Результативность журналистики. Понятия действенности и эффективности как составные части результативности журналистики Критерии результативности журналистики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Выполнила: Сидорова Анна Вячеславовна 1. Новизна; Оптимальность; Высокая результативность; Возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Переговоры как способ урегулирования конфликтного взаимодействия Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. ПАСТУХОВА.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Транксрипт:

Результативность журналистики

Понятия действенности и эффективности как составные части результативности журналистики Критерии результативности журналистики Формы и методы изучения интересов аудитории как фактор повышения эффективности журналистики

Понятия действенности и эффективности как составные части результативности журналистики Каждое СМИ в своей работе стремится к выполнению поставленных перед ним задач, реализация которых соединяется в едином понятии – результат. Конечным результатом деятельности журналиста является воздействие на социальную ситуацию, изменение общественного мнения, сознания общества. Степень влияния СМИ на аудиторию различна вследствие многообразия тематики и проблематики выступлений, а также уровня их журналистского освещения.

Цели деятельности средств массовой информации, обусловленные особенностями определенного периода, конкретной ситуацией заставляют дифференцировать типы результатов. Составными частями, видами результативности являются действенность и эффективность. Первоэлементом результативности прессы является ЭФФЕКТ.

«Обычно под эффектом понимают социальный эффект - те сдвиги, которые произошли в обществе под влиянием журналистской системы и лежат за ее пределами» /2/. Однако ЭФФЕКТИВНОСТЬ (как и действенность) чаще всего связана не с одним эффектом, а с совокупностью их, предопределяющей поведение большинства социальных групп не столько на данном этапе общественного развития, сколько в обозримом будущем. /1/.

Эффективность - это совокупность социальных эффектов главным образом стратегического характера, происходящих в обществе, во многих его группах под влиянием журналистской системы. Именно стратегический характер материалов, нацеленных на эффективность, позволяет говорить об их заметной роли в управлении обществом.

В исходном понимании эффективность - степень удовлетворения потребностей общества в социальной информации, необходимого для его оптимального функционирования и развития. Эффективность журналистики - это отношение результатов, вызванных воздействием средств массовой информации, к функциям, целям, программам, поставленных перед журналистами, в соответствии с потребностями в социальной информации. Таким образом, ЭФФЕКТИВНОСТЬ - СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ же - степень влияния на социальные институты и должностных лиц. ДЕЙСТВЕННОСТЬ предполагает сдвиги локального характера в поведении и поступках аудитории (или какой-то части ее). В основе этой формы результативности лежит степень воздействия журналистики на социальные институты в связи с потребностями социально- экономического развития страны.

Показателем результативности функционирования систем СМИ является степень восприятия аудиторией сообщенных сведений, мыслей, эмоций, побуждений, рекомендаций, степень определенности ответной реакции читателей, слушателей, зрителей на публикации и программы.

Виды возможных реакций чрезвычайно многообразны: от немедленного поступка до длительного запоминания. Реакции многообразны, и лишь сравнительная небольшая часть их претворяется во внешние наблюдательные поступки. Большинство их протекает «внутренне» скрыто в недрах сознания, участвует в совокупности духовных процессов воспринимающей личности

ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКА В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? Долгое время в теории фигурировала однажды сформулированная мысль, что «достигнутым следует считать то, что вошло в культуру, в быт, в сознание». В журналистике все делается для прагматической адекватности произведения - ориентированности его на «потребителя» и для достижения необходимого воздействия.

Следовательно, ПРОБЛЕМА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ – ЭТО ПРОБЛЕМА ПРАГМАТИКИ ЖУРНАЛИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ РЕАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ЛЮДЕЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ЕЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ЖИЗНЬ.

Критерии результативности журналистики Для того, чтобы оценить журналистскую деятельность, нужно реально полученные результаты соотнести с поставленной целью. Поэтому результативность можно в начальной форме определить как МЕРУ ИЛИ СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ. Поскольку цель - это субъективное в соответствии со своим пониманием ситуации решение добиваться того или иного результата, то важно понимать основание разработки целей.

Цель ставится в соответствии с функциями журналистики применительно к конкретной ситуации. Понимание ситуации для журналиста - это понимание объективных потребностей того, в какой социальной, культурной жизни, находятся различные группы этого общества для нормального функционирования и развития в таком направлении и такими темпами, какие диктуются объективными законами.

Первым фактором, определяющим результативность деятельности, является цель этой деятельности, соответствующая потребностям общества. Следует соотносить достигнутые результаты с целями, которые поставлены в связи с потребностями.

При разработке общих представлений о сущности результативности НАДО ВВЕСТИ ХАРАКТЕРИСТИКУ «ВОЗМОЖНОСТИ» В ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ АУДИТОРИИ, В ОСВОЕНИИ ЕЕ.

