«Музыкальная живопись» на уроках музыки. учитель музыки МБОУ СОШ 10 Данилова Н.А.
Цель: Знакомства с методикой «Музыкальная живопись», технологией её выполнения. Исходя из цели нами поставлены следующие задачи: Психологическое воздействие различных цветовых оттенков Психологическая роль музыки Синтез искусств: звук и цвет «Фрактальный метод аналитической диагностики Полуяхтовой Т.З. Знакомство с теоретическим обоснованием методики «Музыкальная живопись»
Свет, - пишет Эдвин Бэббитт, - раскрывает славу внешнего мира и является наиболее блистательным из всех его блистательных свойств. Он придает красоту, раскрывает красоту и сам по себе прекрасен сверх всякой меры.
Николай Андреевич Римский –Корсаков ( ) Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Александр Николаевич Скрябин ( ) Русский композитор и пианист.
Открытие «Фрактального метода аналитической диагностики, прогноза, коррекции состояния и проблем человека» было сделано Полуяхтовой Танзилей Закировной в 1991 году. Полуяхтова Танзиля Закировна
Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 1970-х, с 1980-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает: состоящий из фрагментов.Одним из основных свойств фракталов является самоподобие. В самом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию о всём фрактале.
Бенуа Мальдеброт в 1975 году дал определение фрактала: «Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». Бенуа Мандельброт ( ) - французский математик, более всего известен как отец фрактальной геометрии.
«Музыкальная живопись» на уроках музыки.
Арам Ильич Хачатурян ( ) армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально- общественный деятель. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
Технология использования метода: Восприятие музыкального произведения Анализ прослушанного музыкального произведения Творческое самовыражение (через фрактальный рисунок) при последующем восприятии музыкального произведения Презентация: галерея изобразительных работ; выступление с Эссе Оценка творческих работ
Технология выполнения фрактального рисунка: Необходимые инструменты: Цветные карандаши Лист бумаги А-4 Шариковая ручка (чёрного или синего цвета)
Ход работы: –Лист перед собой расположить по горизонтали –Шарик ручки установить по центру листа –Закрыть глаза. По команде начать и закончить рисунок «паутинки» –Продолжительность работы: секунд –Рисуем спокойно, не давая команды руке: что делать. Руководствуемся принципом: «Рука знает» –Открыв глаза, закрашиваем фрактальный рисунок. Карандаши берём закрытыми глазами. Анализируем выбранный цвет: на сколько он соответствует данному музыкальному произведению. «Да» - закрашиваем до 12 фракталов, «Нет» - только 1 –найти внутри фрактала образ, соответствующий музыкальному произведению, выделить его
Критерии алгоритма анализа рисунка: Цвет фрактала Форма фрактала Линия фрактала Соответствие художественного образа
Фрактал-иллюстрация к музыкальной рок-композиции группы «Linkin Park». Птица Феникс, Которая находится на грани смерти, Но пока все-таки у нее есть шанс Выжить. (также как и у Земли…) Ромашов Владимир 7А класс
Фрактал-иллюстрация и эссе к музыкальному произведению Г. Свиридова «Время вперед» «Жизнь… Сплошная гонка. Пролетит и глазом не моргнешь… Как птица, которая не будет ждать, её не остановить. Время неподвластно никому…» Садыкова Роза 7Г класс
Фрактал-иллюстрация к музыкальной рок-композиции группы «Linkin Park». У человека в жизни множество страданья… Война, разлука, в надежде обрести себя - скитанья. И далеко не каждый чего-то в ней добьется, Но ты старайся, и тогда удача улыбнется. И под звук мелодии струны Ты все вперед иди, иди, иди Полетавкина Анна 7А класс
Фрактал-иллюстрация к фрагментам балета И. Стравинского «Жар-Птица» («Жар-Птица», «Поганый пляс в кощеевом царстве») Мустафина Гульдар 6Акласс.
Фрактал-иллюстрация к музыкальному произведению Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» (интерпретация автора и современной аранжировки для аккордеона и хит-группы) Гученко Анна 5А класс
Преимущества данного метода очевидны Творческое, эмоциональное самовыражение каждого учащегося Метопредметная связь (музыка, изо, литература) Яркая возможность передачи эмоционального отклика на музыкальное произведение в знакомых формах (рисунок, эссе) Соответствие психологическим и возрастным особенностям учащихся Повышение уровня самооценки учащихся Творческая реализация в поиске художественного образа внутри своего фрактального рисунка Возможность познания собственного внутреннего мира, познания и понимания других людей, гармонизации отношений с миром Развитие умения выразить своё «Я» для другого человека