Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Детям, имеющим речевые нарушения, необходима артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом надо следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Лучше заниматься 2 раза в день в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Статические: Улыбочка Лопаточка Чашечка Горка Парус Грибок Динамические: Часики Качели Лошадка Вкусное варенье Маляр Чистим зубки
Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.
В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.
Язык широкий положи И спокойно подержи, Мы идем с тобой гулять. Все лопаточки возьмем И в песочницу пойдем.
Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!» «Та-та, та-та, та-та-та!»
Мы чаек горячий, Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче.
Твой веселый язычок Словно маятник часов: Вправо – влево, вправо – влево Он всегда ходить готов.
Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
Скачем, скачем на лошадке: Цок-цок, цок-цок, Очень цокать нам приятно: Цок-цок, цок-цок, Ритм копыта отбивают: Цок-цок, цок-цок, Язычок им помогает: Цок-цок, цок-цок…
Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад, Ремонту каждый будет рад.
Лодочка под парусом По реке плывет, На прогулку лодочка Малышей везет.
Учись играть на барабане Д-д-д, д-д-д, Твой язык послушный станет: Д-д-д, д-д-д, Язык к верху поднимайся: Д-д-д, д-д-д, Смотри с ритма не сбивайся: Д-д-д, д-д-д.
Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается Бока кверху устремляются – Вот какая горка получается!
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.