько систем учета несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации: внутришкольный учет, учет органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, а также КДН и ЗП. Между внутришкольным учетом и учетом КДНЗП существует преемственность, между всеми формами документирования работы с детьми и семьями группы риска обмен информацией не происходит на регулярной основе.

Шульга Татьяна Ивановна Доктор психол. наук, профессор кафедры социальной психологии МГОУ ЭКСПЕРТ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ЖЕНЩИН ГОСДУМЫ РФ Изменения системы работы в России (новые практики)

В России реализация принятых законов направлена на предотвращение жестокого обращения : Система профилактики -раннее вмешательство в семью Школа приемных родителей ( все кандидаты проходят обучение 80 часов) Службы сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот, профессионалами, специалистами Помощь и сопровождение кровных семей специалистами разных социальных практик (межведомственное взаимодействие) Постинтернатное сопровождение выпускников -сирот Сопровождение воспитанников при возврате в кровную семью Наставничество (волонтеры приемные родители для приемных родителей, Старшие братья- Старшие сестры, Клуб замещающих семей, гостевая семья) Телефон доверия ( для детей и подростков) Клуб выпускников организаций для детей-сирот Технология социального рекрутмента –социальная практика США – поиск семьи для конкретного ребенка с целью его постоянного устройства в семью Проведение психокоррекционных и психотерапевтических занятий с детьми при разных видах насилия (Психологические центры и службы) Мобильная социальная служба для оказания экстренной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в кризисе Ассоциация приемных (замещающих) семей

Новые социальные практики Наставничество (волонтеры приемные родители для приемных родителей, Старшие братья- Старшие сестры, Клуб замещающих семей, гостевая семья) Службы сопровождения (помощь профессионалов в воспитании приемных детей, разрешении конфликтных ситуаций в семье) Телефон доверия ( для детей и подростков) Клуб выпускников организаций для детей-сирот Школа приемных родителей

Адаптация и внедрение технологии социального рекрутмента – из опыта лучших социальных практик США – поиск семьи для конкретного ребенка с целью его постоянного устройства в семью Специалист (рекрутер) создает команду по поиску и подбору семьи для ребенка Команда включает людей, с которыми ребенок общается или общался раньше (соцработники, школьные учителя, члены расширенной семьи, наставники и волонтеры, специалисты, работающие с ребенком (психологи, врачи и т.д.), друзья, и т.д. для поддержания постоянной связи по стимулированию работы по устройству ребенка в семью Встречи проводятся ежемесячно и являются обязательными Система психокоррекционных и психотерапевтических занятий с детьми при разных видах насилия

Школа приемных родителей Школа приемных родителей С 1 сентября 2012 года лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить/удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Такая подготовка не требуется для близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями. Задачами подготовки кандидатов в усыновители и замещаюшие родители являются в том числе: подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; помощь кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка; ознакомление кандидатов с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Объем подготовки составляет от 40 до 80 часов в зависимости от решения региона. Регион также определяет самостоятельно содержание подготовки в соответствии с примерной программой, разработанной Министерством образования и науки РФ. Орган опеки и попечительства также должен обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью. Как правило, такую подготовку осуществляют образовательные, медицинские, социальные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся уполномоченными организациями. Семьи, принявшие ребенка в семью, могут обратиться в центр или службу сопровождения замещающих семей для получения профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи. Услуги по сопровождению оказываются бесплатно. В 2013 году деятельность по подготовке кандидатов осуществляла 871 организация, по сопровождению замещающих семей – 1348 организаций. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за развитием ребенка и соблюдением его прав в семье

В 2014 году общее число замещающих семей – , в которых воспитывается детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно более 82 % детей-сирот, выявляемых в течение года, передаются на воспитание в семьи. Если права ребенка в новой семье нарушаются или обнаружены факты жестокого обращения, то производится отобрание ребенка из такой семьи и передача его в другую семью или возврат в организации для детей-сирот. Возвраты из замещающих семей составили: в 2012 году 6144 детей, в 2013 году на 6,5 % меньше – 5746 детей.