Прохоров Е.П.: «…результативность журналистской деятельности есть степень достижения журналистских целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации, с учетом реальных возможностей, как ее «производителей» так ее потребителей»

Одним из самых главных критериев результативности остается интерес читателей к тому или иному средству передачи информации, который взаимосвязан с комплексом определенных факторов, оказывающих существенное влияние на аудиторию

Факторы, оказывающие существенное влияние на аудиторию (по Ю.Крикунову) 1. Новизна в постановке проблемы (новый поворот ее, неизвестные до настоящего времени факторы, проблемы ) 2. Переосмысление широко известных фактов, переоценка их с учетом социальных изменений.

3. Адаптация проблемы применительно к различным сторонам общес­твенной деятельности человека (мораль и культура, мораль и экономика, экономика и психология, культура и политика и т.д.) 4. Изменение «места действия» проблемы. 5. Полемичность выступления, использование в материале противоположных точек зрения. 6. Компетентность автора, его эрудиция в данной области /3, с.32-33/.

3. Формы и методы изучения интересов аудитории как фактор повышения эффективности журналистики Перед любым изданием возникает вопрос о мере соответствия публикаций интересам аудитории. Многие читают, что в современной журналистике нет универсальных эталонов общения с читателями, слушателями, зрителями. Все рекомендации - это только ориентиры в поиске стимулов, побуждающих аудиторию высказывать свои суждения, а редакции изучать обратную связь.

Традиционно методами сотрудничества населения с прессой являются экспертиза - что думаете о нас?, диалог - что думаете по предложенной теме?, соавторство - вместе создаем текст.

Потенциальная аудитория для всей системы СМИ - все население страны, а с учетом масштабов действия данного органа информации -население данного региона. Реальная аудитория - те, кто регулярно обращается к данному источнику информации. Наиболее реальная аудитория, например, у газеты - это ее подписчики.

Расчетная аудитория - составляет часть реальной - те, на кого рассчитан данный орган. Существует, так называемая молодежная аудитория, женская, детская и т.д., которая легко может быть вычислена из реальной аудитории.

При анализе аудитории следует учитывать некоторые проблемы: 1. Интересы, оценки, запросы аудитории обусловлены не только ее собст­венными характеристиками, но и особенностями содержания и формы материалов и передач. Устойчивые характеристики средств массовой информации формируют последующие ожидания аудитории

2. Реальные интересы (выбор) материалов, передач обусловлен специфи­кой отношения аудитории к разным средствам массовой информации. Если материалы на данную тему не популярны в данном издании, то они могут оказаться популярными для этой аудитории в другом. Если передачи на какую- то тему плохо смотрят телезрители, то это не значит, что материал на эту тему люди не читают в газетах.

3. На содержание интересов и запросов влияет конкретная ситуация, внутренняя и международная «злоба дня». 4. Выбор данного источника информации, материалов и передач - только исходное условие для достижения эффективности информации (или начальный этап этого процесса). Более глубокие эффекты: информированность, согласие с точкой зрения, изложенной в материале, претворение предлагаемого решения в жизнь, принятие идеи - можно предсказать только с некоторой долей вероятности.

5. Основной принцип использования полученных данных - их учет при проведении информационной политики на основе объективности социальных интересов аудитории, которые могут и не совпадать с информационными. Для определения линии информационной политики необходимо как знание объективных интересов масс, вытекающих из общего направления социального развития, тек и знание ее сегодняшних интересов опора на них.

6. Популярность различных материалов, передач нельзя сравнивать, не учитывая их целевой аудитории (ее объем может быть различен).

Существует немало испытанных методов изучения аудитории, однако наиболее популярным остается социологический опрос аудитории. В Казахстане еще не сложилась практика тесного взаимодействия средств массовой информации с центрами изучения общественного мнения, однако, бесспорно, будущее за масштабными социологическими исследованиями, которые будут планироваться и проводиться совместно с профессиональными социологами и журналистами.

Качество труда журналиста во многом зависит от многообразия используемых им источников социальной информации. Умение подключаться к этим источникам, творчески варьировать их профессиональная необходимость для журналиста.

Еще один резерв эффективности - углубление общения журналиста с представителями самых разных слоев населения, умение преодолевать предметно-логические, социально-психологические и психологические барьеры общения. На телевидении в связи с возросшей популярностью многочисленных многоэлементных программ, включая ток-шоу, важно умение создать максимально благоприятные условия для откровенного обмена мнениями, для привлечения телезрителей в обсуждении интересных тем.

Эффективность публицистики в значительной степени определяется единством творческого содержания и совершенной формы произведения. Принцип единства содержания и формы означает необходимость поиска совершенной аргументации, оптимальной системы выразительных средств, динамичной и впечатляющей организации сюжета и композиции, приемов стиля, богатство языка

Публицистика, как известно, синтезирует методы социального исследования со средствами документального отображения действительности. Между тем, в последнее время наблюдается ограниченное применение художественно- публицистических средств выразительности.

Публицистика подчинена ритму жизни, продиктованному внедрением техники, новейших технологий, высоких скоростей. Отсюда и краткость подачи информации, и предельная обнаженность сущности происходящего, и высокая информативность.

Список использованной литературы 1. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, С Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М, Крикунов Ю. Сила газетного слова. - Алма- Ата: Казахстан, С , 32-33, 4. Пшеничный Б. Журналистское воздействие и поведение аудитории. - М., С.26