НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Родительское собрание Подготовила: Останина Г.М.
Половое воспитание – это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. способствующих гармоничному развитию, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Цель полового воспитания формирование у подростков половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений, любви и семейной жизни.
Половое воспитание выполняет ряд функций: 1)просветительная; 2)воспитательная; 3)гигиеническая; 4)психологическая.
Просветительная функция состоит в ознакомлении детей с культурой взаимоотношений между полами. В ходе обучения, бесед, свободного общения дети должны узнавать о половых отношениях, о любви, о семье, ее месте в жизни отдельного человека и всего общества.
Воспитательная функция направлена на перевод знаний в убеждения; на образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях между мальчиками и девочками. Необходимо одновременно совершенствовать у них культуру чувств, дружбы, любви, верности, нежности и укреплять умение управлять эмоциями и поступками. Большое значение имеет развитие чувств чести и достоинства, гордости и уважения молодых людей друг к другу, умение сохранять и развивать отношения в рамках чистоты и целомудренности.
Гигиеническая функция заключается в формировании у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности. Половая гигиена явление не только физическое, медицинское, но и нравственное. Половое воспитание детей способствует преодолению жизненных противоречий.
Половое созревание подростков
Физиологические изменения у мальчиков У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12–14 лет. Физиологические изменения: – в 10–13 лет отмечается первые признаки взросления, появляется скрытность, большая стеснительность по отношению к родителям и сверстницам из-за внешних изменений; – в 13–14 лет начинается деформация голоса, появляются волосы в подмышечной области, на верхней губе, происходит развитие мускулатуры.
Физиологические изменения у девочек Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков, и оно у них проходит быстрее: – в 8–10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза, развиваются молочные железы; – в 12–13 лет быстрый рост и развитие организма, половое созревание, может наступить первая менструация; – в 15–16 лет усиленный рост организма, окончательное развитие внутренних органов и систем;
Психологические изменения у мальчиков Непропорциональный рост тела и конечностей создает иллюзию неуклюжести. Подросток, стесняясь своего бурного роста, начинает горбиться, сутулиться. Бурное нарастание массы мускулатуры (на % за 2-3 года) вызывает у мальчика ощущение прилива сил, желание продемонстрировать их. Все это может сопровождаться снижением работоспособности, интереса к учебе. Подросток становится невнимательным, рассеянным, допускает ошибки, которых ранее не было. Он может стать малоразговорчивым или, наоборот, чрезмерно говорливым.
Психологические изменения у девочек Меняется эмоциональный фон поведения девочек. Эмоции их подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью и даже жестокостью в значимых вопросах. Застенчивость легко переходит в развязность и даже грубость. Девушка критикует старших, но не видит своих ошибок, завышает оценку своих достоинств и возможностей. Или наоборот - принижает собственные положительные качества. Часто бывают спонтанные состояния глубокой депрессии, чувства непонимания людей, желание закрыться от внешнего мира.
Как правильно воспитывать мальчиков и девочек? Из книги Джона Грея «Дети с небес. Уроки воспитания»
Как воспитывать мальчика? Мальчики с Марса: Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности. Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности. Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу. Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.
Как воспитывать девочку? Девочки с Венеры: Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой. Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.
Как, когда и кто должен разъяснять детям половые проблемы?
Разъяснение вопросов в этом плане нельзя ограничивать одной беседой. Не следует провоцировать вопросы, но если вопрос задан, то надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка. Беседы с детьми о различии полов, о деторождении должны проводиться с 7-11 лет и необходимую информацию дети должны получить до наступления периода созревания, т.е. до лет.
Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. А если мы отмахиваемся, стыдим, то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. А ответят случайные "знатоки".
Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просвещения».
Дети впервые узнают, что такое любовь, видя, как родители относятся друг другу, и чувствуя на себе их любовь. Видят ролевые модели супружеской любви. Происходит первое воспитание мужественности и женственности
Правила полового воспитания детей
Добейтесь доверия к себе со стороны ребенка. Тогда он сам захочет поговорить с вами, посоветоваться, узнать интересующие и волнующие его вещи. Тогда он не пойдет искать ответа у «знающих» друзей.
Юноши и девушки не любят чрезмерной опеки со стороны родителей, но они нуждаются в полезных советах и помощи. Давать их надо своевременно и тактично.
Если разговор заходит о сексуальных отношениях, слушайте ребенка внимательно, отключитесь от всех других дел. Если разговор возник в неподходящий момент, перенесите его, но так, чтобы не казалось, что вы уходите от темы. Важно показать свою заинтересованность отложите газету, выключите телевизор, не зевайте, не смотрите на часы. Не надо торопить ребенка, «выжимать» из него больше, чем он хочет сказать.
Воспитывайте понимание интимности любовных отношений. В беседах с молодыми людьми надо подчеркивать, что выражать на виду у всех свои отношения слишком уж безудержными поцелуями, вульгарными объятиями, а порой и совсем бесстыдными позами, чрезмерно откровенно намекающими на физиологические взаимоотношения между мужчиной и женщиной - оскорбительно для настоящей любви.
Девушки должны помнить, что их слишком свободное поведение осуждается в среде юношей, они называют таких девушек доступными, дешевыми или еще того хуже. А на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы вашей женой стала слишком развязная, легко доступная девушка?» многие юноши дают отрицательный ответ.
Родители должны учить молодых людей, что любовь - это не грубый секс, а высокое благородное чувство, основанное на взаимном уважении, на ответственности друг за руга, на восхищении моральными качествами партнера.
У человека не должно быть беспорядочных половых связей, как в мире животных. Современная мода на свободу в интимных взаимоотношениях представляет серьезную опасность в среде подростков и молодежи. Это не только психологические травмы, но и различные заболевания как следствие половой безграмотности.
Родители должны готовить подростков к будущей семейной жизни. И делать это надо личным примером, задушевными беседами, чтением произведений литературы, анализом ошибок других молодых семей и т.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!