После поступления сигнала о неблагополучии ребенка, жестокого обращения с ним, органы опеки и попечительства совместно выезжают в семью и составляют акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Обследование должно быть проведено в течение 3 дней со дня поступления в орган опеки и попечительства (в организацию) устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. Сигнал о неблагополучии ребенка в семье, признаках жестокого обращения или насилия может поступить от сотрудников образовательных, медицинских, социальных и других организаций, родственников, соседей, посторонних граждан. Сам ребенок также может обратиться за помощью. В 2013 году поступило сообщений, из них 969 от детей.

Сетевое взаимодействие организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – технология объединения ресурсов нескольких организаций на уровне субъекта РФ для решения проблем, связанных с развитием семейного устройства детей-сирот и, в первую очередь, воспитанников организаций. На базе одной организации создается Ресурсный центр, который занимается аккумуляций инновационного опыта, разрабатывает новые технологии работы и программы обучения; проводит мониторинги и анализирует результаты и др. Организация, входящая в сеть, получает услуги по обучению персонала, информацию о новом региональном и федеральном законодательстве, новых услугах, информацию о кандидатах в замещающие родители для нахождения новой семьи для воспитанников, участвует в совместных мероприятиях

Ассоциация приемных (замещающих) родителей – добровольное объединение замещающих родителей на региональном, муниципальном уровне - Цель ассоциации – оказание взаимопомощи и взаимоподдержки приемным семьям; установление взаимоотношения с местными властями для решения вопросов поддержки замещающих семей; объединение усилий в продвижении регионального законодательства.

Мобильная социальная служба для оказания экстренной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основной задачей данной практики является оказание неотложной помощи разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВ Уменьшение количества детей, переданных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от общего количества выявленных Уменьшение количества детей, переданных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от общего количества выявленных Число детей, возвращенных в кровные семьи от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей Число детей, возвращенных в кровные семьи от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей Количество реабилитированных семей с числом детей, возвращенных в них Количество реабилитированных семей с числом детей, возвращенных в них Введение стандартов качества услуг Введение стандартов качества услуг Закрытие или перепрофилирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Закрытие или перепрофилирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Увеличение числа детей, переданных на семейные формы устройства Увеличение числа детей, переданных на семейные формы устройства

1. Технологии работы с неблагополучной семьей; 2. Технология раннего вмешательства в семью; 3. Технология работы со случаем; 4. Технология командообразования в работе специалистов; ТЕХНОЛОГИИ

5. Технология пошаговой работы междисциплинарной команды с семьей; 6. Технология реинтеграции ( возврата) детей в кровную семью; 7. Реабилитация семьи по методу работы с сетью социальных контактов; 8. Технология сопровождения замещающих семей; продолжение

9. Технология работы по методу интенсивной сетевой терапии; 10. Технология оказания помощи семье в кризисной ситуации; 11. Технология клубной работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. 12. Клубы общения семей, восстановившихся в родительских правах. продолжение

13. Клубы молодых матерей и одиноких родителей, имеющих детей. 14. Технология семейных клубов. 15. Родительские лектории. 16. Технологии оказания помощи детям в Центрах дневного пребывания( социальные гостиные, и т.д.) продолжение

17. Волонтерские объединения родителей. 18. Добровольческая деятельность молодежных организаций. 19. Технология кураторства выпускников интернатных учреждений. 20. Технология работы с молодыми мамами. 21. Технология работы с отказницами. продолжение

Организации и учреждения социальной защиты населения Организации и учреждения социальной защиты населения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Социально- Реабилитационный Центр для несовершеннолетних села Омутинское» Организации и учреждения молодежной политики Организации и учреждения молодежной политики Учреждения и организации органов здравоохранения Учреждения и организации органов здравоохранения Учреждения службы занятости Учреждения службы занятости Районные общественные организации Территориальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Территориальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Учреждения и организации органов образования Учреждения и организации органов образования Территориальные органы уголовно-исполнительной инспекции Территориальные органы уголовно-исполнительной инспекции Территориальные участковые уполномоченные милиции общественной безопасности Территориальные участковые уполномоченные милиции общественной безопасности Подразделения по делам несовершеннолетних Подразделения по делам несовершеннолетних Тьюторская Служба «Доброе начало» Тьюторская Служба «Доброе начало» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Территориальные органы опеки, попечительства и охраны прав детства Территориальные органы опеки, попечительства и охраны прав детства 4. Построение взаимодействия Центра с учреждениями системы профилактики.

Этапы Сбор и анализ информации о семье Выход в семью. Знакомство с семьей Диагностики семьи (социальная, психолого- педагогическая, медицинская) Разработка и реализация комплексной индивидуальной программы реабилитации семьи Осуществление социального патронажа Методы работы наблюдение; официальный запрос; беседа; опрос ближайшего окружения семьи; анализ собранных документов знакомство с членами семьи; выявление проблем семьи и ранжирование их по значимости; анализ детско-родительских отношений; изучение ресурсов семьи, выявление социально-значимых лиц для семьи; составление социального паспорта семьи; изучение психологического климата семьи; внесение полученной информации в «Банк данных » анализ информации о семье; наблюдение; анкетирование и тестирование; интервью; тематические беседы; экспертный анализ; медицинское обследование межведомственное взаимодействие (составление общей программы реабилитации семьи, проведение совместных мероприятий ); индивидуальные методы (консультирование, коррекционные упражнения, патронаж и др.); групповые методы (тренинги, группы взаимоподдержки, кружки по интересам и др.); общинные методы (социальные акции, массовые праздники, клубы досуговой деятельности, семейные встречи, метод игры и др.). экстренный; срочный; обычный; контрольный. Экстренный Осуществляется при поступлении сигналов о факте появления неблагополучия в семье Срочный Осуществляется по запросам семьи при возникновении проблем, разрешение которых требует оказания социальной помощи. Обычный Осуществляется в период реабилитации, а также ежемесячно в первые три месяца после завершения процесса реабилитации; последующие 6 месяцев- 1 раз в месяц. Контрольный Осуществляется один раз в полгода, начиная со второго года после завершения реабилитационного процесса. ВИДЫПАТРОНАЖАВИДЫПАТРОНАЖА 5. Профилактическая и реабилитационная работа с семьей.

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

Формы работы с НБС Диагностика семейного неблагополучия Индивидуальная работа Групповая работа Профилактика семейного неблагополучия

Диагностика семейного неблагополучия Мини-консилиум Тренинги Анализ документации Интервью специалистов Оформление новых паспортов Сбор списков НБС Заполнение учетных карточек семей Наблюдение специалистов Опросы Анкетирование Тестирование Изучение протоколов КДН

Беседа Консультации Телефон доверия Иллюстрированные буклеты Социальный Патронаж семей Родительские собрания на дому Письма родителям Памятки Благодарственные письма Индивидуальная работа

Экскурсии, концерты Семейные вечера Консультационные пункты Спортивные группы Группы риска Женские и мужские группы Консультирование Групповая работа

Профилактика семейного неблагополучия Профилактика семейного неблагополучия Ознакомление с психолого- педагогической литературой Ознакомление с психолого- педагогической литературой Лектории для подростков Публикации в печати Родительский всеобуч Устройство на работу Детское бюро добрых услуг Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе СКЦ Библиотека семейного чтения Комплексные выезды Программы и проекты дополнительного образования Программы и проекты дополнительного образования Летний лагерь

Программа «Семейное благополучие» Цель: оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: 1. Изучение и диагностика семейного неблагополучия 2. Формирование социальных навыков 3. Оказание социальных услуг 4. Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско- родительских отношений 5. Формирование установок на ведение здорового образа жизни 6. Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания 7. Оказание психолого-педагогической помощи

Социально- досуговый Социально- трудовой Социально- педагогический Социально- психологический Социально- медицинский Социально- правовой Основные направления программы

Ожидаемые результаты: -оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.

Надеемся и верим

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!